ДУША

    Князь  Миродар вернулся с охоты расстроенным: удача не сопутствовала ему сегодня.   Бросив колчан со стрелами в угол и повесив лук на стену, он прошёл на кухню. 
    У печи хлопотала стряпуха. Рядом с ней сидел её малолетний сын.
- Сколько раз я говорил, чтобы ты своего отпрыска не приводила!- рассердился князь и,  схватив мальчика за шиворот, выволок его из кухни.
- Прошу вас, господин, - взмолилась стряпуха, выбежав следом, - мне не с кем  его  оставить!
- Меня это не волнует, - вскипел князь. - Чтоб ноги его здесь не было! – Миродар  вывел мальчика за ворота и толкнул  в спину. Ребёнок упал и заплакал.
- Видно, вы не нуждаетесь в моих услугах, - сказала стряпуха и, подхватив ребенка на руки, пошла по дороге в деревню.
- Вернёшься, да будет поздно – не приму! – прокричал ей в спину Миродар.
    Стряпуха даже не оглянулась. Миродар вернулся во дворец.

-Умила! – закричал он.- Накрывай на стол!
    Молодая служанка вынесла блюдо с дымящимся мясом и поставила на стол. Миродар,  подвинув кресло к столу, сел. Он взял руками кусок, но тут же отбросил его, закричав:
- Глупая девка! Что подаёшь господину! Не могла остудить!  - и он полотенцем хлестнул служанку  по лицу.
    Умила, закрыв лицо руками, выбежала из залы. Миродар встал из-за стола и стал ходить из угла в угол. Вдруг в глазах его потемнело, и он упал без чувств на пол. Когда князь пришёл в себя, увидел, что лежит на кровати в своей опочивальне. У окна стояла женщина.  Князь попытался приподняться.
- Лежи, тебе нельзя вставать,- сказала незнакомка, подошла и поправила одеяло.
Миродар взял её за руку.
- Кто ты? – прошептал он.
- Я твоя Душа,- жёстко проговорила женщина и отдёрнула руку.
Миродар  всмотрелся в её лицо. Глубокие морщины прорезали высокий лоб, седые волосы струились по плечам.  Потухший взгляд и нервное подрагивание  век смутили его.
- Душа? – переспросил он.

    Она кивнула. Миродар, откинувшись на подушку, застонал. Так вот она какая, его Душа! А  ведь он ещё молод... 
- Плохо тебе? – спросила Душа и присела рядом.- Помнишь, ты поймал соловья. Хотел, чтобы он пел для тебя. Но соловьи не поют в заточении.  И ты посадил его на вертел.
    Миродар закрыл глаза.
- А  Мил?
- Собака моего брата Любодара, - прошептал Миродар.
- Ты бросил её в колодец. А Любодар хотел спасти её. Так ты перерезал верёвку, твой брат упал и захлебнулся. В тот день  родители потеряли обоих сыновей…
- Хватит, уходи,- не выдержал князь и повернулся лицом к стене.
- Я-то уйду, - тихо проговорила Душа,  – с кем останешься ты?
« С кем останусь…» – промелькнула мысль и тут же  погасла.

    Одна за другой перед ним пронеслись картины  далёкого детства. Гибель брата, ранняя смерть родителей.  Он не искал общения с другими  людьми: его ровесники из знатных семей давно разъехались по стране, а с простолюдинами он принципиально не  общался. Уехать самому? Как же дворец? Да и ехать некуда.
    Душа поднялась и направилась к двери.
- Постой,- закричал Миродар, ухватившись за край шали, которой Душа прикрывала лицо. -  Помоги мне, - едва выговорил он.
- Вставай и иди! – приказала Душа.
- Куда? – удивился Миродар.
- К людям, - сказала Душа и, закутавшись в шаль, вышла.  За ней с шумом захлопнулась дверь...

    Князь тяжело откинулся на подушки, потеряв сознание.   Когда он очнулся, во дворце стояла мёртвая тишина. Он поднялся и побрёл в залу. Никого. На кухне тоже никого не было. Печь даже не растапливали. Пустые кастрюли стояли на полках. Князь  удивился ещё больше, когда понял, что вся челядь покинула дворец. Он ходил по пустым залам, и шаги его  отдавались гулким эхом.
-Эй, кто-нибудь! – закричал Миродар.
-Будь…  будь… - отозвалось эхо.

    Миродар вышел во двор. Кусты роз давно завяли, опустили головки ромашки, поникли незабудки. Он вспомнил, как рано утром матушка выходила в сад, срезала розы и ставила в вазу.  Аромат цветов разносился по всему дворцу. Он поднял голову и посмотрел на дорожку. Никто не шёл ему навстречу, никто не улыбался ему. Князь вздохнул, решил отправиться в деревню и нанять новую прислугу.

    Медленно брёл он по дороге. На обочине, копаясь в пыли, сидел ребенок. Миродар прошёл мимо. Пройдя несколько шагов, он обернулся. Никого. Пожав плечами, князь пошёл дальше.  Вот и первые избы деревни. Он постучал в одну, в другую – никто не открыл ему. Вдруг небо затянуло тучами, ударил гром, и пошёл дождь. Миродар сел под куст, который рос у обветшалого забора,закрыв лицо руками. Сколько времени прошло, он не знал. До его слуха донёсся скрип отворившейся двери, и на пороге появилась старушонка. Спина её была согнута в три  погибели.
- Что сидишь, сынок? Простудишься, - сказала она. – Заходи в избу.
.
    Миродар всмотрелся в её лицо. Морщины прорезали  щёки, лоб, и только глаза весело смотрели на него. Он встал и пошёл следом за старушкой.
- Не обессудь, лакомств у меня никаких нет. Чем богата – тем делюсь.
    Она отрезала от каравая ломоть, налила в кринку молока и поставила перед князем. Миродар поблагодарил хозяйку и принялся за скудную трапезу.
- Ложись, я на полатях тебе постелила, - сказала старушка.
    Миродар лёг и забылся тяжёлым сном.

    Утром чуть свет он проснулся и вышел во двор. У сарая лежали поленья. Миродар взял топор и стал рубить дрова. Щепки летели во все стороны, впивались ему в  руки, лицо, исцарапали всего. Нарубив дров, князь сложил  их  в поленницу и вернулся  в избу. На столе лежал ломоть хлеба, стоял бочонок с квасом.
- Садись, работа сильных любит, - сказала старушка.
    Миродар заметил, что одна глубокая морщинка разгладилась на лбу старушки.
- Ты одна живёшь? –спросил он.
    Старушка кивнула. Миродар осмотрел горницу. Печь вот-вот развалится, стены изъедены древесным червем, половицы скрипят под ногами.

- И давно ты так живёшь? – спросил он.
    Старушка ответить не успела. Сильный ветер распахнул окно, влетел в горницу. С полки посыпалась глиняная посуда. Миродар встал и закрыл окно. «Надо бы помочь старушке», - промелькнула мысль.
- Что ж ты к князю не обратишься, чтоб помог тебе избу выправить?
- Да князь не больно простолюдинам помогает. Вот отец его в беде не оставлял.
   Миродар опустил глаза.
- А ты обращалась к нему?
- Да он и не принимает никого,-  вздохнула старушка, - слишком горд, чтобы общаться с бедняками. Куска хлеба не подаст, погорельцам приюта не предоставит. Бездушный человек.
   Миродару всегда было безразлично, что думают о нём крестьяне. Но эта старушка не корила, а говорила с сожалением.
 - Благодарствую за приют, мне пора, - простился он с хозяйкой и вышел.

   «Бездушный…» - думал он. А кто-то упорно нашёптывал ему: «У тебя есть сердце. Сердце». Миродар вернулся во дворец, запряг лошадь, сложил в телегу инструменты и поехал в деревню.
   Старушка хлопотала во дворе и не сразу заметила князя.
- А вот и я, - сказал он и стал разгружать инструменты. - Будем избу восстанавливать.
    Но как взяться за дело, князь не знал. Он поставил лестницу под крышу и полез наверх. Ступенька надломилась, и князь упал на землю. С трудом поднявшись, он сел на крыльцо -  оно рухнуло под ним. Старушка, подбежав к Миродару, помогла ему подняться. Князь прислонился к стене – она рассыпалась по бревнам. Он едва успел отскочить в сторону.  В это время к старушке заглянул сосед. Узнав, в чем дело, он побежал на колокольню и ударил в набат. Собрались крестьяне и решили помочь в добром деле. Закипела работа: кто лес возил, кто стены возводил, кто крышу крыл. Старушка у очага хлопотала – мастеров кормила. Научился князь и доски строгать, и наличники вырезать. Вот уж и новая изба распахнула свои двери. Вышла на порог молодица,  вынесла на рушнике каравай с солью.
- Отведайте, люди добрые, - сказала ласково.

    Удивился Миродар. Где же старушка, почему не выходит? Или изба не по нраву? А народ смотрит на князя и посмеивается. Подошла молодица к Миродару.
- Кто ты? – прошептал князь.
- Я Душа твоя, - проговорила молодица и обняла князя…

    Шло время. Любой страждущий мог найти приют во дворце князя. Кому он деньгами помогал, кого ласковым словом согревал. По всему государству славили князя Миродара: а как же иначе? Доброму правителю благодарны жители.               


Рецензии