На фоне смертного одра...

Есть у меня такая мания/фобия/страсть: фотографировать (и самому фотографироваться на фоне) места, связанные с последними минутами жизни человека. Есть в этом что-то мистическое! Но, поверьте на слово, ещё больше мистики и реальных переживаний можно испытать, проведя ночь в комнате, а в идеале и на той самой кровати/тахте/диване/нарах и т.п. на которых человек перешёл из одного состояния в другое, отправился в Мир Иной. Я подобные приключения не раз претерпевал и, доложу вам - они того стоят. После этого у вас появляется совершенно иное отношение к Смерти...Однажды, к примеру, я провёл несколько часов на том самом месте - на рыночной площади в Руане, где была сожжена Жанна Д"Арк. Это был незабываемый опыт!
Сегодня я продолжил свои исследования в этой инфернальной области и посетил Мемориальный музей А.Н.Скрябина, притаившийся в арбатских переулках(Б. Николопесковский пер.,11). Изучил, насколько это возможно, обстановку комнат, в которых жил последние годы своего земного бытия и творил выдающийся композитор-революционер и заглянул в спальню и сфотографировался на фоне его кровати. Да, той самой кровати, на которой лежал Скрябин во время неудачной операции на безобидном фурункуле, вскочившем на его верхней губе. Вскрытие гнойника завершилось плачевно. Сепсис сгубил гения в расцвете сил и он умер, как и многие выдающиеся музыканты (и не только), едва перевалив за 40-ний рубеж (на 43-м году жизни).
Революционером я назвал композитора не случайно. Нет, к социальному переустройству мира он никакого отношения не имеет. Но это именно он придумал светомузыку и соорудил первый светомузыкальный аппарат. Подлинная же революционность композитора до конца ещё вообще не оценена. Одним из неосуществлённых замыслов Скрябина была «Мистерия», которая должна была воплотиться в грандиозное действо — симфонию не только звуков, но и красок, запахов, движений, даже звучащей архитектуры. Уникальное место Скрябина в русской и мировой истории музыки определяется тем, что он рассматривал собственное творчество как средство достижения Вселенской задачи. Своей «Мистерией» Скрябин собирался соединить Мировой Дух с Материей в космическом эротическом акте и таким образом уничтожить нынешнюю Вселенную, расчистив место для сотворения следующего мира. Считающиеся в наши дни главнейшими и ярчайшими произведениями Скрябина — «Поэма Экстаза» и «Прометей» — не что иное, как предисловие («Предварительное Действо») или описание средствами музыкального языка, как именно всё будет происходить во время свершения Мистерии и соединения мирового Духа с Материей. Но, затея оказалась неосуществимой... Кто вмешался в творческий процесс? Уж не инфернальные ли Силы?
Удивительно и другое. В 1918 году, через три года после смерти композитора, молодая Советская республика решила поставить памятники тем, кто был предтечами революционного движения в мире вообще и в России в частности. Список утвердил сам Ленин и в перечне фамилий было несколько дюжин людей разных эпох. Среди писателей были Л.Н. Толстой, А.Н.Радищев и Н.И.Новиков, среди учёных и философов (всего три фамилии!!!) - М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев и Г.С.Сковорода, среди многих художников - Рублёв и Врубель и среди опять же троих композиторов - Мусоргский, Шопен и... Скрябин!
Комната, где он умирал, стала теперь мемориальной. Та самая кровать, те самые картины и портреты на стенах, мебель, даже тот самый тазик, который неловкий патологоанатом, вскрывавший композитора, в суете опрокинул со всем содержимым на паркетный пол... Кстати, в одном из шкафов-витрин внимательный посетитель может увидеть сделанные сразу после смерти композитора слепки с его виртуозных "пианистических" рук и ... с левого уха.
А в коридоре тот самый телефон фирмы "Эриксон" по которому встревоженная жена вызывала врача, (абонентский номер: 3-36-30 - один из 40 тысяч телефонных номеров в Москве начала 20 века), то самое зеркало, в которое за несколько часов до своей нелепой смерти рассматривал фурункул несчастный композитор. Я не удержался, посмотрел в зеркало своим пронзительным взглядом, и...


Рецензии
Странная страсть, Алекс. Я же устроена противоположным образом.

Галина Ларская   06.01.2020 00:38     Заявить о нарушении
Галин! Здравствуйте!
Страсть - яркая характеристика отношения человека к объекту страсти. Страстная любовь - разве не говорит об отношении влюблённого к объекту воздыханий? Страстная любовь к музыке, к поэзии, к чтению... Разве это плохо? Я повидал очень много смертей, которые совершались на моих глазах, в моём присутствии... Мне интересен сам процесс умирания (естественный процесс в большинстве случаев), обстановка, в которой ЭТО происходит и т.п.То, что происходит с людьми и местом, где ЭТО произошло. Процесс сохранения посмертной памяти. Я, к примеру, распорядился моё тело кремировать и развеять в конкретном месте на берегу (с моста) подмосковной реки Северки. Не вижу в этом ничего особенного. Просто я смерти не боюсь и к ней готов. А Вас это м.б. даже шокирует ровно по причине противоположной - Вы ЭТОГО боитесь. Наверное (и скорее всего именно так) женская и мужская психологии разные, потому и восприятие смерти разное. Но это данность. От смерти не уйти...Не лучше ли стоять напротив и смотреть Ей в глаза с уважением и пониманием Её миссии, чем извиваться, корчиться от страха перед Её неумолимостью?

Алекс Нефедов   06.01.2020 11:43   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ, Алекс. Я не извиваюсь, не корчусь, я готовлюсь, как позволяет здоровье, хотя это странно звучит. Я слишком много о смерти знаю. Я знаю, что смерти нет, есть покидание телесной оболочки, но что дальше - всё индивидуально, наверное. Обителей много.

Но как не бояться, если несовершенство достигает огромных размеров... Одна монахиня 80-ти лет ушла из тела, некто читал за её душу псалтырь 40 дней. Через 40 дней душа монахини пришла к человеку и сказала: "Вы не представляете, как здесь всё сложно". А что говорить о нас? Для меня уход сопряжён с большой ответственностью за свою жизнь перед лицом всех свидетелей Тонкого мира. Нас вывернут наизнанку, - всё, что мы в себе не замечаем, там откроется. Это не будет лёгким испытанием.

Галина Ларская   07.01.2020 16:49   Заявить о нарушении
Галин! Я не верю в загробную жизнь в той форме/ в том виде, как это преподносит нам христианская церковь. Разве можно перечеркнуть религии, которые намного старше христианства и в которые верит даже в количественном исчислении людей намного больше, чем христиан. Речь не об исламе - эта религия на 600 лет моложе христианства. Речь о религиях прошлого - религиях Греции и Рима, северных народов, о существующих религиях Азии и Востока. Я был в Индии и Китае, в Тайланде и Камбожде,в Средней Азии, в Южной Корее и Японии и не могу сказать, что культура этих стран и религии этих регионов намного хуже и беднее христианских традиций. Что же касается христианства, то религия, замешанная на крови... Но это моё мнение. С ним я живу, с ним и умру.

Алекс Нефедов   07.01.2020 17:35   Заявить о нарушении
Пример монахини просто всплыл в голове. Я принимаю все религии. Я читала много лет назад о Ромакришне - "Жизнь Рамакришны" Ромена Роллана. Рамакришна считал, что Бог - это Океан, а религии и конфессии - реки, текущие в Океан. И вспоминается цитата: "Господу дороги на Земле все религии, но ни в одной из них нет истины". Откуда текст цитаты - не помню. Искажения вкрадываются во всё, что происходит на Земле, тем более, что мир двойственнен. Есть добрейшие атеисты и коварные верующие разных конфессий. Среди разных религий были святые люди и посвящённые. Поэт Кабир, Сократ, Аристотель... Спасибо.

Галина Ларская   07.01.2020 21:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.