Азбука Ахматовой - Кушнер, Лавренев, Лермонтов

Азбука Ахматовой - Александр Кушнер, Борис Лавренев, Михаил Лермонтов
* * *
Кушнер Александр

Алекса;ндр Семёнович Ку;шнер (14 сентября 1936 г.  Санкт-Петербург), русский поэт. Автор около 50 книг стихов и ряда статей о классической и современной русской поэзии,

7 ноября 64. Заметила на столе сборник Кушнера, прочитанный мною недавно, я спросила, что она о нем думает.
- Изящен, - ответила она, то ли с одобрением, то ли с укором. – Интересен, литературен, изящен. Однако я боюсь, нравится ему такое занятие: писать стихи.
Л. Чуковская. Записки об  Ахматовой


 «ВВОДНЫЕ СЛОВА»
Возьмите вводные слова.
От них кружится голова,
Они мешают суть сберечь
И замедляют нашу речь.
И всё ж удобны потому,
Что выдают легко другим,
Как мы относимся к тому,
О чём, смущаясь, говорим.
Мне скажут: "К счастью..."
И потом
Пусть что угодно говорят,
Я слушаю с открытым ртом
И радуюсь всему подряд.
Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова "во-первых, во-вторых".
Они, начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями, пока
Бог знает где была душа.
АЛЕКСАНДР КУШНЕР

* * *
Лавренев Борис

Бори;с Андре;евич Лавренёв (1891 г., Херсон — 1959 г., Москва), советский прозаик, поэт и драматург, журналист, военный корреспондент. Лауреат двух Сталинских премий.

Ташкент, 15 декабря 1941. Я поднялась к NN. Она в кровати; перед ней… Лавренев, которому не подаю руки. В смущении от этого обстоятельства, сажусь на краешек кровати…


Ташкент, 16 декабря 1941. Я пошла ущнать, в чем же дело с пропиской.
Выяснилось: никакого отказа не было. Это все изобрел мерзавец Лавренев. Напугал NN – и – хуже того: распространил по городу ОБОСНОВАНИЯ.
Л. Чуковская. Записки об Ахматовой

“Я подумал  и  представил  себе  день,  когда  на  мировой  стадион,  созданный победившим  пролетариатом  Всемирного  съезда  советских  республик,  придут  все,  положившие  силы  и  здоровье  за  дело  трудящихся.  Придут  во  главе  с  величайшим  романтиком  нашей  эпохи,  осуществляющим  лучшую  мечту  трудового  человечества,  т. Сталиным,  и  миллионы  масс  этого,  дышащего  здоровьем  и  силой,  освобожденного  человечества  встретят... бурей  восхищения  и  любви” – Лавренев, ВССП, 1934.


Лермонтом Михаил

ЛЕРМОНТОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ (1814, Москва - 1841, Пятигорск), поэт.

29 мая 39. Вспомнила, что Корней Иванович, прочитав лермонтовское «Меж тем как Франция среди рукоплесканий», воскликнул: «Разве это по-русски? Это на каком-то другом, может быть и прекрасном, но на другом, особом языке. Звук другой».
 — Корней Иванович ошибается, — сказала Анна Андреевна. — Это ни на каком особенном, а все дело в том, что в XVI и XVII веке во Франции существовал для начал и концов прочный канон. Например, оды должны были начинаться со слова «aussi»

19 августа 40. – Я сейчас имею возможность наблюдать, как создаются воспоминания. Когда я училась в Царском, в гимназии, то двумя классами старше меня училась молоденькая девушка. Я помню, что она была смуглая и стройная и зимой ходила с муфтой. Это все, что помню о ней я. Она же теперь диктует воспоминания обо мне в каком-то кружке в ТЮЗе. Что она может вспомнить? Мне было пятнадцать лет, самая заурядная, тихая, обыкновенная гимназистка.
– Пятнадцать лет – это не так уж мало, – сказала я.
– Да нет, никакой не лицейский период, не думайте, пожалуйста.
Помолчав и закурив, она продолжала:
– Вот так и с Лермонтовым, вероятно, получилось. Он жил очень недолго. Его никто не заметил. Никто его жизни не увидал, никто не понял – такой он был или другой. А потом кинулись писать воспоминания. Людям этим было уже под шестьдесят. Они ничего не помнили и списывали друг у друга… Поэтому заниматься биографией Лермонтова очень скучно….
 А к Лермонтову иногда трудно бывает подойти, потому что у него много графоманского. У него много лирических вещей неопределенной формы, неопределенного содержания; и одно без больших оснований переходит в другое. – Она улыбнулась собственным словам. – А под конец – целая вереница шедевров.

17 сентября 40.  Мы заговорили о поразительно раннем развитии Лермонтова.
– Мальчиком он написал «Ангела» и «Русалку», – сказала Анна Андреевна, – «Русалка плыла по реке голубой». Вы подумайте только!.. «Если бы у меня был такой сын, я бы плакала»…
Она включила чайник, распаковала пирожные и продолжала:
– Такую фразу мне сказала однажды моя тетка.
– Плакала бы от счастья? – спросила я.
– Нет, от горя, конечно. Она сказала мне: «Если бы я была твоей мамой, я бы все время плакала».
– Чем же это вы ее так огорчили?
– Мне было тогда лет тринадцать. Я ходила в туфлях на босу ногу и в платье на голом теле – с прорехой вот тут, по всему бедру…
(Я подумала, что и в пятьдесят я частенько вижу ее в халате с прорехой по всему бедру.)
…до самого колена, и, чтобы не было видно, придерживала платье вот так рукой… это, конечно, не способ. И потом, я бросалась в море со всего – со скалы, с лодки, с камня, с балок… Знаете, как я ответила своей тетушке? Все-таки я была ужасная нахалка! Я ответила ей так: «Для нас обеих лучше, что вы не моя мама».


19 ноября 58. Так быть в зависимости от Пушкина, - продолжала, усадив меня, Анна Андреевна, - в полной, совершенной, рабской, и освободиться от нее совсем – вот в чем сказался лермонтовский гений.
Лидия Чуковская. Записки об Анне Ахматовой.

Шестнадцатилетний Лермонтов написал “Ангела” и только через десять лет мог написать равное ему стихотворение.
                Н.Гумилев


Рецензии