Переправа

  Зима в тот год была снежная. Таких сугробов давно не видели на берегу Таганрогского залива, а  в более северных районах, по словам бывавших там людей, его было еще больше.  Люди радовались снегу. Засушливые степные земли весной напьются воды, а значит, урожай будет хорошим.
  Весна тоже не уступила. Она пришла рано и дружно. Еще только февраль на дворе, а снег таял на глазах. Сугробы потемнели и осели, по дорогам текли ручьи. Лед на заливе сошел , и серые волны накатывали на берег.
  В это время и выпало молодой учительнице  выйти в декретный отпуск. За больничным листом и осмотром надо было ехать далеко, но в маленькой сельской больнице акушерочка предупредила, что больничный надо забрать и привезти.   Муж у Ани  работал рыбаком, и всю зиму ловил рыбу в Черном море.  Помочь жене не мог. Женщина одна управлялась с хозяйством и маленькой дочкой. Четырехлетняя девочка была довольно спокойным и послушным ребенком.  Она оставалась у соседей, пока мать ходила на работу , но это не любила и  с восторгом ждала,  когда мама будет целые дни дома и все время будет играть  с дочкой.
Сообщение, что мама уедет в больницу, девочка приняла с радостью и охотно собралась  и отправилась к соседям, не смотря на ранний час.  Всполошилась только бабушка соседка.
  -Куда ты, девка, собралась? Говорят в степи воды полно, реки разливаются  кругом. Заедешь и не выедешь. С таким животом опасно в дорогу одной пускаться,- причитала она, пока малышка раздевалась и готовилась спать.- Подожди, вода спадет и поедешь.
 -Не могу, баба Катя, не могу. Приказали сегодня забрать больничный. Врач уезжает на курсы, она меня посмотреть должна. Не переживайте. съезжу. Дорога хорошая там, асфальт. Не то, что у нас. Я быстро. К обеду буду дома.
  -Ой, смотри  не сглазь,-снова запричитала женщина. - В поговорке не зря сказано, что рано собираешься, да на поздно сведешь. Всяко бывает. О дочке не переживай, присмотрим.
Аня ушла на  автобус. До города она доехала хорошо. Всю дорогу проспала. Из города в участковую больницу она поехала уже засветло. Дорога была хорошая, но водитель очень беспокоился, что под Николаевкой речушка есть, и говорят, она разливается очень быстро.
Так и оказалось: узенькая совсем незаметная летом речка, да не речка, скорее ручей оказалась довольно широкой, но угрозы не представляла. Аня благополучно добралась до больницы.
 -Вы приехали? -врач с удивлением смотрела на пациентку. -Зачем же так рисковать. дороги то заливает по всей округе. Давайте я вас быстро посмотрю, и вы сразу поедете домой. Можно было не рисковать, забрали бы больничный и попозднее.
 -Мне передали, что Вы просили сегодня приехать. Риска-то и нет. Дорога хорошая.
Врач быстро осмотрела Аню, оформила больничный, и женщина пошла к автобусной остановке. Там не было людей, что очень удивило женщину.
 -Автобуса не будет,- объявила ей работница станции.-Дорогу залило под Николаевкой, в город не проехать.
 -Давайте билет до Ханжоновки,-попросила Аня. Там я попутными доберусь.
 -До Ханжоновки со вчерашнего дня не ездим. Там мост через реку снесло, не проедешь. Идите домой , женщина, я станцию закрою. -Она вышла из будочки, что служила станцией и увидела , что пассажирка беременная.
Домой идите, зачем рисковать. Срок-то уже большой?
 -За больничным  приезжала, в декрет иду. Мне домой и надо. У меня там дочь на соседей оставлена. Четыре года ей. -
 -Не уедешь ты отсюда, иди звони, что не приедешь.
 -Куда звонить? Телефон только в правлении. Я попробую уехать.
 -Не пропускают никого, не уедешь. Иди просись в больницу, там переживешь, пока вода сойдет.
-Но я же только что приехала, дорога была открыта. Час не больше прошел.
-Ее и закрыли  с час назад. Там говорят такое творится, век не видывали.
Подъехавшая легковая машина принесла надежду. Однако водитель сказал, что  вернулся. Милиция не пропускает никого. Аня села на лавочку, ее душили слезы. Работница станции села рядом, не зная, чем помочь  этой расстроенной женщине.
Вдруг она живо поднялась и возвестила
 -Одна надежда, что сейчас с утренней дойки молоко в город повезут. Там машина большая, молоко задерживать нельзя, скиснет. Может возьмет шофер.
Тут Аня и увидела, что у будки стоят еще две пассажирки. Они подошли и ждали попутный транспорт.  Это были местные женщины, потому что они поздоровались с работницей и радостно заговорили о молоковозе.
 -Возьмут их, я чужая, меня не возьмут,-подумала Аня. В этих краях чужих не жалуют.
Тем временем показалась машина. Работница станции вышла и перекрыла ей дорогу.Женщины бросились к машине, упрашивая шофера взять их в кабину, а работница объясняла, что дорога закрыта и машину развернут.
 -Как это развернут? А куда я молоко дену? Испортится, мне за него платить. Поеду я. Машина большая, проеду.
Женщины бросились к кабине. Аня стояла, опустив голову. Она даже сказать ничего не могла от душивших ее слез. Она не слышала, что говорили женщины и работница автостанции И вдруг случилось чудо
 -Куда это вы лезете?-обратился водитель к залезающим женщинам.-Я вас согласился везти? То-то и оно, что нет, освободите кабину.
Он не слушал крики селянок, он смотрел на Аню.
-А ну залезайте, будущая мамочка, скомандовал он Ане. Если проедем, а мы проедем, то довезу вас до города. а не-не обессудьте. придется вернуться. Да перестаньте вы орать,-обратился он к односельчанкам. -Я повезу эту молодайку, а вы -домой. дела ждут.
Аня, не веря своим ушам, поднялась в кабину и машина тронулась. Шофер , пожилой мужчина, с улыбкой смотрел на пассажирку.
 -Не волнуйтесь, не проклянут они нас. Вы ребенка ждете, а им еще пригожусь. Они бабы не злые, крикливые только. Им в город на работу надо , вот и орут сердешные.
Дальше они ехали молча и добрались до Николаевки. Вон она на высоком берегу небольшого оврага. Но добраться до нее будет непросто. Пост Гаи стоял у поворота к спуску к речке.  Милиционеры категорически потребовали развернуться, шофер так же категорически отказался. Они долго спорили с между собой, и победа досталась водителю.
Бог с тобой, проезжай, машина высокая, авось проскочишь, но пассажирку оставь на этом берегу. 
  Аня твердо решила, что из кабины не вылезет. Но водитель сам вступился за нее.
  -У нее ребенок дома у чужих людей, а сама она беременная. Как я ее оставлю? Если сама останется, то другое дело.Останешься?- он обратился к Ане.
 -Нет. Мне домой надо.
 -Тогда мы поехали. Машина медленно тронулась  и покатилась под горку. За поворотом перед речкой шофер остановился. Аня не верила глазам. Речка разлилась на всю ширину оврага, крохотный ручей превратился в тридцатиметровую по ширине реку, которая полностью залила мост через тот ручей. Моста не было видно, не было видно и высокой дамбы, которая вела к нему по дну оврага. Шофер озадаченно смотрел на реку.
 -Теперь видишь, что не проехать.- Милиционер подъехал к молоковозу.- придется вернуться. Еще больше воды стало. Шофер смотрел на несущуюся с огромной скоростью воду, что-то высматривая. Наконец, он принял решение.
- Женщина, как Вас звать? Аня?  Так вот, Аня, ты мне поможешь. Видишь, как вода немного завихряется  у левого   края дамбы и как бы падает у  правого. Дамба между ними, так же и мост. Значит, мы должны проехать точно между этими знаками. Открывай дверку, смотри. чтобы я к правому водопаду не приближался, а я буду ориентироваться по левому буруну,  не дай Бог промыло дамбу, тогда нам плохо придется. Согласна? Тогда выпрыгивай из машины и лезь на верх. А..., не успеешь, вода унесет. Тогда конец. Поехали?
Он снял куртку, приказал снять пальто Ане, на случай, если в воду попадут, чтобы не топила намокшая одежда, махнул милиционеру, и машина тронулась. Она плыла строго между бурунами, Аня подсказывала, когда правый водопад оказывался ближе и водитель сдавал чуть влево, иногда наоборот, машина шла вправо, и тогда Аня особенно волновалась, что они перевернутся в эту бурную реку, теченье которой сопровождалось глухим ревом.  Надо было кричать, чтобы водитель услышал ее голос. Вот и мост. Аня заметила. что вода бьется о перила моста и подтекает под них иначе, чем с дамбы. Наконец мост проехали. Оставшиеся метры проехали снова по дамбе, и вот машина выехала на твердую дорогу.
Аня посмотрела на водителя. Он на Аню.
 -Дочка, мы сделали это. Видно Богу твой малыш нужен, раз нас провел через это испытание.Спасибо ему и тебе. Толковый штурман из тебя получился бы, глаз острый.Давай передохнем. Я так устал. вроде сотню километров проехал, а не этот овраг. Вот что природа делает. Мы букашки перед этой силой, а все пыжимся, хозяевами себя возомнили. Ты, дочка, запомни эту переправу и то, что чувствовала, когда ехали. Я запомню.
Аня надела пальто, уселась поплотнее и вдруг заснула. Проснулась она уже в Таганроге перед автостанцией, куда ее привез водитель.
 -Зачем Вы меня везли, молоко ведь сдать надо.
 -Не мог я тебя просто высадить, тут рядом, ничего не случится, если не случилось уже с этим молоком. Я его солью и поеду к дочери. Назад не поеду. Второго раза такого же удачного может и не быть.
Аня поблагодарила водителя, который от оплаты проезда отказался и пошла на свой автобус. Вместо обеда она попала домой к вечеру. Права поговорка.:"Рано собираешься, да на поздно сведешь.
Вода держалась неделю. Всю неделю Аня слушала от соседей рассказы про  разбушевавшиеся речушки и про то, как один шофер вез беременную женщину через Николаевский мост и принял у нее роды.  Она молчала. А вдруг и такое было на том мосту, но не с ней, к счастью.


Рецензии