Как я познакомился с Олегом Янковским

Те, кто регулярно читают мои очерки воспоминаний, вероятно, уже заметили, что они не совсем последовательны во времени и пространстве. То раньше, то позже, то Оренбург, то Саратов, то Москва.

Просто, за свои уже полные 67 лет, у меня было довольно много разного общения с известными людьми - артистами, писателями, журналистами, спортсменами, музыкантами, поэтами и даже политиками и "большими" чиновниками.

В первую очередь, в этом "виноват" мой отец - Виктор Иванович Пролеткин, журналист, который проработал в различных, в том числе и центральных изданиях, и для которого такие знакомства были "хлебом" его профессии и я, иногда, этим пользовался.

Во-вторую очередь, "виновата" моя университетская работа в НИИ геологии и на геологическом и географическом факультетах СГУ, так как именно она помогла мне побывать в разных уголках страны и мира и здесь, вполне можно подумать в своих воспоминаниях, не только о встречах с разными людьми, но и о заметках про какие-либо природные объекты и про географию своих экспедиций.

И, в третьих, естественно, "музейный" период моей жизни,так как многие музеи, по разным причинам, привлекают и манят к себе, как магнитом, совершенно разных, известных и знаменитых людей.

Но, есть в моей жизни и такое знакомство, которое произошло летом 1969 года, вполне буднично, на баскетбольной площадке стадиона "Динамо" в Саратове. И в этом оказалось "виновато" моё спортивное увлечение того времени.

Я о своём знакомстве с Олегом Янковским.

Знаменитый российский артист - наш земляк. Учился в Саратовском театральном училище, жил в Саратове, до 1973 года работал на сцене Саратовского театра К.Маркса. И только потом - Москва, театр "Ленком" и огромная всесоюзная слава.
А в 1969 году ему было 25 лет, он был артистом театра, успел сняться в двух интересных фильмах и которого постепенно начали узнавать на улице.

Мне, в то лето исполнилось 17 лет, я закончил школу, сдал вступительные экзамены в университет и ждал, когда пройдёт зачисление в студенты географического факультета СГУ, т.е. будут вывешены окончательные списки студентов.

Была вторая половина августа, на улице вполне тепло и я, по утрам, со своим баскетбольным мячом, бегал поиграть на спортплощадки стадиона "Динамо". Стадион находится и сейчас, всего-то в пределах двух кварталов от моего дома, и раньше там, за главной трибуной, ближе к парку "Липки", были баскетбольная и волейбольная площадки, где мы - ученики школы №3, проводили занятия физкультурой.

Я же, кроме этого, регулярно занимаясь в ДСШ в спорткомплексе "Юность" на Рабочей, иногда летом, по утрам забегал сюда побросать по кольцу, а если были ещё партнёры, то поиграть один на один, или два на два, с кем-либо.

В то утро, спортплощадка бы пуста, никого не было и вокруг, и я спокойно и методично занялся привычным делом - отработкой бросков по кольцу и штрафных.
Где-то, минут через пятнадцать-двадцать, появился взрослый молодой симпатичный парень, явно постарше меня, но я на него особо не обращал внимание.

Однако, постояв немного рядом, он вдруг спросил :"Поиграть, возьмешь ?". На что я ответил - "С удовольствием !". И бросил ему мяч. Немного приглядевшись, я понял, что он мне кого-то напоминает. Парень же, начал бросать в кольцо, пытался вести мяч и делал всякие другие движения. Потом, вдруг спросил меня : "Как звать ?", на что я ответил - "Игорь", он же протянул мне руку и представился - "Олег... Олег Янковский...". И тут до меня, наконец дошло, что передо мной стоит не просто парень, а артист, который играл в фильме "Щит и меч", и самое главное в фильме "Служили два товарища".

Именно этот фильм, мы смотрели, незадолго до выпускного вечера, всем классом в школе, в кабинете физики. И именно, Олег Янковский, вместе с игравшими в том же фильме Владимиром Высоцким и Роланом Быковым, произвели на меня огромное впечатления. Но, если те, были уже известными московскими артистами, то про Олега Янковского я слышал, что он - наш, саратовский !

И вот он стоит напротив, протягивает мне руку и собирается поиграть со мной в баскетбол !
А Олег, заметив, мою некоторую растерянность - спросил :"Что, похож ?". Я ответил - "Угу, у меня просто старший родной брат - Олег, а вот на него, ты не похож", на что он довольно громко рассмеялся...

Мы с ним побросали в кольцо мяч, потом поиграли один на один, а он всё время порывался поиграть не руками, а ногами, явно чувствовалось, что футбол ему ближе баскетбола. Но, баскетбольный мяч, значительно тяжелее футбольного, и не совсем для этого предназначен.

Я, когда в середине 80-х годов, смотрел фильм "Полёты во сне и на яву", где Олег Янковский играл главную роль, также бегал и суетился, иногда пиная мяч, с удовольствием вспоминал наши с ним "динамовские" игры и понимал, что по-другому он просто не может.

Короче, поиграли мы так с ним, ещё минут сорок, присели отдохнуть, он меня стал расспрашивать кто я, откуда.
Я ему рассказал, что закончил школу, сдал вступительные экзамены в университет, после обеда поеду в "универ" узнавать - приняли или нет ?
Он пожелал мне успеха и под конец спросил :"Завтра, придешь ?". Я ответил - "Да !".

На следующий день, я уже знал, что стал студентом и опять с утра поспешил на "Динамо".
Олег появился минут через десять и первым делом спросил :"Ну, что, можно поздравить ?". На мой утвердительный ответ - широко улыбнулся и сказал, как бы двусмысленно : "Учись, студент !".

Мы с ним ещё пару-тройку раз в августе встречались по утрам на "Динамо", играли в баскетбол, пинали просто мяч, во время отдыха он рассказывал разные театральные и киношные байки и т.д.

Затем, с началом осени и дальнейшей моей учёбы в университете я довольно часто встречал его на проспекте Кирова, где он обычно неторопливо брёл в своём светло-сером плаще от улицы Радищева в сторону Крытого рынка, и дальше в театр, а я стоял на остановке "ул.Горького" в ожидании троллейбуса "двойки", чтобы попасть на занятия.

Увидев меня, О.Янковский всегда говорил :"Привет, студент !" и мы обязательно перебрасывались с ним парой-другой фраз о погоде, новостях или поздравлениями с тем или иным праздником.

Так, более или менее регулярно, порой раз-другой в неделю, порой раз в месяц происходили наши встречи на проспекте до 1973 года, когда он окончательно не перебрался в Москву и в Саратове был только наездами.

С того времени я уже не виделся с ним напрямую, а только видел его на экранах телевизора или кинотеатров.
Я специально нашёл в интернете фотографию молодого Олега Янковского, потому что именно таким, при всех его многочисленных и разнообразных ролях в кино, он был для меня при нашем с ним живом общении.

Не знаю, кого надо благодарить за те минуты, которые подарила мне судьба, когда мы "сражались" с ним на площадках стадиона "Динамо" и потом, не торопясь он рассказывал всякие байки, наши минутные встречи на "проспекте", но для меня, всё это - очень дорого стоит.

Игорь Пролеткин


Рецензии