Мастер иероглифов

"хацу" (Начало)

Какой из меня японец... Лицо славянское, бритый наголо. Жилистый, коренастый. Несколько лет занятий штангой за плечами. Хотя почему "за", в тех самых плечах и видно эти несколько лет. Имя и фамилия совсем не японские: Иван Предтеченка. Имя мама выбрала. Не помню почти ее, только несколько быстрых образов. Помню, как везет она меня зимой на санках в детский сад. Холодно мне, сижу укутанный. И в свете фонарей вижу ее лицо, когда она оборачивается. Говорит что-то мне, веселая, улыбается. Улыбку больше всего и запомнил... А фамилия от бабушки по материнской линии досталась. Она из-под Винницы приехала меня воспитывать, когда я один остался.

Бабушку уже мне хоронить пришлось. Взял неделю отпуска на работе, организовал всё честь по чести. Хоть особо впечатлительным никогда не был, тяжело мне это далось. Бабушка сниться стала ночами. Говорит каждый раз что-то, а я не слышу. Стараюсь слова по губам прочесть - не получается. Просыпаюсь и больше заснуть не могу.

Решил перебрать старые вещи. Мамину шкатулку нашел. Документы ее там, несколько украшений: кольцо золотое с изумрудом, цепочка, подвеска серебряная "птица райская" и серьги "звездочки". Черно-белых фотографий десяток. На нескольких одна она, на нескольких с подругами. Только на одной фотографии молодой парень азиатской внешности и иероглифы на обороте. Пять азиатских словарей несколько часов листал, с японско-русским словарем Конрада перевел: "Любимой на память перед длинной дорогой". Любимой... Вот ведь как. А как всё точно было, спросить уже некого.

Бессонница так и не отпустила меня, сон совсем короткий и тревожный стал. Парень с фото в мою полудрему приходить начал и иероглифы сниться. Разные: те, что с фото, и просто из словаря Конрада, который теперь у меня дома был. И надписи трафаретные: "ты умрешь!"

Эти надписи меня днем на каждой третьей стене домов по пути встречали. Пока идешь привычной дорогой на работу, несколько раз прочтешь. Через раз еще Джоконда загадочно улыбается, тоже трафаретная. Понимаю, что не мне конкретно пишут. Марганцевый завод в городе открывать собрались близко к центру, так многие решили, что тот марганец не только в руде окажется, но и в людях, и жизни им не прибавит. Вроде и не мне пишут, но одно к одному складывается, мучает.

Той ночью уже против обыкновения на редкость хорошо спал, субботним утром открыл глаза и понял: держаться надо не за стены, держаться надо на ногах. Дорога по стенам не моя, моя - на асфальте. Собрался: свободная одежда на себе, стул складной, краска, кисти и словарь Конрада в походном бауле. Готов.

"мити" (Путь)

В русском языке или в романских слова на буквы распадаются. Недописал несколько знаков - получил либо другое слово, либо бессмыслицу. Иероглиф - знак, который сам по себе смысл несет. Или несколько. Какой из них проявится, зависит от контекста. Но и в одиночестве иероглиф уже понятие.

Рисую иероглиф, пишу транскрипцию и перевод. Люди проходят мимо, спешат по своим делам. Безразличных девять из десяти. Безразличные в моих глазах похожи, большинство любопытствующих тоже. "Что, зачем да почему?" - обычные вопросы, отвлекающие меня от моего каллиграфического письма. Хочется, не торопясь, успеть написать больше, так что эти прохожие повторяющимися мимолетными разговорами мне мешают. Другая, меньшая часть интересующихся занимает больше моего времени.

"Интересующихся" меньшинство, но путь мой долог, так что и их получится поделить на несколько групп. Были среди них проповедники, были сочувствующие, были ищущие себя и ищущие собеседника или учителя, были люди опасные и лица при исполнении. Были и желающие просто покричать.

Со всеми в разные дни вел себя по-разному. Желающие обратить в свою веру навязчивы. Если нет желания долго их слушать, лучше сразу выбрать себе "крышу" позабористее. Если причислишь себя к "самураям-смертникам", они быстро грустнеют и тушуются.

Городские власти относятся настороженно-враждебно. Их понять можно: кто я для них, непонятная желтая пешка в их черно-белых шахматах. Беспокоятся, как бы чего не вышло, выражая это в привычном им канцелярите: "Иероглифы несут определенное смысловое содержание, которое Вы описываете ниже, как перевод. Однако о том, соответствует ли оно правильному содержанию, отсутствуют ли в них непристойные надписи, администрации не известно, поскольку данный вопрос может подтвердить только специалист-переводчик, которым Вы не являетесь". Для них, что не разрешено, то запрещено.

Не так уж мало набралось тех, кого экзотическое японское письмо настроило на разговоры о смысле жизни или на исповедь, как не так уж редко незнакомое окружение в поезде способствует дорожной откровенности. Нередко исповедью отвечал на исповедь: "искренность трогает небеса". Что до смысла жизни, я не пытался кому-то его объяснить. Я не Учитель. Разве что, Проводник, если к месту будет опять вспомнить железную дорогу. Ведь всё, что я могу, это писать.

Молодым рабочим или мажористым парням чаще нет дела до поисков смысла жизни, их первый вопрос: "Ты какими боевыми искусствами владеешь?" Некоторые ограничивались теоретическим разговором, некоторые ответ пытались получить действием. Но один на один лицом к лицу редко кто готов был выйти. Приходили группами, взрослеющие волчата. Привык и к этому, старался свести всё к разговору. Хорошо, когда все в пределах видимости, но красивое письмо требует сосредоточенности, за всеми вокруг не уследишь. Плохо, если подходят из-за спины, плохо, если при этом железо в руках.

Так и случилось, что встретил я одно майское утро в больнице без воспоминаний о том, как прошли вечер и ночь. Голова вся перемотана, руки плохо слушаются. Две недели в больнице провел. Вышел: небольшая пластина в черепе, как у Джеки Чана, шрамы после швов на лбу.

Время прошло, голова днем перестала кружиться. Обзавелся новым стульчиком, пополнил запас кистей и красок. Шлем мотоциклетный стал в сумке с собой носить и надевать перед рисованием. Голову защитить и не пугать прохожих своими шрамами. Желающих подойти на исповедь поубавилось. Может быть, из-за шлема. Других отвлекающих осталось столько же. А я всё ждал кого-то еще. Кого? Не знаю. Может, того японца с фото? Прошел ли он свой путь? Или в дорогу тогда отправилась мама?

"ато" (Остаток)

Время стирает знаки. Люди стирают знаки. С асфальтовой дороги тысячи ног каждый день уносят частицы краски. Естественный процесс. Исчезновение рисунков на стенах чаще процесс искусственный. Однотонные выделяющиеся заплатки на стенах домов появляются поверх трафаретных надписей. Авторы этих быстрых ночных посланий остались для администрации анонимны, в отличие от меня. Есть ли другая разница? Синтоистский храм в городе строить не начали, марганцевый заводик обыденно работает. Работы у онкологов в городе стало больше, хотя, возможно, потому, что самих онкологов в городе стало меньше.

Я занимаюсь повторением. Подновляю первые полузатёртые иероглифы. За место на нефасадных стенах борются новые надписи и листовки с номерами телефонов. "Соль!" и "Выход есть!" Кто-то говорит, что борьба между ними не на жизнь, а на смерть. Кто-то говорит, что разницы между ними нет, а временный выход они предлагают общий. Кто-то говорит, что разницы нет тогда, когда первые мимикрируют под вторые. Ну а я на своем пути никому не подражаю. Читал, что китайцы любят писать иероглифы водой на асфальте. Эти быстроисчезающие надписи предназначены для себя и для неба. Мои надписи для себя и кого-то еще.

Я иду по своим полустершимся старым следам. Восстанавливаю надписи один в один, лишь для нескольких иероглифов выбираю другое значение. Еще одного обновления на этих улицах не будет.

На взгляд со стороны я трудолюбив, но не очень умен. Главная ли это моя характеристика? Каждый человек как иероглиф имеет свой смысл, но как в ряду иероглифов последующие меняют смысл рассматриваемого, делают иное его значение главным, так и аура человека, когда взгляд на него отдаляется и захватывает больше времени и пространства, меняет свою яркость и цвет. Может ли этим путем малое стать великим, кто знает.

Стираются с асфальта и мои обновленные иероглифы, сам асфальт по столичному примеру сменяется плиткой. Теперь мой путь остается видимым лишь в интернете. Наверное, в масштабах планеты здесь он еще менее различим. Здесь есть мои контакты для связи: номер телефона и другие штуки помоднее. Этот номер для любителей каллиграфии, таких, как я. И для человека вне групп, если он когда-нибудь пройдет по этой моей тропе. Может быть, он позвонит. Может быть, он обойдется без звонка.

Может быть, кто-то когда-то давно делал то же, что делаю я. Может быть, это был я.


Рецензии
Оригинальная интерпретация "Кузнецкой легенды". История вполне себе реальная, такой чудак ,вызывавший разные эмоции каллиграфией на асфальте действительно был.Над ним чаще смеялись, чем пытались понять его. Были те кто называл его пособником оккупации России китайцами, но по мне ксенофобия более опасное отклонение чем чудачество калиграфа.

Авторы наделили эту легенду историей и смыслом. Символизмом и романтикой. В целом у них получилось вызвать сочувствие к главному герою. Единственное, что конечно отлично от реального прототипа, что иероглифы были китайские, а не японские. Но это несущественно так как тут все равно восточная мистика с их широким символизмом и буддийской мудростью осталась. "Каждый человек как иероглиф имеет свой смысл".

"Время стирает знаки." Но однако наступит время когда их нужно начертать.

Дмитрий Александрович Семенов   30.05.2020 13:59     Заявить о нарушении
Спасибо.
"Японцы переняли письменность у китайцев, следовательно, и их иероглифы, но дали этим иероглифам свои значения. Многие иероглифы остались одинаковыми, но многие претерпели изменения, упрощения..."

Кошка Рыболов   30.05.2020 14:25   Заявить о нарушении