Музыкант Глава 2. Часть 2. Всем сердцем любя

 Начало http://proza.ru/2020/03/22/663
  2.2.  «ВСЕМ СЕРДЦЕМ ЛЮБЯ»
   Серый зимний вечер Дёмин украсил мне замечательным концертом. Предоставил восемь текстов песен и дал возможность их послушать. Мелодии, разные по стилю, по звучанию, струились каскадом. Красивая музыка и мудрые слова сливались в единое гармоничное целое, воспевая красоту мира, передавая с яркой силой жизненные коллизии: радость, печаль, тревогу, счастье, любовь.
   Я поблагодарила композитора за искренние задушевные песни и заметила:
   — Посмотрев тексты, поняла особенность вашего творчества. Вы не притягиваете музыку к словам, а вникаете в смысл, рождаете мелодию, потом вписываете в мелодию текст автора, где-то изменяя слова, где-то добавляя повторения, вставляя проигрыши. Песни получаются живые, динамичные. Это и есть мастерство?
   Ответ:
   — Это знания, опыт и мастерство.
   — Представьте авторов текстов прослушанных песен.
   — Автор один.  Кирияджи.
   — Как один? — удивилась я.  — Тогда подробнее о человеке с таким любящим сердцем.
   Собеседник начал рассказ о многолетней дружбе: «Познакомились мы в начале 1983 года. К двухсотлетнему юбилею Севастополя городская газета «Слава Севастополя» объявила конкурс на лучшее стихотворение о нашем городе. Я понёс свои стихи в редакцию. Поэтов собралось много. Образовалась длинная очередь к рецензенту. Моё внимание привлёк красивый мужчина почти двухметрового роста, крепкого телосложения, с чёрными, слегка вьющимися волосами.
    Подошла моя очередь, я зашёл в кабинет. Там сидел немолодой человек в наушниках. Подал ему текст песни «Севастополь — гордость моя», написанный мною на листочке от руки. Тот прочитал, достал красный фломастер, поставил жирный крест на моём тексте и вернул листок со словами: «Никуда не годится!» Выйдя от «вершителя судеб», я устроился у подоконника и написал шесть экземпляров своего текста. С листками подошёл к очереди, раздал свой стих поэтам, попросил написать «на эту рыбу» профессиональный текст и через неделю принести мне сюда в такое же время. Хорошая музыка для текста уже готова в джазовой ритмике. Требуются стихи, когда слова состоят из одного, двух, максимум трёх слогов.
   Через неделю я пришёл в редакцию, но ни один из поэтов, свой текст мне не представил.
Песня «Севастополь — гордость моя» на конкурс не попала. Просто мы стали петь её в ресторане, где я работал руководителем оркестра. А на моих юбилейных вечерах, которые проходили каждые пять лет с большим концертом моих песен, она успешно прозвучала в 2007 году в исполнении группы  «Андреевский флаг», а в 2012 и 2017 годах в исполнении  солистов Творческого коллектива Культурного комплекса  «Корабел». Песня живёт и в наши дни. Её охотно исполняют и взрослые, и детские коллективы.
   — Хорошее не устаревает! Но вернёмся в 1983 год.
   «Тогда на встречу со мной в редакцию пришёл только понравившийся мне высокий черноволосый мужчина. Познакомились. Олег Кирияджи. Стих на «мою рыбу» он не написал, но дал мне газету «Слава Севастополя», на последней странице которой помещён его портрет и три его стихотворения. Один текст «Частица Родины» мне понравился сразу.
   Тут же, буквально за пять минут, родилась мелодия песни, названной позже «Севастополь в сердце». Я спел Олегу. Он одобрил. Договорились встретиться в Артбухте, где я работал в ресторане “Баркентина”.
   В той же газете меня привлёк текст “Сапун-гора встречает свадьбы”. Я написал музыку и к этим стихам.
   Олег приехал в Артбухту на огромном  КАМАЗе, в который я еле залез; такие высокие колёса, почти в мой рост. Мы согласовали песню про Сапун-гору. Я успел подать её на   Всесоюзный конкурс произведений о Севастополе.
Было представлено сто восемнадцать песен. При подведении итогов, кроме трёх основных премий, ввели три поощрительные с лауреатскими дипломами. Первой в этой тройке названа наша песня. Также была вынесена благодарность музыкальному ансамблю ресторана “Баркентина”, где я работал руководителем, за помощь в организации и проведении конкурса».
   Для севастопольцев Сапун-гора — святое место. В истории города она трижды становилась ареной ожесточенных боев. В мае 1944 года успешный штурм Сапун-горы позволил армии освободить Севастополь. В честь этого события в шестидесятые годы там создали мемориальный комплекс с Вечным огнем. Зазвучала мелодия “Сапун-гора” севастопольского композитора Бориса Боголепова. Установилась традиция: после загса молодожёны приезжали на Сапун-гору к Вечному огню. В период перестройки традицию нарушили.
   В 2004-м году к Дёмину обратились с просьбой сделать компьютерный вариант мелодии Боголепова у Вечного огня на Сапун-горе. Теперь она звучит в электронном виде, записанном Дёминым. 
   «Олег Кирияджи, — продолжил Демин, — оказался старше меня на девять лет. Родился в Керчи в 1938 году. Окончил в Севастополе техническое училище, здесь и остался. Отслужил на флоте, работал шофёром. Я узнал, что его отец, грек, погиб в годы войны. От отца Олег унаследовал красивую внешность (статность, мягкие линии лица, блестящие, полные огня, глаза) и черты характера (стремление к познанию, гостеприимство, семейственность, азарт состязаний). Судьба свела нас, мы скорешивались. Наша дружба продлилась более двух десятилетий. Это годы интересной и плодотворной работы.
Олег принёс мне ещё десятка два своих текстов. На пятнадцать я постепенно написал песни. Однако воплотить их в жизнь смог только после приобретения музыкальной станции.
   Перестройка, развал страны, трудности девяностых заставили меня прервать на время  наши отношения. Я работал в Сербии, потом в Форосе, три с половиной года ходил в Стамбул. После долгой разлуки встретились в 1998 году. Олег принёс мне ещё несколько новых текстов, в том числе «Вечер в Севастополе».
   К тому времени у Олега обнаружили рак. Ему сделали операцию по удалению части желудка. Он очень изменился внешне: похудел, поседел, вообще, выглядел неважно. Затем у него начался диабет, который и свёл его в 2007 году в могилу. В июле того года у меня был 60-летний юбилей. Я приехал к Олегу домой и пригласил на вечер, где будут исполнены три песни на его слова. Обещал ему поездку туда и обратно на такси. Но он приехать не смог. О  смерти Олега мне сообщил его сын, но уже после похорон».
   Рассказчик сделал затяжную пааузу. Я подумала: "Давно нет замечательного человека, совмещавшего тяжёлый труд водителя огромного КАМАЗа с созданием полных нежности лирических стихов, а песни на его стихи живут!" Попросила композитора рассказать о прослушанных мною песнях.
   — Три песни написаны в 1983 году. Это «Севастополь в сердце», воспевающая героизм Севастополя:

Мужеством наполнен, красотой особой,
Расплескался город на крутых холмах.
Прохожу с улыбкой: «Здравствуй, Севастополь!
Имя твоё, город, — музыка сама».
       Припев: Те слова простые не забыты с детства,
               Что вели к победе всех твоих солдат.
               Севастополь в мыслях,
               Севастополь в сердце,
               Севастополь в жизни нашей навсегда.
Вырастал мой город из огня и стали,
Из надёжной дружбы, звонкого труда.
Повидал я в жизни города и страны,
Но всегда с волнением  приходил сюда.
Припев.
И в портах далёких верил я, как прежде, —
В самом лучшем море, посреди весны
Пришвартован к бухтам кораблём надежды
Белоснежный город, гордость всей страны.
Припев.
Корабли у пирса постоят недолго,
По дорогам синим разбегутся вновь.
За судьбу отчизны мы всегда в тревогах,
За её частицу — город моряков.
Припев.

   — «Город мой» - песня о горести разлуки и радости встречи с любимым городом.
 
   Никогда мне не будет покоя,
   Даже в краткой разлуке с тобой.
   К белым скалам горячей  щекою
   Я прижмусь. Я вернулся домой!
   Я вернулся домой!

   — Лирическую  песню «Севастопольский вечер», описывающую красоту города,  мы часто исполняли в ресторане «Баркентина».
   — Как раз там слова: "В высоких мачтах заблудился ветер". Красивые проигрыши навевают раздумья.
   —  «Белый рояль» 1985 года.
   — Ясно. Началась перестройка. Вспомнили гражданскую войну, исход. Это сильная песня об огне революции и явлениях новой жизни. Иносказательно переплетаются старое и новое. Стихи написаны в духе той, революционной эпохи. Хочется слушать и слушать, вникая в глубокий смысл песни о «малиновом страшном костре».
 
     Песню «Яблочко» пела гармошка.
     Паровоз уносил её в даль.
     И гудел в паровозной малиновой топке
     Старый бабушкин белый рояль.
     Старый бабушкин белый рояль.
     Удивительный белый рояль.

     — Песня «Признание» ("Иначе зачем же мне быть?") 1990-го года.
     — В ней автор нежно рассказал о дружбе, о любви, о радостном возвращении домой. Слова красиво оформлены музыкой. Высказана глубокая мысль:
    Всё на земле повторимо,
    Неповторимо любить.
     —  Олег тяжело переживал распад страны. Тревожился за родной город, оказавшийся в чужом государстве, за разделённый по-живому Черноморский флот. Это передано в песне «Севастополь родной»:

   На разбитом КАМАЗе,
   Нараспашку душа.
   Я болтаюсь по трассе,
   Всё куда-то спеша.
   При таком-то коварстве,
   Будто мне всё равно,
   Что в чужом государстве,
   Что не платят давно. 
          Припев:  Севастополь родной,
                Ты прости, ты прости.
                Что всем сердцем любя, я беду от тебя
                Не сумел отвести.
                В вековую скалу
                Тщетно бьётся волна,
                Это – наша любовь, это – наша любовь,
                Это – наша страна.
   Будем живы, славяне!
   Поднимаю бокал!
   На скалистом кургане
   Мой ровесник упал.
   И уже, обессилив,
   Завещал не тужить.
   Жить бы только России!
   Севастополю жить! 
   Припев.
   На разбитом КАМАЗе,
   Нараспашку душа.
   Я болтаюсь по трассе,
   Всё куда-то спеша.
   Всё не верю коварству,
   Будто мне всё равно,
   Что в чужом государстве,
   Не с Россией давно. 
   Припев.
   Да не в деньгах ведь счастье,
   Нет их, иль всё же есть. 
   Разделили на части
   Неделимую честь.
   И встречаются в море
   Раньше, в общем, друзья.
   Вроде, не о чем спорить,
   Но, как прежде, нельзя. 
   Припев.

   — «Вечер в Севастополе» написан в 1998-м году.
   - Как? - удивилась я. - Севастополь в то время был на Украине, а слова в песне
“Всё это мой город, и это Россия”.
   — Песня, — пояснил композитор, — написана для  Ансамбля Черноморского флота, а Севастополь — это Россия со дня его основания. Аранжировал я песню в 2009. Запись эстрадной группы сделана в 2017 году. Я написал аранжировку и на оркестр, и на хор Ансамбля КЧФ. У них в библиотеке эта партитура осталась. Но что-то не так пошло… Вспомнил. Они уехали на гастроли в Европу аж на три месяца.   
   — Песня “Не учите меня резать по-живому” написана в благодарность хирургу, удалившему Олегу опухоль, как “лишние детали”. После операции Олег уже не работал, нуждался в деньгах. Где-то прочитал, что Киевский пивзавод заплатит десять тысяч гривен тому, кто напишет лучшую песню-рекламу. Олег принёс мне стихи, я написал и спел песню “Хочу пива”, но ничего из этой затеи не вышло.
   — Песня получилась весёлая, с юмором. Поучительная. “То, что можно пассажиру, то водителю нельзя».

Хочу пива, хочу пива,
Пива доброго разлива,
Чтоб спешили суетливо
Золотые пузырьки.
Чтоб под пиво, чтоб под пиво,
Как всегда неторопливо,
Безмятежно и счастливо
Толковали мужики.

   — «Зелёный свет Батилимана» - последняя моя работа с Олегом. Он отдыхал в Батилимане и воспел в стихах красоту этого края. Песня заканчивается словами:

   Есть под луной другие страны,
   Другие скалы и вода,
   Но вечера Батилимана,
   Покой и грусть Батилимана,
   Зелёный свет Батилимана,
   Со мной останутся всегда.
Продолжение http://proza.ru/2020/02/26/786


Рецензии
Послушать песню "Зелёный свет Батилимана" на слова Олега Кирияджи
http://youtu.be/_XxCfqBftd8
Галина

Галина Дейнега   15.08.2023 07:39     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.