На книжных развалах

         Как я люблю эти книжные развалы! Это целый мир. Мир, в котором ты всех знаешь, ибо они – вечные.
         Небольшой скверик на Никитинской. Раньше – у института физкультуры. Власти посчитали, что продажа книг с лотков сильно портит центр города, и задвинули их подальше. Как ни странно, получилось лучше. Камерное местечко, огороженное музеем, дорогой и детской площадкой.
        Сюда приходишь и забываешь про время. Книги, книги и книги. Книги детства – Третьяков, Тендряков, Козлов, Крапивин, Добряков, Сотник. Книги, где лица ещё похожи на лица, а не на американские маски из комиксов. Книги, где корректоры ещё были грамотными и знали русский язык.
       И люди. Чаще солидные, взрослые, степенные. Иногда на своей волне. Иногда молодёжь. Я всегда замираю, когда вижу детей лет до двадцати, листающих книгу. Это марсиане. Но вот они рядом и книгу берут.
        В воскресенье молодая женщина листала каталог, сделанный продавцом. Плотные-преплотные листы картона, перетянутые бечёвкой, и рукописные(!) синей ручкой строчки. "Я педиатр, – объясняет она, – собираю коллекцию старых книг по педиатрии". Сначала находит книгу 1954-го года, как ребёнок радуется: ведь она ей так нужна! А потом опускает глаза по строкам ниже и не верит им – 1939-ый год. Фантастика.
       Вынимаешь толстый томик из плотных рядов, листаешь, садишься на лавочку и отвлекаешься. Голубое небо, жёлтая листва, разноцветные обложки. Развалы осенью особенно хороши!
       А потом тебя убеждают купить Зощенко, ты говоришь, что ещё не доросла до Зощенко, и тебе читают целую главу, чтобы ты поняла, насколько он крут!
       Как всегда пакета нет, рюкзачок мал, несёшь трофеи в руках. Видишь маршрутку на красном светофоре, бежишь через дорогу, водитель открывает дверь, взлетаешь по ступенькам, а тебе кричат: " Девушка, у вас книжка упала!" И ты понимаешь, что обожаемый библиофил Ласунский с рассказом, как подарил свою библиотеку Никитинке, лежит на дороге, и выпрыгиваешь, и подбираешь, и стараешься, чтобы рядом не грохнулись Кольцов и Ге, и сзади уже сигналят, а водитель стоит и терпеливо ждёт, когда ты наконец всё соберешь!
      Дома раскладываешь книги, заглядываешь в кошелёк и клянешься, что больше в этом году...ладно, этой осенью...ладно, в этом месяце...на этой неделе...благо, что сегодня уже воскресенье. И решимости хватает ровно до следующей субботы!


Рецензии