На фоне смертного одра...
Сегодня я продолжил свои исследования в этой инфернальной области и посетил Мемориальный музей А.Н.Скрябина, притаившийся в арбатских переулках(Б. Николопесковский пер.,11). Изучил, насколько это возможно, обстановку комнат, в которых жил последние годы своего земного бытия и творил выдающийся композитор-революционер и заглянул в спальню и сфотографировался на фоне его кровати. Да, той самой кровати, на которой лежал Скрябин во время неудачной операции на безобидном фурункуле, вскочившем на его верхней губе. Вскрытие гнойника завершилось плачевно. Сепсис сгубил гения в расцвете сил и он умер, как и многие выдающиеся музыканты (и не только), едва перевалив за 40-ний рубеж (на 43-м году жизни).
Революционером я назвал композитора не случайно. Нет, к социальному переустройству мира он никакого отношения не имеет. Но это именно он придумал светомузыку и соорудил первый светомузыкальный аппарат. Подлинная же революционность композитора до конца ещё вообще не оценена. Одним из неосуществлённых замыслов Скрябина была «Мистерия», которая должна была воплотиться в грандиозное действо — симфонию не только звуков, но и красок, запахов, движений, даже звучащей архитектуры. Уникальное место Скрябина в русской и мировой истории музыки определяется тем, что он рассматривал собственное творчество как средство достижения Вселенской задачи. Своей «Мистерией» Скрябин собирался соединить Мировой Дух с Материей в космическом эротическом акте и таким образом уничтожить нынешнюю Вселенную, расчистив место для сотворения следующего мира. Считающиеся в наши дни главнейшими и ярчайшими произведениями Скрябина — «Поэма Экстаза» и «Прометей» — не что иное, как предисловие («Предварительное Действо») или описание средствами музыкального языка, как именно всё будет происходить во время свершения Мистерии и соединения мирового Духа с Материей. Но, затея оказалась неосуществимой... Кто вмешался в творческий процесс? Уж не инфернальные ли Силы?
Удивительно и другое. В 1918 году, через три года после смерти композитора, молодая Советская республика решила поставить памятники тем, кто был предтечами революционного движения в мире вообще и в России в частности. Список утвердил сам Ленин и в перечне фамилий было несколько дюжин людей разных эпох. Среди писателей были Л.Н. Толстой, А.Н.Радищев и Н.И.Новиков, среди учёных и философов (всего три фамилии!!!) - М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев и Г.С.Сковорода, среди многих художников - Рублёв и Врубель и среди опять же троих композиторов - Мусоргский, Шопен и... Скрябин!
Комната, где он умирал, стала теперь мемориальной. Та самая кровать, те самые картины и портреты на стенах, мебель, даже тот самый тазик, который неловкий патологоанатом, вскрывавший композитора, в суете опрокинул со всем содержимым на паркетный пол... Кстати, в одном из шкафов-витрин внимательный посетитель может увидеть сделанные сразу после смерти композитора слепки с его виртуозных "пианистических" рук и ... с левого уха.
А в коридоре тот самый телефон фирмы "Эриксон" по которому встревоженная жена вызывала врача, (абонентский номер: 3-36-30 - один из 40 тысяч телефонных номеров в Москве начала 20 века), то самое зеркало, в которое за несколько часов до своей нелепой смерти рассматривал фурункул несчастный композитор. Я не удержался, посмотрел в зеркало своим пронзительным взглядом, и...
Свидетельство о публикации №220010401886
Галина Ларская 06.01.2020 00:38 Заявить о нарушении
Страсть - яркая характеристика отношения человека к объекту страсти. Страстная любовь - разве не говорит об отношении влюблённого к объекту воздыханий? Страстная любовь к музыке, к поэзии, к чтению... Разве это плохо? Я повидал очень много смертей, которые совершались на моих глазах, в моём присутствии... Мне интересен сам процесс умирания (естественный процесс в большинстве случаев), обстановка, в которой ЭТО происходит и т.п.То, что происходит с людьми и местом, где ЭТО произошло. Процесс сохранения посмертной памяти. Я, к примеру, распорядился моё тело кремировать и развеять в конкретном месте на берегу (с моста) подмосковной реки Северки. Не вижу в этом ничего особенного. Просто я смерти не боюсь и к ней готов. А Вас это м.б. даже шокирует ровно по причине противоположной - Вы ЭТОГО боитесь. Наверное (и скорее всего именно так) женская и мужская психологии разные, потому и восприятие смерти разное. Но это данность. От смерти не уйти...Не лучше ли стоять напротив и смотреть Ей в глаза с уважением и пониманием Её миссии, чем извиваться, корчиться от страха перед Её неумолимостью?
Алекс Нефедов 06.01.2020 11:43 Заявить о нарушении
Но как не бояться, если несовершенство достигает огромных размеров... Одна монахиня 80-ти лет ушла из тела, некто читал за её душу псалтырь 40 дней. Через 40 дней душа монахини пришла к человеку и сказала: "Вы не представляете, как здесь всё сложно". А что говорить о нас? Для меня уход сопряжён с большой ответственностью за свою жизнь перед лицом всех свидетелей Тонкого мира. Нас вывернут наизнанку, - всё, что мы в себе не замечаем, там откроется. Это не будет лёгким испытанием.
Галина Ларская 07.01.2020 16:49 Заявить о нарушении
Алекс Нефедов 07.01.2020 17:35 Заявить о нарушении
Галина Ларская 07.01.2020 21:52 Заявить о нарушении