Страх Божий. 4 глава. Осмысление выбора

     «Нужно бодрствовать над своим сердцем, быть кротким, удерживаться от раздражительности и движений самолюбия, привязанности к земному, от нечистых восстаний плотских, в противном случае бесценное сокровище Духа мгновенно оставит нас:
     вдруг исчезнут из сердца мир и радость – это чувство необыкновенной, ангельски-духовной легкости души, парящей на свободе сердца и мысли, исчезнут и эти реки воды живой, которые перед тем только текли и напояли обильно бразды души; душу наполнит чуждый огнь, мучительно палящий внутренности, лишающий ее мира и радости и наполняющий ее чувством скорби и тесноты и подстрекающий к раздражительности и хуле» (преподобный Иоанн Кронштадский).

     При этом, нельзя забывать сколь неоценимую помощь в оберегании сердца от нападок духов зла, оказывает обычный нательный крестик, не просто символизирующий Крест, на котором был распят Спаситель, но церковным освящением наделенный частицей силы Животворящего Креста Господнего, «знаменующего победу над диаволом, который боится и трепещет силы крестной» (святитель Димитрий Ростовский).

      Несомненно, что врачуя душу, Святой Дух исцеляет и тело (Ин.6:63).

     «Духовная энергия, истекающая от Духа Божия, энергия любви движет всей природой и все животворит. Она есть источник жизни, и нет ничего мертвого» (святитель Лука Крымский).

     Ведь кто как не Дух Божий, осеняя душу дает здоровье плоти, от чего: «в здоровом теле здоровый дух» (Децим Юний Ювенал)?

     И разве не благодаря обретению духом человека животворной силы от Святого Духа, происходили чудеса мгновенных исцелений, описанные в Библии?

     Ибо «сошествие Святого Духа на апостолов реально подтвердило - дух человеческий имеет начало в Духе Божием» (святитель Лука Крымский).

     Вспомним лежавшую в горячке тещу апостола Петра, тут же вставшую с постели после прикосновения к ней Иисуса Христа (Мф. 8:14-15);

     а также расслабленного больного, поднявшегося после слов Господа «встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф. 9:6);

     или Лазаря из Вифании, воскрешенного Сыном Божиим в четвертый день (Ин.11:42-43), прожившего после этого еще тридцать лет и почившего в сане епископа Кипра;

     наконец про десять прокаженных, не смевших даже приблизиться к Господу, по слову Его направившимся показаться священникам, и очистившихся от болезни по пути! (Лк.17:12-14).

     Поскольку сказано «Излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоил.;2:28), то что иное, как не дух человеческий, наделенный Божественной силой через возложение рук, а когда лишь от слова, практически мгновенно оказывал благоприятное воздействие на недуг и даже возвращал к жизни?

     Следовательно, исцеляясь Духом Божиим, душа становится способна и к телесному врачеванию, если только не подвергнет сомнению предостережение Господне «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14).

     «Иисус Христос для того, кто прилепляется к Нему, есть просвещение ума, красота душевная, здравие для тела, веселие сердцу, помощник в скорбях, радость в печалях, врачевство в болезни» (святитель Димитрий Ростовский).

     «Диавол, будучи исконным человекоубийцей и человеконенавистником, не довольствуется путем соблазнов вести людей к вечным мучениям.

     Слепая ненависть к возлюбленному созданию Божию побуждает его и в этом мире причинять людям мучения, в особенности там, где грехами или неверием в Бога люди сами подготовляют для него благоприятное поле действия» (святой Макарий Великий).

     Стало быть, не будет столь невероятным полагать, что попущением Господним, враг человеческий, все коварнее и изощрённее закабаляющий души человеческие, «преподнес» нам - подобно античной проказе язычников и чуме средневековья, - болезни нашего века:

     стремительно мутирующие штаммы гриппа,
     сердечно-сосудистые заболевания,
     онкологию,
     диабет и ВИЧ.
     Дабы нам не столько уповать на всемогущее волшебство препаратов от телесной хвори, сколько прежде всего искать душевного врачевания у Господа.

     «Болезни душевные - суть более тяжкие недуги по сравнению со всеми болезнями тела; когда душа тяжко страдает грехами, то часто случается, что и тело подвергается тяжкой болезни, попускаемой Богом в наказание за грехи» (святитель Димитрий Ростовский).

     Ибо всякому следствию всегда предшествует сугубо своя причина, и когда «кто сознает болезнь свою, тот близок к уврачеванию своему и легко найдет оное» (преподобный Исаак Сирин).

     И хотя такому суждению легко прикрепить ярлык невежества и мракобесия, все-таки должно признать, что Священное Писание ни в коей мере не порицая медицину и здравоохранение, - поскольку и евангелист Лука сам будучи врачом («Приветствует вас Лука, врач возлюбленный» (Кол.4:14)), - через апостола Матфея назидает, что «это надлежит делать, но и того не оставлять» (Мф.23:23).

     Тем не менее, каким бы там ни было восприятие данного мнения, им увы, также удостоверяется неожиданность ускорения тенденции всеобщего умаления веры в Господа, плутовски оправдываемой разбитным выражением «на Бога надейся, а сам не плошай», не известно кем приписанным к Евангелию  (Иуд.2:1).

     Ибо не принадлежит сия «крылатая фраза» апостолу Иуде Иаковлеву (не путать с Искариотом!), да и нет второй главы в его соборном послании…
    
     Но зато сказано мудрым Соломоном: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Притч.3:5-6).

     Ибо что не от Бога, то вестимо от лукавого, потому как «вся забота сатаны заключается в том, чтобы убедить человека, что Бог не заботится о нем» (преподобный Исаак Сирин).

     «Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор.32:39), предостерег нас от прельщений Создатель.

     Посему «проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа», тогда как «благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование - Господь» (Иер.17:5, 7).

     Говоря о исцелении душевном, преподобный Симеон Новый Богослов, свидетельствует, что:
     «душа, когда занеможет, одно врачевство врачует ее, а не многие.

     Какое же это врачевство? Дух Святой, благодать Господа нашего Иисуса Христа.
    
     Надлежит потому всякому христианину, посредством покаяния, милостыни и всякой другой добродетели, сколько сил есть, подвизаться не о чем другом, как о том, чтобы приять действо благодати Святого Духа, силою Коего и начнет он жить жизнию истинно по Христу.

     Ибо нет другого способа, искусства и метода к тому, чтобы христианин жил по Христе, кроме восприятия свыше силы или благодати Иисус-Христовой».

     «Подвизайтесь - учит далее преподобный Симеон - стяжать сознательно внутрь вас Царство Божие, то есть благодать Святого Духа», ибо «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17).

     Царство Божие есть состояние человеческого естества, обновленного Божественной благодатью, есть воцарение Иисуса Христа в человеческом уме и сердце действием Святого Духа, и оно в этом веке не приходит внешним образом, но обретается внутри человека».

     «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его, а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин.14:15-17).

     «Царствие Божие есть Святой Дух» (преподобный Максим Исповедник).

     Поскольку «силой же созидающей Царство Божие в человеке, является благодать Святого Духа.
     Для подвизающегося христианина нет нечего драгоценнее ее, потому что с ее помощью душе, истинно верующей во Христа предстоит из испорченного и порочного состояния перейти в состояние иное, доброе, и нынешнее уничиженное естество изменить в естество иное, божественное, сделаться естеством новым» (святой Макарий Великий).

     «Случилось, - повествует апостол Лука - что когда Господь в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите:

     Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Лк.11:1-4).

      Всем христианам – кому изустно, кому на слух, - известна эта молитва. Но приходилось ли нам задумываться над словами «да приидет Царствие Твое»?

     Довелось ли осознать, что Царство Божие мы призываем не на землю, проклятую Богом за грех Адама (Быт.3:17), и непрестанно оскверняемую грехами человеческими, а в наши души?

     И наконец, понимаем ли мы суть притчи, повествуемой апостолами (Мф.13:3-23; Мк.4:3-20; Лк.8:5-15), о величайшей благодати Спасителя, Святым Духом непрестанно посевающего семена Царства Своего в людских сердцах?

     «Закон и пророки до Иоанна, с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк.16:14).

     «Кто говорит Богу в молитве: «Да приидет Царствие Твое», а не знает, как приходит сие Царствие, не зная же, не готовится к принятию его и ничего не делает, что требуется с его стороны к получению его, возможно ли, чтобы пришло к нему сие Царствие?» (преподобный Симеон Новый Богослов).

     Но как происходит непостижимое чудо обретения Царства Божиего?

     На сей вопрос отвечает Сам Господь: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:20-21).

     По заповеди «плодитесь и размножайтесь» (Быт.1:28), «Дух Святой созидает нас во чреве матери нашей» (преподобный Иоанн Кронштадский).

     Однако, вследствие унаследованного от прародителей первородного греха преслушания воле Божией, с начала веков только избранные Промыслом Божиим наделялись благодатью Святого Духа.

     «Царствие Божие в нас есть, когда Бог бывает с нами в единении, благодатию Пресвятого Духа. Бог был в единении с нами от начала создания Адама, но когда праотец наш прельстился и согрешил, Бог удалился от нас, удалилось вместе с тем от нас и царствие Его.

     Ибо невозможно, чтобы Всесвятой и Всеблагий Бог был в единении с тем, кто возлюбил грех и зло.

     Чтобы опять возвратился к нам Бог и опять пришло к нам царствие Его, надлежало нам предстать и очиститься от грехов.

     Но как мы не могли сего сами собою сделать, как измаранное платье не может отмыться само собою, и еще без воды, то пришел наконец Сам, могущий обмыть нас и очистить, чтоб очистить нас и, очистив, Богу открыть вход в нас и царствие Его вселить в нас.

     Сие совершается в таинстве Крещения, а кто согрешит после Крещения - в таинстве покаяния» (преподобный Симеон Новый Богослов).

     Посему, до крестной смерти Сына Божиего, примирившей Создателя с родом человеческим и даровавшей людям духовное рождение святым Крещением, никто не мог иметь Царства Божиего внутри себя.

     Поскольку «если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин.3:3).

     Каждому верующему во Христа, даруется благо рождения свыше святым Крещением, исцеляющем слепоту душевную и омывающем греховные скверны, во время которого, Святой Дух необъяснимым образом засевает в ней подобно горчичному семени (Мф.13:31-32; Мк.4:30-32; Лк.13:18-19), духовное семя Жизни, Которая есть Христос.

     О чем ещё в шестом веке до Рождества Христова, пророк Иезекииль свидетельствовал по Откровению: «Вложу внутрь вас дух Мой» (Иез.36:27).

     «Невеста жениху обручается - так душа человеческая верою обручается Христу, Сыну Божию, и омывается банею Крещения» (святитель Тихон Задонский).

     И соединившийся с Господом святым Крещением, становится «уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал.4:7).

     «Царство Божие в человеке есть пребывание Бога внутри любящего Его человека: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23-24);
     «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.30:20).

     Вселяясь в человека благодатью Святого Духа и пребывая в нем, Христос становится для тех, кои предают себя Его царству и господству: Путеводителем, Правителем, Учителем, Пестуном, Предстателем, Помощником, Избавителем от всякого греха» (преподобный Симеон Новый Богослов).

     «Бог есть дух. Бог есть любовь, и излияние Духа Его есть излияние любви на все живущее» (святитель Лука Крымский).

     И вот как сие торжество неизмеримой и неизбывной любви Бога к человеку описывает святой Макарий Великий:

     «Прежде, до того, как было явлено это таинство Духа Христова, до Его пришествия и явления, вся красота праведности была внешней: и закон, и обрезание, и очищение, и жертвы, и приношения, и служения.

     Но с того времени, как явилось спасительное Слово Христово и даровало Дух Святой в сердца людей, слово, написанное не чернилами (2Кор.3:3), - с этого времени все обретается внутри:
     служение стало внутренним от чистой совести и внутренними стали жертвы, ибо Псалмопевец говорит: «воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» (Пс.140:2).

     Ибо если раньше люди, не имея внутренней чистоты, украшались через праведность закона, то теперь, когда душа, имея в себе истинного Христа, очистилась от мрака, намного более, чем раньше, освящается и украшается также и тело, в полноте своей действительности.

     Подобным же образом, если кто не родился от Царственного и Божественного Духа, кто не стал небесным и царским родом и чадом Божиим, по писанному: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Его» (Ин.1:12), тот не может носить небесную и многоценную жемчужину - образ Света Истинного, который есть Господь, поскольку он (человек) не стал сыном Царства Небесного.

     Христос есть Тот, Кто носится в душе, в свете неизреченном, Он истинно познается и зрится очами души только тех, кто носят Его в себе.

     Горе тому, кто не ищет и не находит духовные и неизреченные блага, потому что «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5), ибо так сказал Господь».

     «Как тело, пока в нем бывает душа, проходит три возраста, именно: юность, мужество и старость; так три же возраста проходит и душа, сокрытая в теле, именно: начало веры, преуспевание в ней и совершенство» (святой Антоний Великий).

     О стремлении души к духовному совершенству говорит и святитель Лука Крымский: «о Боге радуется, Богу поклоняется, к Богу стремится и приближается дух человеческий. И это, конечно, самая высшая способность души нашей».

     И если требуется немало усилий тщательного ухода за ростком из семени, прежде чем он достигнет зрелости плодоносного древа, то тем паче необходим добродетельный труд, чтобы семя благодати Святого Духа, расцвело в душе сиянием Царства Божиего.

     «Если мирских стяжаний - и временных, и тленных - никогда не приобретают люди без трудов и пота, то тем более духовных» (святитель Иоанн Златоуст).

     Потому и освящение души пресветлым образом Господа, есть только начало обретения Царства Его.

     Ибо Он та основа, краеугольный камень (Мф.21:42), на котором каждый христианин, с Божией помощью отчуждаясь греха, верою созидает в своем теле храм Божий (1Кор.3:16), освящаемый благодатью Святого Духа, пред светом которого, впоследствии, могут отвориться врата Царства Небесного.

     «Будущее Царство (Небесное) есть Царство славы, а это - духовное, есть Царство благодати» (святитель Феофан Затворник).

     «Царство Небесное приемлет только тех, которые подобны Сыну Божию.
     Подобие это утверждается через исполнение заповедей Божиих, исполнение же заповедей бывает от любви ко Христу.

     Те, которые умирают прежде чем стяжают Царствие Небесное, где и когда обретут его, если отходят туда, где постоянная тьма?
     Итак, здесь, в этой жизни повелено нам взыскать его и обрести, стуча в его двери с покаянием и слезами.

     Вход в Царствие Небесное дается не за одни добрые дела, но и за веру. Видят его через рождение свыше, а получают – через добрые дела, совершаемые силою веры.

     Какие бы добрые дела ни делал, какими бы подвигами ни подвизался и ни утруждал себя в настоящей жизни всякий человек, мудрый или несведущий, рассудительный или нерассудительный, ученый или неученый, богатый или бедный, если это не способствует к просвещению души его от немощей ее - суетно все это и бесполезно для него и оставляет душу вне Царствия Небесного, ибо в Царствие Небесное приемлются только здоровые души, не имеющие никакой немощи (рабства страстям)» (преподобный Симеон Новый Богослов).

     А для того всегда «нудить себя надо. Так Господь сказал, уверяя, что только нудящие себя восхищают Царствие Божие.

     Там изображено, что у нас три яруса жизни: духовная жизнь, душевная и плотская... Последние две эгоистичны.
     Первая требует самоотвержения и в начале, и в продолжении, и в каждом деле» (святитель Феофан Затворник).

     «Тут-то надобно, чтобы сердце наше стояло на камне. А камень этот – Дух Святой:
     - Он укрепляет наши силы, и если человек молится, Он укрепляет сердце его в вере и надежде на получение просимого;

     - Он воспламеняет душу его любовью к Богу; Он навевает на душу мысли светлые, благие, укрепляющие ум и сердце;

     - если человек совершает различные дела, Он укрепляет сердце его сознанием важности и необходимости труда его и терпением несокрушимым, которое все трудности преодолевает;

     - Он при обращении с людьми разных состояний и обоих полов вдыхает в него уважение к лицу человека, который есть равно образ Божий, кто бы он ни был, искупленный кровью Христа Бога, и отвлекает его сердце и внимание от его, иногда очень неблаговидной, внешности тела и одежды, его грубости в слове и обращении.

     Он-то соединяет всех нас любовью как чад Отца Небесного и во Христе Иисусе учит нас молиться: Отче наш, иже еси на небесех...» (преподобный Иоанн Кронштадский).

     «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин.3:8).

     Но, поскольку, по свидетельству святителя Тихона Задонского: «Бог и грех купно (вместе) пребывать не могут: «грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Ис.59:2), то и Дух, дарованный Крещением, отступает от порочной души, прозябающей во мраке духов страстей, не просто растлевающих телесный храм Бога Живого, но тут же приступающих к сооружению в нем своего омерзительного капища сатане, и совращающих к вступлению умом и сердцем в прелюбодейное общение с ним, принадлежащими ему мыслями и ощущениями.

     Если «Царство Божие нудится - и царство сатанинское тоже нудится, то есть грех непрестанно нудит нас следовать его похотям, да еще с наглостью, с силою, с ожесточением; борись с ним непрестанно: не будешь бороться - грех совсем одолеет, а Царство Божие ослабеет.

     Помни, что всяким грехом, всякой страстью и пристрастием к чему-либо земному, всяким неудовольствием и враждой на ближнего из-за чего-либо плотского оскорбляется Всесвятый Дух, Дух мира, любви, Дух, влекущий нас от земного к горнему, от видимого к невидимому, от тленного к нетленному, от временного к вечному, от греха к святыне, от порока к добродетели» (преподобный Иоанн Кронштадский).

     От чего предостерегает и апостол Павел: «Не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф.4:30), дабы не лишиться Божиего благословения.

     «Перед Святым духом мы всегда должны испытывать нескончаемое почтение, абсолютный трепет и полное повиновение» (проповедник Чарлз Каррин).

     «Без покорения своей воли святой воле Божией, душе не дается благодати Святого Духа, а без него невозможно пройти чрез Царские врата, мытники не пропустят…» (инок Никодим).

     «Кто воли своей не покоряет Богу, тот покорится противнику Его» (преподобный Исаак Сирин).

     Современным человечеством, в какой-то мере сопереживаются времена начала христианства.

     Различие в том, что если тогда шло внешнее гонение святой веры Христовой, то ныне, мы сами распинаем Сына Божиего в своих неуклонно ожесточающихся сердцах.

     Причиной же тому что «в этой жизни мало, мало кто из людей знает себя - они живут как бы в мечтах сновидений и упражняются в суетных делах.

     Смертный час грозный покажет им разом ужасную мечту их, но будет поздно, возврата не будет, наступит разоблачение всей жизненной фальши и истинных дел правды и света» (преподобный Иоанн Кронштадский).

     «Сколько ныне мирских людей, которые преданы зрелищам и прочим бесчинствам?

     И сколько еще таких, которые молятся и боятся Бога?

     Бог взирает на тех и на других, и как праведный Судия уготовляет одним упокоение, другим — наказание» (святой Макарий Великий).


Рецензии