Страх Божий. 3 глава. Средоточие духа
И среди многих трудов христианского духовенства, особо стоит отметить апологетический трактат святителя Луки Крымского (в миру - Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого), врачевавшего души верующих в сане священнослужителя, а во время Великой Отечественной войны - спасавшего жизни раненых как врач.
Вот что он пишет в своем эссе «Дух, душа и тело»
«Наши анатомо-физиологические знания о сердце не только не мешают, а скорее даже побуждают нас считать сердце важнейшим органом чувств, а не только центральным мотором кровообращения.
Но Священное Писание говорит нам о сердце гораздо больше.
О сердце речь идет чуть ли не на каждой странице Библии, и впервые читающий ее не может не заметить, что сердцу придается значение не только центрального органа чувств, но и важнейшего органа познания, органа мысли и восприятия духовных воздействий.
И больше того: сердце по Священному Писанию есть орган общения человека с Богом, а, следовательно, оно есть орган высшего познания.
Поистине всеобъемлюща, по Священному Писанию, роль сердца в области чувства.
Оно:
Веселится (Иер.15:16; Есф.1:10; Пс.103:15; Притч.15:13-15,;17:22; Суд.16:25),
Радуется (Плач.5:15; Притч.23:15, 27:;9; 15:30; Ис.66:14; Пс.12:6,;15:9; Еккл.2:10),
Скорбит (Пс.12:3; 24:17; Иер.4:19),
Терзается до того, что псалмопевец кричит (Иер.4:19; 4Цар.6:11; Пс.72:21),
Рвется от злобы (Деян.7:54),
И горит трепетным предчувствием у Клеопы (Лк.24:32),
Негодует на Господа (Притч.19:3).
В нем гнездится:
Гнев (Еккл.9:3),
Прелюбодейная страсть (Мф.5:28),
Зависть (Иак.3:14),
Надменность (Притч.16:5),
Смелость и страх (Пс.26:3; Лев.26:36),
Нечистота похотей (Рим.1:24).
Его сокрушают поношения (Пс.68:21).
Но оно:
Воспринимает и утешения (Флм.1:7),
Способно к великому чувству упования на Бога (Пс.27:7; Притч.3:5),
И сокрушению о грехах своих (Пс.33:19),
Может быть вместилищем кротости и смирения (Мф.11:29).
Помимо этой полноты чувствований, сердце обладает высшей способностью ощущать Бога, о которой говорит апостол Павел в Афинском Ареопаге: «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли» (Деян.17:27).
Об ощущении Бога или, вернее, благодатных воздействий Духа Божия на сердце говорят многие подвижники благочестия, многие преподобные.
Все они более или менее ярко ощущали то же, что и святой пророк Иеремия: «было в сердце моем, как бы горящий огонь» (Иер.20:9).
Откуда этот огонь?
Нам отвечает святитель Ефрем Сирин, великий таинник Божией благодати:
«Недоступный для всякого ума входит в сердце и обитает в нем. Сокровенный от огнезрачных обретается в сердце. Земля же возносит стопы Его, а чистое сердце носит Его в себе» и, прибавим мы, созерцает Его без очей по слову Христову: «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8).
Подобное же читаем и у Иоанна Лествичника: «Огонь духовный, пришедший в сердце, воскрешает молитву: по воскресении же и вознесении ее на небо бывает сошествие огня небесного в горницу души».
А вот слова Макария Великого:
«Сердце правит всеми органами, и когда благодать займет все отделения сердца, господствует над всеми помыслами и членами, ибо там ум и все помыслы душевные... Ибо там должно смотреть, написана ли благодать закона духа».
Где там? В главном органе, где престол благодати и где ум и все помыслы душевные, то есть в сердце.
Не будем умножать подобных же высказываний, живших глубочайшей духовной жизнью. Их немало можно найти в «Добротолюбии» (https://azbyka.ru/otechnik/Prochee/dobrotoljubie_soderzhanie/ ).
Все они по собственному опыту говорят о том, что при добром и благодатном устроении души ощущается в сердце тихая радость, глубокий покой и теплота, всегда возрастающие при неуклонной и пламенной молитве и после добрых дел.
Напротив, воздействие на сердце духа сатаны и слуг его рождает в нем смутную тревогу, какое-то жжение и холод и безотчетное беспокойство.
Именно по этим ощущениям сердца советуют подвижники оценивать свое духовное состояние и различать Духа света от духа тьмы.
Не только о способности сердца воспринимать воздействия Духа Божьего говорит Писание, но представляет его органом, который совершенствует и исправляет Бог, как центр нашей духовной жизни и Богопознания.
Вот ряд текстов, свидетельствующих об этом с большей ясностью.
«И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное» (Иез.11:19).
«Ты для того вселил страх Твой в сердце наше, чтобы мы призывали имя Твое; и мы будем прославлять Тебя в переселении нашем: ибо мы отринули от сердца нашего всякую неправду отцов наших, согрешивших перед Тобою» (Вар.3:7).
«Дело закона у них написано в сердцах» (Рим.2:15).
«Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух» (Иез.18:31).
«Дал вам духа премудрости и откровения к познанию Его и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его» (Ефес.1:17-18).
«Огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис.6:10).
«Бог послал в сердца ваши Духа» (Гал.4:6).
«Вселиться Христу в сердца ваши» (Еф.3:17).
«Мир Божий... соблюдет сердца ваши» (Флп.4:7).
«Страх Мой вложу в сердца их» (Иер.32:40).
«Вложу законы Мои в сердца их» (Евр.10:16).
«Любовь Божия излилась в сердца наши» (Рим.5:5).
«Бог... озарил наши сердца» (2Кор.4:6).
В притче «О сеятеле» Сам Господь говорит, что семя Слова Божия сеется в сердце человеческое и хранится им, если оно чисто, или похищается из него дьяволом, если оно не умеет и не достойно хранить его.
Сердцем осуществляются высшие функции духа человеческого – вера в Бога и любовь к Нему.
«Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10:10).
«Если... будешь... сердцем твоим веровать» (Рим.10:9).
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим» (Мф.22:37).
«Любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего» (Втор.13:3).
«Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим» (Втор.6:5).
«Господа Бога святите в сердцах ваших» (1Пет.3:15).
Сердцем мы молимся, и одна из великих форм молитвы есть безмолвный вопль к Богу.
Так молилась Анна - мать пророка Самуила - о даровании ей этого великого сына.
На горе Синае Бог сказал Моисею: «что ты вопиешь ко Мне?» - а он молился без слов, не шевеля губами.
«Сердце их вопиет к Богу», - говорит пророк Иеремия (Плач.2:18).
Сердце есть хранилище добра и зла, - как сказал нам Господь Иисус Христос:
«Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Мф.12:34-35).
И еще: «Исходящее из уст - из сердца исходит, cие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15:18-19).
В сердце - седалище совести нашей, этого Ангела-хранителя. «Если сердце наше осуждает нас...» (1Ин.3:20).
Сердце предназначено не только для чувствования и для общения с Богом.
Священное Писание свидетельствует, что оно есть и орган желания, источник воли, добрых и злых намерений.
«Придет Господь... и обнаружит сердечные намерения» (1Кор.4:5).
«Излилось из сердца моего слово благое» (Пс.44:2).
«Желание моего сердца... об Израиле» (Рим.10:1).
«Он действовал от всего сердца своего» (2Пар.31:21).
«Он... пошел по пути своего сердца» (Ис.57:17).
«Живет по упорству сердца своего» (Иер.13:10).
«Доколе не выполнит намерений сердца Своего» (Иер.23:20).
«Он исполнит желания сердца твоего» (Пс.36:4).
«Сердце, кующее злые замыслы» (Притч.6:18).
«Сердце же нечестивых жестоко» (Притч.12:10).
«У народа сего сердце буйное» (Иер.5:23).
«...чего желало сердце его» (Пс.20:3).
«Народ, заблуждающийся сердцем» (Пс.94:10).
«В сердце у них зло» (Пс.27:3).
«Много замыслов в сердце человека» (Притч.19:21).
С полной ясностью видно из этих текстов, что именно желаниями и стремлениями сердца определяется все поведение человека, выбор жизненного пути.
А как мы увидим ниже, чувствами и желаниями определяется и направление пути мышления.
Но сердце не только определяет наше мышление; как это ни странно покажется всем, считающим непреложным учение психологии об уме как органе мышления и познания, - именно сердце, по Священному Писанию, мыслит, размышляет, познает.
«Но... не дал вам Господь [Бог] сердца, чтобы разуметь» (Втор.29:4).
«Помышления сердца их были зло» (Быт.6:5).
«Рассеял надменных помышлениями сердца их» (Лк.1:51).
«Видя помышления сердца их» (Лк.9:47).
«Чтобы ты узнал помышления сердца твоего» (Дан.2:30).
«Изрекут... размышления сердца моего знание» (Пс.48:4).
«Человеку (принадлежат) предположения сердца» (Притч.16:1).
«Слово Божие... судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12).
«Размыслите в сердцах ваших» (Пс.4:5).
«Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» (Мф.9:4).
«Что вы помышляете в сердцах ваших?» (Лк.5:22).
«Помышляли в сердцах своих» (Мк.2:6; Лк.3:15).
«Даруй же рабу Твоему сердце разумное» (3Цар.3:9).
«Мудрость войдет в сердце твое» (Притч.2:10).
«Не уразумели этого сердцем» (Ис.42:25).
«Вы знаете всем сердцем вашим» (Нав.23:14).
«Бродят помыслы в сердце» (Пс.72:7).
«Мудрость почиет в сердце разумного» (Притч.14:33).
«Безумие в сердце их» (Еккл.9:3).
«Сердце легкомысленных будет уметь рассуждать» (Ис.32:4).
«Сердце глупого подобно разбитому сосуду и не удержит в себе никакого знания... Речей разумного будут искать в собрании и о словах его будут размышлять в сердце» (Сир.21:17-20).
«Он дал им (людям) смысл, язык и глаза, и уши и сердце для рассуждения» (Сир.17:5).
«Да откроются помышления многих сердец» (Лк.2:35).
«Для чего такие мысли входят в сердца ваши?» (Лк.24:38).
Остановимся на последнем тексте.
Как эти мысли входят в сердца ваши? Откуда входят? Если входят в сердце, то, значит, не рождаются в нем.
Конечно, Писание не противоречит несомненным физиологическим фактам и не отрицает роли мозга в мышлении, и не только мышлении, но и во всех психических процессах.
Но только мышление не ограничивается деятельностью коры головного мозга и в ней не заканчивается.
Нам известны в мозгу двигательные и сенсорные центры, вазомоторные и дыхательные, тепловые и другие центры, но нет в нем центров чувств.
Никому не известны центры радости и печали, гнева и страха, эстетического и религиозного чувства.
Хотя от всех органов чувств и всех вообще органов тела направляются в мозг и оканчиваются в клетках его сенсорных центров все чувствительные волокна, но они несут только ощущения зрительные и слуховые, обонятельные и вкусовые, тактильные и термические, локомоторные и многие другие. Но это только ощущения.
А не делать различий между ощущениями и чувствами - значит впадать в самую глубокую психологическую ошибку.
Если бы мы могли, что, конечно, немыслимо, остановить стремительную и сложнейшую динамику психических процессов и рассмотреть отдельные элементы в статическом состоянии, то ощущения представились бы нам только как импульсы к возникновению мыслей, чувств, желаний и волевых движений.
А мысли, выхваченные из мозга, оказались бы только незаконченным, сырым материалом, подлежащим глубокой и окончательной обработке в сердце - горниле чувств и воли.
Каким образом возникшие в мозгу мысли передаются в сердце, мы не знаем, но мысль как акт чисто психологический, в отличие от ощущений, как актов физиологических, не нуждается в анатомических путях проведения.
Не нуждаются в этих путях и чувства, возникающие в сердце в зависимости от тех или других мыслей и в значительной мере формирующие их.
Но не только из мозга сердце получает эти обработанные мысли, сенсорные восприятия, но и само обладает удивительной, важнейшей способностью получать из мира духовного экзогенные, нисколько не адекватные органам чувств, ощущения самого высшего порядка.
И эти ощущения из сердца передаются уму, в мозг и в огромной степени определяют, направляют и изменяют все психические процессы, в уме и духе происходящие.
Обратимся к другим текстам из приведенных выше.
«Да откроются помышления многих сердец» (Лк.2:35).
«Мудрость почиет в сердце разумного» (Притч.14:33).
«Безумие в сердце их» (Еккл.9:3).
Если можно говорить о помышлениях сердца, о том, что сердце служит средоточием и обиталищем мудрости, то, значит, в нем не только получают чувственное и волевое восполнение рождающиеся в мозгу мысли, и не только воспринимаются им экзогенные духовные воздействия, передающиеся в мозг, но в сердце эти восприятия так же рождают мысли, размышления, как сенсорные восприятия служат импульсами и материалом для мыслительной деятельности мозга.
Сердце, следовательно, - второй орган восприятия, познания и мысли. В нем рождается из этой деятельности познание и почивает в нем мудрость.
Или, если сердце лишено Божией благодати и не воспринимает из мира трансцендентного внушения Духа истины и добра, а расположено к восприятию духа зла, лжи, гордости, то безумие рождается и обитает в нем.
«Сердце имеет свои причины, неизвестные уму. Сердце, а не разум чувствует Бога» (математик Блез Паскаль).
«Мозг не орган мысли, чувств, сознания, но он то, что приковывает сознание, чувства, мысли к действительной жизни, заставляет их прислушиваться к действительным нуждам и делает их способными к полезному действию.
Мозг, собственно, орган внимания к жизни, приноровления к действительности» (метафизик Анри Бергсон).
По заключению академика И. П. Павлова, вся кора полушарий, эта совершеннейшая часть мозга, состоит только из бесчисленного множества анализаторов, анализаторов и анализаторов.
И если в коре не нашлось места для какого-нибудь центра чувств, то, следовательно, она анализирует не чувства, а ощущения.
А если мозг нельзя считать органом чувства, то это в огромной мере подтверждает учение Священного Писания о сердце как органе чувств вообще, и в особенности высших чувств.
Сердце есть орган высшего познания, орган общения с Богом и со всем трансцендентным миром. И оно никогда не спит.
Самая важная и глубокая психическая деятельность происходит за порогом нашего сознания и никогда не прекращается».
Исходя из приведенного выше, наверно можно с достаточной степенью уверенности предположить, что именно сердце является вместилищем нашего духа, также как ум есть принадлежность мозга.
«Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца» (Притч.20:27).
И косвенным подтверждением тому, являются цитаты из суждений ученых мужей, занимавшихся в различных областях науки.
«Ум, конечно, не дух, но лишь выражение, проявление духа.
Ум относится к духу как часть к целому.
Дух гораздо обширнее ума, но в силу нашей неизменной интеллектуалистической концепции мы видим в уме весь дух» (эзотерик Франк Гранман).
«Дух выступает за пределы мозга со всех сторон.
Деятельность мозга ограничивается переводом в движение небольшой части того, что происходит в сознании» (метафизик Анри Бергсон).
«Энергия сознания (духа) отличается от энергии мозговых нейронных импульсов.
Сознание - не производное мозга, воображение подсказывает: мозг – посадочная площадка для сознания» (нейрохирург Уайлдер Пенфилд).
Свидетельство о публикации №220010300001