Запонки и ведьма

Я – Грета.

Я никогда не была красавицей. Но как-то жила. Завидовала красивым девочкам, а водилась с такими же, как я сама. А когда мне было десять лет, пригласили нас с мамой и папой, братьями и сестрой во дворец на бал по случаю дня рождения юного принца Богарда.

Готовиться мы начали за полгода. Платья кроили, ткани по каталогам выписывали, шили, прически учились вертеть. С братьями разучивали вальсы и мазурки, и в танцах мне равных не было. Сестра и мать пытались похудеть, меня наоборот откармливали телячьей печенкой для розового цвета лица, а отец по утрам занимался на турнике.

И вот настал бал и мы со своим подарком отправились во дворец. Вот вся наша семья перед королем с королевой и юным принцем Богардом. Принц был баловнем, только кто ж его осудит. Мы сделали книксен и сестра поднесла подарок – черные блестящие запонки из когтей дракона. Я должна была аккуратно его открыть, там крышка у коробочки заедала все время. Я волновалась, но открыла. Принц ахнул в восторге и протянул к запонкам руку. И тут я почему-то споткнулась о сестру, замахала руками, чтобы не упасть, задела коробку и запонки разлетелись по полу.

– Ведьма! – в гневе закричал принц и все кинулись искать запонки.

Но как ни искали, одна запонка куда-то подевалась. Как в воздухе растворилась.

– Ведьма! Ведьма! – все вопил принц.

Король с королевой, поджав губы, смотрели то на меня, то на принца. Сестра с ненавистью повернулась ко мне и тоже прошипела:

– Ведьма. Все тебе надо испортить!

Папа и мама ужасно расстроились и мы поплелись домой. А что еще делать во дворце, когда я так огорчила именинника?

Так я стала ведьмой. Волосы мои порыжели и стали жесткими как солома, нос скрючился и от меня отвернулись не только знакомые, но и прежние мои подружки. В семье теперь жизнь делилась на две части: до истории с запонками и после. И после все стало плохо и становилось хуже. Мама и папа все чаще ссорились. Старший брат ушел бродяжничать, а младший надолго заболел. Сестра перестала разговаривать со мной и вскоре уехала учиться в пансион. Знакомые неодобрительно на меня посматривали и часто я слышала их боязливый шепоток – ведьма!

Я ела отдельно ото всех, чтоб не испортить еду. Я днями не выходила из своей комнаты – плакала и представляла себя заколдованной царевной, заточенной в башне. Только потом я вспоминала, что я как раз не царевна и что принцы не соберутся меня спасать. И тогда я плакала еще горше.

И вот исполнилось мне восемнадцать. Научилась я и вести хозяйство, и вышивать, и шить, знала литературу и историю, могла считать и рассуждать. Вот только не с кем мне было разговаривать. Отец и мать в самый день рождения позвали меня и, пряча глаза, благословили дальше жить своей головой и отдельно от них. И отправилась я тогда в город.


Я – королева Элиза.

В нашем королевстве снова бал. Наш единственный сын – милый Богард – захотел жениться. Мы позвали всех красивых девушек нашего королевства и из многих других королевств. Богард привередлив, как и положено отпрыску королевского рода, с девушками насмешлив и часто груб. Я беспокоюсь за его судьбу, однако, верю, что общество хорошей жены сгладит его характер.

Вчера я выезжала в город уладить дела с поставщиками цветов и сладостей, вы не поверите, но королеве многое приходится делать самой. Король у нас по серьезным делам – война да политика. А кормить и содержать двор – это все женское дело, так что «дорогая, сама реши, только в этот раз впишись в бюджет».

Цветочница моя Мария – умница, все хорошо поняла: бордовые лилии как символ королевской власти, нежные как девушки, непорочные камелии и сплетающие их вместе орхидеи. Цветочница считала тюки с цветами, что подносила ей помощница. Грета, кажется, или Герда. Страшненькая такая, как ведьма: волосы жеваные, хоть и причесаны, нос крючком, сутулится еще. Жалко ее, но не хочется видеть таких несчастных во дворце в день праздника. Я Марию мою в сторону отвела и шепнула, чтоб помощница не показывалась завтра во дворце. Но вот незадача – других-то нет, а эта Грета очень умела в цветочном деле.

– Ну, пусть, – сказала я. – Только, как гости начнут приходить, чтобы ушла она.


Я – Грета.

Я работаю помощницей у Марии, что поставляет цветы в королевский дворец. Я обитаю среди красоты и гармонии. С утра до поздней ночи я составляю композиции, плету венки, удобряю, поливаю и срезаю цветы и теперь мне некогда думать о том, что я прозвана ведьмой. Работа меня спасает и дает силы и деньги. Я живу в каморке на чердаке напротив цветочной лавки и редко выбираюсь куда-то дальше своей улицы. Я не пишу писем папе и маме и не вижусь с братьями и сестрой. Честно, мне и не хочется, мне тут лучше. Никто не видит моего уродства кроме цветов и хозяйки Марии. Но Мария добра ко мне, а цветы слишком совершенны, чтобы кого-то не любить.

Вчера я заметила, что Мария посматривает на меня с удивлением. Я испугалась, что со мной опять что-то не так, вечером зажгла дома все свечи и лампы и принялась себя рассматривать. Я сняла косынку и провела рукой по волосам. Оказалось, что теперь они меньше похожи на солому, чем раньше, и стали темнее – почти как в детстве. Я повернулась в профиль и скосила глаза в зеркало. Вроде, и нос стал прямее и лицо засияло. Я расправила плечи – это теперь вышло легко. Я засмеялась, вдруг поняв, что это цветы своим совершенством исцелили меня и сделали красивой как они сами.

Я еле дождалась утра, чтобы спросить Марию, как я выгляжу. Мария всплеснула руками, повела меня в свою спальню, там открыла большой сундук и достала густо-зеленое бархатное платье.

– Примерь, – сказала она и потрясла его от пыли. – В нем я выходила замуж и была счастлива почти двадцать лет, пока мой муж не погиб.

Я надела тяжелый бархат. Мы завязали мне волосы в высокий пучок. Я сбегала за серьгами-паутинками – подарком матери еще на мое десятилетие. Нашли у Марии высокие туфли. В зеркале теперь отражалась красавица.

– Неужели это ты? – ахнула, приложила ладонь ко рту Мария.

– Неужели это я?

Мы обнимались с Марией и плакали. Я больше не ведьма. Колдовство ушло и никогда не вернется.


Я – королева Элиза.

В нашем королевстве снова бал. Сегодня счастливейший день – милый Богард женится. Невеста свежа и немного глупа, а Богард нежен с ней. На балу наши многочисленные знакомые и друзья, все нас поздравляют. Бальный зал изящен и торжественен: бордовые лилии, спелый сливовый цвет и плетущиеся орхидеи. Я пригласила на праздник даже цветочницу Марию с ее новой помощницей Гретой или Гердой, вечно путаю эти имена. Кажется, предыдущую тоже как-то так звали. А от новой, в зеленом бархате, глаз не отвести. И король мой не отводит глаз, старый пень.

Эта Грета, кажется все-таки так ее зовут, принимает приглашения на танец ото всех наших высокородных соседей. Была б у меня дочь, взревновала бы к чертовке. Но чертовка хороша собой, очень хороша. И Богард уже на нее поглядывает, что, конечно, пока не слишком прилично. Впрочем, будущий король имеет право посматривать на красавиц даже будучи женат.


Я – Грета.

И я пришла на бал во дворец. Туда, где двенадцать лет назад меня при всех назвали ведьмой. Я теперь красавица и ведьмой меня больше не посмеет назвать никто и даже принц! Я танцевала с завидными кавалерами на балу в честь женитьбы нашего баловня.

Запыхавшись, я вышла перевести дух в другой зал, тот, где множество старых портретов на стенах. Когда-то именно здесь мы вручали с сестрой тот злосчастный подарок. Вдруг стайка девушек на спор, кто первый, с разбегу плюхнулись на скамейку у окна. И скамейка рухнула под ними, рассыпалась от старости и тяжести. Они все в крик и в смех, а я одна заметила среди щепок что-то блестящее. Подняла черную запонку из когтя дракона и вот у меня на ладони та самая пропажа, что вобрала в себя тонны ненависти и зла. И я могла бы сейчас проклясть в отместку и принца Богарда, и кого угодно еще, хоть полсвета сразу! Только надо ли оно теперь, когда я счастлива? Стоит ли плодить зло или отпустить его?

Я улыбнулась и надежно спрятала запонку в пояс. Вдруг в будущем пригодится кого-то проклясть?


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.