За веру и верность

                НАСЛЕДИЕ БЕЛОЙ ИДЕИ
          Эссе-манифест по случаю награждения, состоявшегося 16 декабря 2019 года от Рождества Христова – в день памяти преподобного чудотворца Земли Русской Саввы Сторожевского, члена МГО СПР писателя Григория Исаева медалью «За верное служение русской литературе», посвященной памяти И. А. Бунина (1870 - 1953).

                Боже великий, сотворивый небо и землю!
                Призри на новые люди сия и даждь им,
                Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога,
                якоже уведеша страны христианския,
                и утверди в них веру праву и несовратну,
                и мне помози, Господи, на супротивнаго врага,
                да надеяся на Тя и на Твою державу, одолею козни его!
                Святой равноапостольный князь Владимир-Креститель Руси


          «В мире должны существовать области полнейшей независимости. Несомненно, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, – она для него догмат, аксиома...
          И еще несколько слов – для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусствам и к литературе всегда была традицией для Шведского королевского дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире. Его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному вниманием Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства» (Из Нобелевской речи Ивана Алексеевича Бунина, произнесённой 10 декабря 1933 года перед шведским королём Густавом V).
          Именно, Личность Сына Божиего Иисуса Христа явила миру первозданный, царственный образ Человека, исполненного духом свободы, любви, милосердия, правды, благородства – но только лишь спустя почти две тысячи лет после Воскресения Спасителя: честь и достоинство человеческой личности были закреплены во всеобщей хартии прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
          На историческом, вселенском пути построения правового гражданского (справедливого) общества заметную роль сыграла и Российская империя, – сотворённая на просторах Святой Руси (земном подножии престола Господня) гением самодержавного государя Петра Великого, а затем облагороженная освобождённым от обязательной службы дворянством при матушке-императрице Екатериной Великой, – создавшая самобытную национальную культуру (в  т. ч. пророческую по духу литературу), сакрально объединившую «Третий Рим с Небесным Иерусалимом» в образе-парадигме «Первопрестольной Москвы», ставшей восточно-православным полюсом Христианской ойкумены, заняв место падшего Царьграда, а Вечный Рим остался католическим центром западноевропейского притяжения.
          Повсеместное оскудение веры, «похоть плотская, похоть очес и гордость житейская» (1Ин. 2, 16) привели к разрушению христианских устоев имперской Европы в XX веке, к конфронтации Запада и Востока.
          Задача отечественных интеллектуалов-традиционалистов (подлинных аристократов духа) – сторонников концепции «Большой Европы: от Лиссабона до Владивостока» – содействовать преодолению мировоззренческого слабоумия большевистского изоляционизма, живя на своей русской земле по правде и по-хозяйски, «сохраняя единство духа в союзе мира» (Еф.4:3),  и созидая в сердце своём зачатки Царства Небесного.
          «Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей. Если захотите вникнуть в нашу историю после петровской реформы, вы найдете уже следы и указания этой мысли, этого мечтания моего, если хотите, в характере общения нашего с европейскими племенами, даже в государственной политике нашей. Ибо, что делала Россия во все эти два века в своей политике, как не служила Европе, может быть, гораздо более, чем себе самой? Не думаю, чтоб от неумения лишь наших политиков это происходило. О, народы Европы и не знают, как они нам дороги! И впоследствии, я верю в это, мы, то есть, конечно, не мы, а будущие грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и воссоединяющей, вместить в нее с братскою любовию всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!» (Из речи писателя Фёдора Михайловича Достоевского (1821 - 1881), произнесённой 8 июня 1880 г. в Колонном зале московского Благородного собрания в заседании Общества любителей российской словесности по случаю открытия памятника  поэту Александру Сергеевичу Пушкину в Москве).
          Православное христианское мировоззрение предполагает свободное, деятельное волеизъявление человечества в выборе пути развития. Евангелие формулирует историософский смысл человеческого бытия – каждый человек, по сути своей, является со-творцом всеобщей истории, соучаствуя в спасения всего человеческого рода через проповедь Христа своею добродетельной жизнью.
          Апостол Павел исповедовал, что: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17). Итак, Бог есть Дух свободы и любви, «обитающий в наших сердцах, слышимый в увещеваниях нашей совести и видимый разумными очами» – в этом кроется онтологический смысл основного вопроса философии (об отношении мышления к бытию, сознания к материи) нашей нынешней христианской цивилизации, имеющей античную социокультурную почву.
          За веру и верность традициям миссионерского служения русской культуры – так я воспринимаю полученную награду Московской городской организации Союза писателей России, как призыв следовать заветам писателя-дворянина Ивана Бунина:
          «Будем же ждать этого дня. А до того, да будет нашей миссией не сдаваться ни соблазнам, ни окрикам. Это глубоко важно и вообще для неправедного времени сего, и для будущих праведных путей самой же России. А кроме того, есть еще нечто, что гораздо больше даже и России и особенно ее материальных интересов. Это – мой Бог и моя душа."Ради самого Иерусалима не отрекусь от Господа!"…
          Святой Князь Михаил Черниговский шел в Орду для России; но и для нее не согласился он поклониться идолам в ханской ставке, а избрал мученическую смерть.
          Говорили – скорбно и трогательно – говорили на древней Руси: "Подождем, православные, когда Бог переменит орду". Давайте подождем и мы. Подождем соглашаться на новый "похабный" мир с нынешней ордой» (Из речи И. Бунина, произнесенной в Париже 16 февраля 1924 года).
          Не только к смиренному долготерпению призывал писатель, но и к благоговейному хранению в благодарных сердцах для будущих поколений светлой памяти о тех благородных героях Белого движения – кто мужественно встал на защиту поруганной Отчизны в годину лютых испытаний.
          Бунин написал в эпитафии, посвященной годовщине трагической гибели в Иркутске адмирала Александра Васильевича Колчака (см. Общее дело. 1921. 7 февраля (№ 207). С. 2. Напечатана под общим заглавием «Памяти адмирала А. В. Колчака», под которым также опубликованы статьи В. Бурцева, А. Куприна, Д. Пасманика, Ф. Родичева):
          «Думая о Нем и о той беспросветной тьме, что заступила уже все пути наши, развернул Библию, — делаю это теперь особенно часто, — и взгляд упал на 79 псалом:
          "Боже, пришли язычники в наследие Твое, осквернили храм Твой, превратили Иерусалим в развалины, отдали трупы рабов Твоих в пищу птицам небесным, тела святых Твоих — зверям земным… Боже, мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас… Пусть скорее встретит нас милосердие Твое, ибо мы весьма изнурены… Пусть придут перед лицо Твое вздохи узников, силою мышцы Твоей сохрани обреченных на смерть…"
           …Ничего не могу прибавить к этим изумительным ветхозаветным строкам. В них все сказано. И потом — воистину "мы весьма изнурены", и уже не хватает сил и желания говорить среди "окружающих нас". Одни из них мечут жребий о ризах наших, другие витийствуют о «светлом будущем», а там — там только "вздохи узников", муки "обреченных на смерть", защиты и спасения себе теперь уже ниоткуда не чающих.
           Молча склоняю голову и перед Его могилою.
           Настанет день, когда дети наши, мысленно созерцая позор и ужас наших дней, многое простят России за то, что все же не один Каин владычествовал во мраке этих дней, что и Авель был среди сынов ее.
           Настанет время, когда золотыми письменами, на вечную славу и память, будет начертано Его имя в летописи Русской Земли».
           Мы – русские христиане – верим, что, ныне, в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской предстоит православный воитель-заступник Святой Руси адмирал Александр пред Престолом Христа Вседержителя в непрестанной молитве за Державу Российскую и народ её!
           «Кто любит Россию, тот должен желать для неё свободы; её международной независимости и самостоятельности; свободы для России – как единства русской и всех других национальных культур; и, наконец, – свободы для русских людей, свободы для всех нас; свободы веры, искания правды, творчества, труда и собственности...
           Такова русская идея: свободно и предметно созерцающая любовь и определяющаяся этим жизнь и культура... Итак, мы не призваны  заимствовать  духовную  культуру у  других  народов или подражать им.  Мы призваны  творить  своё  и по-своему:  –  русское,  по-русски...
          Самобытность русского народа совсем не в том, чтобы пребывать в безмолвии и безмыслии, наслаждаться бесформенностью и прозябать в хаосе; но в том, чтобы выращивать вторичные силы русской культуры (волю, мысль, форму и организацию) из  её первичных  сил (из  сердца,  из  созерцания,  из  свободы  и  совести).
          Самобытность русской души и русской культуры выражается именно в этом распределении её сил на первичные и вторичные: первичные силы определяют и ведут, а вторичные вырастают из них и приемлют от них свой закон. Так уже было в истории России. И это было верно и прекрасно. Так должно быть и впредь, но ещё лучше, полнее  и  совершеннее.
          России необходимо новое правосознание, национальное по своим корням, христиански-православное по своему духу и творчески-содержательное по своей цели. Для того, чтобы создать такое правосознание, русское сердце должно увидеть духовную свободу, как предметную цель права и государства, и убедиться в том, что в русском человеке надо воспитать свободную личность с достойным характером  и  предметной  волей.
          России необходим новый государственный строй, в котором свобода раскрыла бы ожесточённые и утомлённые сердца, чтобы сердца по-новому прилепились бы к родине и по-новому обратились к национальной власти с уважением и доверием. Это открыло бы нам путь к исканию и нахождению новой справедливости и настоящего русского  братства...» (идеолог Белого движения, философ и публицист Иван Александрович Ильин, 1883 - 1954).
          P.S. Будущее России, её оптимальное национально-территориальное устройство немыслимо без сохранения духовных основ исторической (соборно-монархической) государственности русского народа, а успешное решение «русского вопроса» неразрывно связано с творческим осмыслением и претворением в различных сферах (государственной, общественной, семейной) жизни двухтысячелетнего наследия православной христианской культуры.
04.01.2020.


Рецензии
Пришло время, когда люди, именующие себя "христианами", смутно представляют себе КТО есть ХРИСТОС в истории человеческого рода, а отсюда и неясность образа "антихриста" со всеми вытекающими последствиями... Очевидно, что "пандемически-цифровой 2020-й год всемирной виртуализации с её гибридной симуляцией всего и вся" - зримый всеми апокалиптический рубикон последних времён перед Вторым Пришествием Сына Божиего Царя Царей и Господа Господствующих, а именно, Воскресшего Богочеловека Христа Спасителя.

Георгий Асеев   21.02.2022 12:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.