Время выбрало нас

                Сороковые: счастливые и роковые
                годы нашего детства.
                ********************************
  На детство нам выпало: ни света электрического, ни газа, ни телевидения, ни
  радио, ни газет-журналов, ни клуба, ни медпункта.
  Всё это принято называть - до и послевоенным. Варились все в одном  котле -
  естественном. По длинным зимним вечерам горели тонкие расщепленные палочки -
  лучины.
  Вставали - по солнцу, по пению петухов, ложились - тоже самое: по местному
  определяя траекторию светила. Сейчас, вот, даже смешно вспоминать, когда одна
  соседка - кричала второй: "Вы, иль, не начали управляться ещё? Солнце, вон уж -
  два мужика!" Это означало - два мужских роста от кромки земли.

  Подпитка нашего развития шла от пересказов старших - молодым.
  И начиналось это примерно так"А вот тогда мой папанька рассказывал, что у деда-
  его деда было такое..."А дальше шёл сам рассказ о старине, о чародеях,колдунах,
  оборотнях, о войнах и набегах, о победах и поражениях. Мы, ребятня, умели слу -
  шать. Лёжа на русской тёплой печке, подставив под щёчки кулачки, как промокашки
  впитывали народную мудрость. Часто сердце сжималось со страху и домой возвраща-
  ться боязно, коль не у себя дома.
  За каждым кустом мерещился волк и ему подобные, коими пугали нас с детства и
  часто, человек по десять мы оставались ночевать в доме, где проходили посиделки

  Размещались всем скопом на полу, на пахнувшей морозом ржаной соломе,подложив
  под головы ватники, пиджаки, а сверху - овчинные тулупы вместо одеял.
  Не простывали. До сих пор думаем: почему? Не знаем.
  Может, экология, может естественный отбор или глиняные стены и полы - настоящие
  чистые от природы.
  А, скорее всего, всё же - здравое потомство от естественного отбора.
  Утром нас матери растаскивали по домам, вечером картина повторялась.

  Не часто в деревню захаживали побирушки(странники). На постой они останавли -
  вались, обычно, в одних и тех же избах.
  И к вечеру, навстречу с ними шли и старые и малые, послушать что новенького
  в мире, обогатиться, так сказать, духовно. Побирушек у нас жалели и уважали
  одновременно, люду набивалось полную избу, гасли лучины от нехватки кислорода,
  открывали дверь, чтоб проветриться - охолонуться и дальше за полночь велись
  не спешные разговоры.

  Особенно ждали одну - Варю-тынковку, что означала  эта приставка к имени - не
  знаю, но судя по лексике - была она русской из "благородных кровей", её манера
  говорить, одеваться, петь. Хотелось ей подражать: молодой, стройной,красивой,
  с отменно поставленным грудным голосом. Поговаривали, будто, она  из "богатых
  богатеев" но пошла в побирушки: ходить по свету прославлять Бога - был её Обет.
  Её, говорили шёпотом, била младенская(эпилепсия).
  Варвара садилась на сундук, на плечах - большой цыганский платок и начиналось
  завораживающее, ну прямо, продуманное театральное действо.
  Бабы то и дело подносили к глазам передники. Мы, мелкота, понимая и не понимая,
  хлюпали носами, скорее - за компанию, а она, магически, установив тишину
  взглядом, начинала: Гора высокая-под горою лёд
                Я сейчас спою про детей сирот
                В небольшом селе близ Саратова
                Там семья жила небогатая
               
                Мать больна была как свечка таяла
                И детей сирот она оставила
                Умирая мать, чуя смертный час
                Она детям своим даёт такой наказ

                Я умру - меня накройте скатертью
                Не ругайтесь вы с новой матерью
                Вот умерла она, отец землёй зарыл
                А для детей своих совсем он стал чужим

                Он привёл к себе жену новую
                Сердцем горячую, к детям суровую
                И вот как то раз говорит ему:
                Я детей твоих всё равно убью

                Ночь была темна, тишина кругом
                Дети малые спали крепким сном
                Подошёл отец к койке мальчика
                Мальчишку Боречку отец в огонь кидал

                Хотела Танечка помочь Боречке
                Только нет его уже на коечке
                Папа, папочка-кричит несчастная
                Завяжи глаза-смерть ужасная
               
                Завязал глаза и хотел кидать
                А ночной сторож не перестал кричать
                Тут и Танечка открыла весь секрет
                Им обоим дали - по 16 лет.

  "Да куда ж теперь девчонку денут - навзрыд голосят бабы,- ни отца ни матери,
  круглая сиротинушка, не куда головушку преклонить. Мож, какие родные возьмут,
  хочь до людей доведут - не бросят сиротку."
  "Не бросят, не должны, что - не люди, чтоль" - подытоживают мужики.

  И долго ещё будут сидеть и строить версии и планы о судьбах всех сирот и
  убиенных. А на утро рассказывать у колодца услышанное, добавляя:
                "Ох вчера мы и накричались!"
       !!  Прямо, вроде бы эта разрядка - бальзам на душу.





















         
 


Рецензии
Так моя бабушка выросла. Детство послевоенное. И школьные уроки у керосиновой лампы зимними вечерами делала.И хлеб ее матушка рано по утру в печь ставила... неужели все это было?

Нина Кирпичникова   04.01.2020 21:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.