Тишка и Рыж. Необыкновенные приключения

   
Сегодня получила подтверждение из Москвы своего
маленького успеха в 2019 году. Отрывок из моей детской  книжки про  медвежонка Тишку и  тигрёнка Рыжа вошел в сборник,в котором представлены избранные главы тридцати произведений,вошедших в "long list" общероссийской литературной премии Дальний Восток"имени Владимира Арсеньева.


 Глава из книги
В дендрарии
–  Давай-ка спать ложись, детёныш из рода тигров, – сказал Динчу. – Завтра утром найдём мы твоего друга.
Он погладил лёгкой невесомой  ладонью лоб уставшего Рыжа,  и тигренок тут же стал засыпать. Динчу тихонько напевал ему слова  колыбельной песенки:
Бэ-бэ-кэ… Бэ-бэ-кэ…  Спи ,  мой Рыж, усни, малыш… А станешь  большой, буду звать  Куты-мафой. Бэ-бэ-кэ… Бэ-бэ-кэ… 
– Кем? – Не открывая глаз,  прошептал Рыж.
– Куты-мафой. Так уважительно обращаются к  тигру удэгейцы.
Луна неторопливо поплыла по звёздному небу, а за ней медленно поплыл и Рыж. В сон, спокойный и тихий. Много ли надо для спокойного сна маленькому желтоглазому тигренку? Пара ласковых  успокаивающих слов от друга  и эта тихая луна…
А поутру он проснулся от  гудящего постукивания деревянной  колотушкой  по кожаному бубну. Рыж высунул морду из хомарана и увидел,  как вокруг костра золотой стрелкой мелькает Сонли,  а Динчу всё сильнее и сильнее бьёт в бубен. Вот он выплеснул что-то в огонь – бубен засветился ровным голубым светом. Динчу устало присел на брёвнышко.
–  Вот , Рыж, для тебя камлаю. Но без коры даурской берёзы не включить мне  его, бубен этот. Давно шаманил. Забыл. Эй, Сонли, сходите с Рыжем  в посадки и принесите мне кору даурской берёзы.
Рыж побежал за  Солнечной Лисой.
Они бежали быстро,  мимо мелькали  сосны, кедры, тополя, кусты и лианы, высокие травы и яркие цветы.
– Уффф… –  перевёл дух тигрёнок и уткнулся носом в  фиолетовые цветы ириса. – Красивые какие! У нас тоже такие растут.  Ирисы.
–  Знаю, знаю – сказала Сонли.  Их так назвали древние греки  в честь своей богини радуги Ириды. По-научному ирис называют касатиком. Касатик-гладкий.  А ты знаешь, что этот касатик  очень важная персона в мире цветов ?
–  Почему ?
–  Его занесли в Красную книгу Хабаровского края. И поэтому он охраняется государством.
– А что это за книга такая красная ?  Красного цвета?
– Ой, как ты всё буквально понимаешь!  Она может быть в обложке любого цвета. Просто называется так. В Красную книгу заносится перечень  очень редких растений, животных, рыб…
–  Зачем?
– Затем, чтобы все знали, какие растения и каких животных надо особенно беречь и охранять, чтобы они совсем не исчезли.

Песенка маленького кедрика
Вдруг  Рыж услышал песенку – такую простенькую и такую непонятную – тоненький голосок старательно выводил :
– Новый  го-о-од настаёт! Здравствуй, здра-а-авствуй, новый год!
Рыж остановился, а яркий солнечный зайчик высветил певца – это был маленький кедрик.
–  Ну,  что ты стоишь? – сказал солнечный зайчик Рыжу,  –  пойдём, это кедрики. Они  всегда тут летом свои песни поют. И всё про новый год.
Как  вы уже догадались это говорила рыжая невидимка Сонли, а не  какой-то неизвестный солнечный зайчик .
– Кедрик,  а почему ты летом поёшь про Новый год? – удивился Рыж.
– Да потому что он настаёт, а я радуюсь ему.
– Но ведь всё отмечают  Новый год зимой. Я видел , как этот праздник справляли  дети в селе Гвасюги. Украсили  ёлку шарами, гирляндами, свечками.
–  Ну да, вот и я свечками украсился – смотри. Что не похоже?
– Похоже. А почему сейчас, а не зимой?
– Да зимой все деревья спят. Так я им сейчас предлагаю этот праздник отметить. Новый год к нам приходит в мае – мы  начинаем отращивать новые лапки-побеги.  Видишь,  у меня они, как самые настоящие  свечки. Я  становлюсь старше на целый год. Хочешь узнать, сколько мне лет?
–  Да, скажи.
–  А ты сам посчитай!
–  Как я могу посчитать твои годы?
– Ну что за  непонятливый тигрёнок! Смотри  – каждый год я подрастаю на одну  свечку вверх, видишь?
–  Вижу.               
–  И боковые веточки вокруг ствола  у меня все на одном уровне каждая. И они тоже подрастают на одну свечечку . Получаются такие мутовки из веточек .
–  Ну и что ?
–  А между этими мутовками – кусочки ствола. Считай их и узнаешь, сколько мне лет! Да, ещё прибавь четыре года. Первую мутовочку я на пятый год  только выпустил.
– Да,  что же  это делается! Рыж, ты торопишься или будешь считать, сколько лет кедрику? – запричитала Сонли. –   Может, ты всем кедрикам в этом дендрарии  годики посчитаешь по их мутовкам?
–  И, правда, –  сказал Рыж, –  извини, друг Кедрик, я в другой раз посчитаю, сколько тебе лет. Сейчас я очень тороплюсь. Друг у меня в беде. А тебе – счастливого  кедрового нового года.
– Я всегда буду рад тебе, тигрёнок. А лет мне девять всего.

А берёз-то… а  берёз-то сколько !

Рыж и  Сонли наконец-то добежали до берёзовых посадок.
Рыж кинулся к первой встречной  берёзке и  попытался  содрать кусочек коры.
–  Нет, – сказала Сонли, – это берёза, но не та берёза.
–  Сонли,  ты можешь точнее объяснить,  почему эта берёза не та берёза.
–  Легко, – ответила Сонли. –  Здесь больше десяти видов берёз. Нам  нужна даурская. А эта ребристая. Видишь, какой у неё ствол лохматый,  весь закучерявился, а кора какая –  блестящая, светло-жёлтая. Тень она очень любит, и среди кедриков покрасоваться ей тоже нравится. Вот , смотри – где ёлки да сосны – она такая пышная, красивая. Крона раскидистая  и сквозится вся .  Самая крупная береза в наших краях.  До 30 метров  в высоту вырастает.  А на солнце – не очень-то растет, тонкая,  и листва только на макушке…
Вот рядышком повислая  береза.  Её ещё плакучей называют. Ветви свисают вниз, крона такая ажурная, а кора белоснежная с поперечными темными трещинами. Все  так и рисуют берёзы – раз-раз! Чёрно-белые  полоски по стволу начертили  – ура! – берёзу нарисовали.
–   Иии…–  выдохнул растерявшийся тигрёнок, –   и  что же делать?
Обежали они несколько берёзок – одни ребристые да плакучие  попадаются. Понятное дело, это самые распространенные берёзы в нашем крае.
Но тут Рыж увидел, в общем-то, не очень понятное дерево –  листва, вроде бы, берёзовая, а по стволу – совсем не ясно,   какое. Вроде бы берёзы должны быть светлокорыми. А у этой  кора ствола какого-то тёмно-серого, буроватого цвета. И висит как-то на стволе и ветках неопрятно – лохмотьями. И сама она невысокая, в два раза ниже ребристой, но зато крона у неё широкая, разметалась во все стороны.
– Ура, я нашел эту берёзу , – закричал Рыж.
Но Сонли фыркнула, как кошка, и отошла в сторону.
–  Не трать время, Рыж , это каменная берёза.
–  Каменная ? Что значит каменная? Из камня, что ли?   – он потрогал лапкой ствол. – Нет, вроде бы дерево …
–  На камнях она растёт. Там, где обычные берёзы и не приспособятся  расти никогда.
–  Сонли!  Если  ты знаешь, какая береза даурская,  пожалуйста, расскажи мне про неё. Все её приметы. Чтоб я знал,  какую  именно искать надо.
–  Хорошо, слушай.  У даурской берёзы  ствол тоже тёмный, как и у каменной,  потому что кора тёмно-серая , даже  есть  даурские берёзы  с чёрно-коричневой корой . Береста на них растрескивается и отслаивается вдоль. А у молоденьких берёзок кора  розоватая или даже чуть красноватая.
- А Динчу что сказал, со старой или молодой даурской берёзы кору принести? Ты не помнишь, Сонли?
–  По-моему,  он  велел принести кору даурской берёзы. А про возраст ничего не сказал.
–  Тогда нам легче её искать, –  обрадовался Рыж. – Молоденькую берёзку с розоватой  корой мы быстро найдём.
И, правда, уже через несколько минут  они бежали к  хомарану  Динчу   и размахивали розоватыми  кусками коры   молодой даурской берёзы.


Рецензии
Здравствуйте! Поздравляю Вас с этим событем!

Я давно слежу за Вашим творчеством, наверное ещё с начальной школы. В общем спасибо вам огромное за такие замечательные произведения!

С уважением, Кирилл Стратиенко.

Кирилл Стратиенко   07.04.2020 09:10     Заявить о нарушении