Советская Одесса - как источник вдохновения

Рецензия на фильм Валерия ТОДОРОВСКОГО «ОДЕССА»/ «ODESSA»
Опубликовано в единственной культурно-просветительской в Краснодарском крае газете «ПЛАТАНОВАЯ АЛЛЕЯ», №9 (105)


Извилистые улицы и неповторимые здания, напоминающие витиеватые ювелирные украшения, утопающий в тёплом романтическом воздухе диковинный город, полный белыми пароходами, женщинами в хлопчатобумажных халатах, мужчинами в белых рубашках и шляпах, аккуратно носимых десятилетиями… А ещё август 1970 года с забитыми под завязку переполненными коммуналками, из которых доносится искренний смех приезжих и потрясающие ароматы скромного, но приготовленного с любовью домашнего ужина для домочадцев и гостей. Вот лишь несколько штрихов, а может быть, и главных героев, фильма-воспоминания выдающегося российского режиссёра Валерия Тодоровского. Сказать, что фильм «Одесса» - это ностальгическая ода лучшим и худшим человеческим качествам советского человека, – значит, не сказать ничего.
На пресс-конференции XXX Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» мне удалось задать вопрос непосредственно режиссёру фильма Валерию Тодоровскому. В вопросе излагалась чуть угадываемая аналогия между легендарным фильмом «400 ударов» ярчайшего представителя французской «новой волны» Франсуа Трюффо и фильмом «Одесса», премьерой которого открылся юбилейный кинофестиваль в Сочи. В каждом фильме – свой чудесный герой – отважный и любопытный ко всему окружающему миру мальчик, попадающий в различные житейские коллизии и неизменно испытывающий боль. Очевидно, что каждый ребёнок испытывает такие муки на пути к взрослению. Но, безусловно, наш советский мальчик с очаровательной родинкой, как две капли воды похожий на самого режиссёра в детстве, в отличие от Антуана Дуанеля, попадает в ситуации до боли знакомые каждому мальчишке и девчонке, родившимся и выросшим в СССР. Требовательному режиссёру и всей идеальной съёмочной группе удалось качественно и достоверно передать не только основополагающие магистральные пути развития общества того времени, но и учесть самые мельчайшие детали, которые удивили уже только тем, что до сих пор сохранились до нынешних времён. Именно такие «приметы времени» сделали фильм ярким символом – ценной и бережно хранимой выцветающей фотографией с родными, ещё такими молодыми лицами.
Разве заменят самодовольные гламурные селфи такое подлинное сокровище? Конечно же, нет. Кажется, что фильм Валерия Тодоровского именно об этом. О вечных человеческих ценностях, но и о том, что нарушает ход вещей, ставя под сомнение правильные установки и принципы. А ещё, для меня, это фильм о пронизывающем холодом страхе. Страх перед охватившей город холерой, страх перед карательными органами, страх перед будущим своим и своих детей. Спектр страха в нашей многострадальной стране распространился – от микроскопического холерного вибриона до Большого Брата.
Актёрский состав говорит сам за себя – Леонид Ярмольник, Евгений Цыганов, Ирина Розанова, Ксения Раппопорт, Евгения Брик, Вероника Устимова, Сергей Сосновский, Сергей Муравьёв, Станислав Эвентов, Степан Середа.
Валерию Тодоровскому в «одной киносемье» удалось собрать лучших, настоящих звёзд первой величины российского кинематографа и при этом создать из них целостное удивительной красоты созвездие, которое было бы неполным в отсутствии одного из элементов. Каждый актёр и актриса вложили в этот фильм не только свой многолетний опыт и высочайший профессионализм, они вложили в него частицу своей души, пыл своего сердца.
Просто феноменально сыграли свои роли тестя и тёщи, дедушки и бабушки Валерика замечательные актёры, которым по плечу любые задачи, - народная артистка России Ирина Розанова и Лауреат Государственной премии России, дважды лауреат премии «Ника» Леонид Ярмольник. Их работа изобиловала сложными драматическими ситуациями, миллионом психологических нюансов, передать которые может лишь глубочайший актёр.
Особенно фильм придётся по душе тем, кто вырос на курортах СССР. Это фильм – словно гимн той простой и торжественной, праздничной и будничной жизни на фоне тёплого Чёрного моря, отдыхающих в белом и чувства простого работающего жителя, которое можно обозначить, как ежедневная «вечеринка, на которую тебя не пригласили». И при всём этом, детство на морском взморье – это непередаваемые моменты искрящегося пьянящего истинного счастья от всякого рода мелочей – радужных морских брызг, выловленных рапанов, диких хулиганских выходок, неожиданно появившихся светлячков в бархатной терпкой мгле южной ночи. Гипотетически, понять это может каждый человек, но прочувствовать каждой клеточкой - только местный.
Ещё одной удивительной особенностью киноленты можно назвать желание её пересматривать снова и снова. Мы надеемся, что российский зритель по достоинству оценит эту достойнейшую картину. Спешите в кинотеатры страны!

Марина ЕРЁМИНА,
главный редактор газеты "Платановая аллея",
член Союза журналистов России,
член Союза российских писателей


Рецензии