Настоящее сокровище

 Эта зима выдалась особенно холодной. Пробирающий до костей ветер сгонял снег с сугробов, отправляя в продолжительный полет. Снежинки хрустели под тяжестью ботинка, оставлявшего в белой глади своеобразный рельеф подошвы. В предновогодний вечер уже почти не было видно людей: лавочки закрывались одна за другой, в окнах магазинчиков, стоящих вдоль улицы, постепенно гасли огни, оставляя лишь темное промерзшее стекло. Все спешили по домам, чтобы встретить этот праздник вместе со своими близкими и родными. Весь городок потихоньку погружался в атмосферу сладкого предвкушения.

 Мальчик Сашенька смотрел немного грустным взглядом на лавку Петра Ивановича, стоявшую на другой стороне улицы, из окошка своей комнаты. Упитанный старичок внутри магазинчика с улыбкой собирал вещи. На полках еще сидели мягкие игрушки, свисавшие своими гибкими ножками вниз, а в витринах лежали конфеты в разноцветных фантиках. Детские глаза ни на секунду не отводили взгляда от теплого и светлого помещения, полностью поглощенного в предновогоднюю атмосферу чуда.

 Но вот дедушка открыл входную дверь. Закутавшись в теплый тулуп и нацепив шапку до бровей, Петр Иванович сначала потоптался на месте в валенках на хрустящем снегу, а потом, протяжно вздохнув, потянулся рукой к выключателю. Пусть Сашенька и не мог слышать щелчка, но в его голове отчетливо раздался резкий звук в тот самый момент, когда свет в лавке потух. Этот звук будто бы обрезал что-то важное, что-то теплое и нежное, оставив после себя постепенно нарастающий холод. Старичок сунул руки в карманы и, беззвучно шмыгнув носом, пустился в сторону узкого переулка, еле-еле освещаемого уличными фонарями. Улица за стеклом (чего?) вмиг стала темной и неприветливой. Снег валил так, будто бы над городом трясли специальной снежной солонкой, выпускающей на крыши домов и каменную кладку переулков холодные белые хлопья.

 Мальчик Саша, поникнув, отвернулся от окна. Глазам предстала тесная темная комнатенка. Кровать была аккуратно застелена старым одеялом, дырявым в некоторых местах. Сашенька, одетый в потрепанные штаны и футболку, которая явна была ему на несколько размеров больше, сел на коврик и приобнял батарею. Сверху него, от окна, шел протяжный свист - пробелы в старой деревянной раме пропускали через себя противный сквозняк. В комнате, в полумраке, затаился неприятный холодный дух, пропитав каждый сантиметр помещения.

«Родители ушли несколько часов назад. Они сказали, что отправились в магазин, но уже ведь скоро праздник! Почему они вот так покинули меня? Так ведь нечестно. Мне холодно и одиноко здесь, одному. Одному...»

 Мимо окна проехала машина, осветив на мгновение комнату, как молния во время грозы. От этого сделалось еще грустнее и тоскливее, и Сашенька прижался к своему источнику тепла еще сильнее. Батарея грела слабо, но в таком положении мальчику было спокойнее. Приглушенный рев старого мотора пронеся и затих так же быстро, как и появился. Комната снова погрузилась в тревожный полумрак.

«Зачем они уходят? Я не хочу, чтобы они бросали меня. Даже мама с папой не хотят меня видеть? Наверное, они пошли гулять без меня. Так им будет намного веселее. Так они будут радоваться и веселиться вдвоем. Наверно, мама с папой меня не л.…»

 В соседней комнате неожиданно скрипнула половица. Сашенька мгновенно поднял голову и уставился на дверной проем, ведущий в зал. Он не на шутку испугался и прижался спиной в прохладной стене.

«Может, родители? Но они бы позвали меня, как только переступили порог. А вдруг воры? Но ведь красть-то и нечего. Только если скромную ёлку с дешевой гирляндой. Может, мама с папой просто хотят сделать мне сюрприз? Положить подарок под ёлку? Тогда я должен сидеть здесь, чтобы все не испортить. Но может просто показалось? Пробежала мышка? Мышей у нас много. Я не знаю. Но мне интересно!»

 Мальчик, набравшись смелости, медленно, стараясь не шуметь, подошел к проему. Из зала было заметно тусклое сияние огоньков гирлянды, меняющих цвета, затухающих и появляющихся снова. Сияние это окрашивало пол то зеленым, то красным, то синим оттенком. А внутри изредка слышалось чье-то тяжелое протяжное дыхание. В комнате определенно кто-то был!

 Любопытная голова ребенка высунулась из дверной рамы. И тут же замерла в изумлении. Около сверкающей огнями ёлки стоял кто-то. Кто-то высокий, в плотном красном одеянии до самых стоп, с белыми меховыми вставками, и красной шапке. Незнакомец держал в руке большой красный мешок. Он сунул руку внутрь и достал небольшую коробочку, аккуратно перевязанную подарочной лентой, и медленно потянулся с ней к ёлке.

– Д-дяденька... а вы к-кто? - неожиданно вырвалось у Саши. Мальчик тут же ужаснулся тем, что нарушил тишину, но поменять этого уже было нельзя.

 Незнакомец замер. Спустя секунду, он медленно выпрямился и посмотрел на ребенка, выглядывающего из другой комнаты. Гость оказался глубоким стариком, широкоплечим и величественным. Длинная седая борода доставала почти что до пояса, а белые густые брови частично закрывали мудрые, но добрые глаза.

– Ты не знаешь меня, дитя?

 Старик опустил свой мешок на землю. Он внимательно, не отрываясь, смотрел на пацаненка, томимого дрожью толи от страха, толи от любопытства.

– Н-нет... Вы наш сосед?

 Густая борода скрыла нежно улыбающиеся губы на лице незваного гостя.

– Можно и так сказать. Не бойся меня, дитя. Подойди поближе.

 Сашенька сделал несколько неуверенных шагов вперед. Он смотрел то на старика, то на коробочку в руке, скрытой теплой варежкой.

– А что вы тут делаете, дяденька? Как вы попали к нам в дом?

– Я раздаю подарки, мальчик. Видишь мой мешок? В нем лежат подарки для всех людей на свете! Я хожу по домам и дарю их.

– Ух ты-ы-ы... А что же вы им дарите?

– Каждый раз по-разному, дитя. Хорошие люди получат от меня щедрые подарки, то, что они по-настоящему желают или то, что сможет им помочь. Но плохие люди ничего от меня не получат. Так люди добрые и заботливые останутся такими и дальше. А злые и вредные поймут, что их зло ни к чему не приводит.

– А для кого тогда вот этот подарок? - Сашенька указал пальцем на коробочку. - Кто в этом году был хорошим человеком? Мой папа получает деньги на работе, а моя мама всегда добрая и заботливая! Почему подарок один? Они оба заслужили подарки!

– Потому что этот подарок для тебя, Саша.

– Правда?! - Вскрикнул Сашенька, широко раскрыв глаза - Но ведь я ничего не сделал. Я ведь на прошлой неделе Наташку дурой назвал! Я потом целый день извинялся, до вечера! Она меня простила, но ведь я поступил плохо! Я плохой человек.

– Время от времени все люди совершают плохие поступки. Все люди иногда обижают других и обижаются сами. Но знаешь, в чем главная черта хорошего человека?

– Нет... Расскажите мне!

– Это умение признавать свои ошибки, дитя. Раскаиваясь и извиняясь, мы всегда становимся умнее. Мудрость рождается из ошибок и преодоленных трудностей.

– О-о-о! А вот Валерка, мой одноклассник, стащил булочку из буфета и ходил, хвастался этим! Вы ему подарок не дадите?

– Нет, не дам. Хорошие люди всегда честны перед другими и не должны брать чужое без спросу.

– Ну вот и не давайте! Он такой задира, просто ужас! Никогда не делится ничем!

 Старик негромко засмеялся. Его добрые глаза смотрели прямо в глаза мальчику.

– Дяденька... а вы - волшебник?

– Ага. Я волшебник. А ты веришь в чудеса, Саша?

– Я - да! А вот мой папа не верит. Он говорит, что не верит в сказки и что чудес не бывает. Он у нас строгий. А вот мама верит! Она постоянно рассказывает мне сказки на ночь, про необычных животных, про принца и принцессу! Мама говорит всегда верить в хорошее и светлое.

– Не вини своего отца. Когда-то и он был ребенком и верил в чудеса. Взрослые люди часто становятся слепы ко всему прекрасному вокруг них. Но пока ты ребенок - не переставай глядеть по сторонам. И тогда ты найдешь много интересного.

– Я смотрю! Но вокруг много плохих вещей. Отец после работы бывает злой, он очень устает. А мама часто уходит в другую комнату и пьет какие-то таблетки. Мы живем не очень богато. И одноклассники смеются надо мной, потому что я хожу в слишком большой рубашке. Они злые. Но они много радуются, потому что у них все есть. А у меня многого нет. Поэтому у меня мало друзей. И поэтому мне часто бывает грустно.

– Открой свой подарок, Саша. Я покажу тебе кое-что.

– Правда? Открывать?

– Ага.

 Сашенька взял протянутую ему коробочку. Он снял ленту, открыл крышку и достал... небольшое зеркальце. В тонкой серой раме находилось серебрённое стекло, в котором отражалась маленькая голова 10-ти летнего мальчика. Некоторое время мальчик стоял молча, пытаясь понять.

– Что это значит, дяденька? Я не понимаю.

– Все просто. Посмотри внимательнее в отражение - и ты увидишь то, чего нет ни у кого другого. Ты увидишь личность, Саша. Чистую и добрую, ничем не испорченную. Это - то, что ты должен ценить в своей жизни больше всего на свете. И пока ты будешь знать, что она с тобой, ты будешь богаче всех своих насмехателей и неприятелей. И до этих пор ты всегда найдешь под боком людей, готовых помочь тебе. Всегда помни об этом. И оставь зеркало себе, чтобы ты всегда мог вспомнить мои слова. И это будет самым лучшим подарком для тебя.

– Спасибо, дядюшка! Я так и сделаю!

 Вдали квартиры послышался звук открывающейся двери. Сашенька развернулся на звук.

– Родители вернулись!!!

– Кажется, мне пора, дитя. - Послышалось из-за спины. - Никогда не забывай, кто ты есть и о сокровище внутри себя. Счастливого Нового Года!

– Стой, дяденька, я тебя с мамой и папой познакомлю!

 Саша обернулся к незнакомцу, но увидел только, что находится в комнате один.

– Дорогой, мы вернулись! Очереди ужасные! Сейчас накроем на стол и будем праздновать! Иди сюда!

– Сейчас, мама!

 Сашенька стоял посреди комнаты и держал в руках зеркальце, оставленное незнакомцем. Он еще раз посмотрел в отражение, на детское худенькое лицо. На лице держалась широкая счастливая улыбка.


Рецензии