Время выбрало нас
годы нашего детства.
********************************
На детство нам выпало: ни света электрического, ни газа, ни телевидения, ни
радио, ни газет-журналов, ни клуба, ни медпункта.
Всё это принято называть - до и послевоенным. Варились все в одном котле -
естественном. По длинным зимним вечерам горели тонкие расщепленные палочки -
лучины.
Вставали - по солнцу, по пению петухов, ложились - тоже самое: по местному
определяя траекторию светила. Сейчас, вот, даже смешно вспоминать, когда одна
соседка - кричала второй: "Вы, иль, не начали управляться ещё? Солнце, вон уж -
два мужика!" Это означало - два мужских роста от кромки земли.
Подпитка нашего развития шла от пересказов старших - молодым.
И начиналось это примерно так"А вот тогда мой папанька рассказывал, что у деда-
его деда было такое..."А дальше шёл сам рассказ о старине, о чародеях,колдунах,
оборотнях, о войнах и набегах, о победах и поражениях. Мы, ребятня, умели слу -
шать. Лёжа на русской тёплой печке, подставив под щёчки кулачки, как промокашки
впитывали народную мудрость. Часто сердце сжималось со страху и домой возвраща-
ться боязно, коль не у себя дома.
За каждым кустом мерещился волк и ему подобные, коими пугали нас с детства и
часто, человек по десять мы оставались ночевать в доме, где проходили посиделки
Размещались всем скопом на полу, на пахнувшей морозом ржаной соломе,подложив
под головы ватники, пиджаки, а сверху - овчинные тулупы вместо одеял.
Не простывали. До сих пор думаем: почему? Не знаем.
Может, экология, может естественный отбор или глиняные стены и полы - настоящие
чистые от природы.
А, скорее всего, всё же - здравое потомство от естественного отбора.
Утром нас матери растаскивали по домам, вечером картина повторялась.
Не часто в деревню захаживали побирушки(странники). На постой они останавли -
вались, обычно, в одних и тех же избах.
И к вечеру, навстречу с ними шли и старые и малые, послушать что новенького
в мире, обогатиться, так сказать, духовно. Побирушек у нас жалели и уважали
одновременно, люду набивалось полную избу, гасли лучины от нехватки кислорода,
открывали дверь, чтоб проветриться - охолонуться и дальше за полночь велись
не спешные разговоры.
Особенно ждали одну - Варю-тынковку, что означала эта приставка к имени - не
знаю, но судя по лексике - была она русской из "благородных кровей", её манера
говорить, одеваться, петь. Хотелось ей подражать: молодой, стройной,красивой,
с отменно поставленным грудным голосом. Поговаривали, будто, она из "богатых
богатеев" но пошла в побирушки: ходить по свету прославлять Бога - был её Обет.
Её, говорили шёпотом, била младенская(эпилепсия).
Варвара садилась на сундук, на плечах - большой цыганский платок и начиналось
завораживающее, ну прямо, продуманное театральное действо.
Бабы то и дело подносили к глазам передники. Мы, мелкота, понимая и не понимая,
хлюпали носами, скорее - за компанию, а она, магически, установив тишину
взглядом, начинала: Гора высокая-под горою лёд
Я сейчас спою про детей сирот
В небольшом селе близ Саратова
Там семья жила небогатая
Мать больна была как свечка таяла
И детей сирот она оставила
Умирая мать, чуя смертный час
Она детям своим даёт такой наказ
Я умру - меня накройте скатертью
Не ругайтесь вы с новой матерью
Вот умерла она, отец землёй зарыл
А для детей своих совсем он стал чужим
Он привёл к себе жену новую
Сердцем горячую, к детям суровую
И вот как то раз говорит ему:
Я детей твоих всё равно убью
Ночь была темна, тишина кругом
Дети малые спали крепким сном
Подошёл отец к койке мальчика
Мальчишку Боречку отец в огонь кидал
Хотела Танечка помочь Боречке
Только нет его уже на коечке
Папа, папочка-кричит несчастная
Завяжи глаза-смерть ужасная
Завязал глаза и хотел кидать
А ночной сторож не перестал кричать
Тут и Танечка открыла весь секрет
Им обоим дали - по 16 лет.
"Да куда ж теперь девчонку денут - навзрыд голосят бабы,- ни отца ни матери,
круглая сиротинушка, не куда головушку преклонить. Мож, какие родные возьмут,
хочь до людей доведут - не бросят сиротку."
"Не бросят, не должны, что - не люди, чтоль" - подытоживают мужики.
И долго ещё будут сидеть и строить версии и планы о судьбах всех сирот и
убиенных. А на утро рассказывать у колодца услышанное, добавляя:
"Ох вчера мы и накричались!"
!! Прямо, вроде бы эта разрядка - бальзам на душу.
Свидетельство о публикации №220010301820
Нина Кирпичникова 04.01.2020 21:21 Заявить о нарушении