А где он, этот край Земли?

Отец рассказывал сыну, что где-то там, за морями, за лесами, за высокими горами, за широкой рекой Иртыш, да ещё дальше даже, там, где встречается небо с землей, есть чудесные острова, по которым текут реки с горячей водой, дымятся вулканы, и чайки громко кричат, приветствуя солнце, всплывающее из океана.
 
- Правда! – восхищался сын. – И реки с кипятком? И эти, вулканы?
- Правда, сынок, - говорил отец. – Я там служил, армейская служба. И рыбы в том океане – видимо-невидимо! С кораблей сетями рыбу ловят, трюмы набьют рыбой. А её не становится меньше.
- Правда! – восхищался сын. – А почему эти самые, вулканы, дымят?
- Земля дышит, - говорил отец. – Курильские острова, там живые вулканы, выбросы пара и пепла. Красиво там! Подай-ка гитару.
- А у нас нет вулканов, - говорил сын.
- В Черлаке вулканов нет, - подтверждал слова сына отец, трогая гитарные струны. – Зато мы всегда можем сами спеть красивую песню.

Листья желтые над городом кружатся,
С тихим шорохом нам под ноги ложатся.
И от осени не спрятаться, не скрыться,
Листья желтые, скажите, что вам снится…

Более смелого исследователя черлакских окрестностей, чем Володя Тодоренко, в селе, наверное, не было. Там глубокие овраги, крутые речные берега. Может, надеялся вулкан отыскать? Может быть, хотел сделать такое открытие. С утра убежит из дома – родным хоть караул объявляй. Где мальчишка? Да и черлакские сорванцы ему под стать. Друзей у него всегда было много.
 
- Вечером с моей мамой Верой Ивановной вместе считали царапины, ссадины и синяки на его коленках, - вспоминает с улыбкой Людмила Михайловна Госпаревич, двоюродная сестра  Владимира Николаевича Тодоренко. – Йодом мазали ранки, зеленкой. Мы по соседству жили.
Её будущий супруг Юрий Алексеевич учился в Омском речном училище, приезжал на побывку в родной Черлак. Он потом многие десятки лет отдаст флоту, плавал в ранге капитана, руководил судоремонтным заводом. А тогда – молодой, красивый, в форме.
- Моряк! Моряк приехал! – радовался Володя гостю.
Совсем юным Володя Тодоренко переплыл Иртыш.
Без кораблей.
Без лодки.
Сам.
Бросился в воду и поплыл.
С родного берега - на тот, дальний, манящий своей неизвестностью.
Родные переживали:
- Попадет в водоворот, река опасная.
Штакетник у Дома культуры отломал. Сам-то, наверное, до такого бы не додумался, а за компанию порушили заборное великолепие. Отец Николай Иванович – рабочий человек, серьезный, водитель с многолетним стажем, дальние рейсы – его стихия, взял гвозди, молоток и сказал строго:
- Надо починить, сынок, штакетник. Сам сломал – сам чини. Держи гвозди и молоток!
Вместе пошли к Дому культуры.
Культура и труд рядом идут.
Гвозди гнутся, ушиб палец молотком, но исправил свою ошибку.
Устранил фактор дисгармонии.

Мама Валентина Павловна помогла сыну Володе преодолеть, образно говоря, заборные преграды и уличные предрассудки, начала настойчиво водить мальчика на занятия непосредственно в Доме культуры. Она была образованной женщиной, приехала в Сибирь из Подмосковья по распределению, работала в банковской сфере. Мальчишка начал постигать музыкальную грамоту, уверенно заявил о себе как о подающем надежды танцоре. Она разбудила в сыне любовь к чтению. Он на улицу бежать – мама его останавливает, усаживает на стул, дает книгу: «Сынок, прочитаешь пять страниц и потом иди играть». На всю жизнь  у него сохранился интерес к печатному слову. Мама же сказала: «Читай!».  К 7 классу ему самому понравился такой ритм организации дня – уроки в общеобразовательной  школе,  занятия в кружках в Доме культуры, тренировки в детско-юношеской спортивной школе. Увлекся легкоатлетическим бегом на средние дистанции. И помощником был первым в доме. Отец в рейсе, он один мужчина в доме.
 
А когда Володя учился в восьмом классе, умерла мама.
Трагедия.
Плакала старшая дочь Татьяна, плакал и он, сын Володя.
Его сверстники ещё были счастливыми беззаботными подростками. А он, глядя в классе на них, шумных и веселых, вдруг понял, что детство кончилось.
Навсегда.

Именно тогда он решил, что будет врачом, чтобы спасать людей от болезней и  смерти. Особых надежд никто не питал, что после сельской школы он поступит в престижный вуз, в медицинских институт. Но родные, как могли, помогали. К тому времени Людмила Михайловна и Юрий Алексеевич переехали в Омск, в район Амурского поселка. Володя Тодоренко готовился к вступительным экзаменам у них в трехкомнатной квартире. Жара стояла такая, что мухи в полёте засыпали. Володя набирал в таз холодной воды, опускал туда ноги и читал, читал, читал…

…А когда на курсе объявили, что студенческий отряд Омского медицинского института едет на Курильские острова, он окончательно понял, что на правильном пути. Отец рассказывал ему, что где-то там, за морями, за лесами, за высокими горами, за широкой рекой Иртыш, да ещё дальше даже, там, где встречается небо с землей, есть чудесные острова, по которым текут реки с горячей водой, дымятся вулканы, и чайки громко кричат, приветствуя солнце, всплывающее из океана.

Отрывок из документальной повести "Сценарий успеха"


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.