На связи древних торговых путей

 Михаил Леонидович Томилин г. Клин

           Клин издревле стоял на перепутье торговых путей, о чем говорят даже географические названия. Например, на территории клинского края есть река с красивым названием Яуза. Многие исследователи и Е. Поспелов полагают, что имя реки Яуза произошло от латышского слова Auzes - стебель овса, ость, солома. Думаю, что древние названия рек, озер, городов, погостов, сел и урочищ наши предки не заимствовали у прибалтийских народов, финно –угорских племен, так как названия давались на понятном для наших предков языке и имели точное значение и смысл, метко подмеченные в окружающей их природе. А за много лет наш язык сильно изменился и смысл многих слов и даже сами слова утеряны. Да и славяне на наших землях жили намного раньше пришедших финно-угорских и прибалтийских племен.
           По мнению русского историка и археолога Ивана Забелина (1820-1908), имевшего свою точку зрения на многие моменты русской истории: «..имя реки Яузы в древнем монографическом языке в известном смысле может означать то же, что означают имена Вязьма, Вязёмка, Вязёма, Вяз, Уза, то есть вообще связь или вязь, союз одной местности с другой, или, вернее, одного пути с другим, хотя бы по очень тонкому протоку, какой на самом деле представляет поток реки Яуза».
          Также рассмотрим происхождение названия реки Лама. В «Топонимическом словаре Московской области» Е. Поспелова пишет: «В современном латышском языке lama имеет ряд значений - узкая длинная долина, а также маленький пруд, лужа». А в толковом же словаре «Живого великорусского языка» Владимира Даля есть такое объяснение: «ламывать, ломать, лам (наречие псковское и тверское), лом, дром - сухой хворост, коренья в лесу». По притоку Большой Сестры реке Дубовка, впадающей в Ламу, существовала и пустошь Ломово. Писатель и краевед Михаил Пришвин писал: «Верховья лесной реки не только на лодке, но и пешком берегом часто не проходимы. Деревья валятся, и вода, как испуганная, бросается в сторону, там она опять подмывает другие деревья, всё заливается на широком пространстве сплошным ломом, заболачивается, и это непроходимое место реки здесь называется «лама» или «занаволока». Такой и является река Лама в своём истоке, в Шитьковских болотах. Она является правым приток реки Шоши.


           Примечательно, что на карте Московской губернии 1860 года река Ямуга обозначена как Яуза. «Река Яуза в Клинском уезде Московской губернии течёт от востока в реку Лама, а от её истоков к западу течет другая река Яуза (Ямуга), впадающая в семи верстах от города Клина к северу в волжский приток реку Сестру». Существование двух рек с одноименными названиями объясняется предположением, что по ним шел древний путь из реки Ламы -  в реку Яузу - реку Яузу (Ямуга) - реку Сестру. Так же существуют две реки Нерль, которые разделял небольшой водораздел: одна - приток Волги, а другая впадала в Клязьму. Для путников обе реки Яузы представлялись единым целым. Следует упомянуть, что в Яузу (Ямугу) впадает река Вяз, берущая начало у деревни Негодяево (Тихомирово) от истоков Яузы, которая идет в Ламу.
            По мнению Ивана Забелина, имя реки Яуза и других упомянутых обозначает связь древних путей. Какие же торговые пути X - XI веков проходили по клинскому краю? Во-первых, путь из Белого моря через Волгу в Каспийское море, далее в Персию, Индию. Во-вторых, не менее важный торговый путь из Новгорода в Московские и Рязанские земли, где ключевым пунктом был Волок Ламский. В-третьих, от области верхнего Дона и верхней Оки, то есть от Рязанской и Северской областей, поток реки Москвы служил прямой дорогой к древнему Великому Ростову и в Суздальскую землю через реку Яузу московскую реку Всходню, с необходимым волоком в реку Клязьму у Мытищ. «По крайней мере, этою дорогою ходили в Суздаль и Владимир не только из Чернигова, но и из Киева», - заметил Иван Забелин.

            Все эти три пути соединяла «по- сестрински» наша река Сестра. На карте межевания 1766 -1771 годов, Составленной В. Кусовым, она имела русло правее села Сенеж. Её исток находился в трех верстах от верховья реки Клязьма, которая свое начало брала рядом с территорией древнего Клинского княжества, границы которого указаны у Владимира Борзаковского в его труде «История Тверского княжества». Поэтому от реки Волга по реке Сестре можно было попасть в реку Истра или реку Клязьму.
            Если связь трех торговых путей осуществлялась через земли клинского края, через поселение, бывшее на месте нынешнего Клина, то, значит, наш город старше по возрасту, чем это считается сейчас официально.
 
            Доказать это могут только масштабные научные раскопки. Либо другие документы древних времен. Известно, например, что Новгородской феодальной республике принадлежал Волок Ламский с землями вокруг. И эти земли не имели общей границы с Новгородской феодальной республикой. Это был анклав. У новгородских бояр и купцов главным делом была торговля, и имея под своей властью ключевые, стратегические точки - волоки, они диктовали свои условия в торговле, собирали деньги (дань) за проезд. В 50 верстах от Волока Ламского располагались еще два волока от реки Сестры в реку Истру и реку Клязьму, также стратегически очень важные. Не иметь этих двух волоков, значит упустить контроль над торговыми путями, над связью этих путей. По логике, новгородцы этого допустить не могли. К тому же в XI-XII веках был расцвет торговли и силы Новгорода.

            Поэтому на Клин могли претендовать новгородцы, поэтому за его земли должна была быть борьба Новгорода с Владимиро - Суздальским княжеством. Думаю, что искать упоминание о нашем древнем городе можно в новгородскихисточниках, где населённый пункт с именем Клин упоминается более двадцати раз.


Рецензии