Моя встреча с Сергеем Юрским в Саратове

Этого человека уже нет среди нас. Он, к сожалению, недавно умер и прошло уже несколько месяцев после его смерти.
Речь пойдёт о Сергее Юрьевиче Юрском, нашем знаменитом народном артисте и очень неординарном человеке.
Я хочу вам рассказать о довольно любопытной и единственной встрече с ним 15 лет назад, в Саратове, в залах Радищевского музея.
Я не стал делиться своими воспоминаниями в дни траура артиста, так как не был близок с ним, да и наша встреча была не продолжительна, но запомнилась мне на всю жизнь.

Покопавшись в интернете, я обнаружил, что там преобладают новости о его смерти и среди саратовских заметок я не нашёл практически никаких упоминаний и воспоминаний о его пребывании в Саратове в какое-либо время.
Но, насколько я знаю, это не так. Он был в Саратове в разные годы и неоднократно, но почему-то наши саратовские деятели культуры об этом не пишут. Или этого просто-напросто нет в интернете.
Всё это меня и подтолкнуло поделиться своими воспоминаниями.

Но, вначале небольшое вступление.
В марте 2004 года в залах Радищевского музея Русский музей из Санкт-Петербурга, открывал свою большую выставку "Три века Русского искусства". Питерцы, таким образом продолжали своё широкое наступление на провинцию и привезли в Саратов порядка 100 картин выдающихся русских художников Брюллова, Репина, Куинджи, Малевича, Филонова, Кустодиева, Сурикова, Левитана и других.

Выставка тогда располагалась на втором этаже Гимназического корпуса на ул.Первомайской, так как историческое здание Радищевского музея было закрыто на реконструкцию.

Сотрудники музея и я в их числе, так как в то время, оставаясь в университете, уже два с лишним года работал на пол-ставки в отделе развития музея, со своей стороны подготовили не только залы для показа выставки, но и некоторые свои "новинки", для её сопровождения.

Речь идёт о Интернет-Арт-кафе музея и сенсорном информационном киоске, которые мы открыли на этом же этаже и за которые я и нёс основную ответственность. И то и другое, 15 лет назад было в новинку и пользовалось у многочисленных посетителей большим вниманием и успехом.

Многие посетители и не только молодёжь, после посещения выставки часами могли засиживаться за компьютерами, чтобы познакомиться с различными музеями мира и их шедеврами. Нами была придумана и создана специальная заставка, с помощью которой они могли совершать свои разнообразные интернет-экскурсии.

Однако, мы не оставляли своих посетителей наедине с 6-7 компьютерами, которые были в импровизированном Арт-кафе, а постоянно там дежурили для оказания какой-либо помощи и необходимых консультаций.

И вот тогда, в один из субботних дней, когда я дежурил и работал с посетителями, наш тогдашний Генеральный директор музея Тамара Викторовна Гродскова приводит к нам в Интернет-Арт-кафе, уже не молодого - Сергея Юрьевича Юрского.

С одной стороны, он внешне не был похож на своих киношных героев. Довольно лысоватый, немного сумрачный, уставший, чувствовалось, что человек попал с "корабля" (поезда или самолёта) на "бал", а именно на выставку в музей.

Но, стоило нам представиться друг другу и мне начать ему объяснять, куда он попал и для чего вся эта "кухня" развёрнута, вот тут-то Сергей Юрьевич и развернулся во всей своей артистической красоте.

В начале разговора мастер был несколько агрессивен.
Я не знаю, как потом, в последующие годы, но в то время Сергей Юрский на дух не воспринимал всякие компьютерные технологии и тем более Интернет.
Он оказался очень ярым противником этих, как он говорил "не живых" красивых картинок и постоянно мелькающих изображений.

"Что они дают вашим посетителям ?" - вопрошал он. На мой ответ, что во-первых дополнительную информацию и возможность более подробно и полно ознакомиться с той или иной картиной, рассмотреть её детали, узнать историю написания, а во-вторых, познакомиться с биографией художника, его планами и чаяниями - он ответил : "Здесь нет эффекта присутствия, нет трепета от того, что ты находишься рядом, в каком-то метре, или двух-трёх, от великого шедевра и своими собственными глазами постигаешь игру красок и теней".

Нет, безусловно, я во многом с ним был согласен, так как буквально накануне, вечером, после закрытия музея для посетителей обходил эту замечательную выставку и остановился возле работы А.Куинджи "Лунная ночь на Днепре".

Основной свет был притушен, где-то в стороне горели дежурные лампы и само изображение великого мастера художественных "мистификаций" источало тот волшебный свет, с нежным и незабываемым переливом лунной дорожки.

И именно тогда, я понял, почувствовал всей своей душой, что Куинджи рисовал свои творения скорее всего ночью, в тёмное время суток. И смотреть его основные творения надо также в темноте. Так как, именно тогда можно добиться такого эффекта присутствия и восприятия.

Обо всём этом я и рассказал тут же Сергею Юрьевичу. По всей видимости мой рассказ его сильно задел, заинтересовал, взволновал и заинтриговал, так как его глаза загорелись, сам он встрепенулся, стал задавать разные интересные вопросы и делать дельные замечания.

Мы с ним беседовали ещё порядка 30 минут.
Я рассказал ему про наш новый новостной сайт музея, про те многочисленные отклики, которые шли к нам, в том числе и из-за рубежа, о широком привлечении работ музея к различным зарубежным выставкам и массу других подробностей, которые были достигнуты музеем, благодаря использованию интернета, в те годы, когда основное историческое здание было закрыто на реконструкцию, а выставочные и экспозиционные площади значительно сократились. Мастер очень внимательно и уже дружелюбно выслушал мой рассказ, а под конец разговора много улыбался.

В завершении нашей встречи Сергей Юрьевич пригласил меня на своё вечернее выступление в местную филармонию, которое я с благодарностью принял.
На этом моно-спектакле, он показывал отрывки своих ролей и великолепно читал стихи Иосифа Бродского.

После окончания действия я, как и многочисленные его поклонники, пошёл вручать цветы знаменитому артисту. Он узнал меня, заулыбался и сказал мне : "По возможности, когда буду в Питере, я обязательно напрошусь вечером в Русский музей, чтобы посмотреть на работы Куинджи в темноте. Вы меня заинтриговали. Спасибо !" и крепко пожал мне руку.

Вот такой была моя встреча с Сергеем Юрским и вот такие о нём у меня остались впечатления и воспоминания.

Игорь Пролеткин


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.