Бесплодие русофобов

  "Боюсь, как бы не начали строить свою идентичность на чувстве вражды к России",-сказал Дмитрий Быков, подводя итог своих размышлений о Беларуси, её культуре и литературе.
  Поделился он ими на "Эхо Москвы", отвечая на письма радиослушателей. В одной из передач его спросили, может ли Беларусь стать европейской страной.
  Быков ответил, что при нынешнем режиме, во главе которого уже двадцать пять лет Лукашенко, не может. За этот период в стране не появилось ни одного писателя, равного по значимости и силе таланту Владимира Короткевича.
  Нет значимых явлений в драматургии, кино и театральном  искусстве.
  А раз нет взрыва  в культуре, о европейском развитии Беларуси говорить не приходится.
  Почти сразу после окончания передачи ему в Фейсбуке возразил белорусский поэт Владимир Некляев. Он обвинил Быкова в том, что тот судит о том, о чём "не в курсе". Он ведь не читает по-белорусски, и не знает ни белорусских писателей, кроме Альгерда Бахаревича, чью книгу "Собаки Европы" хвалил, ни белорусских драматургов, не посетил ни одного спектакля в белорусском театре.
  Быков не собирался полемизировать ни с Некляевым, ни тем более с безымянными белорусскими блогерами, которые облили Быкова в сети помоями как "великодержавного русского шовиниста", но спустя неделю слушатели "Эха Москвы" спросили его, как он относится к прозвучавшей в его адрес критике.
  Дмитрий Быков сказал, что не собирается полемизировать с разными неизвестными блогерами, а с Некляевым готов поговорить.
  И начал рассказывать, как ему хотелось прочесть одно из произведений Еороткевича(оно в третьем томе), но поскольку оно не было переведено на русский язык, начал читать на белорусском,- "и ничего, справился".
  Далее Быков рассказал, о двух замечательных белорусских драматургах, которые работают в России, о распрях в среде белорусских писателей, о том, чем ему понравился роман Бахаревича, и этот писатель, на его взгляд, сегодня, пожалуй, самый заметный белорусский писатель.
  Но таких писателей, уровня Короткевича, Алеся Адамовича, Василя Быкова, сегодня в белорусской литературе нет.
  Некляева он назвал сильным поэтом, но не согласен с его утверждением, будто российские литераторы относятся к белорусским коллегам свысока. Наоборот, это белорусские отдалились, хотя в истории двух литератур есть примеры прекрасного, обогащающего друг друга сотрудничества, например, Даниила Гранина и Алеся Адамовича, написавших "Блокадную книгу".
  А с какой теплотой общались Астафьев и Василь Быков!
  "Роль российской литературы в формирование белорусской культуры довольно высоко",- подчеркнул Дмитрий Быков, и отрицать это было бы глупо.
  Пока на эти высказывания Быкова Некляев не ответил. Крыть-то нечем, Быков показал, что прекрасно владеет ситуацией в белорусской литературе.
  Но дело, видимо, не только в этом. В декабре Некляев принимал участие в акциях против интеграции Беларуси и России.
  Акции не были официально разрешены, и после завершения переговоров Лукашенко с Путиным, власти решили наказать его участников. Нескольких участников, в том числе главного организатора, "христианского" писателя Павла Северинца наградили "сутками", и Новый год они встретили в тюремной камере, а Некляеву выписали крупный штраф и повестку в суд.
  "Отплывать" же от России белорусские писатели, те, которые считают себя элитой нации, начали ещё в конце восьмидесятых прошлого столетия.
  "Отплыв" возглавил Василь Быков, которого избрали членом Сойма  Белорусского Народного Фронта.
  Москва, которая способствовала его появлению на мировой арене, теперь  не характеризовалась им иначе как "оккупант, душитель белорусского языка и культуры".
  Тогда ещё молодой Некляев тоже встал в ряды хулителей России и её "имперских амбиций".
  А когда Беларусь обрела независимость, Быков, поэты Бородулин, Некляев, и другие, кто решил "обогащаться" не российскими, а "европейскими ценностями" вышли из "советского" Союза писателей и создали свой, а прежний, существующий до сих пор, считают "реакционным".
  Особенно "прогрессивные" белорусские литераторы почувствовали новый прилив энтузиазма, когда в Украине начался Майдан.
  Самым известным гостем на нём был Некляев. Он приезжал сюда не только в качестве пламенного революционного поэта, но и белорусского оппозиционного политика. Ко времени Майдана Некляев имел уже опыт оппозиционера, в 2010 году он даже баллотировался в президенты.
  Нетрудно догадаться, какие речи и стихи он произносил со сцены Майдана.
  Белорусский "демократический" Союз писателей и украинский заключили соглашение о сотрудничестве, и лаже объявили об учреждении премии имени белоруса Михаила Жизневского, погибшего на Майдане, и ставшего героем Украины.
  Этот парень из Гомельской области, сбежавший из дома, то ли по окончании школы, то ли не доучившись, якобы испугавшись обвинения в краже музейного экспоната, восемь лет не давал о себе знать и был объявлен в розыск.
  И вдруг объявился на Майдане и стал первой жертвой, принесённой во имя его интересов. Кто его убил, неизвестно, да и никого это не интересовало, его сразу объявили героем Украины и торжественно похоронили.
  Наверно, есть уже и те, кто получал премию его имени, но об их произведениях ничего не слышно.  Может, "стесняются", что премия столь локальная?
  Да и к тому же дела в Украине пошли совсем не так, чтобы можно было гордиться  солидарностью с ними, как поначалу.
  И теперь белорусские писатели редко вспоминают и говорят об Украине, даже Алексиевич, которая ранее постоянно напоминала в своих интервью о том, что её мама-украинка по национальности.
  Некляев тоже почти перестал говорить об Украине. Теперь у него другая тема на первом плане - независимость Беларуси, над которой якобы нависла "российская угроза", а над белорусской культурой - поглощение русским миром, хотя в этих "опасениях" явно прослеживается и украинский след.
  Послемайдановская Украина начала с того, что запретила всё, что связано с Россией, - её фильмы, книги, передачи ТВ, соцсети.
  Многие украинские писатели, артисты, кинематографисты, быстро объявив себя националистами, откровенно радовались, изливая эту радость в СМИ:наконец-то наш рынок освободился от засилья российской продукции, теперь мы будем творить настоящую украинскую национальную культуру.
  Прошло более пяти лет, и теперь в СМИ пишут о том, что ни одного заметного фильма и произведения так и не появилось за этот период, а читатели и слушатели по-прежнему хотят читать русские книги и смотреть русские фильмы.
  Националистов, склонных к творчеству, последнее обстоятельство особенно возмущает. Недавно один из них, Остап Дроздов, разразился по этому поводу гневным
текстом в Фейсбуке:"Вы посмотрите, что беспокоит людей. Им не нравится, что отключили российские каналы, они скучают по "ВКонтакте", по фестивалям Филиппа Киркорова и других российских звёзд, которые до сих пор им так близки...
  Отечественные шоу-бизнесы мечтают не выходить из Останкино. Там 400-500 миллионов аудитория, а что такое Украина - каких-то несчастных двадцать миллионов.
  Если посмотреть на всю страну честно, то она прямо так и хочет запрыгнуть назад в этот сраный русский мир. На шестом году войны это происходит".
  "Сраный мир" как раз у Остапа Дроздова, поэтому силу и могущество русского мира ему понять не дано, как и то, почему украинцы, веками живя вместе с русским миром и в нём, тоскуют по этой общности, насильственно лишённые его.
  Некляев, в отличие от Дроздова, прекрасно понимает, что такое русский мир. Но политик взял над ним верх. Разумеется, "европейский политик", со всеми "европейскими ценностями". И в Европе его больше, да пожалуй, и главным образом знают как политика, а не поэта.
  Но ему-то хотелось бы, чтобы его знали и как поэта, и он несколько раз пытался претендовать на Нобелевскую премию.
  Алексиевич, в отличие от него, до получения премии называла себя российской писательницей, к тому же пишет по-русски.
  Правда, после получения Нобелевской премии стала называть себя белоруской писательницей, потому что теперь быть на стороне России уже невыгодно, когда в глазах Запада Россия - агрессор.
  Ничего нового за последние годы Алексиевич не написала, обещая написать книгу о любви, потому что, хотя и не выходила замуж, но, по её словам, "в своей жизни любила и женщин, и мужчин".
  Дмитрий Быков, характеризуя состояние белорусской литературы в первый раз, заметил, что в ней не созданы не только произведения уровня Короткевича, но даже Алексиевич.
  Но во второй раз, после напоминания Некляевым Быкову о том, что тот хвалил Бахаревича, подтвердил, что роман "Собаки Европы" ему действительно понравился, и, что, быть может, именно Бахаревич станет "прорывным" белорусским писателем.
  Правда, Быков забыл сказать об одном важном моменте. Чтобы выйти на российские просторы, Бахаревич создал русскоязычный вариант романа.
  Так некогда поступал Василь Быков, благодаря чему и стал известным в Советском Союзе, а потом и в мире, особенно своей "Альпийской балладой".
  А одев маску националиста, начал писать вымученные рассказы из истории  20-х  годов прошлого века- борьбы белорусских "патриотов" с большевиками-жалкую пародию на истинное творчество.
  Когда человек изменяет сам себе, иного ждать не приходится.
  Русский же мир был, есть и будет. Главный организатор акций против интеграции Павел  Северинец попросил жену принести в изолятор несколько книг близких ему авторов.
  И среди них... Чехова.








 
 












 















 


















 






 



 



 

































 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.