Познать все тайны бытия - 11

      Предыдущая:  http://www.proza.ru/2019/11/19/161
И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов.
И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
И создал Бог два светила великие: светило большое, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды.
И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
И управлять днём, и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер, и было утро: день четвёртый. (Быт.1:14-19)
******************************************************
До поры до времени религия и наука шли рядышком в своём развитии.
Теории возникновения Вселенной и всего сущего не противоречили Священному Писанию  даже тогда, когда считалось, что Земля стоит на трёх китах. Ибо вполне себе могли быть объяснимы хотя бы тем, что три кита - это символы трёх ипостасей Бога: Творец, Создатель и Отец. Киты же сами по себе, как водится, обитают в Океане.

К тому же древние учёные - и философы, и астрономы - приобретали свою учёность при монастырях, потому как всякое образование гнездились тогда, как правило, в этих учреждениях.
Потому, двигая науки вперёд, учёные мужи не противоречили ни религии, ни Священному Писанию.
Средневековая Европа, в основном, унаследовала античные представления об устройстве космоса, а именно геоцентрическую систему Птолемея-Аристотеля, разработанную во П веке нашей эры.
Великий греческий учёный Клавдий Птолемей (100 н.э.- 160) - астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географии - жил и работал в Александрии Египетской. Его многотомное математическое сочинение "Альмагест" представляет собой полный свод античной астрономии и астрологии, который на протяжении четырнадцати
веков служил основой научных познаний на средневековом арабском Востоке и в Европе, вплоть до эпохи Возрождения.
Геоцентрическая система Клавдия Птолемея учила, что Земля находится в центре Вселенной,
она неподвижна, и все небесные тела вращаются вокруг Земли с постоянной скоростью по определённым линиям - эпициклам и деферентам.
Также учёный оставил записи, касавшиеся расчётов расстояния между космическими объектами и скорости их движения.

Многие века система Птолемея была общепризнанной всеми.
Опираясь на неё, люди рассчитывали фарватеры кораблей, определяли длительность года
и составляли календари.
Его систему, в которой Земля является центром мироздания, а Солнце и другие планеты вращались вокруг неё, поддерживала церковь.
Попытки же других учёных создать иные представления о Вселенной широкого распространения не находили, объявляясь ересью.

Однако спустя четырнадцать столетий польский учёный-монах Николай Коперник(1473-1543), опираясь  на работы Птолемея и обнаружив в них неточности, сделал собственные расчёты.
Оформлению окончательного варианта своих взглядов Коперник посвятил почти сорок лет жизни.
Его идеи противоречили картине мира, которую всячески поддерживали церковники.
Принять новую гелиоцентрическую систему означало бы признать, что: Земля находится вовсе не в центре, а на периферии Вселенной, и никакой небесной иерархии не существует.

Польский учёный, наблюдая пути, по которым движутся планеты, пришёл к выводу, что реальное их движение по орбитам явно указывает на то, что обращаются они вовсе не вокруг Земли, а вокруг Солнца.
Труд всей жизни Коперника "Об обращении небесных тел" включал в себя результаты астрономических наблюдений и вытекающие из них главные выводы:
- Земля имеет форму шара и вращается вокруг Солнца, являясь всего лишь
одной из множества планет, а не центром мироздания;
- движение относительно. Говорить о нём конкретно можно только в том случае, если имеется точка отсчёта;
- космос намного больше участка, видимого с Земли и, скорее всего, бесконечен.
При этом учёный вовсе не отказывался от идеи создания мира Богом.

Книга "Об обращении небесных тел" была издана за считанные дни до смерти астронома - в мае 1543 года.
Потому как Коперник был человеком здравомыслящим и отдавал себе отчёт, что выводы, сделанные в его книге, могут привести к обвинению в ереси, он не спешил обнародовать их. И хотя он не делал особой тайны из своих наблюдений, но необходимо признать, что результаты их были описаны довольно осторожно и обтекаемо.

Разумеется, разработка гелиоцентризма не вызвала восторга у церковнослужителей, и
потому на долгое время имя Коперника было забыто...

В конце XVI века популяризацией его идей занялся монах-доминиканец Джордано Бруно(1548-1600).
В отличие от польского учёного, он открыто проповедовал свои взгляды, что, в конечном итоге, привело бесстрашного учёного к гибели на костре инквизиции.
Но в то же время, все эти события произвели настоящий переворот в сознании многих прогрессивных людей: учение Коперника проникло в лучшие умы того времени, о нём повсеместно заговорили.

Церковники были в растерянности, не умея объяснить и соотнести данные учёных с канонами Священного Писания. Только в 1616 году особая комиссия инквизиторов решила включить книгу Коперника в "Индекс запрещённых книг".
Но остановить распространение гелиоцентризма было уже невозможно.
Несмотря на все запреты и косность религиозных догм, учение о центральном положении Солнца во Вселенной к началу XVII века стало общепринятым.

Таким образом, в Европе с развитием наук обострилось противостояние учёного мира с религией. Ибо сформировался новый чисто научный тип мировоззрения.
Римско-католическая церковь, а также протестантские церкви и общины подвергали
гонениям и репрессиям учёных, усматривая в них еретиков, которые своими изысканиями
и выводами ставили под сомнение Священное Писание.

Как бы то ни было, но церковнослужители в борьбе за "чистоту" своих догм преступали одну из основополагающих Божьих Заповедей: "Не убий".
Так, в 1553 году протестантами-кальвинистами в Женеве был сожжён испанский естествоиспытатель и врач Мигель Сервет(1511-1553), которого ранее приговорила к
смерти и католическая инквизиция.
В 1600 году за пропаганду учения Николая Коперника был осуждён инквизицией и сожжён
на костре Джордано Бруно.

В 1616 году Ватикан официально признал опасной ересью гелиоцентрическую систему, с чем связан инквизиционный процесс против Галилео Галилея в 1632 году.
С 1559 вплоть по 1998 год издавался "Индекс запрещенных книг", в который попадали произведения выдающихся философов и учёных.

Со стороны же светской науки и культуры, распространялось восприятие религии как слепой веры и формировался рационализм -  именно "слепая" вера в безграничные способности человеческого разума.
Иначе говоря, наука, как источник точных знаний, основанных якобы на бесспорных доказательствах, на деле, однако, нередко оказывавшихся ошибочными, преждевременными, требующими пересмотра и дополнительных исследований, противопоставлялась религии, постулаты которой предлагается принимать исключительно на веру.
Но человеческая жизнь не ограничивается лишь рациональной стороной. Ибо при таком подходе непроизвольно возникает проблема утраты человеком своей истинной природы и сущности.
Религия, как таковая, направлена на воссоздание утерянной человеком целостности мировосприятия, предлагая знания, воспринимаемые на веру, не требующие особенных доказательств, но углубляемые и обновляемые как раз-таки в результате личного общения
человека с Богом.
Наука же, подавая свои знания в виде фактов, способствует возникновению нового
видения того или иного явления.

Таким образом, можно предположить, что религия и наука имеют два разных пути познания. И потому совершенно независимы друг от друга.
Наука познаёт мир во взаимоотношении его частей и элементов, не охватывая мир как целое. Религия же, сознавая Бога, открывает именно отношение мира и человека к Божественному Началу и Высшей Силе.
Научные знания нуждаются во внешних доказательствах, вера же определяется своей внутренней силой. То есть, наука основывается на внешнем опыте, тогда как вера - на внутреннем, духовном.

И выходит, что между наукой и религией существует глубокая связь и имеются точки соприкосновения. Их только нужно найти.
Именно, как высказался Николай Коперник, "восторг перед всемогущим Строителем Вселенной" помогает учёным совершать свои открытия.

В последнее время, однако, церковь делает шаги навстречу науке. Ибо "христианская
мысль должна заняться пересмотром основ знания, чтобы вернуть христианству его
законное место в развитии познания".
И наука как будто бы старается развернуться в сторону духовности Божественного начала.
Два явления общественной жизни - религия и наука, казалось бы противоположные друг другу, тем не менее, хотя и различные, но не взаимоисключающие, а взаимодополняющие области духовной культуры - очень даже могут существовать рядом, не унижая и не уничтожая друг друга.

Иначе говоря, если наука - это правда в поисках Истины, а религия - вера в обладание этой Истиной...то значит, Истина где-то в точке слияния правды и веры, в точке соприкосновения науки и религии. Потому как без веры нет правды, а без правды нет веры.
Истина - в правильном прочтении и правильном толковании Священного Писания. Не в игнорировании и замалчивания имеющихся знаний, как с одной так и с другой стороны;
не в уничтожении инакомыслия, отходящего от закостенелых догм, как в религии так и
в науке, а поиск и нахождение точек пересечения, общих выводов, подкреплённых аргументами, фактами, артефактами и Божьим промыслом.

Разгадка всего заключена в Священном Писании.
Ибо вначале было Слово. Слово - Бог. А Бог - это Истина.

Но Слово есть символ. И каждое слово в Писании - именно символ.
А Бог и символы никогда не врут. Их просто неправильно истолковывают.

          Продолжение:  http://www.proza.ru/2020/10/12/155


Рецензии