Снежным маем в Татрах

Прежде чем ехать в горы, даже такие сравнительно невысокие до 2500 метров, как Татры, следует всё же подумать о снаряжении.

Не забудьте про тёплую одежду и термос, ведь после достижения полутора километров высоты вы из весны попадёте в зиму со снежными склонами и вероятностью схода лавин, а для дополнительной защиты суставов ног на подъёмах и спусках возьмите надёжные трекинговые палки и ботинки. Ни разу за всю неделю путешествия по Татрам я не пожалел об этой покупке, которая не раз выручала меня и в дождь, и в снег, и на скользких покрытых глиной каменных ступенях, и на опасно накатанных снежных склонах.

Что ещё нужно в пути? Польская или другая шенгенская виза, карта туристических троп из местного книжного, солнцезащитные очки и крем. Да, может быть, стоит ещё добавить в рюкзак томик японских трехстиший под названием «Бабочки полёт»...

Обо всём этом и пойдёт речь дальше, в кратких дорожных заметках, которые делались во время первой нашей с дочкой настоящей поездки в горы, а именно - в заповедные Татры Польские.


Выезд в Польшу

Подъём в 5 утра с выездом из Калининграда на автобусе в Гданьск.
Час контроля на границе. И по солнечным жёлтым рапсовым полям - в Гданьск. В 10 часов утра были там.
Еда в кафе из свекольника с галушками за 9 злотых (при курсе 17 руб за один злотый) и соленоватого бигоса с сарделькой за 14 злотых. Уложились в 400 рублей.
В 12:35 дня выехали на скоростном поезде InterCity на Краков. Пока всё идёт по плану.

В Кракове, куда прибыли около шести часов вечера, небольшая заминка - искали на вокзале автобус до Закопане на платформе G18. Оказалось, перроны здесь расположены в два этажа и нам нужно подняться на верхний этаж.
На платформе очередь. Два автобуса ушли полные. К приходу нашего на 19:20, в котором были забронированы заранее по интернету билеты, толпа почти иссякла.
Медленно выбираемся через пробки из Кракова. Частые номера на «KR» на скопившихся вокруг машинах по дороге.

Едем час, и темнеет уже за окнами. Дождь по стеклу. Огни чужих аккуратных домиков по обочинам. С часовой задержкой только к 22-м часам прибываем в Закопане. Идём полчаса ночным городом по навигатору на смартфоне, который надёжно работает,  несмотря на отсутствие пока интернета. Почти сразу же за высокой колокольней костёла - наш гостевой дом «Светлый мир».

Набираем на его двери присланный нам четырёхзначный код и входим внутрь. Тихо в коридоре, всё деревянное тут. И никого вокруг, ни жильцов, ни хозяев.
Действуем по инструкции нашего «умного дома», работающего ночью без персонала. Спускаемся по лесенке ниже, в пахнущий баней и деревом полуподвал и сами берём ключ на стойке. Потом - вверх на второй этаж, в 13-й номер. Здесь ждёт широкая заботливо заправленная кровать.Но, увы - одна, а не две, как договаривались!
Дочка пишет смс-ку администратору. Ждём ответа почти 30 минут. Пока сижу в мокрой одежде на табуретке. Переодеваться или нет?
И вот, наконец-то: ура! Можно перейти в 12-й, где аж целых три кровати.

Снова дерево и чердачный стиль «лофт» кругом - скошенный потолок и вагонка над кроватью. Прохладно слегка, но батарея включается поворотом вентиля. Душ тоже работает.
В общем, дождливая ночь осталась за прочными стенами умного отеля, и жизнь снова прекрасна.


Татры. День первый

                «Тихо, тихо ползи,
                Улитка, по склону Фудзи
                Вверх, до самых высот!»
                Кобаяси Исса

Снова поднялись в 6 утра. Сборы в путь. Внизу уже накрыт отличный завтрак, типа шведского стола. Все продукты качественные и вкусные. Завариваем и заливаем в термос горячий зелёный чай. В общем, мы готовы к штурму нашей первой вершины.

В 8:30 вышли с рюкзаками и тёплыми вещами для снежных просторов. Крыши домов мокрые, но дождя нет. Утренняя свежесть. 40 минут ходьбы в горку до одного из входов в нацпарк - Кузнице. Берём абонемент сразу на 7 дней за 25 злотых на человека.

Идём по отмеченному краской на деревьях «синему» маршруту наверх через лесок. Дорога с 30-ти градусным подъёмом выложена камнем крупным и острым. Здесь прямо по ней должно быть бежит настоящая река в ливень.
Туристический народ то и дело обгоняет нас. Молодёжь торопится вверх. Мои трекинговые ботинки по-настоящему круты. Иду, как на вездеходах в них, помогая себе палками.

В полдень восходим к горному приюту Мурованец, где обедаем плотно и вкусно. Тут же заливаем термос с остатками чая кипятком, и... теряю, оставляя на память приюту, свою перчатку. Хорошо, что в рюкзаке есть запасные, тёплые. Потому что отступить теперь нельзя - вызов Татрам брошен!
Перед заснеженным участком леса, откуда сразу же повеяло холодом в лицо, переодеваемся в тёплое, точнее одеваем яхтенные шапки, перчатки и ещё по одной  куртке сверху. И по тропинке в глубоком снегу - выше и выше, уже на 45-й градусный подъём выходит наш путь.
Впереди нас цепочка людей, как муравьи ползущих наверх по почти отвесному снежному склону. Неужели и нам взойти туда же? А дочка уже там, впереди.

Солнце выходит из-за туч и, кажется, светит теперь со всех сторон, отражаясь от ослепительно белого снега. Достаю из кармана куртки зеркальные горные очки.
Палки у меня без колец внизу и поэтому то и дело проваливаются, если упираться ими чуть сбоку от утоптанной тропы. Один раз я спотыкаюсь из-за этого, и снег брызжет из под носка ботинка снизу под очки, залепляя их изнутри. Снимаю очки, протираю их и глаза от снега.
И снова вперёд и вверх. Вот он, настоящий азарт восхождения по трудному маршруту!

А солнце над распадком то есть, то нет. И тёмно-фиолетовые облака наползают с севера на долину. Ветер не сильный пока и - в спину, помогает идти. Великое дело - экипировка в горах. Чтобы и дальше было вот так: и не жарко, и не холодно.
Перед последним самым трудным участком склона - чем ближе к перевалу, тем круче бывает тропа - появляется вдруг сбоку крупное животное и, пересекая нетронутый следами простор, устремляется ко мне.
-Рысь?! - кричит дочка, ушедшая далеко вперёд следом за группой молодых людей.
В фас, широкими лёгкими прыжками бегущего на тебя по снегу зверя, в первую секунду не опознать.

Собрав остатки двигательных возможностей, бегу сам из последних сил, чтобы догнать цепочку туристов. Чтобы только не остаться на снежном скате один на один с быстро приближающимся зверем.
Да, но что это за бег у меня. То и дело проваливаясь и соскальзывая с тропы, ползу чуть быстрее улитки, медленно забирая вверх траверсом вдоль крутого склона. Эх, альпинистские кошки бы на ноги сейчас!
Животное слегка отворачивает, начиная наконец отставать от меня, и в полупрофиль становится видно, что это то ли тур с большими по-бараньи закруглёнными рогами, то ли сам символ этих гор - строго охраняемая законом татранская серна. Значит не опасна, не хищник!
Дочка тоже разобралась уже с рысью-серной. И даже успевает снять её за моей спиной, когда та пересекает поодаль нашу тропу.

Ещё усилие, и мы наверху. На высоте 1987 метров Каспровы верх достигнут!
Снежные заносы кругом, башенка метеостанции, а рабочий заводит спецтрактор, чтобы чистить горнолыжный склон. И тёплое кафе для туристов, и последний глоток горячего чая из термоса перед тем, как спуститься за 65 х 2 злотых к подножию пика на канатке...

Вечер в отеле. Поют по польскому «Радио плюс» хорошие ретро-песни на английском, польском, итальянском языках. А вот наконец и наша - звучит негромко вечерняя песня «Ласкового мая»:

«Белые розы, белые розы, беззащитны шипы
Что с ними сделал снег и морозы, лёд витрин голубых...»

А мы с дочкой только что вернулись из горной зимы в долину города Закопане, в цветущий яблоневыми садами настоящий май. И поёт для нас по-русски польское радио:

Кто выдумал вас растить зимой, о, белые розы,
И в мир уводить жестоких вьюг, холодных ветров...»

А мы говорим про то, как избежать лавины. Про щупы, лопаты, буйки и вертолёты - рассматривая красочные фото в захваченном наверху рекламном буклете 4-х дневных курсов лавинной безопасности.
Первый день в Татранском заповеднике завершён. Теперь отдых, и завтра новый маршрут.


Татры. День второй

                «Леса полоса
                На склоне горы, словно
                Пояс для меча.»
                Мацуо Басё

Утром ушли на конечную автобусов и выехали на горное озеро Морское Око, точнее до Паленицы Бялчанской. Здесь большая автопробка, и лишь к 10-ти утра добрались, и то - потому что водитель подъехал по встречной полосе.

Билет в парк стоит 5 злотых на человека, но, к счастью, вчера уже куплены недельные билеты за 25 злотых каждый и не нужно стоять в очереди. Повозки с двумя конями завозили по асфальтированной дороге туристов дюжинами к подножию гор. Около получаса шли с толпой, спешащей на популярное Морское Око до отворота на наш зелёный маршрут через Долину Розтоки, который начинался с почти вертикального подъёма по полуметровым камням-ступеням. Потом мы достигли выложенного камнями ложа ручья. Всё выше и выше идёт тропа. Попался вдруг, заставив посторониться, несущийся сверху нам навстречу служебный квадроцикл с цепями на колесах.

Путь в Долину Пяти Ставов Польских, то есть 5-ти Прудов долог. Часа через полтора, когда каменистая тропа сменилась снежной, мы оделись теплее, имея уже опыт прохождений вчерашнего дня.
Между тем, дорога становилась всё круче, ноги скользили по накатанной тропе, так как навстречу тянулась цепочка людей, то ли идущих, то ли бегущих обратно, которые скатывались, иногда даже сидя или на спине, по жёлобу снежной тропинки.
Ещё через час открылся вид на водопад Сиклава. Подъём к нему стал настолько крут, что некоторые недостаточно экипированные туристы, в том числе и спортивного вида мужчина, бодро несущий на плечах малыша, повернули здесь назад. Обувь в горах тоже имеет значение.

У подножия шумящего водопада висела глыба снега в десятки тонн, вот-вот готовая  обрушиться в уходящую далее под снег воду. Тропа поднималась параллельно водопаду и проходила над ним. Сорваться с неё и скатиться по снежному насту в кипящий поток было бы крайне нежелательно...

Ещё одно заключительное усилие, с балансировкой по краю бездны над водопадом, и мы оказываемся в долине 5-ти занесённых снегом озёр. Здесь нас ждал краткий отдых в приюте для туристов и горных спасателей, с традиционными бесплатным кипятком, польским бигосом за 14 злотых и шарлоткой за 6.

Обратный выход 16:00. Отчаянный спуск вниз по той же самой головокружительной тропе на скользящих по снегу ботинках без кошек. Одну трекинговую палку отдаю дочке. Она то и дело подскальзывается из-за крутизны спуска и однажды, потеряв опору на провалившуюся глубоко в снег палку, катится с рюкзаком несколько метров вниз по склону, каким-то чудом задерживаясь лишь на жёлобе второй, идущей ниже тропы.

Внизу под нами на дне распадка под уже начинавшим таять льдом стекала от водопада невидимая река. И вдруг мы заметили две маленькие фигурки заблудившихся в горах людей, которые, не замечая опасности, спускались с противоположного от нас склона прямо к скрытой под снегом воде. Криками мы остановили их, и они, постояв в нерешительности - вот уже несколько человек с нашей стороны тоже кричали и махали  им руками - медленно побрели назад и вверх, в обход реки и ревущего водопада.

Затем после двухчасового марш-броска по снежной тропинке, с небольшим привалом и горячим чаем из термоса мы вышли по каменистой тропе к асфальтовой лошадиной. Здесь дочка заметила олениху, незаметно и неподвижно сидевшую на обочине дороги. И отъезд на автобусе вниз в долину города Закопане.

Уже после восьми вечера зашли в местный, полный в этот час стоящего в очереди народа, продуктовый магазин «Жабка», обронив перед тем в салоне автобуса кожаные перчатки дочери - наша малая жертва Пяти озёрам, перед ждущим нас в конце трудного дня скромным ужином туриста.


Третий день в Татрах

                «Где же светлячки?
                От людской погони
                Скрылись на луне.»
                Осима Рёта

Проснулись по звонку будильника в 6:30. Сегодня мы едем «в пещеры». Позавтракав, как всегда по-шведски и плотно, устремились на автостанцию. Погоду обещают дождливую, а мы забыли приторочить к рюкзаку дочкину тёплую куртку, поздно спохватились, а возвращаться за ней в отель так не хочется.

В 8:30 выехали автобусом в Киры. Подъехав, сошли рядом с указателем к очередным воротам парка и по долине Косцелиско устремились под начинающимся дождиком вдаль. К 14 часам и к вечеру обещали сильный ливень. Народ вокруг в продающихся у входа в парк желтых и синих дождевиках. У нас же - белые китайские, ещё с горы Тяньмэнь. Через 40 минут ходьбы по ровной гравийной дороге вышли на уходящую отвесно вверх тропу.

Крупные камни вместо ступеней - это дополнительная нагрузка на колени. На таких участках весьма помогают трекинговые палки. Поднялись дремотным древним лесом, с грибами чага на древесных пнях и даже, небольшой, как куколка, скульптурой Божией Матери на одной из высоких лесин у самой тропы.
Люди вокруг спешат сами и торопят детей к пещере Мрозна. Возле неё - лавочка, где можно передохнуть или, например, как это делаю я, забинтовать эластичным бинтом колени. После чего, заплатив четыре злотых (за свет), уйти в узкий пещерный лаз почти 500 метрового подземного хода.

Иностранцев тут, в подземном царстве, не наблюдается. Впереди и позади нас идут в частой цепочке только поляки. Торопятся обогнать нас на поворотах так, что некогда осмотреться вокруг. 
Вот и узкий лаз, почти что шкуродёр, где нужно идти гусиным шагом. Пробую, не снимая рюкзак, опереться впереди руками на металлический лист внизу. Но он оседает на пару сантиметров, и сразу же проступает снизу вода, насквозь промачивая мои шерстяные перчатки. Едва не застреваю здесь, чуть ли не ползком, и с нелестными для подземелья эпитетами, с трудом протискиваюсь полулёжа над тухловатой жижей. Рюкзак всё-таки надо было снять. Пакостное же тут, однако, место!

С облегчением минуем подземные лазы и, оказавшись на свету и слегка отдышавшись у выхода из пещеры, начинаем долгий спуск по деревянным ступеням. А вот вскоре и  столовка приюта (схрониско) Орнак со странным помидорным «супом дня» за 9 злотых и сувенирами с местной эмблемой - медведем.

Далее подъём на перевал 1460 м над уровнем моря. Каменисто-заснеженный тягун почти на километр вверх, на котором 10-ти летние дети плачут и тянут родителей назад. Ближе к вершине тропа становится совсем снежной. И дождь мелкий моросит вдобавок, глухие звуки вдали напоминают медвежий рык.
Идущий навстречу юноша с палками поскользнулся на наших глазах и, упав на спину, проехал метра два по камням тропы вниз. Поднявшись, стал себя осматривать, остановился растерянный, пропуская нас. И не помочь ему ничем. Надо быть осторожнее тут!

Снова даю одну палку дочке. И балансируем на снежных скатах, одолевая крутой предвершинный подъем.

На перевале - привал, но и присесть-то здесь негде. Лишь пара развесистых елей на небольшой поляне, да мокрое от по-прежнему моросящего дождя бревно лежит тут на снегу. Стоя у бревна, выпиваем по кружке кипятка из термоса. Крошечные синие крокусы пробиваются из-под снега у столбика со стрелками-указателями.
На часах 16:00. И у нас два с половиной часа, чтобы добраться до автобуса где-то внизу.

А спуск долог и каменист. Все немногочисленные попутчики давно обогнали нас. В русле ручья у подножия горы тропа змеится, пересекая его несколько раз. Идём вдвоём по светлому пока ещё дну ущелья. Редкие минуты, когда нет вокруг ни души: только шум воды, и горные склоны, и таинственный лес вокруг. И не знаешь уже, хорошо ли оно или плохо - затеряться однажды случайно в такой вот горной глуши.
Наконец выходим на асфальтовую дорогу соседней долины Хохоловска. Теперь полтора часа скорого хода по ней и мы предположительно будем на автобусной остановке.

Через час быстрой ходьбы понимаю, что на твёрдом покрытии трекинговые ботинки отбивают ноги, да так, что начинает отдавать в тазобедренные суставы.
Несколько снижаю темп, и сразу же, обгоняя меня, проносится мимо толпа в дождевиках, под проливным уже ливнем. И дочка устремляется за ними, едва видимая в белом дождевике вдали на шоссе.

Для чего же спешат целый день, обгоняя меня, все эти туристы. Неужели, чтобы успеть на последний рейс?
Ну, а в общем случае, все вокруг спешат, наверное, чтобы сэкономить время. И использовать его затем для чего-нибудь приятного.
Но если же ходьба уже приятна сама по себе, то человеку незачем торопиться к лучшему, а можно просто гулять или, как говорили раньше, совершать моцион.
Казалось бы, что может быть проще - живи прямо сейчас, радостно и неспешно. Но нет, не получается так...

Уже на исходе дневных моих сил вижу, как она отчаянно машет руками на перекрёстке шоссе, призывая меня - быстрее, ещё быстрее! Сворачиваю к краю дороги и бегу, бегу, отталкиваясь палками от мягкой пружинящей под ногами обочины. Асфальт сейчас, кажется, выбил бы из меня душу!
Выбегаю на шоссе в лужах от дождя. Проносящийся чужой автобус,- кричу в азарте бега и грожу ему кулаком, - обдаёт целым ливнем воды. Да чего уж там. Я же с головы до ног закутан в дождевики. Остановка недалеко уже, и в 18:42, - дочка знает об этом, а я пока нет, - проходит тут предпоследний автобус на Закопане. А следующий, да будет ли он вообще в такую погоду и межсезонье - только через час.
Буквально через минуту, точно по расписанию, наш автобус подъезжает к остановке по залитому водой шоссе. И мы успеваем к нему!

Успеваем и зайти вечером в «Жабку» с традиционной очередью, изогнутой между стеллажами с продуктами в виде цифры 8. Очередь тянется минут 30, и люди покорно и безмолвно стоят в ней, ожидая своего...

Из оставшихся к девяти вечера сил добираемся до отеля. Дочке защемило от неудобных лямок рюкзака шею. И едва ли не рыдает она, стойко преодолев последние метры. Разминаю ей спину, и чуть отходит эта напасть. Но и на ступнях её вены вздулись от тугой шнуровки и 12-ти часовой ходьбы по трассе сегодня.
А уж про себя лучше и не вспоминать. Кровать сейчас - самое желанное место для меня. И пойдут ли завтра мои ноги после того забега к автобусу, случившегося под занавес нашего дневного марш-броска? Отмыл для завтрашнего похода от глины и грязи ботинки и всё ещё пахнущие пещерной жижей перчатки, на прочее сил больше нет.

Вот только эти заметки и остались тем, что ещё в моих силах сегодня...


                (окончание следует)


Рецензии
Чудесный репортаж...

Олег Михайлишин   16.10.2020 17:17     Заявить о нарушении