Санька и его самолеты

      
   Наконец в поселке, построили новую, трехэтажную школу.  Начальную школу, которая находилась в небольшом старинном доме, с печным отоплением, перевели в новое здание.  В освободившемся помещении, сделали косметический ремонт и повесили новую вывеску – «Дом пионеров и школьников».  Там в двух классах, разместились Изостудия  и кружки технического творчества.  С началом учебного года,  желающих заниматься в этих кружках, было так много, что приходилось устраивать вступительные конкурсы, и отбирать самых способных детей. Когда два старших брата Виктор и Геннадий, пройдя конкурс, уже несколько месяцев занимались в Доме пионеров.  Младший брат Александр завидовал им и просил братьев, взять его с собой.
  – Маленький ты ещё, там физику надо знать, вот перейдёшь в шестой класс, тогда возьмём  - пообещал  старший брат.
Санька ( так его звали братья) решил записаться в изостудию, так как, считал что у него получится -пройти конкурс. И действительно после новогодних каникул, когда многие кружковцы прекратили посещать изостудию, появилась возможность принять Саньку. Он сразу, с первых уроков стал показывать такие результаты, что преподаватель постоянно ставил его работы в пример.                По окончании учебного года преподаватель похвалил мальчика и предложил посещать занятия в городе, у профессиональных художников.  Посещая изостудию, Санька заходил в соседний класс, где занимались братья и подолгу задерживался там, наблюдая, как они мастерят, различные приборы и модели.
  Братья  самостоятельно,  собрали детекторный радиоприёмник и давали послушать через наушники.  Планировали изготовить усилитель для трансляции громкой музыки, но не хватало, каких- то деталей.  Повзрослев у них, появились другие интересы,  и они забросили эту затею. Но Виктор остался верен своей мечте, выучился на киномеханика и на всю жизнь связал себя с радио, а затем и телемеханикой.  Геннадий,  отучившись  в  ПТУ и закончив -  Автодорожный техникум,  выбрал профессию автомеханика.
 Преподавателем в технических кружках был, местный умелец, самостоятельно освоивший премудрости моделирования и радиотехники.  Звали его Гузев Александр Григорьевич.  Он был человеком с не простым характером, как большинство провинциальных  умельцев, он был честолюбив.  Прочитанную где-то информацию он без стеснения выдавал за - собственную.   Между тем, он был человек, увлечённый и бескорыстный,  хотя материальное обеспечение, для занятий  техническим творчеством,  достаточно хорошо обеспечивалось государством, ему  многое приходилось покупать за свои деньги.   Более перспективным кружковцам он доставал необходимый материал, через друзей и знакомых.  С поездки на республиканские соревнования он привозил огромный брусок бальзы ( сверхлёгкая порода дерева произрастающая в южной Америке)  выкупленный со складов ДОСААФ.   Распилив брусок на тонкие пластины, он раздавал тем кружковцам, которые были членами команды и защищали честь района.  Благодаря этому,  у мальчишек была возможность завоевывать призовые места на областных и  республиканских соревнованиях.  Директор  Дома пионеров  гордилась достижениями своих учащихся и всячески помогала  команде, обеспечивая их всем необходимым.  Она вникала во все тонкости технического моделирования,  могла часами рассказывать про модели и их исполнителей. Из каких материалов, что сделано, непременно подметив, каких трудов ей стоило достать моторчик для модели или эмалит - для обтяжки крыльев.
  С наступлением нового учебного года Саньке удалось выдержать вступительный конкурс и стать полноправным кружковцем, заменив своих братьев.  Хотя он был самым маленьким в группе, преподаватель дал ему  очень сложное задание.  Изготовить  фюзеляжную модель планера, с размахом крыльев около двух метров.  Первый месяц он учился работать инструментами.  Особо трудно было освоить ручной лобзик.  Постоянно ломались пилки на крутых разворотах,  приходилось их менять,  выслушивая упрёки преподавателя.  Только к осенним каникулам ему удалось выпилить все нервюры для крыльев, а их на два крыла приходилось сорок восемь штук. Ещё в каждой нервюре надо было выпилить по три  овальных отверстия называемые – облегчением.  По изготовленному чертежу  Санька стал собирать крыло, вклеивая нервюры между длинных тонких реек, называемые – лонжеронами.  В кончики нервюр с обеих сторон вставил кромки, передняя квадратная и задняя плоская.
  – Фух! – Выдохнул Санька облегченно и пошел к столу преподавателя:
 - Вот, собрал одно крыло, проверьте  Александр Григорьевич.
  – Проклеил хорошо?    - прищурив один глаз, он покрутил каркас крыла в руках, причмокнув языком,  произнёс:
  -   Ну, что сказать. Замечательно, перекосов нет, довольно прочно склеил и на  крутку устойчиво. Продолжай в таком духе.
    На радостях Санька взялся собирать второе крыло. Он уже имел опыт, и второе крыло собрал  гораздо быстрее первого. Каковое  было разочарование,  когда  понял, что собрал два крыла на правую сторону. 
 Преподаватель посмеялся и  произнёс:
   -  Это ошибка всех начинающих моделистов, не расстраивайся,  ошибки надо уметь исправлять, тебе не раз придётся ошибаться, и если сразу будешь  раскисать, ничего не добьешься.   Лобзиком ты работать научился, изготовь ещё сорок восемь нервюр, сделай два крыла на левую сторону и будет у тебя не один, а два самолёта.
    Санька сидел в растерянности и помышлял:   - А не бросить ли, ему, всю эту мороку  с самолётом?  Это опять месяц выпиливать нервюры по одной?   А почему по одной?  Фанера тонкая, можно сразу по три выпиливать!  - Прикинул Санька и очень обрадовался этой идее.
  Так впервые, появилась изобретательская мысль, в голове у мальчика. Он стал, точечно склеивать листы фанеры и выпиливать сразу по три нервюры.  Преподаватель, увидев Санькино изобретение, на всю лабораторию объявил:
  -  Вот это называется рационализаторский подход  в технологии!   Новаторство!               
      Два левых крыла удалось собрать меньше чем за месяц.   Ещё предстояло изготовить  два  фюзеляжа  и два стабилизатора. И эту задачу он одолел с успехом.
  Когда за окном стало светить яркое - весеннее солнце,  одна модель планера уже была готова, Саньке не терпелось запустить её в небо. 
    В середине апреля, когда земля просохла, и по лощинам, растаял последний снег, Александр  Григорьевич  выкроил время и пошел с Санькой запускать его первый самолёт.   
   Пока Александр Григорьевич с Санькой шли на поле, преподаватель рассказывал об особенностях атмосферы, как возникают восходящие потоки, а так же нисходящие, в авиации их называют – «воздушные ямы».   Для хорошо отбалансированной  модели, нисходящие потоки не страшны, а вот восходящие могут «подцепить» так, что планер может летать пока солнце не сядет.   Особенно коварны, весенние восходящие потоки, их ещё называют « термические потоки» или сокращённо «термики».   Весенняя земля влажная, и как только начинает прогреваться солнцем, происходит испарение, влажный воздух плотнее сухого, от этого весенний «термик» на много - сильнее.  Санька слушал преподавателя, и не мог представить, как это может, самолёт без мотора, летать  «пока солнце не сядет».
Пришли на поле, присоединили крылья, стабилизатор к фюзеляжу, и планер к полёту – готов.  С начало  Александр – старший,  поднял модель над головой и резко толкнул от себя, планер плавно поплыл над  землёй с еле заметным снижением.  Санька застыл в изумлении.
  – Что стоишь?   Беги, за ним, твой самолёт, вот и запускай его сам.  Отличная модель у тебя получилась, молодец!
 Мальчик бегал по полю запускал свой первый самолёт, и каждый раз у него получалось всё лучше и лучше. Радости не было придела, ему казалось, что не модель летает, а он сам.
  Тут преподаватель  позвал его и предложил:
  -  Может быть, на леере запустим?  Ты фитили для парашютирования заготовил?
   Леер, - это рыболовная леска,  длиной пятьдесят метров с кольцом на конце,  за которое цепляется модель, а фитили предназначались  для ограничения полёта модели. Их вставляли между ниток держащих стабилизатор, при перегорании ниток , стабилизатор менял положение и планер садился.
 Теоретически Санька знал, как буксировать планер, это почти как запускать «воздушный змей», а практически предстояло впервые.  Он сильно волновался, но всё прошло - отлично.  Пробежав несколько метров, пока модель, наберёт высоту, он остановился, планер отцепился от леера и с небольшим виражом стал плавно кружить в голубом просторе.  Те самые потоки, о которых накануне  рассказывал тренер, то подбрасывали самолёт, то прижимали к земле, когда планер попадал в тень облаков.     Не сильный ветерок уносил его, от места старта, Санька побежал за ним, ему показалось, что прошла вечность, пока сработала система парашютирования.  Покачиваясь,  модель, медленно стала спускаться и приземлилась прямо в руки маленькому конструктору.  Сердце мальчишки колотилось, не - то  от пробежки, не - то от волнения, он ликовал  от этого головокружительного полёта.
  Александр Григорьевич  обычно строгий и скупой на похвалу,  расплылся в улыбке и всё нахваливал, своего ученика:
  -  Первый самолёт, а каков результат!  Ты видел, он почти пять минут продержался в воздухе и не собирался садиться.  Ну,  тёзка, ну молодец!   Давай ещё разок запустим, для закрепления результата, и домой!   Только фитиль  короче сделай, чтоб далеко не бегать.   
 Воодушевленный похвалой тренера,  Санька уверенно затащил  планер на полных пятьдесят метров,  удачно, с виражом отцепил , и задрав голову  наблюдал за полётом.  Вдруг солнце спряталось за облако, повеяло холодком,  планер, покачиваясь, пошел на снижение.
 – Вот видишь,  в нисходящий поток попал, но хорошо держится,    -  комментировал  полёт тренер.    
Тут вновь выглянуло солнце, планер стал стремительно набирать высоту, ветер стих, и модель по кругу всё выше и выше поднималась над, стартовой площадкой. Когда высота достигла раз в десять больше  первоначальной,  и время прошло более  десяти минут.   Александр - старший ,поникшим голосом произнёс:
 - Прости меня тёзка, наверное, я фитиль плохо прикурил.   Небо, похоже, не отдаст твой первый самолет. Ты уж не грусти, мастерство и стремление остались с тобой.  Если заразился небом, - это навсегда.
  Мальчик смотрел,  не отрываясь в небесную высь, мысленно прощаясь со своей «частицей» в которую он вложил, всю свою душу, старание и мастерство.  Слёзы застилали глаза, а он всё смотрел до последнего, пока модель не исчезла в облаках.      
    Екатерина Дмитриевна – директор Дома пионеров, узнав о случае на испытательных полётах, пообещала отыскать улетевшую модель.    Спросив  у преподавателя, в каком направлении вести поиск, она с мужем, объехала все посёлки в зоне поиска, разъясняя жителям, куда следует звонить в случае находки.  До областных соревнований оставалось два месяца, вторая модель была почти готова.  Надежды на то, что улетевший  планер найдут, было  мало.  Чтобы подстраховаться,  Александр  Григорьевич,  признавая свою вину в произошедшем, порекомендовал изготовить ещё одну модель, совместно, всем коллективом кружка. После высокой оценки качества «улетевшей» модели, тренером команды, кружковцы приложили максимум старания, при изготовлении деталей нового самолета.  Узнав как избежать потери моделей,  Екатерина Дмитриевна  смогла раздобыть - пять таймеров.  Таймер, это миниатюрный часовой механизм, который ограничивает время полёта, и не подведёт как фитиль.
 К соревнованиям было всё готово.  Пять членов команды,  копошились со своими моделями, устраняя мелкие недостатки.  В лабораторию вошла директор и сообщила, что автобус, для поездки прибыл.
 Соревнования проходили на аэродроме ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии авиации и флота).  В середине июня, погода стояла солнечная, в небе появлялись мелкие облака, и слышалось пение жаворонка.  По взлетному полю, были расстелены полога, на которых  красовались ярко раскрашенные модели.  Всё это напоминало,  ярмарку народных промыслов. Масса народа, ходила от одной команды к другой,  рассматривая привезённые поделки.  Вот в небе вспыхнула сигнальная ракета, это означало, что начался первый тур соревнований.  Участники подходили к судейским столикам, регистрировались и запускали свои самолёты.  В небо взметнулось сразу несколько планеров, потом стали подниматься резиномоторные самолёты,  шурша над  головами вращающимися винтами.  Всё завертелось, закружилось, модели взлетали, падали  врезались друг в дружку, снова взлетали.  Только единицы, гордо парили в прозрачном утреннем воздухе.  Санька бежал за своим планером, то и дело, посматривая на часы, и слышал, как на модели  жужжит  таймер.  Щёлк,  сработал ограничитель  полёта, планер качнулся и медленно стал спускаться на землю.
 – Максимум! – Заорал Санька не в состоянии сдержать эмоции. 
 Осмотревшись  вокруг, он увидел, что ещё несколько мальчишек находятся рядом с ним, по их ликующим лицам было понятно, что они тоже слетали по «максимуму».   Пока лидеры возвращались к месту старта, успели познакомиться.    Александр из городского дома пионеров, был десятиклассником, занимается моделизмом пять лет,  Виктор из 21 школы, тоже  не новичок.  Володя и Геннадий кружковцы областной Станции юных техников.  Они удивлялись как это их соперник, такой юный, за один год, оседлал такую сложную технику.
  Слетав ещё четыре тура,  Санька завоевал второе место, уступив только десятикласснику из  «ДЮПа».   После трёх дней соревнований в команде появился ещё один чемпион.  Это был Косицин Анатолий.  Он  второй год становится чемпионом области и уже ездил на республиканские соревнования.
 Вечером  Александр Григорьевич,  вернувшийся к своим ученикам, которые проживали в интернате  для глухонемых, сообщил:
    - Судейская коллегия рассмотрела результаты соревнований,  и решили на сборы оставить  спортсменов занявших первые и вторые места.
   Так  Толик и Санька остались на двухнедельные подготовительные сборы.  Они за это время, успели ознакомиться с достопримечательностями  города, подружиться с городскими ребятами и тщательно подготовиться к предстоящим республиканским соревнованиям.  Питались они в самом настоящем ресторане с официантами, по талонам от отдела образования. Талонов выдали так много, что они лишние, меняли на деньги и покупали мороженое, ходили в кино или просаживали в стрелковом тире.  Перед самым отъездом в столицу, появился Александр Григорьевич, его назначили тренером сборной команды.  Все мальчишки были в восторге, так как многие не раз ездили с ним, и знали его только с лучшей стороны.   
   На республиканские соревнования ехали трое суток, на поезде.   В дороге было весело, помогали проводникам убираться в вагоне,  разносили чай, даже умудрялись строгать запасные пропеллеры. Питались продуктами, купленными в ресторане на оставшиеся талоны. В ассортименте  были различные консервы, маринованные персики, шоколадные конфеты  и печенье.   Обедали в вагоне- ресторане, брали первые и вторые блюда. На остановках покупали свежие овощи и фрукты.  В столицу поезд прибыл рано утром, когда команда вышла на перрон, то выяснилось, что в этом  поезде прибыли моделисты из пяти областей.  Те ребята,  которые не первый раз приехали сюда, увидев знакомых, искренне радовались, и даже обнимались, как стары друзья.   Все погрузились в дежурный автобус и последовали за город на аэродром центрального аэроклуба ДОСААФ.  Через  час автобус въехал  в ворота  аэроклуба, здесь было очень уютно,  ровные асфальтированные дорожки, ухоженные газоны,  клумбы с цветами всё строго и со вкусом.   Приехавших ребят расселили в огромной казарме, в которой стояли двухъярусные, армейские кровати.
   На построении начальник аэроклуба выступил с обращением и в заключении сказал:
 - Ребята, - будущие войны, находясь на этой территории,   вы обязаны  выполнять  все требования  воинского устава,  их, вы прочтёте на стендах, установленных  вдоль пешеходных дорожек. 
  Пожелал удачных полётов и мягких посадок.
  После обеда мальчишки разбирали стартовые ящики, проверяли, нет ли повреждений на моделях, за время транспортировки, ходили,  друг к другу в гости, интересовались новинками. 
 Ранним утром,  только  солнце  вынырнуло из-за горизонта, полусонные моделисты, волоча свои стартовые ящики, двигались к месту старта.   Место старта определяли по направлению ветра, бывало, что это место находилось за три – пять километров от  лагеря.   Примерно на столько, улетали модели.  Республиканские соревнования похожи на областные, только здесь соперников в десять раз больше, и все они областные  чемпионы.     Стартовых столиков уже не три, как на областных соревнованиях, а пятнадцать, и судьи тут  не ниже республиканской категории.
  Ракетница,  оповестила  о начале соревнований,  модели одна за другой взмывали в небо.  Над аэродромным полем, творилось, что-то похожее на воздушную карусель.     Десятки разноцветных планеров  кружились в  восходящем потоке, и судьям предстояло не  упустить из виду свой объект.
  Санька,  три тура слетал отлично.    К полдню подул ветер, и запускать модели стало сложнее.  От порывов ветра, у некоторых моделей «складывались крылья», это когда ломался лонжерон крыла,  починить такую поломку, на старте, не возможно, и если нет запасной модели, участник выбывал из соревнований.  Санька, чтобы сберечь модель, осторожничал и не вытягивал планер до конца, из-за этого, терялась высота, ветер швырял самолёт как перышко и результаты становились всё хуже и хуже.   В итоге  Санька завоевал пятое место из пятнадцати участников. 
   Завершились соревнования свободнолетающих моделей, предстояли соревнования кордовых ( модели управляются с помощью стальных нитей, летая по кругу)     Толик помогал Саньке, на старте, теперь предстояло Саньке помогать другу запускать его самолёт.  Соревнования проводились  в городском центральном парке, куда моделисты приехали с утра.  К началу соревнований на трибунах собралось несколько сотен зрителей.  По списку, на площадку вызывались участники соревнований.  Вот подошла очередь, продемонстрировать  полет, Анатолию.  Он изготовил копию Чешского двухмоторного  самолёта «Морава».  Предстояло запустить два двигателя внутреннего сгоранья,  взлететь и пролететь десять кругов.  На тренировках, всё проходило исправно, но теперь сказывалось волнение,  моторы запускались и глохли,  с первой попытки не уложились, в отведённое время, взяли вторую попытку в конце тура и всё проделали на - отлично.   Самолет Толика,  по стендовой  оценки, получил максимальное количество баллов,  в результате, он стал чемпионом республики. Санька искренне радовался вместе с другом.  Возвращаясь в аэроклуб, в автобус  к моделистам, посадили группу летчиков.  Так как, мест в автобусе не хватало, а Санька был самым маленьким, лётчик посадил его к себе на колени и за время поездки они познакомились. Расставаясь, Валера, так звали лётчика,  предложил:
 - Приходи  Санёк,  завтра  утром на стоянку самолётов я тебя покатаю, на  Як – 12.  Утром Санька с Толиком пришли  к дяде Валере.  Он, как и обещал,  посадил мальчишек в самолёт, вырулил на взлетную полосу.   Разбежавшись,  самолёт  плавно оторвался от земли и они полетели…   


Рецензии