Тюремная прислуга

"С Богом, орлы, казаки, гетманы, вертухаи!
Только когда придет и вам помирать, бугаи,
будете вы хрипеть, царапая край матраса,
строчки из Александра, а не брехню Тараса"
И. Бродский На независимость Украины
...

Я как-то , незаметно для себя, много лет , для себя же, занимаюсь воссозданием жизни и творчества канувших в лету писателей и поэтов . У нас всем известных гениев , как пальцев на одной руке. А вот забытых - им счёту нету. Так вот, погружаясь в эпоху, уже приблизительно знаю, какие трудности ждут моих героев, и какова вообще общеисторическая канва описывыемого времени.
Но иногда налетаешь на фразу, на факт, которые ставят в тупик. И понимаю, что все мои прежние знания летят в корзину. Что я ничего не понимаю ни во времени, ни в своих героях.
Вот я занимался малороссийскими поэтами. Там знаменитый в 19-м веке, почти как Тарас Шевченко, творил Олекса .Коваленко. Земляк, уроженец Бирюческого уезда. Мне о нем было легко писать, хотя я так и не постиг до конца : как крепостной мальчишка из владельческого хутора Власов стал известным поэтом и переводчиком и землевладельцем? Ведь жил он, как нас учили, в Российской империи. То бишь, в тюрьме народов, где национальные меньшинства угнетались особенно.
Или вот Тарас Шевченко. За талант выкуплен из крепостной зависимости. Но за национальстические стихи сдан в солдаты и пропущен сквозь строй.
Кошмар.
Вроде все на поверхности. Но вот я читаю воспоминания Николая Лескова. Он посетил в Петербурге Тараса после увольнения того из армии.
И я понимаю, что ничего не понимаю. Вот что пишет Лесков : "Около года я не был в Петербурге, и , возвратясь в конце января в Северную Пальмиру, тотчас отправился поклониться поэту. Возле его дверей мне встретился солдат, который обыкновенно ему прислуживал (Н. Лесков. Собрание сочинений. М. 1958, т10, стр. 8)"
Как?!
Опальный поэт, сам бывший солдат, пропущенный сквозь строй, живущий в нищете и на грани голода, имеет
прислугу ?
Друзья мои, за чей счет банкет?
Если прислугу содержал сам Шеваченко, то зачем голодать ? Чем кормить солдата, лучше на эти деньги харчеваться самому.
А если ему солдата приставило государство, как социального работника, то не вернее ли было государству деньги денщика неапрямую отдать господину. И пусть он сам харчуется?
Может - в качестве пенсии держава вообще всем,пропущенным сквозь строй , выделяла прислугу?
Или я что-то пропустил в изучении истории России?
Лесков не разъясняет этого недоразумения. Очевидно - его такое положение вещей ничуть не удивляло. Наверное Николай Степанович знал о Шевченко что-то такое, чего мы не знаем.
То есть - условия для работы малороссийского поэта и выпуска им книг на украинском языке были несколько иными, чем нам вбивалось в голову?
Вообще, когда из истории начинают вылезать, как шило из мешка, подобные факты, начинаешь сомневаться во всей истории. Как там у Тараса Шевченко?
"Зазвонили по Украйне
Со всех колоколен.
Загуляли гайдамаки
Да по вольной воле"
Как они "загуляли" в тюрьме народов - тайна сия велика есть. Как и то, почему Тарас предпочел жить и умереть в Петербурге, а не на Украине?
Может , потому что на Украине двери ему перед Лесковым пришлось бы открывать самому.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.