Галерея детец-Героев. Шура Кобер и Витя Хоменко

Уютные, тенистые улицы Одессы, Николаева... имени Вити  Хоменко, Шуры  Кобера -  двух мальчиков, Героев той  войны...  Великой Отечественной.(Возможно и переименованы нынче...)
Но всё  те же круглые, пузатые уличные тумбы,  на  которых  теперь  висят другие   рекламы, объявления.

      ...  Тогда, издалека Витя увидал  жёлтый  лист добротной  бумаги с  крупными  чёрными  буквами прочитал слово «РАССТРЕЛ».
      РАССТРЕЛ за появление на улице после девяти часов вечера...
      РАССТРЕЛ за хранение оружия.
      РАССТРЕЛ за укрывание военнопленных.
      РАССТРЕЛ за помощь партизанам.

   Подошёл к тумбе вплотную и сделав вид, что внимательно читает новый фашистский приказ, косил глазами то вправо, то влево, высматривая: нет ли кого на улице, вцепившись руками в уголок листа, рванул его на себя.  Скомкав бумагу, сунул её в карман.
      Скорее в калитку,  пока никто не заметил! Но рядом, на толстом стволе старой акации, наклеен точно такой же приказ. Он заносит руку и вдруг слышит за спиной голос:
      — Этого делать не следует...
      Витя оборачивается и видит... свою учительницу!

      — Теперь меня зовут Нина Ивановна. Приходи  завтра ко мне домой, в шесть вечера...
       Глупо срывать приказы днём, когда на улицах полно немцев. Так мы ничего не достигнем: немцы вместо сорванных наклеят новые...
       — Знаете, что у меня есть: детали для приёмника! Можно собрать. Будем записывать сводки Совинформбюро. И расклеивать их на улицах!..
       ...Нина Ивановна привела Витю к руководителю подпольной организации «Николаевский центр», созданную под руководством коммуниста В.И. Андреева-Палагнюка.
Там и  познакомились будущие  герои:
Шура  Кобер и  Витя  Хоменко, своим рукопожатием  скрепили  дружбу навсегда, годом  спустя, они примут  мученическую  смерть... шагнут оба в  БЕССМЕРТИЕ!
   
    А  пока они были связными антифашистского подполья «Николаевский центр» в Николаеве в лихолетье  Великой  Отечественной  войны:
 передавали распоряжения из «Центра» подпольщикам, проносили на явки оружие, бумагу для листовок.Однажды начальник  центра у  ВИТИ спросил:
      — Посуду мыть умеешь?   
      — Умею...
      —  Пойдёшь работать мойщиком посуды в столовую «Ост».
     Немецкая офицерская столовая  была похожа на ресторан. По вечерам здесь громко играла музыка. Офицеры, гестаповцы орали свои пьяные песни.
       Но ВИТЯ терпел, всеми силами старался выслужиться перед хозяином.
    
      Он скрывал от всех своих друзей, даже от мамы, где работает. А дома было голодно, когда Витя принёс домой продукты, которых давно уже не видели, мама  встревожилась, пришлось  рассказать,
   чётко  отрезав:"Так надо".
    Работал старательно, пошёл на повышение: заболел официант, а заменить — некем.
       — Пойдёшь обслуживать господ офицеров, заявил хозяин.
      ...Вечером, войдя в зал, к своему удивлению, увидел,как ловко держа поднос с тарелками и рюмками, Витя носился от столика к столику. Офицеры довольно похлопывали его по плечу. Совали конфеты:
      — Гут! Гут!
      А Витя в ответ:
      — Битте... Данке...
      Хозяин всё понял: офицеров располагало то, что Витя хорошо знает немецкий язык.
   
 Витя остался в зале. Дотошный, смышлёный, он ещё бойче, чем прежде, лопотал с господами офицерами по-немецки и... слушал. Слушал их разговоры. Это стало для него главным.
    Часто появлялись офицеры, прибывшие с фронта, за рюмкой водки они выбалтывали место расположения своих частей и другие секреты, что и запоминал, передавал в центр официант  ВИТЯ.

      Прошёл месяц, другой. Однажды на явку пришел с новеньким жёлтым портфелем в руках. Глаза сияли озорным огоньком...
      Открыл портфель — подпольщики так и ахнули: там лежал немецкий пакет с надписью «Секретно». — Со вчерашнего дня я посыльный при штабе... Полюбуйтесь:  он достал из кармана фото, на котором был снят среди улыбающихся немецких офицеров.

      Подпольщики осторожно вскрыли пакет, прочитали очень важные сведения, которые немедленно передали по радио в Москву!
      Так было не раз. Гитлеровцы хвалили своего нового посыльного за быстроту и исполнительность, а подпольщики — за сообразительность и смелость.
  В начале 1942 года у партизан вышел из строя передатчик, связь с центром прервалась, попытки его починить ни к чему не привели, к тому же закончилась взрывчатка, поэтому нужна была отправка связных.
 Выбор пал на Витю Хоменко и его сверстника Шуру Кобера. Неся с собой в тайнике зашифрованные документы и пройдя пешком огромное расстояние по маршруту Николаев-Луганск-Ростов, на Кубани ребята перешли линию фронта и оказались в расположении советских войск. На следующий день их доставили в штаб Закавказского фронта, а 27 августа 1942 года отправили самолетом в Москву. Там они передали документы в штаб партизанского движения и направлены на краткосрочные курсы разведчиков.
     При возвращении в Николаев, вместе с Виктором и Шурой для работы в подполье было решено отправить радистку Лиду Бридкину. Под покровом ночи 9 октября 1942 года все трое спустились на парашютах за несколько десятков километров от Николаева. Одновременно с самолета были сброшены боеприпасы, оружие, радиопередатчик, литературы, аппарат для печатания листовок.  Спустя некоторое время ценный груз был в Николаеве и начался новый этап борьбы против врага.
     Активизация деятельности городских партизан не прошла незамеченной для немецкой службы безопасности.
 В ноябре 1942 года гестапо арестовало  десять участников подполья. После нескольких суток непрерывных допросов и пыток 5 декабря 1942 года партизаны были казнены на Базарной площади  через повешение. Среди них два мальчика - Шура Кобер и Витя Хоменко. Они жили героями и погибли как герои.
 В 1965 году юные герои посмертно награждены орденом Отечественной войны первой степени.


"В пустой и суетной беспечности
Жизнь отцветёт, как пустоцвет.
В скрижали неподкупной вечности
Сумей вписать свой скромный след!"

Автор: Валерий  Старостин   stihi.ru/2019/05/25/4806


ОНИ вписали в   "СКРИЖАЛИ   НЕПОДКУПНОЙ   ВЕЧНОСТИ"    СВОЙ   СКРОМНЫЙ   СЛЕД", оставив   след  МУЖЕСТВЕННОЙ  БОРЬБЫ со  злом фашизма,  пришедшем  на  нашу  землю, в наши  дома, наши  сердца.   Приняв  мученическую  смерть,  положили свои  жизни  на  алтарь  истории!

СВЕТЛАЯ  ПАМЯТЬ и  ВЕЧНАЯ   СЛАВА    ГЕРОЯМ:
  ВИКТОРУ  КИРИЛЛОВИЧУ  ХОМЕНКО
  АЛЕКСАНДРУ  ПАВЛОВИЧУ  КОБЕРУ!!


Надежда  Зернова


Рецензии
У многих людей самоё дорогое это жизнь. У кого-то честь. А что было главным у двух николаевских пацанов? Жизнь? Нет!!! Жить хотелось, но не такой жизнью, что навязали фашисты. Да, жить хотелось, но в свободной, ЛЮБИМОЙ стране! Любовь к отчизне - вот, пожалуй, то главное, что было превыше всего. Их никто не призывал на службу, да и маленькие ещё были. Маленькие? Это взрослые так считали. А они САМИ рвались в бой, они не считали себя маленькими для борьбы с нечистью, топтавшей родную землю. И они встали на её защиту, как ВОИНЫ, взрослые воины! И их не пугала смерть, они были сильнее её, от того и пытки не сломили их, потому что они были ВОИНЫ-ГЕРОИ! Витя, Шура, не успели вы пожить, а мы живём, потому что в той войне вы ПОБЕДИЛИ!!! Светлая память вам и низкий поклон за наше мирное, голубое небо!!!
Спасибо, Надежда, Валерий, за рассказ о двух николаевских мальчишках, отдавших жизнь, чтобы жили мы!
С теплом, Алексей

Алексей Балуев   03.01.2020 12:22     Заявить о нарушении
БЛАГОдарю ВАС, уважаемый АЛЕКСЕЙ!
С таким трепетом пишете об этих двух мальчиках, которые всего - то год воевали, сопротивляясь фашистскому режиму, навязываемому в устрашающих объявлениях... распорядке жизни: когда можно дышать, куда смотреть, как ходить и кого... что... любить. Они - выбрали СВОБОДУ! ДЛЯ СЕБЯ!
Заплатив мученической смертью, ушли в БЕССМЕРТИЕ!

НАм сегодня никакая сволочь не помешает ходить по своей земле с поднятой головой! Нести цветы к памятникам ГЕРОЕВ той войны!
Нести в своих сердцах немеркнущую БЛАГОДАРНОСТЬ этим ОТЧАЯННЫМ, МУЖЕСТВЕННЫМ ВОИНАМ, так и оставшимся в истории мальчишками с устремлённым в юность, БУДУЩЕЕ - открытым взглядом. СПАСИбо, ВАМ, мои ХОРОШИЕ!
Моё материнское спасиБО и низкий поклон за ПОДВИГ!
Искренне

Надежда Зернова   03.01.2020 18:37   Заявить о нарушении