Моя крестная или Есть женщины в русских селениях

Моя крестная или «Есть женщины в русских селениях».


Крестную звали тетя Надя. Была она нашей соседкой по мини-каридорчику и крылечку в доме барачного типа.

В нашем Богом забытом Совхозе на Кольском полуострове сообщение с «большой» землей было только летом по Кандалакшскому заливу Белого моря. Однажды летом к нам заглянула на заработки попадья, наделенная правом крестить.

Мне было лет 7. В комнате тети Нади поставили обыкновенную оцинкованную ванну для стирки белья, поставили меня в нее, вылили тазик воды на голову, и я трижды вместе с попадьей и тетей Надей обошла вокруг ванны.

Моя крестная была женщиной крепкой, ширококостной, по-мужски сильной. Помню, когда я уже в старших классах прирабатывала в Совхозе в дни посадки картофеля: укладывала проросшие картофелины в огромные корзины,  возчиками — грузчиками были только мужчины. Плюс тетя Надя. И, когда корзины кончались, мы затаривали в ящики. Вот эти непреподъемные ящики доставались моей крестной. Она никогда не отлынивала от тяжелого мужского труда.

Муж тети Нади ушел в иные миры рано. Я смутно помню этого маленького сухенького человечка, он был старше жены лет на 20, привез ее из Вологодской области. Надя  осталась одна с тремя маленькими дочками. Материально семья жила трудно, но работоспособность матери спасала всех.

Деревенские нравы просты. Редкие праздники обходились без драк. Тетя Надя почему-то считала необходимым для себя разнимать пьяных дерущихся мужиков. За что, бывало и ходила с «фингалами».

Однажды в подобную историю крестная ввязала и меня.  Тогда я была уже студенткой и приехала на каникулы.

На улице мужчина бил свою жену, молодую красивую учительницу младших классов. Бил за то, что она застукала его за прелюбодеяниями с другой женщиной.

Тогда в доме напротив жило несколько солдат из стройбата. По какой причине они там временно дислоцировались, я не знаю. Обычно они торчали на улице, но на этот раз весь поселок, как «корова языком слизала». Мы тоже наблюдали с мамой и тетей Надей из окна своей кухни.

К тому времени крестная заметно сдала, былую силу растеряла. И все же попросила меня.

- Пойдем подойдем. Ты только рядом побудь. Одной мне боязно.

Мы пошли, я на шаг сзади и в стороне. Муж тянул свою жену через камни, такова наша северная земля. Так и помню это стройное молодое тело в обтягивающем платье с задранным подолом, распластанное на дороге.

- Что ты делаешь?! - только  и сказала я, когда мы подошли близко. Хулиган взглянул белыми от злобы глазами и отпустил руку жены. Та мгновенно исчезла из поля зрения и скрылась у кого-то дома.

Вскоре приехала милиция. Кто-то все же вызвал ее. Но милиционеры оказались приятелями разбушевавшегося мужчины, поэтому мирно побеседовали и уехали.

Утром молодая учительница ушла в РОНО, получила новое назначение и уже днем, пока муж был на работе, уехала в другое селение. А дня через два уволился и муж, и отправился вслед за женой вымаливать прощение. Говорили, что это не первый их инцидент, что она и в школу Совхоза по этой причине попала.

Позже я спросила у солдат, почему они так внезапно скрылись.

- Нам нельзя связываться с гражданскими.

Человеческим слабостям всегда найдется оправдание.

В прежние времена в гости к друг другу заходили запросто даже в городе, а в наших краях тем более. Поэтому с крестной  чаи распивали постоянно, а когда я выросла, не только чаи, и  уж песни лились рекой. Любимой у крестной была «Называют меня некрасивою», наша «коронка». Крестная действительно была не красавицей, далеко не красавицей, но вот этот дух независимой женщины, доброта и добропорядочность делали ее привлекательной и уважаемой всеми.

Последний раз я приехала в Совхоз на похороны мамы и оставалась там до 9-го дня. Мы раздавали с сестрой нехитрый мамин скарб, сдавали квартиру государству. Крестная уже тоже была серьезно больна и  попросила меня сшить ей «смертное платье». Я отказалась. Мне было жутко, и примета плохая.

- Ну тогда сшей мне из другого отреза летнее платьице, попроще только, чтоб легче было переодеваться, руки трудно поднимать.

Летнее платье из светлого ситчика я ей сшила. Она поблагодарила меня и сказала.

- Ну вот в нем и лягу. Последний подарок крестницы.
- Тетя Надя! Так нечестно!
- Все честно, Нина! Неприятно шить последне платье, я тебя понимаю. Вот я тебя и обманула.

Она умерла через три месяца. Дочери похоронили ее в  сшитом мной платье.

Мне повезло в жизни. Моя крестная меня обожала. Просто так, обожала, потому что обожала.

На фотографии ярославские труженицы.


Рецензии
Почему грустное поветствование на праздник? Тебе грустно? Но нужно быть такой, как твоя крестная. У нее трудная жизнь была, и у тебя то же, но это в прошлом. Сейчас радуйся, что у тебя все хорошо, умница, что не забываешь то, что было плохо. Теперь иди по жизни с поднятой головой, смотри на жизнь оптимистичней.

Галина Ананьева 3   04.01.2020 11:37     Заявить о нарушении
Это ты о крестной считаешь, грустно? Меня желание написать о ней давно мучает. Нет, нет, да возвращаюсь к этой идее. Я не считала это повестование грустным. Из жизни уходят все. А мои воспоминания о ней теплые. Жаль ссылку отправить некому, все три дочери умерли, зять младшей, с которой мы общались по телефону, тоже умер. Мне хотелось написать, как тяжела была жизнь деревенской женщины, но как человечны они были при этом. НЕ было злобы, зависти. Тебе спасибо за чтение! Я рада, что ты так сердечно относишься ко мне.

Галина Ананьева 3   04.01.2020 11:40   Заявить о нарушении