63 Другие империи поздней древности

   Империя кушанов напоминала великана, оседлавшего Азию: она была расположена между греко-римским миром на западе, китайским миром на востоке и индийским миром на юге.
        (Джавахарлал Неру. "Взгляд на всемирную историю")

1. Великий шёлковый путь.
  Римский мир был лишь частью огромной полосы древних государств, существовавшей в начале нашей эры. Он занимал западный конец сформировавшейся в это время путевой "оси", связывавшей Евразию, восточный конец которой находился в Китае. С лёгкой руки торговцев китайским шёлком, распространившимся далеко на запад со II в. до н.э., когда караваны освоили путь из Китая в Среднюю Азию, эта дорога получила название Великого шёлкового пути. Путь этот мог проходить по-разному, минуя пустыни и оазисы, сухие степи и горные хребты Центральной Азии. Он связывал долину Хуанхэ с Бактрией, Парфией, Мидией и Месопотамией, заканчиваясь в Сирии. Вдоль Шёлкового пути сложились державы, могущество которых пришлось на то же время, что и Римской империи - Парфянское царство, Кушанское государство и держава Хань в Китае. По нему направлялись купцы, дипломаты, религиозные проповедники, передвигались войска.
Задание: Найдите на карте Великий шёлковый путь. Через какие страны он проходил?
2. Парфянское царство.
  К востоку от владений Рима выделялось Парфянское царство - его постоянный соперник в Передней Азии.
Вопрос: Вспомните, в каком веке у Рима и Парфии появилась общая граница. Какой римский император совершил поход вглубь владений Парфии? Где была столица парфянских царей?
  В начале нашей эры Парфянская держава так же отличалась от небольшого царства парнов в III в.до н.э., как Римская империя - от завоёванных царств Балкан или Малой Азии. БольшАя территория(от Вавилонии до части Средней Азии)управлялась с помощью наместников. Царская власть не была прочной: часто вспыхивала борьба между наследниками престола, в западной части государства многими землями владел не царь, а род Каренов, в восточной - род Суренов. Как и в царстве Ахеменидов, большое влияние имели жрецы-маги, но иранская религия смешалась с греческой. После разрушения Титом Иерусалима беженцы принесли в Парфию иудаизм. Официально долгое время употреблялись два языка -арамейский и греческий. Царская власть наиболее усилилась в начале нашей эры при Вологесе(Валарше)I (51-80 г.г.), когда в Парфии удалось долго удерживать внутренний мир. Тогда же усилилось влияние Парфии в Закавказье, поддерживавшееся со времён Траяна. Во II в. в царстве вновь начались междоусобицы.
Вопросы: Вспомните, было ли прочным положение Римского государства в период правления Вологеса. Сделайте вывод. Вспомните сильные и слабые стороны парфянского войска по сравнению с римским.
  Культура Парфянского царства основывалась на древнейших иранских, вавилонских и эллинистических традициях. В I-II в.в. н.э. была записана священная книга зороастрийцев - последователей Заратуштры - "Авеста". Составлялись хроники и эпические романы. Интересны скульптуры, испытавшие безусловное влияние эллинских мастеров. Великолепный храм в греко-римском стиле был построен в соседней Армении, в Гарни(77 г.н.э.). В первые века нашей эры впервые в мире во владениях Парфии получили распространение постройки с использованием айвана - колонн с арочными перекрытиями между ними.
3. Средняя Азия и Северная Индия при Великих Кушанах.
  Переместимся по Великому пути ещё восточнее. За крепостями, воздвигнутыми римскими пленными на восточных границах Парфянского царства, у края пустыни Каракумы начинались владения Кушанского царства.
Вопрос: Вспомните, какое государство образовалось в Средней Азии в III веке до н.э.
  Самое восточное эллинистическое Греко-Бактрийское царство пало в конце II в.до н.э. под ударами кочевников-саков. Те, в свою очередь, оказались вытеснены из Семиречья(современный юго-восток Казахстана) и Ферганы племенами тохарцев, правители которых основали династию Кушан. Первые кушанские цари - Кадфиз I и Кадфиз II, правившие в I веке н.э., были воинственны. Они подчинили Согдиану, Бактрию и последние государства с эллинистическими и сакскими царями по реке Инд(индийцы назвали новых завоевателей также саками). Первой столицей Кушан был город Кушания вблизи Мараканды(Самарканда), но уже Кадфиз II перенёс её в Пешавар(Пурушапуру)на границе Индии. Письменных источников по истории Кушанского царства сохранилось немного, но много преданий окружают правление самого могущественного властителя - Канишки(78-123 г.г.). Он провозгласил новую эру со дня своего вступления на престол, и сейчас применяемую в Северной Индии. Канишка имел четыре титула:  царь царей, магараджа, цезарь и Сын Неба.
Вопросы: С какими государями уравнивал себя Канишка? Современником каких римских императоров он был?
  Религия и культура в царстве Канишки были ещё более смешанными, чем в соседнем Парфянском государстве. Ведь сюда в равной степени проникали греко-римское, индийское, китайское и иранское влияние. Это образно показано на фресках одного из среднеазиатских дворцов уже в IV веке н.э. - изображены четыре сюжета, относящиеся к этим странам. Канишка искал религию, стоящую как бы над национальной замкнутостью, в равной степени понятную всем. Этой религией царя и двора стал буддизм.
Вопрос: Какой царь в Индии сделал буддизм государственной религией в III в.до н.э.?
  Индийцы рассказывают о Канишке легенду, похожую на сказания об Ашоке. Вначале он также вёл в Индии кровопролитные войны и потеснил на западе парфян. Против продолжения войн возразил его советник - брахман Ашвагхоша. Под влияния этого учёного и писателя, создавшего первые пьесы в Индии, а также написавшего книгу "Жизнь Будды", царь стал ревностным буддистом. В разных концах его державы появились буддистские святилища (где фигура Будды окружена изображениями Шивы, Геракла и другими божествами разных народов)и монастыри. Один такой монастырь (вихара) стал центром города Бухара в Средней Азии.
  К концу II века н.э. кушанские цари сохранили за собой только владения в Индии и Гандхаре, нося индийские имена, например, Васудева I (он был современником Марка Аврелия).
4. Ханьская держава в Китае.
  Ещё восточнее, за пустыней Такла-Макан и Турфанской впадиной - самым ненадёжным местом Шёлкового пути с постоянными набегами кочевников лежали владения Китая, которым управляла династия Хань.
Вопрос: Вспомните, кто был основателем этой династии.
  В отличие от Цинь Шихуанди, первые ханьские правители (императоры) предпочитали не силовые действия в отношении своих подданных, а подготовку должностных лиц, обеспечивавших контроль за огромной державой и собирающих государственные налоги. В последние века до н.э. начал складываться слой крупных и меньших чиновников - женьши. Официальной идеологией государства были провозглашены идеи Конфуция о следовании традициям и образцовом исполнении своих обязанностей. В единый свод были сведены даже ритуальные гимны, народные песни и стихи и открылась палата для составления "образцовых" текстов(Юэфу).
  С конца II века до н.э. произошло новое внешнее усиление Китая. С Великого шёлкового пути были оттеснены гунны, вслед за торговцами на запад оправилось посольство Чжан Цяня, побывавшего в Фергане, Согдиане, Бактрии и у границ Индии. До века Великих Кушан Китай контролировал путь вплоть до восточных границ Средней Азии. Войска императоров подчинили вьетские государства и север Кореи. Новые походы на запад были совершены полководцем Бань Чао в 90-102 г.г. н.э., одновременно с походами Траяна. Население Китая в это время достигло 80 миллионов человек.
Вопрос: Какое царство должно было быть в это время постоянным соперником Китая на западе?
  Держава Хань знала и моменты гражданских войн, подобно Риму или Парфии. Особенно неспокойно было в начале I века н.э., когда власть силой захватил императорский родственник - Ван Ман. Он попытался конфисковать в свою пользу земли у местных владельцев, используя народное недовольство их произволом. При этом небывало возросло количество чиновников, по существу закабалявших простых крестьян пуще прежнего. Множество должников становилось рабами. В 18-25 г.г. поднялось мощное восстание, известное как восстание "краснобровых"(его участники красили брови в красный цвет).
Вопрос: Предположите, кто участвовало в этом восстании.
  Ван Ман был убит, а на престоле восстановлена династия Хань. Гуан Уди(25-57 г.г.)провозгласил "эру мира" и провёл мероприятия, ослабившие недоворльство как простых людей, так и знати и богачей - ограничил рабство, сохранил, но держал под контролем владения богатых людей. Всё же к концу II в.н.э. произвол вновь усилился, и в 184 г. началось новое массовое восстание - "жёлтых повязок".
Вопрос: Что общего было в действиях правителей империй(держав) поздней древности?
5. "Отцы истории" Китая. Достижения китайской культуры.
  Централизация культуры в начале правления династии Хань поначалу способствовала появлению важнейших трудов по различным отраслям знаний. Среди учёных того времени выделяется Сыма Цянь(145-86 г.г. до н.э.). Он составил "Исторические записки"("Ши цзы") - труд по истории Срединной державы с древнейших времён. "Отец китайской истории" проделал великую работу по сбору различных сведений о прошлом областей страны,объехав весь Китай. Сыма Цянь критически относился к мифам и легендам, старался обрисовать личность и событие с различных сторон. К "Запискам" приложены биографии известных людей Китая. Сыма Цянь также занимался реформой календаря и изучением географии. Честность и критическое отношение Сыма Цяня к придворным карьеристам вызвали ненависть к нему у завистников, в результате которой учёный был подвергнут суду и истязаниям.
  В Китае сложилась вековая традиция последовательного составления больших исторических трудов. Бань Гу, родственник полководца Бань Чао, составил в I веке н.э. "Историю Старшей династии Хань", которую после его смерти закончила сестра - поэтесса Бань Чжао.
Вопрос: Что общего вы видите в трудах греческих, римских и китайских историков?
  В период поздней древности Китай стал родиной ряда технических изобретений. Учёный Чжан Хэн придумал простейший компас в виде ложки с намагниченным концом. Цай Лунь в 104 г.н.э. разработал способ производства из тряпок и коры бумаги, ставшей ныне основным писчим материалом. В военном деле использовали тараны и арбалеты. Астрономы наблюдали пятна на Солнце и комету Галлея, сделали записи о вспышке в 185 г. сверхновой звезды. Медики разработали множество систем лечения, в том числе иглоукалывание, предписывали больным пить настой из листьев чая(много позже ставший обычным напитком). Философским представлениям о совершенствовании человека соответствовали системы гимнастики и боевых искусств.
  В изобразительном искусстве Китая, как и в греко-римском мире того времени, получили распространение небольшие выразительные статуэтки и многофигурные рельефы. Появились многоэтажные здания(в том числе храмы до 8-9 этажей).
Вопрос: Где в это время тоже строили многоэтажные здания?
6. Связи государств и народов по Шёлковому пути.
  На разных концах Евразии даже в последние века древности люди ещё плохо знали друг о друге. Но, благодаря торговым путям, уже пользовались товарами из "тридесятых" стран: в Риме во времена Августа стал известен китайский шёлк, в Китае стали выращивать виноград и дыни с запада Азии, а в Средней Азии - индийский хлопок.
Вопрос: О чём говорит факт, что слово "виноград" в китайском языке греческого происхождения?
  Великим шёлковым путём двигались и дипломатические миссии. В начале I в.до н.э. китайские послы появились в Вавилонии и описали Иран("страну Или"). в 99 г. Рим посетило кушанское посольство. Наконец, в 166 г. в Лоян - новую столицу Китая вступили римские подданные, принятые властелином Поднебесной.
Вопрос: При каком императоре римляне впервые прибыли, как посольство, в Китай?(Ранее в Китай могли попадать европейцы как двойные или тройные пленники- подумайте, чьи.)
  Людям начала нашей эры мир уже не казался замкнутым в своём регионе или культурной области. Греко-римский, ирано-среднеазиатский, индийский, китайский культурный миры были связаны, пусть даже невидимыми нитями.

На полях: 
                Легенды о Канишке.
  Со «Ступой Канишки» в городе Пешаваре связана легенда. Когда Канишка проезжал через этот район, перед ним в образе юноши явился Шакра — мифологическое существо, появляющееся среди людей, чтобы слушать проповеди Будды и помогать его последователям. Решив повлиять на царя, он принялся строить нечто прямо на пути его коня, объяснив, что воздвигает ступу в честь Будды. Потом над этой ступой царь велел построить еще одну, более грандиозную, а маленькая ступа Шакры осталась видна с южной стороны нового сооружения.
  Другая легенда утверждает, что некогда Будда с монахами посетил Гандхару. Посреди обширной долины они увидели мальчика, который лепил одна на другую горсти глины, так что получалось строение, очертаниями напоминающее ступу. Будда указал на мальчика и произнес: «Через много столетий этот ребенок станет великим императором и на этом самом месте возведет великую ступу».
Теперь Канишка посчитал себя этим правителем  и затеял строительство ступы, самой высокой в буддийском мире. В ней были захоронены предполагаемые останки самого Будды. Также было предсказано, что после того, как семь раз храм будет разрушен и снова отстроен, буддизм прекратится, как учение.

                Сыма Цянь о своей деятельности.
  Я вник в принципы, лежащие в основе государей и их владений, успехов и поражений, расцвета и гибели... Я хотел также исследовать таким образом взаимоотношения между небом и человеком, понять перемены, происходившие в древности и ныне, и завершить сочинение истории одной семьи.

                Из "Истории Старшей династии Хань".
  Ван Ман сказал:"...ныне я изменяю названия следующим образом:все поля Всех их нельзя ни продавать, ни покупать...Все безземельные должны получить землю по закону. Нарушители мудрой системы колодезных полей, беззаконные возмутители масс, будут сосланы на границы для обороны от горных дьяволов..."
  И тогда земледельцы и купцы остались без занятий, продовольствие и товары исчезли, народ плакал на рынках и дорогах. Невозможно было сосчитать число осуждённых из знати,служилых людей и простого народа за продажу полей, рабов и выплавку монеты...
  В конце правления Ван Мана на юге был неурожай. Толпы людей уходили в поля и болота, копали корни для еды и вырывали их друг у друга. Ван Куан и Ван Фын из Синьши справедливо разбирали спорящих. Их выдвинули выождями. Они уходили из деревень для нападений и скрывались на горе "Зелёный лес"...
  ...Разбойники появились, словно рой пчёл. Фань Чун был храбр, и массы примыкали к нему... Когда Ван Ман послал... напасть на них, Фань Чун и его сторонники, готовясь к бою, выкрасили брови в красный цвет, чтобы отличаться от войск Ван Мана...
  Разбойники сначала восстали из-за голода и нищеты. Они думали, что с урожаем смогут вернуться в свои деревни. Но число их постепенно взрастало и достигло нескольких десятков тысяч...
  Ван Ман пришёл в ужас. Он послал Ван И... во главе миллиона солдат со всех областей на усмирение Шаньдуна. Армия получила название "Зубов тигра"... Ван Ман опустошил казну для отправки Ван И, он послал много сокровищ и дикихзверей, стремясь привести в трепет Шаньдун... Ван И всё же сказал:"Миллионная армия должна уничтожить всё на своём пути"...
  Ханьские солдаты победили... Ван И убежал, армия Ван Мана пришла в смятение... Тигры и барсы дрожали. Солдаты разбежались и вернулись в свои области.Столица пришла в трепет...
  Повстанцы... оцепили дворец в несколькг сот рядов и завязали перестрелку из луков и арбалетов. Защитники Ван Мана постепенно падали... Ван Ман сошёл вниз. Торговец Ду У убил Ван Мана и взял его пояс с печатью... Все области и уезды капитулировали. Поднебесная принадлежала династии Хань...


Рецензии