Домашнее творчество

Домашнее творчество.
Особенно близкие отношения у меня сложились с моим средним братом Александром, который был старше меня, но младше старшего брата Геннадия. Отец семейства всегда поощрял стремление своих детей к творчеству. Я об этом уже упоминал ранее, когда описывал подготовку к празднованию нового года, когда отец намеренно приносил домой заготовки для изготовления новогодних игрушек, заставляя своих сыновей доводить их до совершенства. В этом мероприятии принимала участие вся семья, в том числе и я самый младший ребенок. Сам отец, в барачном поселке тоже считался очень деловитым человеком, так как не было сферы деятельности, где он не мог себя показать. В послевоенные годы, в стране все считалось дефицитом, поэтому отец своими руками мог изготовить любую мебель, посуду, и все что необходимо в хозяйстве. Кроме этого он хорошо рисовал, чему естественно пытался обучить и своих сыновей. Первое знакомство с необычным явлением у меня произошло в самом раннем детстве, когда из принесенных из поселка Левченко дубовых реек отец соорудил в саду домик. Скверная стена будки, выходящая на садовую аллею, в одной из реек имела маленькое отверстие от торчащего здесь ранее гвоздя. Примерно в метре от стены висела белая занавеска отгораживающая входную дверь от остального помещения. Если летом, в солнечный день кто либо проходил по дороге мимо будки, то его изображение, пройдя через крохотное отверстие в стене, в перевернутом виде четко отражалось на белой занавеске висящей внутри затемненного помещения. Если же на дороге никого не было, то можно было разглядеть домик охранника сада окруженный кустами малины и стоящий на противоположной стороне дороги. Получалось, что природа сама собой создала так называемую камеру обскуры известную еще со средних веков. Увидев эту картину, мой брат Александр, со своим приятелем Володей Мавриным решили попробовать воспроизвести этот эффект в реальности использовав спичечный коробок как небольшой фотоаппарат. Заложив внутрь коробка, в стенке которого было проделано маленькое отверстие кусок фотопленки, светочувствительность которой была примерно как у фотобумаги, они заткнув отверстие пальцем вынесли свое изделие на улицу, где открыв отверстие попытались сделать снимок. После проявки оказалось, что опыт со спичечным коробком оказался удачным, правда сделать с негатива фотографию все равно не получилось, так как уж очень маленьким он оказался. Фотографировал тогда брат Александр широкопленочным фотоаппаратом любитель, а фотографии печатались дома под кроватью простым наложением негатива на фотобумагу и прижиманием всего этого хозяйства куском стекла. Источника света под кроватью тоже не было, поэтому каждый раз приходилось высовывать фотобумагу из под кровати, после чего почти в полной темноте производилась проявка снимка. Спустя какое то время когда у среднего брата появился фотоаппарат ФЕД, и все принадлежности для печати фотографий, эксперименты в этой области продолжились. Теперь появилась возможность производить фотомонтаж фотографий и делать негативы на пленку 0, 1 единица с помощью фотоувеличителя. На этой фотографии показан классический пример фотомонтажа, когда на снимке изображен один и тот же человек. 1. Помнится, что делался такой фотомонтаж двумя способами. В первом случае, во время съемки перед объективом фотоаппарата устанавливалась шторка из черной бумаги разрезанная пополам. Приподняв одну половину шторки делался первый снимок. После этого человек усаживался позади второй половины шторки которая приподнималась а прежняя опускалась. После проявки на негативе получалось сдвоенное изображение одного и того же человека, которое потом при печати переносилось на фотобумагу. Именно таким способом была сделана и представленная в тексте фотография. Для получения сдвоенного изображения вторым способом обязательно был нужен штатив. Установленным на нем фотоаппаратом делалось два разных снимка, а потом при печати фотографии сперва впечатывалась одна половина негатива а затем половина следующего. Чтобы исключить заметные следы совмещения двух негативов, во время печати фотографии под объективом фотоувеличителя поступательно туда, сюда, двигался кусок бумаги, затеняя вторую половину фотобумаги. После экспонирования на фотобумагу изображений с двух разных негативов фотография со сдвоенным изображением проявлялась. С помощью фотоувеличителя можно было и фотографировать, если необходимо было сделать копию фотографии или рисунка. Сперва копируемая фотография или рисунок клались под объектив фотоувеличителя, и он приподнимался настолько чтобы захватить все изображение. Затем в фотоувеличитель вставлялся любой негатив или позитив, и он на этом расстоянии наводился на резкость. Затем из черной бумаги вырезался специальный конверт с квадратным отверстием, в который закладывался кусок фотопленки 0, 1 единица эмульсией наружу. Конверт с куском пленки вставлялся в рамку увеличителя. Под объектив увеличителя клался объект, который необходимо было переснять, после чего, снималась верхняя крышка с установленной внутри лампой и объект съемки освещался с двух разных сторон. После этого кусок пленки вынимался из непрозрачного для света конверта и проявлялся как обычная фотография при свете красного фонаря. Такая специальная фотопленка в желтой упаковке светочувствительностью 0, 1 единица, как и обычная фотобумага, могла проявляться при красном свете. Таким способом можно было копировать все что угодно, в том числе и игральные карты с изображениями обнаженных женщин, или понравившиеся фотографии из журналов. Именно таким способом была сделана и следующая фотография из журнала (Смена) посвященного смерти Сталина. 2. Иногда таким способом устраивались настоящие приколы, когда в нужное изображение вклеивалось незаметно для глаза чье либо лицо, а затем делался снимок через увеличитель. Бывали случаи, когда ради развлечения лицо дворового приятеля приделывалось к обнаженной фигуре или оказывалось за столиком ресторана с известной актрисой. Такие приколы иногда устраивал мой брат Александр когда ему для изготовления афиш к фильму выдавали фотографии, на которых были эпизоды из очередного фильма. Помнится, таким способом была однажды сделана фотография картины, на которой изображен Денис Давыдов но только с моим лицом. Но больше чем фотография моего брата Александра интересовало занятие живописью. Вольно или невольно, но и я тоже пристрастился к этому делу. Однажды когда в нашей комнате начался ремонт, мы предложили матери оставить стены после побелки однотонными пообещав ей что сами с помощью трафарета нанесем на стены какой либо рисунок. Перебрав имевшиеся в доме открытки, мы нашли на одной из них рисунок букета ромашек который и решили воспроизвести. Для нанесения этого изображения на стены необходимо было из куска пленки вырезать несколько листов трафарета для каждого цвета отдельно, а брату принести из клуба несколько банок гуашевой краски разных цветов, которыми он малевал афиши фильмов. Достать в то время дефицитные обои было очень трудно, поэтому маляры наносили на стены так называемый накат или оставляли их просто пустыми. За пару дней мы с братом украсили стены комнаты многоцветными букетиками ромашек. Но интересы брата только этим не ограничивались. Не знаю где он умудрялся доставать книги и журналы по живописи, но однажды у него появилась целая серия довольно  толстых журналов под названием (Школа живописи). Каждая книга как помнится, посвящалась только одной теме. Например, первый том назывался рисунок и был посвящен только этой теме. Другие номера рассказывали как изготовить линогравюру, что такое офорт или травленный штрих. Отдельный номер книги был посвящен изготовлению различной бутафории, которую можно использовать при постановке спектаклей, изготовлению различных масок, или подобия винограда из желатина. Отдельные тома рассказывали, что такое высокая или глубокая печать, и как самому в домашних условиях изготовить печатный станок. После выхода на экраны первого иностранного боевика (Фантомас) ему видимо заказали изготовить партию визиток с этим именем, по крайней мере он на куске линолеума вырезал это слово, и мы помнится, отпечатали целую пачку таких бумажек используя сведения взятые из его книг. После этого, он решил попробовать изготовить маску Фантомаса, и еще страшного черта в придачу. Форму этих масок он вылепил из куска пластилина, и как советовала книга залил эти изображения алебастром. После этого полученная полость в алебастре достаточно долго обклеивалась мелко нарезанными кусками бумаги. Вытащенная из формы заготовка маски, с наружной стороны шлифовалась наждачной бумагой, после чего окрашивалась и покрывалась лаком. Обе маски получились очень реалистичные и страшные. Увидев маску Фантомаса, поселковый балагур, и сосед по бараку Толька Шогин выпросил ее чтобы пугать народ. Одев маску, он стал заглядывать в окна подъехавших к остановке троллейбусов, чаще всего пугая сидевших внутри пассажиров. История, куда девалась маска черта, со страшными клыками мне не известна. Отыскав в книгах приемлемую для нас технологию, мы с братом особенно усиленно занялись изготовлением линогравюр, для чего он даже приобрел в магазине специальные штихеля которыми удалялось из рисунка все ненужное. Затем на куске стекла резиновым валиком раскатывался тонкий слой типографской краски, который затем наносился на изготовленную гравюру. Печать производилась на немного увлажненную ткань так как таким образом краска проникала глубже и изделие после высыхания можно было много раз стирать. Если печать делалась на белой футболке то внутрь нее клался слой бумаги, чтобы краска не запачкала обратную сторону изделия. Прежде всего на изделие с помощью тампонов, через трафарет наносились все нужные цвета, и только после этого накладывалась линогравюра на которой имелся контур рисунка. Чтобы перевести изображение на ткань, изделие вместе с линогравюрой осторожно переворачивалось, после чего сверху клался еще один лист бумаги по которому нужно было стучать, или притирать изделие к штампу, чтобы краска, нанесенная на линолеум резиновым валиком перешла на ткань. В результате на изделии оставалось многоцветное изображение. Для взрослых обычно печатался музыкальный ансамбль АББА,  ковбой на коне с винчестером в руке, или стоящая на одном колене женщина пират с двумя старинными пистолетами в поднятых руках. Для детей имелась и другая линогравюра с Микки Маусом или пчелой Майей. Линогравюру с изображением пирата у меня кстати говоря украли, когда я принес ее в цех, чтобы печатать изображение на вошедших в моду сумках из тонкого брезента.         
            Использованные материалы.
1. Классический фотомонтаж, Фото Александра.
2. Страница журнала Смена, фото автора.               


Рецензии