Самый ужасный подарок

Всемирно известный педагог Антон Семенович Макаренко, по настоянию своего отца, с 17 лет работал учителем  в железнодорожной школе. Первые 16 лет его педагогической карьеры приходятся на дореволюционный период.
В советское время Макаренко заведовал двумя детскими коммунами, где ребята учились и работали.
«... обращались к нам очень многие, со всего Союза, но принимали мы только в крайнем случае, когда ребенок был настолько великолепным экземпляром, что мы нуждались в его обществе. Детей хороших, послушных мы, конечно, принципиально не принимали. Нам нужны были такие, которые обокрали родителей, избивали мать, называли ее всякими черными словами, вообще дети с «сильным» характером».
Макаренко рассказывает о том, как однажды в коммуну в поисках своего сына приехал отец. Родитель и потерявшийся ребёнок, радуясь встречи, долго обнимались и плакали, но юный коммунар, так и не захотел покидать стен образовательного учреждения.
Самый ужасный подарок, какой только могут сделать ребёнку его родители, по мнению Макаренко, это пожертвовать всем ради его счастья.
«Если вы хотите отравить вашего ребенка, дайте ему выпить в большой дозе вашего собственного счастья, и он отравится.
    Надо ставить вопрос так: никаких жертв, никогда, ни за что! Наоборот, пусть ребенок уступает родителям. Новые  платья в первую очередь - матерям!
    Отец и мать в глазах детей должны иметь право на счастье в первую очередь. Самая ужасная вещь - воспитывать детей на материнском или отцовском счастье.
   В нашей коммуне мы тратили 200 тыс. рублей на походы и 40 тыс. на билеты в театр. Не скупились на это. Денег не жалели. Но когда шили костюмы, то у нас было такое правило: малыши получали костюмы от старших. И они знали, что им шить новые костюмы не будут. Малыши могли рассчитывать только на перешитые костюмы. Правда, мы могли бы подождать, пока старшие ребята до конца износят свои костюмы, и потом эти костюмы выбросить. Но мы этого не делали. Старшие поносили немного, и костюмы перешивались для младших.
   Что вы дадите девочке в 17-18 лет, если вы в 14 лет нарядили ее в крепдешин?
   К чему это? А какой у этой девочки разгон получается? Дальше у нее начинаются такие рассуждения: у меня только одно платье, а у тебя, т.е. у матери - три.
   Нужно воспитывать в детях заботу о родителях, воспитывать простое и естественное желание отказаться от собственного удовольствия, пока не будет удовлетворен отец или мать».
      После того, как коммуна имени Дзержинского, которой заведовал Макаренко, была ликвидирована, Антон Семенович продолжал активно поддерживать связь со своими воспитанниками. Один из семи дней в неделю он целиком тратил на переписку, а если кто из них приезжал в Москву, то прямо с вокзала направлялся к нему домой и мог там прожить столько, сколько хотел.
В большинстве своём из бывших коммунаров получались хорошие и достойные уважения  люди.
Макаренко остро поднимает вопрос о том, кто должен заниматься воспитанием детей: школа или родители.
«Я настаиваю на том, что руководящей воспитательной организацией по отношению к отдельному учителю, и по отношению к отдельному ученику, и по отношению к семье должна быть школа, как нечто целое, как единый школьный коллектив. Если бы мне сейчас дали школу, то я первой своей задачей поставил бы создание единого школьного коллектива. Я уверен, что для этого нужны единые школьные интересы, единая школьная форма работы, единое школьное самоуправление и, наконец, общение, соприкосновение (членов) этого коллектива».
Макаренко обращает внимание на такие важные инструменты, как: знамя, проведение собраний, трудовое воспитание, необходимость подшефных из ряда старшеклассников для школьников младших классов (в коммуне их назвали корешками). Каждый тезис он снабжает примером из жизни в коммуне, на опыте доказывающем правильность его убеждений.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.