Одесский дворик на Французском. Мемуары

Домов таких, а тем более дворов, всё меньше остаётся в моём благословенном

городе. Вот и наш дворик с двух сторон уже зажат кичливыми выскочками

новостроек с претензией на штучный дизайн. "Теснят православие",- как по

поводу, так и без, утверждает наш общий с мужем, старинный, студенческий

ещё друг его.

Расположен дом метрах в ста от моря, в районе Одесской киностудии. Обстоятельство

это, прежде, сильно влияло на общую атмосферу. В конце восьмидесятых здесь

снимали фильм "Ребёнок к ноябрю". Так вот, главный герой "срывался" вниз

со второго этажа моей кухни. В съёмках профессионально были задействованы

почти все соседи: от осветителя и помощника оператора, до проявителей плёнок.

А дети, сидящее на скамье у костра из ёлок- дети нашего двора. Двое из них,

мои, собственные. Жили все очень дружно. Даже на коммунальной кухне первого

этажа, принадлежащей пяти семействам,- ссоры были редкостью.

Лицезреть известных,горячо любимых всеми киноактёров, прогуливающихся

Французским бульваром,- было, что называется проще пареной репы. Запомнился

эпизод, когда мы с сестрой, хорошенькие и нарядные молодые женщины с выводком

детей в количестве трёх, приближаясь к трамвайной остановке "Одесская

киностудия",- были буквально ошарашены привратником с лицом вдохновенным и

малиновым от возбуждения, который, что-то невнятно силился сказать нам.

И в это время из ворот вышли вальяжные и недосягаемо прекрасные: Боярский,

Старыгин и Смирнитский, то бишь, Д"Артаньян с Арамисом и Портосом,- персонажи

хорошо известные даже нашим малолетним детям. Что и говорить, взгляды

мужчин подтвердили и красоту наших голубых глаз, и идеальную стройность ног,

выступающих из скромных, впрочем, юбок! Мужчины были в белых брюках и

светлых одеждах и подарили нам, земным женщинам, благосклонные улыбки.

Можете себе представить, уважаемые читатели, в каком настроении везли

мы трамваем своих детей в парк на аттракционы! Говорить в каком упадке

киностудия нынче, не буду,- это общеизвестно.

Но вовсе не этим, вернее не только этим, по настоящему, знаменит наш двор.

В доме этом, в конце семидесятых, нередко, гостил сам Владимир Высоцкий!

Об этом сохранились многочисленные легенды, поведанные соседями. Семья моя,

поселилась в нём только в 85 году прошлого столетия и, увы, могу

довольствоваться лишь рассказами. Но, обо всём по порядку.

Так вот, дом наш, двухэтажный особняк, принадлежавший в своё время, как будто,

немецкому заводчику Кюхельбахеру, пивной завод которого, нынче уже почти

совсем разрушен под площадку для новостроя, был датирован 1909-м годом.

В этом же году, мой прадед Тихон Любутин построил один из первых

каменных домов на Пересыпи для своего многочисленного семейства.

Дом прадеда, до недавнего был ещё цел и проживал в нём дядя мой,

отказавшийся от переселения в квартиру с удобствами.

Завод же немца, долго значившийся, как историческое наследие,недавно

утратил этот статус вследствие многочисленных поджогов и чиновничьего

рукоблудия с документацией. Имеем, что имеем...

К дому тоже подбирались, что греха таить, но скупость застройщиков и

ограниченная подпирающими постройками территория,а также и я думаю, в

большей степени, неведомая сила, именуемая в народе "Божьей волей",-

хранят наш дом и двор от посягательств.

Многочисленные кирпичи от разобранных белых кафельных каминов, хранящиеся

в подвалах жильцов, датированы 1904 годом, о чём свидетельствует

чёткий оттиск, сохранившийся на каждом.

Муж мой разобрал уже  старинную  неисправную печь, занимавшую

слишком много места на кухне и один камин в комнате,ранее бывшей нашей
               
а нынче- соседской, отданной при обмене на бОльшую площадь. Скажу сразу,

клада в виде золотого кирпича или иного другого,- найдено не было,увы.

Зато, под старинными плинтусами нашлись две монетки: достоинством в одну

и три копейки,- привет из 18 ещё века! Но в тридцатиметровой, одной из

наших комнат, венчаемой почти 4-х метровым потолком, прекрасно сохранился

белый кафельный камин в каменной ажурной короне, покрытой бронзовой патиной!

Подозреваем, что клад именно в нём.  Ведь он один из двух только,

сохранившихся в этом старом доме. А никто из соседей пока заметно не

разбогател, напротив... Так, что надежда остаётся!

  Перед теми, кто читает мои опусы,что называется с рук и это- в первую

очередь мои дорогие сёстры,- должна извинится за заминку. Будучи ревностной

одесской хозяйкой, затеяла калачи и, чтобы опара не перестояла, нужно

спешно замешивать тесто. Рождество по Григорианскому календарю мы уже

почтили, но наше "старостильное", как то ближе...

   Уже писала, что переехала моя семья в знаменитый этот дом в 1985 году.

О Володе напоминал лишь старый глянцевый календарь с его изображением,

слегка потускневший, почти во всю ширину общей с соседкой коммунальной

кухни в 3 кв метра! Информация о годе и днях недели давно устарела, чего

никак нельзя было сказать о лике Поэта и Артиста. Боль в сердце, к тому

времени тоже слегка потускнела, как глянец календаря, но душевная рана

потери ещё давала о себе знать. продолжение


Рецензии
Увы, не довелось мне устроиться ни на Пересыпи, ни на любом из Фонтанов!
Определяю это, как беспечноть, которой трудно найти оправдания!-))
Компенсирую частыми посещениями.

Потому Ваши сочные воспоминания о нюансах "французского дворика" смаковал, как пережитые лично и остро.
И сам держу в доброй памяти лучшее, к чему не устаю прислоняться в Одессе!

Пожелаете рассеять сомнения, загляните в пламенное обэяснение нашей с Вами ненаглядной жемчужине - "НОГА В ДВЕРИ!"

С благодарностью и наилучшими пожеланиями - И.Н.

Игорь Наровлянский   21.02.2020 12:48     Заявить о нарушении