Рассказ о том, что такое справедливость

       Двенадцатилетний Димка, вбежал в комнату с раскрытой книгой в руках.

- Дедушка, разве справедливость не одна? Разве на свете может быть несколько справедливостей? В  последнее время наш внук превратился в почемучку.

- То есть как? Я не понимаю, что ты хочешь сказать, - ответил дедушка, опустив очки на кончик носа, и оторвавшись от экрана монитора, что свидетельствовало о волнении.

- Вот смотри, тут в книге написано, - и Димка показал деду открытую страницу. - Разговаривают два человека, один говорит: "это справедливо", а другой ему отвечает: "это справедливо только относительно". Так вот, я хочу знать, сколько есть справедливостей на свете? Я всегда думал, что справедливость одна, а теперь, оказывается, что есть ещё справедливость "относительная", а потом найдётся ещё какая - нибудь "параллельная".

- Ты мне задал очень серьёзный и трудный вопрос, - ответил дедушка. Я не могу тебе его объяснить прямо сейчас в двух словах, Мне надо подумать. Давай так, оставим этот разговор до завтра, и я постараюсь объяснить тебе вполне понятно, что такое справедливость и сколько их есть.

      Хотя мальчика очень интересовал этот вопрос, он точно знал, что если дед сказал: "Надо подумать", - значит ему действительно надо. Он стал с нетерпением ждать этого завтра, надеясь получить обстоятельный рассказ. Он вообще любил рассуждать с дедом о важных вещах, которые приходили в его жизнь вместе с гормонами.

      На другой день, когда вся семья собралась за завтраком, дедушка улыбнулся и торжественно объявил, что после утреннего чая будет изучать со мной все формы справедливости. Маленькая Лизонька, вертелась и плевалась кашей. Мама, смотрела на часы. Ей нужно было закинуть Лизу в детский садик, а потом побежать на работу. Я остался с дедом. Были каникулы, и его привлекли к "присмотру" за мной. Дедушка временно жил с нами. Мы дружили. Когда он рядом, как-то особенно спокойно и понятно.

      Лифт загудел, и всё стихло. Я подбежал к дедушке и напомнил о его обещании.
- Обожди немного,- ответил он, улыбаясь. Сходил в свою комнату и вынес оттуда четыре пакета. Передавая их, он сказал:

- Наша семья - это пять человек. Я отдаю тебе четыре пакета. В одном из них орехи, в другом карамель, в третьем - пряники, а в четвёртом - виноград. Раздели всё это на пять кучек, чтобы каждому досталась одна. Как только ты справишься с этой задачей, зови меня.

- Это очень легко. Ты увидишь, дедушка, что не пройдёт и пяти минут, как всё будет готово.

      Димка развязал пакеты и высыпав все гостинцы на стол, стал делить. Он позвал деда,  потратив на поставленную задачу минимум времени.

- Дедушка, всё готово, иди, смотри!

      Дед подошёл к столу, на котором лежали пять горок гостинцев. Взглянув на них, он сказал:

- Мне кажется, что части не равны. Как же ты их будешь раздавать?

- Очень просто, - ответил Димка, крутясь на одной ноге.

- Вот эта самая маленькая кучка Лизке, потому что много сладкого ей нельзя. Вторая побольше, но без конфет - это маме, она худеет. Эти две одинаковые тебе, дедушка, и бабушке. В них нет орехов. Вы говорите, что зубы засоряются. А эту я возьму себе, всё что осталось.

Его кучка была самой большой и торжественно возвышалась над поверхностью стола.

- Ты разложил гостинцы, ориентируясь на возраст Лизы, мамино желание похудеть и другие обстоятельства. Но я тебе этого не поручал. Я хотел побаловать всех одинаково. Подели так, чтобы были равные части, и тогда позови меня, - сказал дедушка и ушёл в другую комнату.

       Димка возился долго. Карамельки и пряники он разделил быстро, без проблем, но орехи и виноград попадались разной величины, и оттого одна кучка выходила больше другой. Во время Димкиной работы дедушка несколько раз заходил и спрашивал:

 -Готово - ли?

- Нет ещё, - отвечал внук, продолжая раскладывать лакомства.

- Долго же тебе приходится делить!

- Это очень трудно, разделить так, чтобы все пять частей были совершенно равны.
Наконец,  Димке удалось подобрать большие к большим, маленькие к маленьким и оба сорта винограда разложить на пять равных частей. Закончив эту трудную работу, Димка позвал деда.

- А теперь, скажи, как ты будешь раздавать эти доли? - спросил дедушка у внука.

- Дедушка, - внук всплеснул руками,- теперь всё равно, которая горка кому попадётся, теперь они все равны.

- Димуська, - дедушка называл так внука, когда особенно был им доволен, - ты молодец. Вечером, когда все соберутся домой, ты угостишь их вкусняшками. Свою часть ты можешь взять прямо сейчас, но сначала я хочу объяснить твой вчерашний вопрос: одна - ли справедливость? Когда ты первый раз поделил гостинцы и самую маленькую долю оставил для Лизоньки, маме не положил конфеты, а нам с бабушкой орешки. Это "справедливость относительная", потому, что было справедливо, относительно каких бы то ни было обстоятельств, но не справедливо ни относительно части гостинцев, ни относительно тебя самого. Когда же ты поделил всё во второй раз, не боясь быть обиженным, - это и был с твоей стороны вполне справедливый раздел. Что же ты теперь думаешь о справедливости? Справедлива  - ли "относительная" справедливость?

- Нет, - ответил Димка.

- Так сколько есть справедливостей на свете?

- Оказывается, настоящая справедливость только одна! Торжественно объявил внук, сгребая лакомства из своей горки.

 - И я тоже так думаю, что справедливость только одна, а когда мы сделали что - нибудь не справедливое и, оправдывая свой дурной поступок той или другой причиной, называем его "относительно", то он уже не справедлив сам по себе, и совершивший такое дело - недобросовестный человек, не знающий ни добра ни совести. Ещё я тебе хочу сказать, что первый раз, разделив всё только "относительно" справедливо, ты закончил своё дело очень скоро, а второй раз ты проработал более часа. Из этого ты можешь ещё понять, что справедливость не так легко достигается, как это кажется на первый взгляд.

      Надеюсь, что мой внук всегда будет помнить, что такое настоящая справедливость.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.