Американская фотография

     Эта идея целиком принадлежала моему старому приятелю.
     - Эрик, - сказал как-то перед новым годом Александр (так зовут моего приятеля), - мы с тобой долго вместе проработали в одной организации, можно сказать, половину сознательной жизни. Много всякого было: и хорошего, и плохого. Теперь мы оба пенсионеры. Но ведь, если разобраться, не осталось ничего материального от прошлого, кроме цветастых бумаг с надписями «Грамота», которых у меня целый ворох в серванте. Тогда смартфонов с фотоаппаратами не было. Сейчас они нам не по карману. А не сходить ли нам куда-нибудь и сфотографироваться вдвоем, на память?

     Подумав для вида, я согласился. Не скрою, для меня, как новоиспеченному пенсионеру, решающую роль здесь сыграла готовность приятеля оплатить все расходы. Видимо, ему так хотелось фотографироваться! Решили осуществить задуманное мероприятие на следующий же день после нашего разговора.
     - Я знаю одно фотоателье недалеко от твоего дома, и моего тоже, - воодушевленно продолжил затем приятель, - фотографировался там недавно* на паспорт. Там работают такие вежливые, приятные сотрудницы, и фото у них получаются похожие!
 
     На следующий день мы встретились у того самого фотоателье побритые, надушенные и отглаженные. Погода стояла чудная, не очень морозная. Приятель пожелал пройтись пешком, хотя я предлагал взять мою машину.
     В тесном помещении, уставленном разными фотографиями от счастливых молодоженов до суровых надгробных, со скучающим видом сидела молодая женщина лет тридцати. При нашем появлении она заметно оживилась и, грациозно повернув голову, посмотрела на нас, переводя томный взгляд то на меня, то на моего приятеля. Мне показалось, мы явно понравились молодой женщине, хотя та была вдвое моложе каждого из нас.
     - Здравствуйте, девушка! – громко поздоровался с ней приятель. – Мы хотели сфотографироваться. Я недавно фотографировался у вас на паспорт, может, помните меня. Только в этот раз надо в полный рост, и вместе с моим другом.
     - Я сегодня работаю одна. А вообще мы такие фотографии не делаем, только на документы. Или печатаем с носителей, - ответила на это женщина. – У вас есть носители с собой?

     - М-да… - сказал приятель, когда мы с ним вновь оказались на улице. – Первый раз слышу, чтобы сфотографироваться, нужно приносить носилки! Тут недалеко должно быть еще одно фотоателье, пошли, пройдемся до него.
     В следующем заведении ситуация повторилась в точности, как в первом, с той лишь разницей, что сидевшая там миловидная приемщица пояснила нам сущность носителей. Оказалось, это флэшки или диски, где можно хранить фотографии, а вовсе не носилки, как подумали мы с приятелем.

     В третьем по курсу нашего движения фотоателье нам повезло чуть больше. Там сидели две молодые девушки. При любом раскладе, одна из них должна была быть за приемщицу, а другая – за фотографа. Они очень внимательно выслушали наше пожелание, при этом пристально разглядывая нас, но потом с сожалением сообщили, что художественной съемкой не занимаются. Девушки проводили нас до крыльца и, дымя сигаретами, долго смотрели нам вслед.
     - Давай, возьмем мою машину, - предложил я приятелю, когда девушки с сигаретами исчезли из виду, - отсюда совсем недалеко до моего гаража.
     Приятель – любитель пеших прогулок в любое время года – неожиданно легко и с радостью согласился.

     В пятом по счету заведении нам попался толковый парень – фотограф. Он предположил, что желаемый нами снимок, возможно, могут сделать в фотоателье «Портянкин и сыновья»; и даже объяснил, как туда проехать.
     Это заведение оказалось на самой окраине города, но на моей «Калине» мы быстро туда доехали. Внутри «колдовал» длинноволосый, бородатый фотограф. Судя по седым волосам на голове и на подбородке, это был сам Портянкин – отец. Когда мы вошли, он был занят тем, что дышал на объективы разнокалиберных фотоаппаратов и тщательно протирал их; затем, откинув голову назад и прищурившись, оценивал результаты своих трудов.

     - Здравствуйте, джентльмены! – ответил хозяин заведения на наше приветствие. – Что желаете?
     Приятель изложил цель нашего с ним визита. Поскольку, делал он это шестой раз за последние два часа, получилось у него гладко - как по писаному. Кажется, фотомастера что-то насторожило в тираде моего приятеля.
     - Позвольте узнать, кем вы приходитесь друг другу? – спросил он, подозрительно разглядывая нас своим цепким, фотографическим взглядом. - Вы, случаем, не живете... кгм... вместе?..
     - Зачем нам жить вместе?! - удивился приятель. - У меня своя квартира, у него своя. Мы двадцать лет работали вместе в одном предприятии. Я мастером был, он - конструктор. Теперь мы оба пенсионеры. Но продолжаем дружить, как настоящие мужики.

     - Понятно, понятно, - взгляд фотомастера немного потеплел. - Как вас сфотографировать: в рамку десять на пятнадцать или пятнадцать на двадцать? А давайте, я вас запечатлю на холст пятьдесят на восемьдесят. Отлично будет смотреться - вы вдвоем такие колоритные мужчины! Возьму недорого.
     - Спасибо! – поблагодарил его приятель. - Достаточно будет в рамки десять на пятнадцать. Я поставлю свою фотографию на сервант, а друг – у себя дома на комод.
     - Жаль, замечательная получилась бы фотография, как историческая картина!

     Фотомастер принялся настраивать свои осветительные приборы. Приятель решил вспомнить годы трудовой деятельности, как, впрочем, любой пенсионер на его месте.
     - Всякое видели, - рассказывал он, - и премии получали, и наказывали нас. Больше, конечно, наказывали за нарушение техники безопасности. Какая может быть безопасность?! Почти все делали руками, на голом энтузиазме, так сказать. Никаких защитных средств, как сейчас. Помню, однажды лет двадцать назад привезли нам американские вибраторы…

     При слове «вибратор», фотомастер напрягся, побледнев, и чуть не уронил на пол самый большой, по-видимому, очень дорогой прожектор.
     - … Это такие сейсмо - геологические агрегаты, которые устанавливаются на мощные вездеходы, наподобие наших «КамАЗов». С их помощью наши геофизики исследуют запасы нефти под землей, - продолжил приятель, не замечая замешательства фотомастера. Рассказывая про бывшую работу, он часто забывал про окружающее. – Так вот, тогда пять вибраторов пришли к нам отдельными запчастями в деревянных ящиках. Руководство дало задание: собрать их за месяц. И мы целый месяц собирали, почти не выходя из цеха. Уходили домой только спать. Некоторых запчастей не хватало. Чертежи на них делали на коленях, и в цеху же изготавливали…

     - Американские сейсмовибраторы, говорите? – фотомастеру, наконец, удалось установить прожектор как надо, не разбив его при этом, и лицо его опять приобрело прежний жизнерадостный вид. – Значит, не зря я вас при встрече назвал джентльменами?! Теперь, прошу, вы садитесь сюда, а вы встаньте рядом. Смотрите на объектив. Замечательно! Жаль, не согласились на холст…

     Фотографии получились хорошие. Особенно доволен остался мой приятель.


     *Последнюю фотографию в паспорт вклеивают в 45 лет. По достижении   гражданином 60 - летнего возраста, временные расстояния резко сокращаются, как в сторону прошлого, так и в сторону будущего.

   


Рецензии
Спасибо за интересный рассказ.

Игорь Леванов   08.01.2020 16:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.