Взгляд географа на глобальное потепление

Крайнее выступление Трампа и уроки в шестом классе средней школы (это 2017 год, но сегодня ещё актуальней)


1985 год. Средняя школа № 65 г. Владивостока. Молодой учитель проводит родительское собрание своего класса. Всё – как всегда. Вопросы ремонта, летних детских лагерей, успеваемость, дисциплина. Родительский комитет собирает деньги на цветы и стеллажи под них. Всё – как всегда. В душе  некоторое «предощущение неудовольствия». Сейчас родители разойдутся, но несколько мам обязательно останутся для «личных вопросов». Небольшой (двухлетний) опыт, говорит мне, что опять будут жалобы. Возможно,  претензии, хоть и редко, но бывало и такое. Мой шестой класс,- родители старше меня. Есть несколько бабушек и один дедушка. С ними легче,  у них уже более чем «двойной» воспитательный опыт. Два года назад в глазах было недоверие, сегодня – нет. После осеннего городского «чемпионства» команды нашего класса на городском турслете, каждый поход в лес превращается в «семейный отдых». На первые походы приходилось родителей «уламывать» (серьезный регламент: в двухдневном походе на десять детей не менее одного взрослого в сопровождение). Последний поход меня «убил»: «просились» не менее десяти родителей, и «сопровождение» детей, как я понял, для них не была «задача № 1». Они хотели в поход! И пошли. Поэтому сегодня я достаточно спокоен – «тылы сильны». И удивила как раз бабушка. Отличницы Анютки (имена, конечно, меняю, - какие уж там сегодня обстоятельства у моих учеников – через 35 лет…). Претензия серьезная: «Внучке уделяют очень мало внимания. Особенно на математике и физике. Большую часть урока учителя ориентируют индивидуальную работу на двоечников, чуть меньше – на «середняков», а хорошисты и  отличники вообще обделены вниманием учителей. Это – неправильно и несправедливо…» Чувствуется, бабушка – коллега. С неслабым стажем.  И что я могу сделать? Это ведь – так и есть. Обеспечить успеваемость класса, - в первую голову надо подтягивать «хвостистов»… «Но ведь Анютка у нас во всех «Олимпиадах» участвует, разве это мало – сколько учителя готовят лучших детишек отдельно!», - «Да, вы правы. И все же, возможно, было бы правильным для успевающих учеников попробовать вести дополнительные занятия. Хотя бы раз в неделю. В учебниках ведь предусмотрены задания повышенной сложности, задачи со «звездочками». Во всех методичках указано, что эти задания разбираются с учителем в индивидуальном порядке…» Как права эта «бабушка» (сейчас смешно, - той «бабушке» до пенсии было еще не менее трех лет)! И что ей ответить, ведь она лучше меня знает, что в школе на «параллели» 6-ти шестых классов по сорок с лишним учеников, учителя, «закинув язык на плечо», тянут из последних сил по ТРИ ставки (не хватает учителей!) плюс классное руководство, плюс обязательный кружок (или факультатив для старшеклассников), плюс те же олимпиады, металлолом, макулатура… 25 часов в сутках не хватает, и при этом – уделить внимание именно этому ученику надо… И решаются такие вопросы! Идем с «бабушкой» через два кабинета, к физику Вовке. Вовка он для меня и когда не слышат дети и родители. В «миру» Владимир Вячеславович. Имеет опыт работы на год больше (!) чем я. (Сегодня – заслуженный Учитель РФ. Лет пять «откувыркался» в РОНО, ГорОНО, КрайОНО, а к пенсии – снова «сбежал» в школу, к детям. Это ведь куда глубже любых наркотиков, - свой «круг Ада… или Рая?)
Решению практических вопросов «физиком» можно позавидовать. Он начинает с аккуратного, но жесткого «наезда»(это в терминах нынешней жизни, тогда так не говорили) на «бабушку». «Такой важный вопрос, а вы лишь к весне проснулись! А я ведь с осени оббегал все классы, на педсовете говорил, - никто из родителей не поддерживал тогда. Давно надо было отличников с параллелей хотя бы пару раз в месяц собирать на спец урок, - повышенной сложности. Есть моя лаборантская, как раз на 10-15 детей, и время на разбор заданий, заодно и регулярным подготовкам к «Олимпиадам» - уж пять-десять минут всегда можно выкроить! Тяжелей – математи-кам. Часов больше, у учителей нагрузки куда выше. Но, если Родительский комитет свои пожелания выскажет завучам и директору, - естественно, и это решается! Две недели до каникул и экзаменов, - не время сейчас об этом. Но с осени, с нового учебного года – пробивайте с родителями вопрос! За нами – «не заржавеет». «Бабушка» расплывается в улыбке. Задача – ясна, цель обозначена. Наше дело правое, ее плечи расправляются. А я «семафорю» за спиной Вовке: «Спас! В ближайший праздник – проставляюсь. Сбор у физрука!»
  Для чего эти сентиментальные воспоминания, и какое они к теме, обозначенной в заголовке имеют отношение? Двойное. Как пример того, что не бывает неразрешимых задач, если решения принимаются совместно, грамотно и имеют целью – позитив, т.е – благое дело. А второе, - именно воспоминания о школе, как яркая вспышка, высветились вдруг при просмотре последних новостей: Трамп заявил о выходе США из Парижских соглашений по климату.
 
Как тщательно, как образно необходимо давать правильные знания маленькому Человеку о том, чего он еще не знает, и без которых вряд ли может благополучно выжить в окружающем его огромном мире! Тем более, когда на тебе лежит ответственность знакомить его именно с этим самым Огромным Миром: Природой, планетой Земля… Сегодня все большая часть окружающих меня сограждан напоминает тех несмышлёных шестиклассников, которые впервые в моем кабинете узнавали о Недрах планеты, о Климате, о том – как действуют Вулканы и почему улыбаются Пингвины. Напоминают абсолютным незнанием основ, иногда поражающими воображение «пустотами», пробелами в восприятии заурядных, в общем-то, явлений Природы… Дико видеть, когда на Главном канале ТВ ошеломленный «открыватель» рассказывает о возможном существовании неких «гигантских Гоминид», умудрившихся сотни тысяч лет назад «поместить» многотонные гранитные глыбы на «подножки» типа грибов, украшающие отдельные местности России… Хочется прямо в экран прокричать ему во-прос: «Где ты был вместо урока географии в шестом классе, когда твой Учитель рассказывал о древних ледниках, о растаявших их языках. Сформировавших типичные для морен останцы??? Курил за углом школы? Играл с соседом по парте в «морской бой»? Или у тебя не было учителя географии? Как и физики, и истории, и литературы? Но откуда вас – сотни тысяч и миллионы»???
Ладно, эмоции в бок. В сторону. Вместе с моренами. Сегодня – о климате. Вопрос, ныне будоражащий (правильное слово; еще подходят термины: «смущающий»,  или «выносящий мозги» - на современном сленге) умы сотен тысяч людей Планеты, - это вопрос о «глобальном изменении климата». Упрощенно – потеплении. Это «сегодня» продолжается полтораста лет. А знают Ученые об изменениях климата в истории Планеты (причем, более существенных, нежели нас пугают сегодня), и вовсе пару веков. Многолетние изменения температур в пределах 10(!!!) и боле градусов как в «плюс», так и в «минус» бережно сохранены в природных свидетельствах, - о тех же гигантских оледенениях, потеплениях, колебаниях сухих и влажных периодов…  И поверхность суши неоднократно изменяла свою площадь: порою Планета была почти сплошь покрыта водой, иногда жаркие палео-континенты (древние части суши) занимали куда большую поверхность Земли, чем сегодня. И Планета ЖИЛА – полноценной жизнью, немного изменяя свой облик и рождая все новые виды живых существ, – наших предшественников. Это НОРМАЛЬНАЯ жизнь Планеты, и НЕТ, и НЕ МОЖЕТ быть сколь–либо серьезных оснований предполагать, что именно на НАС завтра эта жизнь прекратит свое существование. Так отче-го последние годы «столь жуткими» Климатическим «пугалками» заполнен эфир и интернет? Кому нужен этот «вынос мозгов» граждан – «шестиклассников», прослушавших на уроках своих Учителей? Да вот же, Трамп ответил: БИЗНЕСУ. «Эта ЛАЖА, подписанная в Париже двоечниками аж 195 стран, просто не ВЫГОДНА США». Так – утрированно, но точно, цитирую я свежее выступление американского президента. 195 представителей большинства народов предпочли пользоваться не знаниями начальной и средней школы, а методами «добывания» денег, превосходно разработанными мировыми последователями Остапа Бендера и Энди Таккера. «Сокращать выбросы в атмосферу – прежде всего СОКРАЩАТЬ производства одних и наращивать – других ХОЗЯЕВ». То-есть, – чистый бизнес. И никакого потепления. Меняется ли климат? Да! Из-за заводов и фабрик? Нет! Откройте простые справочники: вас пугают выбросами углекислоты? Так один вулкан Фуэго в Центральной Америке выбросил СТОЛЬКО этой «гадости» во время извержения 2012 года, сколько  выбросила ВСЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА за свою историю… В год таких извержений – десятки. Твердые частицы, яко бы меняющие свойства атмосферы, суммарно выбрасываемые нашими трубами, автомобилями и другими «антропогенными источниками» не превышают тысячных долей процента от ежемесячного «дыхания» Планеты… Так способен ли Человек столь кардинально изменить условия (включая климат) Планеты, что бы жизнь на ней стала невозможна (как минимум – для самого человека)? Да. Конечно. Более того, усиленно этим занимается, только вот Влияние Человека на Климат здесь – вообще не причем. Наиболее реальные опасности, которые ждут человека, - это опять же его БИЗНЕС.
Доказательства:
 
На «Третьем месте» привожу доказательство с названием Фукусима. Промышленное производство Человека Глупого и Самоуверенного привело к тому, что, не учтя реальной опасности тектонических проявлений, Человек создал СМЕРТЕЛЬНО опасное производство, уничтоженное аварией в результате землетрясения. То-есть, нормального явления, присущего земной коре Планеты.  Сегодня зараженные радиацией воды с места аварии прослеживаются на берегах Аляски. Радиоактивное заражение Тихого Океана в течение ближайших 10-15 лет способно стать причиной болезней, часто не совместимых с жизнью для большей части Человечества. Полная беспринципность и наплевательское отношение к Человечеству хозяев ядерного бизнеса – реальное, но не самое страшное «убийство» землян.
 
 
На «Втором месте» привожу доказательство с названием «уничтожение лесов Планеты». И не только потому, что они – «лёгкие Планеты». Гораздо страшней, что это ЗАЩИТНЫЙ ЭКРАН от избытка энергии Солнца. Лес аккумулирует огромную часть этой энергии, и уменьшает ОТРАЖЕНИЕ тепловых (инфракрасных) лучей в атмосферу. Уменьшая ее прогрев. На языке науки это явление называется альбедо. За последний век альбедо Планеты за счет сведения лесов увеличилось НА целые  ПРОЦЕНТЫ, в сотни тысяч раз превышая губительное свое воздействие на атмосферу, нежели ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ Планеты Земля вместе взятые.
 
Ну а на «Первом месте» – куда ж в России без неё – наша легендарная «нефтянка». Это – не притча во языцех. Это суровая и сермяжная правда жизни, простая, как осиновый кол, и столь же губительная как для нечисти под названием Бизнесмены, так и для остальных «пассажиров» моей Земли.
Попробую немного (в соответствии с правилами «закольцевки сюжета») вернуться на 35 лет назад. Самым простым способом формирования понимания сложных природных процессов у юных школьников был (для меня) – выбор наглядного и доходчивого образа, взятого из повседневной жизни, и перенесение аналогии на изучаемые явления. Вот и сейчас: максимально простая аналогия, с которой – ну все «пересекались».
«Давайте, дети, представим себе сковородку на которой хотим поджарить (что самое простое?) – яичницу. Что для этого надо? Правильно, Вовочка, яйца! Какая же яичница без яиц! Вот, Маша хочет добавить, говори. Машенька! … Ну да, лук и помидоры – это славно, но я не буду с вами обсуждать тысячи рецептов яичниц или омлетов. Мы сейчас должны выяснить, без чего ТОЧНО нельзя сделать завтрак. Что хочет сказать Толик? Замечательно! Сковорода! Не обойтись! Так, дальше – сколько рук, - вот Павлик? Плитка! Да, абсолютно верно, плитка! Хоть газовая, хоть элек-трическая, пусть даже просто, – печная плита на дровах, как у Толика на даче! Что еще? Нет, ножи и вилки пока оставим в стороне, рядом с тарелками и кружкой чая. А вот Ира тянет руку, итак? Правильно! Масло! Вот этого нам – точно не хватило бы, а почему, Ира сможет объяснить? Молодец, Ира, правильно! На масле яичница НЕ ПОДГОРИТ! Именно масло сделает ее такой, как надо, красивой и вкусной…»
А теперь переведем глаза на эту картинку. На ней изображена наша Планета в разрезе. Для того, что бы мы могли представить, как она устроена. Центральную часть Планеты занимает Ядро. Художник изобразил его желто-красными красками, так как ядро – раскалено до температуры в несколько тысяч градусов. В тысячи раз жарче любого огня. Вокруг ядра показана Мантия, состоящая из расплавленных Горных Пород. В некоторых местах нашей планеты эти расплавленные породы могут прорываться на поверхность Земли, образуя Вулканы. Но о них мы поговорим позже. Последний слой – это Земная кора. Тонкая корочка, словно скорлупа на яйце, покрывает поверхность планеты. Часть этой поверхности Материки и Острова, на которых мы живем, а большую часть поверхности Планеты покрывает Вода, образующая Мировой Океан. Так устроена наша Планета.
 
 
Пока мы очень мало знаем о том, как в точности выглядит это устройство: это большая задача, которую предстоит решить будущим ученым. Задача сложная, и очень интересная. Как так: мы живем практически на настоящей плите с внутренним огромным жаром, на очень тоненькой корочке, - поверхности, и не сгораем от температуры этой плиты? Наверное, потому не сгораем, что вот эта тонкая корочка – Земная Кора, сделана так хитро и сложно, что не только спасает нас, но и создает условия для нашей Жизни. Это и чистая вода, в виде подземных океанов и озер, почвы, дающие жизнь растениям, включая те, которые мы едим. Очень умно устроена Земная Кора. Хотя она все еще плохо изучена, но мы точно можем предположить, что все, что ее составляет, имеет важное значение для Планеты. Например, практически повсеместно в недрах Земли содержаться не только твердые горные породы, но и жидкости и газы, хорошо знакомые нам как Месторождения Нефти и Газа. Мы прекрасно понимаем, как нужны эти Минералы, или Полезные Ископаемые для жизни Человека. Без них у нас не могли бы ездить машины, летать самолеты и работать многие электро-станции. Мы давно научились использовать и перерабатывать нефть и газ. Кроме того, именно продажа Нефти и Газа дают отдельным людям  Деньги – самые большие Деньги на Планете, на которые можно купить почти всё. Кроме, конечно, самой Планеты. Потому что её не у кого покупать. А вот теперь вспомним печку, сковороду, яичницу и масло, на которой мы жарим свой завтрак. Самое удивительное, - что масло, на котором мы жарим свою яичницу, - по составу и свойствам больше всего напоминает именно нефть. Из нефти делают Масло, в основном для смазки металлических частей двигателей, колес автомобилей, - и тысяч других механизмов. От часов до ружей. Масло, смазывая поверхности трущихся металличе-ских частей, не дает металлу разогреться и расплавиться. Точно так же как пригореть нашей яичнице. Интересно, что будет с Земной Корой, и с живущим на ее поверхности Человечеством, когда вся НЕФТЬ, - масло Планеты будет добыта и уничтожена? Наверное, то же самое, что и с яични-цей, если жарить ее без масла? Еще интересней, что Человечеству ДАВНО нет необходимости добывать Нефть и Газ в тех огромных объемах, которые оно добывает сегодня. Но это очень надо тем, - не очень умным лю-дям, для которых Нефть, - это лишь средство получать Деньги. Им надо очень много денег, наверное, для того что бы купить ВСЮ Планету. Они ведь точно не понимают, что покупать Планету – не у кого. Да и не зачем станет покупать, когда безумной добычей Нефти будет нарушены такие свойства Земной Коры, о которых мы сегодня даже не знаем…
 
Но вот и звонок. До встречи?


Рецензии