Палаццо дель Те. Зал Психеи

      Работа любимого ученика Рафаэля ДЖУЛИО РОМАНО.
      Появилась возможность на днях  вновь посетить Мантову.(Mantova).Несколько лет назад я вам рассказывала о сокровищах архитектуры и искусства,которые там хранятся.Сегодня мы вновь посмотрим замечательные эротические фрески этого дворца,которые выполнены ДЖУЛИО РОМАНО и его учениками.
        Джулио Романо (итал. Giulio Romano, настоящее имя — Джулио Пиппи (Pippi), прозвище Романо означает "римлянин, 1492—1546) — итальянский живописец и архитектор, наиболее значительный из учеников Рафаэля, расписывал Станцы и Лоджии вместе с Рафаэлем во дворце Ватикана. Является одним из ярких представителей искусства маньеризма . Работал преимущественно в Риме, но его наиболее оригинальная работа находится в Мантуе — это Палаццо дель Те.
       Пала;ццо дель Те, или Палаццо Те — загородная вилла мантуанского маркиза Федерико II Гонзага в болотистой местности, окружающей Мантую. Построено за 18 месяцев в 1524—1525 годах по проекту Джулио Романо.
         
    Затем на протяжении 10 лет расписывалась самим Романо и его учениками. Представляет собой яркий образчик искусства маньеризма. Официальное название здания — Palazzo Te, так же его чаще всего называют и в Италии.
Правившее Мантуей семейство Гонзага было известно как коннозаводчики, которые поставляли скакунов для дворов Европы. На месте нынешнего палаццо в начале XVI века находился конный завод. Второй страстью Гонгаза было искусство. Мать Федерико, Изабелла д’Эсте, прославилась покровительством величайшим художникам своего времени, включая Леонардо да Винчи.
         
    В 1524 году Федерико Гонзага задумал выстроить рядом с конюшнями непритязательное здание, где бы он мог проводить своё свободное время в обществе немногих близких друзей и подруг. Для осуществления замысла из Рима был приглашён любимый ученик Рафаэля — Джулио Романо.
    
     Главные росписи палаццо дель Те расположены в трёх залах.Сегодня мы остановимся на самом эротическом зале ЗАЛЕ ПСИХЕИ -Олимпийском пире Богов.
Этот зал предназначался только для избранных друзей и подруг герцога Гонзага.
Героев легенды об Купидоне(Амуре) и Психее, много раз будут вспоминать в европейском искусстве, . Джулио Романо в палаццо Те, предложил свою интерпретацию истории, рассказанной Апулеем.
      
    Из мира гармонии мы переносимся в мир необузданных страстей. Зрителя ошеломляет обилие обнаженных тел, он видит откровенные любовные сцены, вокруг него все движется и шумит. Сильная эротическая энергия наполняет пространство зала.
Купидон, который перед лицом Зевса (осиянного в горной высоте небесным светом) сочетается браком с Психеей в присутствии всех богов.
    
    Вазари писал:"Изобразить это с большим изяществом и лучшим рисунком невозможно, ибо Джулио написал фигуры в сокращении снизу вверх настолько хорошо, что некоторые, имеющие в длину от силы один локоть, кажутся, если смотреть на них с земли, высотой в три локтя. И поистине, выполнены они с поразительным искусством и талантом, ибо Джулио удалось достичь того, что они не только кажутся живыми (настолько они реальны), но и приятным видом обманывают человеческий глаз".
    
     В восьмиугольниках же изображены все другие начальные истории о Психее, повествующие о злоключениях, постигших ее из-за гнева Венеры, и выполненные столь же красиво и совершенно, а по другим углам около окон - многочисленные амуры, которые производят разное впечатление, в зависимости от занимаемого ими пространства.
      Фрески северной стены посвящены Венере. Слева богиня купается вместе с Марсом, а справа ревнивый Марс преследует Адониса. В центре, над окном, изображены Вакх и Ариадна.

    Остальные же, самые большие истории о Психее расположены внизу по стенам, и на одной фреске Психея купается и амуры ее омывают и тут же ее обтирают с красивейшими телодвижениями, в другом же месте, пока она купается, Меркурий накрывает пиршественный стол, а вакханки играют на музыкальных инструментах; там же и грации, написанные в изящнейшей манере, осыпают стол цветами, и Силен со своим ослом, которому сатиры помогают перелезть на козу, чье вымя сосут два путти, в то время как сам он беседует с Вакхом, у ног которого два тигра и который стоит, облокотившись на поставец.
    
     Этот поставец, по сторонам которого стоят верблюд и слон, - полукруглый, с цилиндрическим сводом, и весь покрыт гирляндами, зеленью и цветами и обвит виноградными лозами, отягощенными гроздьями с листьями, под ними же в три ряда стоят затейливые сосуды, блюда, стаканы, чаши, кубки и другая посуда разнообразной формы и причудливого вида, сверкающая так, будто она из настоящего серебра и золота, которые переданы простым желтым цветом и другими красками столь отменно, что свидетельствуют о способностях, таланте и искусстве Джулио, который показал здесь, как разнообразны, богаты и обильны его выдумка и его мастерство».
Зевс на стене палаццо готовится оплодотворить Олимпиаду.
   
   Некоторые неосуществлённые этюды Джулио Романо для палаццо впоследствии были опубликованы в книге «Любовные позы».
Всем кому интересно ,можно перейти по ссылке и посмотреть позы Аретино,так их ещё называют.
   
    Вазари пишет. "После этого Джулио Романо поручил Маркантонио вырезать по его рисункам на двадцати листах все возможные способы, положения и позы, в каких развратные мужчины спят с женщинами, и, что хуже всего, мессер Пьетро Аретино написал для каждого способа неприличный сонет, так что я уж и не знаю, что было противнее: вид ли рисунков Джулио для глаза или слова Аретино для слуха. Произведение это было строго осуждено папой Климентом, и, если бы, когда оно было опубликовано, Джулио уже не уехал в Мантую, он заслужил бы суровое наказание от разгневанного папы. (...)
   
    А так как некоторые из этих рисунков были найдены в местах, где это меньше всего можно было ожидать, они не только были запрещены, но и сам Маркантонио был схвачен и заключён в тюрьму, и плохо бы ему пришлось, если бы кардинал Медичи и Баччо Бандинелли, находившиеся в Риме на службе у папы, его не выручили.
Во дворце Джулио Романо и Федерико Гонзага никто никогда не жил и не мог жить! Есть совершенно исключительная по своей напряженности показность во всем живописном и скульптурном убранстве Палаццо дель Те.

    Строитель и живописец здесь все рассчитывал на впечатление, прибегая к силе искусства или диковинности выдумки, и в каждом своем задании он был так поглощен какой-либо отдельной затеей, что не позаботился даже об общем впечатлении всей затеи в целом.


Рецензии