Страх Божий. 3 глава. Средоточие духа

     Все христианские подвижники богословия, исследовавшие Священное Писание, свидетельствуют о сердце как о духовном центре.

     И среди многих трудов христианского духовенства, особо стоит отметить апологетический трактат святителя Луки Крымского (в миру - Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого), врачевавшего души верующих в сане священнослужителя, а во время Великой Отечественной войны - спасавшего жизни раненых как врач.

     Вот что он пишет в своем эссе «Дух, душа и тело»
     «Наши анатомо-физиологические знания о сердце не только не мешают, а скорее даже побуждают нас считать сердце важнейшим органом чувств, а не только центральным мотором кровообращения.

     Но Священное Писание говорит нам о сердце гораздо больше.
     О сердце речь идет чуть ли не на каждой странице Библии, и впервые читающий ее не может не заметить, что сердцу придается значение не только центрального органа чувств, но и важнейшего органа познания, органа мысли и восприятия духовных воздействий.

     И больше того: сердце по Священному Писанию есть орган общения человека с Богом, а, следовательно, оно есть орган высшего познания.

     Поистине всеобъемлюща, по Священному Писанию, роль сердца в области чувства.

     Оно:
     Веселится (Иер.15:16; Есф.1:10; Пс.103:15; Притч.15:13-15,;17:22; Суд.16:25),
     Радуется (Плач.5:15; Притч.23:15, 27:;9; 15:30; Ис.66:14; Пс.12:6,;15:9; Еккл.2:10),
     Скорбит (Пс.12:3; 24:17; Иер.4:19),
     Терзается до того, что псалмопевец кричит (Иер.4:19; 4Цар.6:11; Пс.72:21),
     Рвется от злобы (Деян.7:54),
     И горит трепетным предчувствием у Клеопы (Лк.24:32),
     Негодует на Господа (Притч.19:3).

     В нем гнездится:
     Гнев (Еккл.9:3),
     Прелюбодейная страсть (Мф.5:28),
     Зависть (Иак.3:14),
     Надменность (Притч.16:5),
     Смелость и страх (Пс.26:3; Лев.26:36),
     Нечистота похотей (Рим.1:24).

     Его сокрушают поношения (Пс.68:21).

     Но оно:
     Воспринимает и утешения (Флм.1:7),
     Способно к великому чувству упования на Бога (Пс.27:7; Притч.3:5),
     И сокрушению о грехах своих (Пс.33:19),
     Может быть вместилищем кротости и смирения (Мф.11:29).

     Помимо этой полноты чувствований, сердце обладает высшей способностью ощущать Бога, о которой говорит апостол Павел в Афинском Ареопаге: «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли» (Деян.17:27).

     Об ощущении Бога или, вернее, благодатных воздействий Духа Божия на сердце говорят многие подвижники благочестия, многие преподобные.

     Все они более или менее ярко ощущали то же, что и святой пророк Иеремия: «было в сердце моем, как бы горящий огонь» (Иер.20:9).

     Откуда этот огонь?
     Нам отвечает святитель Ефрем Сирин, великий таинник Божией благодати:

     «Недоступный для всякого ума входит в сердце и обитает в нем. Сокровенный от огнезрачных обретается в сердце. Земля же возносит стопы Его, а чистое сердце носит Его в себе» и, прибавим мы, созерцает Его без очей по слову Христову: «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8).

     Подобное же читаем и у Иоанна Лествичника: «Огонь духовный, пришедший в сердце, воскрешает молитву: по воскресении же и вознесении ее на небо бывает сошествие огня небесного в горницу души».

     А вот слова Макария Великого:
     «Сердце правит всеми органами, и когда благодать займет все отделения сердца, господствует над всеми помыслами и членами, ибо там ум и все помыслы душевные... Ибо там должно смотреть, написана ли благодать закона духа».

     Где там? В главном органе, где престол благодати и где ум и все помыслы душевные, то есть в сердце.

     Не будем умножать подобных же высказываний, живших глубочайшей духовной жизнью. Их немало можно найти в «Добротолюбии» (https://azbyka.ru/otechnik/Prochee/dobrotoljubie_soderzhanie/ ).

     Все они по собственному опыту говорят о том, что при добром и благодатном устроении души ощущается в сердце тихая радость, глубокий покой и теплота, всегда возрастающие при неуклонной и пламенной молитве и после добрых дел.

     Напротив, воздействие на сердце духа сатаны и слуг его рождает в нем смутную тревогу, какое-то жжение и холод и безотчетное беспокойство.

     Именно по этим ощущениям сердца советуют подвижники оценивать свое духовное состояние и различать Духа света от духа тьмы.

     Не только о способности сердца воспринимать воздействия Духа Божьего говорит Писание, но представляет его органом, который совершенствует и исправляет Бог, как центр нашей духовной жизни и Богопознания.

     Вот ряд текстов, свидетельствующих об этом с большей ясностью.

     «И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное» (Иез.11:19).

     «Ты для того вселил страх Твой в сердце наше, чтобы мы призывали имя Твое; и мы будем прославлять Тебя в переселении нашем: ибо мы отринули от сердца нашего всякую неправду отцов наших, согрешивших перед Тобою» (Вар.3:7).

     «Дело закона у них написано в сердцах» (Рим.2:15).

     «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух» (Иез.18:31).

     «Дал вам духа премудрости и откровения к познанию Его и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его» (Ефес.1:17-18).

     «Огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис.6:10).

     «Бог послал в сердца ваши Духа» (Гал.4:6).

     «Вселиться Христу в сердца ваши» (Еф.3:17).

     «Мир Божий... соблюдет сердца ваши» (Флп.4:7).

     «Страх Мой вложу в сердца их» (Иер.32:40).

     «Вложу законы Мои в сердца их» (Евр.10:16).

     «Любовь Божия излилась в сердца наши» (Рим.5:5).

     «Бог... озарил наши сердца» (2Кор.4:6).

     В притче «О сеятеле» Сам Господь говорит, что семя Слова Божия сеется в сердце человеческое и хранится им, если оно чисто, или похищается из него дьяволом, если оно не умеет и не достойно хранить его.

     Сердцем осуществляются высшие функции духа человеческого – вера в Бога и любовь к Нему.

     «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10:10).

     «Если... будешь... сердцем твоим веровать» (Рим.10:9).

     «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим» (Мф.22:37).

     «Любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего» (Втор.13:3).

     «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим» (Втор.6:5).

     «Господа Бога святите в сердцах ваших» (1Пет.3:15).

     Сердцем мы молимся, и одна из великих форм молитвы есть безмолвный вопль к Богу.
     Так молилась Анна - мать пророка Самуила - о даровании ей этого великого сына.

     На горе Синае Бог сказал Моисею: «что ты вопиешь ко Мне?» - а он молился без слов, не шевеля губами.

     «Сердце их вопиет к Богу», - говорит пророк Иеремия (Плач.2:18).

     Сердце есть хранилище добра и зла, - как сказал нам Господь Иисус Христос:
     «Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Мф.12:34-35).

     И еще: «Исходящее из уст - из сердца исходит, cие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15:18-19).

     В сердце - седалище совести нашей, этого Ангела-хранителя. «Если сердце наше осуждает нас...» (1Ин.3:20).

     Сердце предназначено не только для чувствования и для общения с Богом.
     Священное Писание свидетельствует, что оно есть и орган желания, источник воли, добрых и злых намерений.

     «Придет Господь... и обнаружит сердечные намерения» (1Кор.4:5).

     «Излилось из сердца моего слово благое» (Пс.44:2).

     «Желание моего сердца... об Израиле» (Рим.10:1).

     «Он действовал от всего сердца своего» (2Пар.31:21).

     «Он... пошел по пути своего сердца» (Ис.57:17).

     «Живет по упорству сердца своего» (Иер.13:10).

     «Доколе не выполнит намерений сердца Своего» (Иер.23:20).

     «Он исполнит желания сердца твоего» (Пс.36:4).

     «Сердце, кующее злые замыслы» (Притч.6:18).

     «Сердце же нечестивых жестоко» (Притч.12:10).

     «У народа сего сердце буйное» (Иер.5:23).

     «...чего желало сердце его» (Пс.20:3).

     «Народ, заблуждающийся сердцем» (Пс.94:10).

     «В сердце у них зло» (Пс.27:3).

     «Много замыслов в сердце человека» (Притч.19:21).

     С полной ясностью видно из этих текстов, что именно желаниями и стремлениями сердца определяется все поведение человека, выбор жизненного пути.

     А как мы увидим ниже, чувствами и желаниями определяется и направление пути мышления.

     Но сердце не только определяет наше мышление; как это ни странно покажется всем, считающим непреложным учение психологии об уме как органе мышления и познания, - именно сердце, по Священному Писанию, мыслит, размышляет, познает.

     «Но... не дал вам Господь [Бог] сердца, чтобы разуметь» (Втор.29:4).

     «Помышления сердца их были зло» (Быт.6:5).

     «Рассеял надменных помышлениями сердца их» (Лк.1:51).

     «Видя помышления сердца их» (Лк.9:47).

     «Чтобы ты узнал помышления сердца твоего» (Дан.2:30).

     «Изрекут... размышления сердца моего знание» (Пс.48:4).

     «Человеку (принадлежат) предположения сердца» (Притч.16:1).

     «Слово Божие... судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12).

     «Размыслите в сердцах ваших» (Пс.4:5).

     «Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» (Мф.9:4).

     «Что вы помышляете в сердцах ваших?» (Лк.5:22).

     «Помышляли в сердцах своих» (Мк.2:6; Лк.3:15).

     «Даруй же рабу Твоему сердце разумное» (3Цар.3:9).

     «Мудрость войдет в сердце твое» (Притч.2:10).

     «Не уразумели этого сердцем» (Ис.42:25).

     «Вы знаете всем сердцем вашим» (Нав.23:14).

     «Бродят помыслы в сердце» (Пс.72:7).

     «Мудрость почиет в сердце разумного» (Притч.14:33).

     «Безумие в сердце их» (Еккл.9:3).

     «Сердце легкомысленных будет уметь рассуждать» (Ис.32:4).

     «Сердце глупого подобно разбитому сосуду и не удержит в себе никакого знания... Речей разумного будут искать в собрании и о словах его будут размышлять в сердце» (Сир.21:17-20).

     «Он дал им (людям) смысл, язык и глаза, и уши и сердце для рассуждения» (Сир.17:5).

     «Да откроются помышления многих сердец» (Лк.2:35).

     «Для чего такие мысли входят в сердца ваши?» (Лк.24:38).

     Остановимся на последнем тексте.
     Как эти мысли входят в сердца ваши? Откуда входят? Если входят в сердце, то, значит, не рождаются в нем.

     Конечно, Писание не противоречит несомненным физиологическим фактам и не отрицает роли мозга в мышлении, и не только мышлении, но и во всех психических процессах.

     Но только мышление не ограничивается деятельностью коры головного мозга и в ней не заканчивается.

     Нам известны в мозгу двигательные и сенсорные центры, вазомоторные и дыхательные, тепловые и другие центры, но нет в нем центров чувств.

     Никому не известны центры радости и печали, гнева и страха, эстетического и религиозного чувства.

     Хотя от всех органов чувств и всех вообще органов тела направляются в мозг и оканчиваются в клетках его сенсорных центров все чувствительные волокна, но они несут только ощущения зрительные и слуховые, обонятельные и вкусовые, тактильные и термические, локомоторные и многие другие. Но это только ощущения.

     А не делать различий между ощущениями и чувствами - значит впадать в самую глубокую психологическую ошибку.

     Если бы мы могли, что, конечно, немыслимо, остановить стремительную и сложнейшую динамику психических процессов и рассмотреть отдельные элементы в статическом состоянии, то ощущения представились бы нам только как импульсы к возникновению мыслей, чувств, желаний и волевых движений.

     А мысли, выхваченные из мозга, оказались бы только незаконченным, сырым материалом, подлежащим глубокой и окончательной обработке в сердце - горниле чувств и воли.

     Каким образом возникшие в мозгу мысли передаются в сердце, мы не знаем, но мысль как акт чисто психологический, в отличие от ощущений, как актов физиологических, не нуждается в анатомических путях проведения.

     Не нуждаются в этих путях и чувства, возникающие в сердце в зависимости от тех или других мыслей и в значительной мере формирующие их.

     Но не только из мозга сердце получает эти обработанные мысли, сенсорные восприятия, но и само обладает удивительной, важнейшей способностью получать из мира духовного экзогенные, нисколько не адекватные органам чувств, ощущения самого высшего порядка.

     И эти ощущения из сердца передаются уму, в мозг и в огромной степени определяют, направляют и изменяют все психические процессы, в уме и духе происходящие.

     Обратимся к другим текстам из приведенных выше.

     «Да откроются помышления многих сердец» (Лк.2:35).

     «Мудрость почиет в сердце разумного» (Притч.14:33).

     «Безумие в сердце их» (Еккл.9:3).

     Если можно говорить о помышлениях сердца, о том, что сердце служит средоточием и обиталищем мудрости, то, значит, в нем не только получают чувственное и волевое восполнение рождающиеся в мозгу мысли, и не только воспринимаются им экзогенные духовные воздействия, передающиеся в мозг, но в сердце эти восприятия так же рождают мысли, размышления, как сенсорные восприятия служат импульсами и материалом для мыслительной деятельности мозга.

     Сердце, следовательно, - второй орган восприятия, познания и мысли. В нем рождается из этой деятельности познание и почивает в нем мудрость.

     Или, если сердце лишено Божией благодати и не воспринимает из мира трансцендентного внушения Духа истины и добра, а расположено к восприятию духа зла, лжи, гордости, то безумие рождается и обитает в нем.

     «Сердце имеет свои причины, неизвестные уму. Сердце, а не разум чувствует Бога» (математик Блез Паскаль).

     «Мозг не орган мысли, чувств, сознания, но он то, что приковывает сознание, чувства, мысли к действительной жизни, заставляет их прислушиваться к действительным нуждам и делает их способными к полезному действию.
     Мозг, собственно, орган внимания к жизни, приноровления к действительности» (метафизик Анри Бергсон).

     По заключению академика И. П. Павлова, вся кора полушарий, эта совершеннейшая часть мозга, состоит только из бесчисленного множества анализаторов, анализаторов и анализаторов.

     И если в коре не нашлось места для какого-нибудь центра чувств, то, следовательно, она анализирует не чувства, а ощущения.

     А если мозг нельзя считать органом чувства, то это в огромной мере подтверждает учение Священного Писания о сердце как органе чувств вообще, и в особенности высших чувств.

     Сердце есть орган высшего познания, орган общения с Богом и со всем трансцендентным миром. И оно никогда не спит.
    
     Самая важная и глубокая психическая деятельность происходит за порогом нашего сознания и никогда не прекращается».

    Исходя из приведенного выше, наверно можно с достаточной степенью уверенности предположить, что именно сердце является вместилищем нашего духа, также как ум есть принадлежность мозга.

     «Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца» (Притч.20:27).

     И косвенным подтверждением тому, являются цитаты из суждений ученых мужей, занимавшихся в различных областях науки.

     «Ум, конечно, не дух, но лишь выражение, проявление духа.
     Ум относится к духу как часть к целому.
     Дух гораздо обширнее ума, но в силу нашей неизменной интеллектуалистической концепции мы видим в уме весь дух» (эзотерик Франк Гранман).

     «Дух выступает за пределы мозга со всех сторон.
     Деятельность мозга ограничивается переводом в движение небольшой части того, что происходит в сознании» (метафизик Анри Бергсон).

     «Энергия сознания (духа) отличается от энергии мозговых нейронных импульсов.
     Сознание - не производное мозга, воображение подсказывает: мозг – посадочная площадка для сознания» (нейрохирург Уайлдер Пенфилд).


Рецензии