Буква я

В последнее время часто вспоминаю случай из детства, который не дает мне покоя. Итак, начальная школа, второе полугодие первого класса. Заканчивается очередная пропись, но в конце ее остается пара разлинованных строк. Учитель предлагает прописать букву, которая больше всего понравилась. Маленькая Инга тянет руку и выкрикивает, слегка приподнявшись над партой:"Буква "Я"!
Ирина Александровна меняется в лице - на нем отображается нечто ехидно - осуждающее, - и язвительно отвечает:
- Я - последняя буква алфавита! Как же все любят "якать"! Разве нет других букв?
Во мне вспыхивает стыд и сомнение. Буква "Я"превращается из любимой буквы в маленького, мерзкого уродца. Но где - то в глубине детской души тлеет огонек непонимания и несогласия:"Она все равно мне нравится!"
В тот раз я выбрала другую букву и прописала ее в последней строке прописи. История с годами забылась, приняв статус "незначительного события". Но вот прошло тридцать(или около того)лет, а я все чаще и упорнее вспоминала это, казалось бы, незначительное происшествие. На горизонте маячит диплом о высшем педагогическом образовании, но я даже не помышляю о работе в школе. Почему? Этот вопрос интересует многих моих знакомых и неизменно, при моем ответе, что работать в школе, либо детском саду я не собираюсь, тут же звучит новый вопрос:"А зачем тогда учишься?" И я неизменно отвечаю:"Потому, что выбранная мной специальность дает мне возможность развиваться в том направлении, в котором я хочу работать." Кто - то понимает, кто - то - нет(или не хочет понять). На самом деле все просто. Я хочу учить детей(да и взрослых)тому, что нет ничего предосудительного и постыдного в том, чтобы любить букву"Я". Нет ничего плохого в том, чтобы любить и ценить себя и свою индивидуальность. Нет нужды верить людям с закостенелым мышлением, привитым с времен СССР, что "нельзя выделяться, нельзя мыслить инако";что "деньги - зло; что"где родился - там и пригодился";"учись хорошо, тогда сможешь быть достойным членом общества"...В школе, да и в семье, ребенку часто прививают уйму комплексов и долженствований, которые в будущем осложняют
 жизнь человека и делают его несчастным.
А потом родители сетуют на то, что семейная жизнь их детей не удалась, попутно обвиняя в этом "вторую половину",с горечью рассуждают о том, что "Петька из соседнего двора - отъявленный двечник и хулиган СТОООООЛЬКО денег имеет." А потом успокаивают себя:" Да что с него взять - бандит и уголовник!Наворовал!" Потому что им и в голову не придет, что Петька этот с детства учился не тому, что бы "быть, как все", а  тому, как стать отличным от других и обеспечить достойную жизнь себе и своим будущим детям". Именно поэтому он был хулиганом и двоечником - ведь учителя считают примерными и хорошими тех, кто зубрит уроки и ведет себя тихо и благочинно в стенах школы. А Петьке некогда было заниматься заучиванием теорем и стихов - он учился выживанию в мире взрослых(да, может и подворовывал, и попрошайничать приходилось), зато он подготовился к тому, что ждало его в реальной жизни после школы.
В детстве я ненавидела "благополучных детей"и их родителей. Тогда я не понимала, почему это происходило. Теперь же осознала,в связи с чем у меня было такое отношение. Потому что эти, так называемые, родители "благополучных детей"(среди которых, кстати, было немало учителей из моей школы), "прорабатывали"меня на комиссиях ПДН,давая понять, что если я не возьмусь за учебу и не изменю своего поведения, то закончу жизнь в канаве - пьяная и больная. Они унижали мою мать за то, что она не воспитывала меня "должным образом", не могла меня как следует одеть и обуть, в связи с тем, что получала нищенскую зарплату, а кроме меня у нее на шее уютно примостился отчим, который страдал алкоголизмом и ничего не зарабатывал. Они смотрели на меня свысока, потому что считали, что мой социальный уровень не дотягивает до их уровня. У них даже мысли не возникало, что я так живу не по своей воле, и что меня саму тошнит от такой жизни; что мне приходится одалживать одежду и обувь у моих подруг, потому ,что моя мать не в состоянии мне купить даже необходимый минимум вещей,- а ходить в обносках, доставшихся от "старших поколений"мне безумно стыдно. Мне осточертело видеть пьяные рожи и прятаться от скандалов и мордобоев обладателей этих рож. И "благополучных детей"я ненавидела как раз за то, что эти гадости отсутствуют в их жизни, а их "благополучные родители"запрещают им дружить с такими, как я.
Как - то так я понимаю жизнь. Вы можете со мной не соглашаться и приводить аргументы против моих убеждений. Это Ваше право - пользуйтесь им, если хотите. А я просто рассказала историю о том, какое колоссальное значение в моем детстве сыграла буква "Я", и своих детей я никогда не высмеиваю, если они начинают использовать данную букву для того, чтобы выразить свою индивидуальность и свои желания, потому что мое твердое убеждение состоит в том, что буква "Я" - самая важная буква алфавита.


Рецензии
Агния, прочитала несколько Ваших публикаций и обратила внимание на то, что в каждой из них красной чертой прослеживается огромный надрыв души, боль и, как мне показалось, невероятной силы человеческое страдание.
Жизнь Вас не баловала, потому и такие повествования у Вас.
Чувствуется, что Ваша душа буквально кричит, стонет и плачет, а самооценка настолько занижена, что даже и не знаешь, что лучше: пожалеть Вас и посочувствовать или дать совет постараться, всё-таки, найти в своей жизни что-то положительное и с акцентировать внимание на нём. Может тогда не всё будет видеться таким печальным и ужасным.
А насчёт буквы "Я" то скажу, что прожив уже более семи десятков лет, не перестаю задаваться вопросом: почему для обозначения себя, как личности, в русском языке используется последняя буква алфавита?
Почему так? Почему не какая другая из 33-х букв, а именно эта, последняя?
Ответа не нахожу.
Хотя предположения в голове "бродят" разные. Одно из них: а может потому, чтобы человеческая личность не забывала о том, что нужно знать своё место, отведённое ей, и не старалась выпячивать себя впереди всех?
Может, сам алфавит пытается подсказать нам о том, над чем мы даже никогда не задумываемся: человек будь скромен, поменьше "якай", помни, что "я" всё-таки последняя буква в алфавите.
Может поэтому в народе и не любят тех, кто слишком много "якает"?
Что-то есть в этом! И, вполне возможно, что над этим нужно задуматься.

Людмила Калачева   04.01.2020 22:23     Заявить о нарушении
Благодарю за комментарий! Забавно, что Вы приняли меня за человека с низкой самооценкой и печальной судьбой. Разумеется, Это Ваше мнение и Ваше право. Каждый видит в произведениях то, что отражает его суть. Добра Вам!

Агния Шесток   08.01.2020 14:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.