10 дней в Санкт- Петербурге. День второй. Петергоф

10 дней в Санкт- Петербурге. День второй. Петергоф
Соловьёва
2 июля 2016 год.
Иришка, как богиня, спит в кресле  - кровати,  одна, разметав ручки, розовая, как яблонный цвет, с лунными, как месяц на небе, волосами.
А мы с Анюткой лежим на узкой односпальной кровати; Аня влипла в стену, я заняла самый краешек «сигнлбэд» - так неудобно нам было спать, и мы бросились в объятия друг другу. Мать и дочь.
У нас обеих ручьём потекли слёзы из глаз, и мы друг друга нежно гладим по голове.
И обидно, и стыдно: зачем  иногда ссоримся? Зачем ржавчина непонимания съедает наши отношения?
Взрослые девушки не любят материнских советов, предпочитают не учиться на чужих ошибках, а делать свои.
- Прикуси, мама, язык и отпусти дочь во взрослую жизнь. Подсказывай, когда спрашивают!!!
Проснулись мы часов в семь, хозяюшка, наша тётя Валя, ещё спала.
 Я подошла к книжному шкафу и выбрала Сашу Чёрного. Умные, ироничные стихи , иногда полные сарказма. Прочитала почти всю книгу, а больше всего запомнилось стихотворение «Всероссийское горе» о том, как наши знакомые убивают наш творческий запал. Поэт переводит: войти в ритм оригинала, в его стиль, в его образность -архисложная  задача, требующая максимальной сосредоточенности.
…Чужой, как Брахмапутра, влетает знакомый  и пересказывает концерт, делится дешёвыми чувствами; потом щенок - первокурсник приплёлся поплакаться о неразделённой любви; явился собрат - поэт, достал кипу стихов и с сипом, и скрипом, и хрипом  читает; особенно меня рассмешили строки:
А бес меня в сердце толкает,
Ударь его лапою в ухо,
Всади кочергу ему в брюхо !
Что меня смешит?! Несоответствие! Перевод - работа тонкая, а ругательства - грубые!
Когда к поэту пришла рябая девица с книгой «Месяц в деревне», Саша взбесился:
Зачем она замуж не вышла,
Зачем ( под лопатки ей дышло)
Ко мне направляясь сначала,
Она под трамвай не попала.
Потом шаромыжник знакомый разделся, подсел к фортепьяно…
А Саша за вьюжкою грязной
Над жизнью ревел безобразной…
Точно, все беды начинаются  из-за навязчивых гостей: зачем ходить туда, куда не приглашали?
Прочитала стихотворений сто 2 июля, а сегодня, 28 июля, спустя 4 недели, помню только это да «В редакции толстого журнала» : о равнодушии редакторов,  полных даже ненависти к новым авторам; как теряются рукописи, как безразличным тоном говорят : «Перепишите ещё раз».

Бей, ветер, в лицо их, дуй за сорочку,
Надуй им жабу, тиф и дифтерит;
Пускай не продают души в рассрочку,
Пускай душа и без штанов парит.
Поэт за гонорар «Ночная песня моря» хотел купить себе штаны.
Как Чёрный пишет!-  не сразу разберёшь, кому сочувствует.
Под видом похвалы он ругает, под ругательством хвалит, одним словом, настоящий одессит.
Удивляюсь: читать было интересно каждое стихотворение, поражали сравнения - образы- ругательства, почему так мало запомнилось?
Поэзия - поток энергии, запоминается общее впечатление.
Но знать поэта - значит, выучить его стихи наизусть!
- Будете есть кашу?- спросила тётя Валя и вернула меня в реальность.
К каше добавились сыр, колбаса и ягоды.
Мы сделали себе бутерброды, влили  литр кофе в термос и поехали на красном «Ниссане» в Петергоф.В машине звучал Крис Ри. Я не могла поверить своим ушам: «Роуд ту хэлл».
- Вы любите Криса Ри?- удивилась я, как будто замечательный восхитительный Крис Ри с удивительным голосом, достающим душу до самого дна - моя прерогатива. И только моя! Чувствую жгучую ревность, но и радость.
- Любим!- ответили дуэтом Марина и Сергей.
 При въезде мне понравился Петергоф: милые двухэтажные домики, тихие улочки, красивая церковь Павла и Петра.
13 летней девочкой и 20- летней девушкой я бывала в Петергофе.
Что сохранила память, цепкая память юности: фонтаны - шутихи, внезапные, как ливни;
 помню даже бежевое платье, обрызганное водой, помню свой смех.
Сразу узнала «Шахматный фонтан»- наикрасивейший фонтан с многочисленными золотыми скульптурами.
Раньше он назывался фонтаном «Трёх драконов»: вода вырывалась из широких пастей драконов и мчалась по шахматным ступеням…хотя Пётр Первый планировал первоначально установить «Нептунову телегу» с четырьмя морскими конями, у которых изо рта пойдёт  вода.
Это скульптура, отлитая Растрелли, стоит в Верхнем саду.
Я хорошо запомнила сильного, мощного, сверкающего золотом Самсона, разрывающего пасть льву.
Но только в этот приезд узнала, какое  отношение древнееврейский Самсон имеет  к победе над шведами…
Я подслушивала сведения у экскурсоводов, притом, Аня делала вид, что занята фотосъёмкой и тихонько внимала, я открыто отвечала экскурсоводу и несколько раз притянула его внимание  к себе и потом  поблагодарила  его за интересный рассказ.
Оказывается, битва под Полтавой произошла в день святого Самсония, поэтому на поле Полтавской битвы возвели Самсониевскую церковь.
Лев - символ шведского королевства, он до сих пор есть в шведском гербе.
На гравюрах и триумфальных арках того времени Петра Первого изображали в образе Самсона, побеждающего свейского короля. Сначала скульптуру Самсона про проекту Растрелли отлили из свинца, в 19 веке статуя разрушилась, и была спроектирована Михаилом Козловским, автором знаменитого памятника Суворову; автором постамента стал Андрей Воронихин, архитектор Казанского собора.
Эти сведения я должна была знать давно, а пришли ко мне только в этот раз.
Я узнала, что фашисты вывезли Самсона из Петергофа 22 сентября 1941 года. Самсона высотой 3, 3 метра и весом в 5 тонн спрятать в землю не успели.
Но Самсон воскрес!
Его воскресили скульпторы В. Л. Симонов и его помощник Н.В. Михайлов
14 сентября 1947 года могучий богатырь Самсон стал на своё место.
Мы гуляем и беззаботно любуемся совершеннейшими фонтанными сооружениями, не думая часто о том, какой грандиозный самоотверженный труд стоит талантливейших людей стоит за этой красотой.
Теперь скульптура Самсона символизирует победу блокадного Ленинграда над фашизмом.
По Петергофу и  хочется гулять бесцельно, беспричинно, просто наслаждаясь красотой и удивляясь гениальности человеческих рук.
- С возвращением!- говорю я себе.- Что ты ещё узнала нового?
Я влюбилась  в дуэт «Марина и Сергей»: стоит жара, плавится асфальт, Сергей шесть часов носит над Мариной зонт.
Кто кого любит, тот о том заботится.
Да, любовь - это руки заботы!
Любовь - дружба.
Любовь - обожание.
И 50 лет не лечат от чувств.
- О! Каскад, «Золотая гора!- говорю я своим.- Ирочка, видишь, дядя с трезубцем - бог морей Нептун, а вот тот, с бокалом - Вакх, бог вина, и Тритон, бог глубины, он держит в руках раковину и трубит в неё во время потопов и сражений.
- Какая красивая Минерва!- говорю я Анечке.- Почему она рядом с наковальней? Искры огня высекает из любого знания. Вулкан! Венера. Какая гармония пропорций.
Когда мы возвращались назад, мы увидели дворец Марли в Нижнем парке, белый, кружевной, изысканно- простой, он отражается в пруду, как Тадж- Махал.
В пруду подкармливают рыбок и подзывают их звоном колокольчиков.
Давно-- давно я была в Марлинском дворце, видела штофы и фляги Петра, портреты детей императора, долго- долго смотрела  на работу Ге «Пётр  Первый допрашивает царевича Алексея»…Конечно, Пётр Первый так много сделал для России, но он был жестоким человеком, и сын не мог симпатизировать грубости отца.
Господи! Но как можно свою родную кровинку приговорить к пыткам?!
Алексей не попросил у отца прощения: был уверен: папа помилует! Не помиловал так же, как Сталин не обменял своего сына Якова на Паулюса,- а я бы помиловала и поменяла!
О! Господи! Как в жизни одно цепляет другое, как далеко нас забрасывает воображение!
А ведь собиралась беспричинно гулять и наслаждаться красотой по Петергофу…
А что ? В жизни - и даже в искусстве -  трагическое сосуществует рядом со смешным!
И в Петергофе рядом с величественными каскадами - забавные фонтаны- шутихи!
«Стол с брызганьем» - дотрагиваешься до одного из фруктов в вазе на столе - и тебя окатывает ледяная вода с ног до головы.
А фонтан «Зонтик» - раньше усталые гости усаживались под зонтом, неожиданно включали воду,- и парики, и камзолы мгновенно намокали!
А сейчас специально в жаркую погоду садятся на скамеечку, чтобы прохладиться!
Перед поездкой в Петергоф мы взяли для Ирочки сменную одежду, думали, ребёнок будет ликовать от восторга.
Наблюдаю за Ирой: съёжилась- скукожилась, прикрылась рукой,- испугалась.
Только когда  мама вытерла её полотенцем и переодела, повеселела, заулыбалась.
И я сказала Ирочке:

Твоя улыбка, как листик,-
Уголками вверх.
Я знаю: ты - будущий мистик
И поэтесса - поверх.

Ира же заставила меня присесть на скамейку,- что сделать нелегко: все скамейки заняты -  и записать её стихотворение:

Бежит маленький Барбосик.
У него холодный носик.
У него замёрзли лапки.
У него украли тапки.
Потерял он даже шапку.
Бедный маленький Барбосик…
Эти стихи явственно говорят о том, как дети устают от путешествий. Забегая вперёд, скажу, что, когда мы приехали к моей  маме в деревню, и наша малышка обняла нашего Рекса, я спросила, глядя на довольное личико:
- Ирисок, сладкий голосок, где тебе лучше: в Петергофе или с Рексиком?
Мой любимый Иртышок ответил:
- С Рексиком.
Я тоже в четыре с половиной года побывала в Ленинграде, до сих пор помню  только карусель, метро, финики с косточками…
С пятилетней Аней ( впоследствии школу она закончила с золотой медалью) я ходила в Кунсткамеру, Петропавловскую крепость, в Эрмитаж и Этнографический музей, где собраны коллекции кукол, в лицей Пушкина,- она помнит только  музыкальное представление кукол и катание на теплоходе по Неве.
Вероятно, дети запоминают только то, что свойственно их возрасту.
Представляю, какие муки терпела Иришка - малышка в Художественном Русском музее, например, в зале Сурикова, не зная  ни Сурикова, ни боярыню Морозова, ни Меньшикова, ни значение слов ссылка в Берёзове, тем более, что ей могла сказать картина «Переход Суворова через Альпы».
А если бы нам читали целый день лекцию о красоте на китайском языке!
Сколько бы времени мы могли выдержать?
Но были и у Иринки - искринки счастливые моменты: мороженое, кафе, игрушки у тёти Вали, мультики у тёти Жени, шоколадные мишки, утята и зайцы и сказки на ночь…
В Петергофе Ире нравилось гладить горячие лапы сфинксов, наблюдать за шустрыми белками, за селезнями в прудах…
Ане понравились необычно подстриженные аллеи, красивые фонтаны, Финский залив, и она думала о таланте и мастерстве архитекторов, инженеров и скульпторов.
Я влюбилась опять в Марли, в «Монплезир», фонтаны- «Колокола»,- во всё великолепие, во всю красоту Петергофа.
Неожиданно мы вышли к Финскому заливу,- серая вода, серое небо,- уже тогда можно было догадаться о перемене погоды назавтра.
Ещё у меня мелькали мысли:
- Разве любовь всегда безнадёжна? Разве она свидетельствует о нашей обречённости? Так никто не подумает, глядя на Марину и Сергея.
Ещё я думала, что искусство заставляет воспринимать мир иначе, выставляя жизнь в другом ракурсе.
И ещё внутренний голос шептал мне:
- Как хорошо было бы, если бы и  надо мной кто- то носил заботливо зонтик, ну, не зонтик, я солнце люблю, а скажем, сумки.
И  я возражала этому внутреннему голосу:
- Наташа, ты сошла с ума, загляни в паспорт. Тебе не кажется, что о любви надо было мечтать 20 лет назад…
Что ещё меня поразило в Петергофе?
Тысячи туристов из Японии, Китая, Англии, Америки, Аргентины.
Разноязыкая речь: навигаре секондо иль венто,гив ми, плиз, видерхолен Зы бите, си, ес,я-я; дольче вита.
Все люди любят и ценят красоту, все мы люди единого культурного поля. Политика разъединяет, искусство объединяет.
Насыщенные искусством, мы вернулись в Пушкин, к реалиям жизни, и хотя Марина строго- настрого наказала нам не обижать тётю Валю и ничего не покупать к ужину, я зашла в магазин и всё- всё  купила от курицы и сыра до вишен и сладостей.
У тёти Вали, при идеальной чистоте в квартире, старая мебель:
- На мой век хватит,- отвечает она.
Видно, что тётя Валя, как истая интеллигентка, живёт на одну пенсию, только что поменяла обычные стёкла на пластиковые, а я приехала с «оравой»…
…Тётя Валя - модельер от Бога, зимнее пальто, сшитое тётей Валей в моей юности, я чуть не доносила  до дыр в , я едва спать в нём не ложилась,- так оно мне нравилось, её портрет всегда висел на доске почёта, её выбирали в депутаты, но богатств она не скопила.
Тётя Валя - очень правильная женщина. Возмущаясь, она говорила Ане: «Как можно брать подарки до замужества. Я два года дружила со своим будущим мужем - он был лётчиком- а билеты на танцы покупала сама: когда захочу- уйду. Не люблю ни от кого зависеть. Лучше хлеб с чаем, - и независимость, чем икра - и рабство».
На что Аня искренне отвечала: «Тётя Валя, нам до Вашей нравственности расти и расти».
Нам очень понравилось в рассказе тёти Вали о том, что её муж Коля впоследствии познакомился со всеми её поклонниками, - ни один о ней не мог сказать ни одного плохого слова.
- Все беды на Земле от того, что девушки не сохраняют чистоту до замужества, что юноши блудливы,- считает она.( И я с ней в душе согласна).Это уже далёкое вчера?!Поэтому мы имеем то, что имеем.
И мы гордимся словами тёти Вали, сказанными ею в 22 года на собственной свадьбе: «Я никогда не оставлю  мужа, что бы ни случилось. Он меня может оставить, это его право, я - нет».
Хорошо, что есть на Земле такие совестливые люди.


Рецензии