Человек с безграничным сердцем

Мирхадиев Фаат Мирхадиевич (08.07.1920-09.09.1991). Жизнеописание

Родился 8 июля 1920 года в селе Старая Мушта Краснокамского района БАССР РСФСР СССР. Ныне – село Старая Мушта Краснокамского района Республики Башкортостан Российской Федерации.
Отец: Хуббутдинов Мирхадей Хубутдинович, крестьянин (1898-1984).
Мать: Ахлямутдинова Гульсум Ахлямутдиновна, крестьянка (1896-1951).
Братья и сестры: Миргасим (1922-1924), Гатуф (1924-1930), Мухамадьян (1928), Марьям: (1931-2001), Вагиз (1935-2004), Амина (1940), Фаат – самый старший.
Женился 01.07.1949 года на Мирзагитовой Асие Мирзагитовне (25.09.1928-31.10.2009).
Дети:
1. Мирхадиев Рим Фаатович 02.01.1951-02.06.2014;
2. Мирхадиев Ильдар Фаатович 08.01.1956.
Образование согласно учетно-послужной карточке 5 классов. По его словам – 7 классов.

Так как семья, в которой он рос, была многодетной, отец – инвалид первой мировой войны, часто повторяющиеся голодные годы, раскулачивание, был вынужден начать трудовую деятельность после 4 класса.
Пятый класс, согласно справке Старомуштинского сельского совета от 11 июля 1939 года №263/80, Фаат прошел в вечерней школе НСШ для взрослых.
До призыва в Красную армию работал лесорубом на участке лесозаготовок УЗТМ. Согласно производственной характеристике от 22.05.1940, нормы перевыполнял, считался стахановцем. Неофициально работал плотником. В частности, вставлял окна в новые срубы. Работал совместно с отцом. Его отец ставил срубы, Фаат вставлял окна.
Любил рассказывать непридуманные истории из детства.
Одна из них такова. Шли предположительно тридцатые годы. Свирепствовал голод. Они с отцом отправились в лес искать «подножный корм»: грибы, ягоды, травы. По пути увидели мальчика. Он сидел на крыльце. Позвали его с собой. Тот отказался. Через несколько дней они увидели на крыльце его тело. Особое впечатление произвел внешний вид тела – мальчик от голода опух.
Рассказывал он и о том, как их раскулачивали. Документально установлено, что это произошло в 1931 году. Он был тому свидетелем и все сказанное ниже будет с его слов. Его отец, Мирхади, как зажиточный крестьянин был признан кулаком. К ним пришли активисты. Они представляли из себя тот сброд, который в деревне не столько работал, сколько искал легкой жизни. Но при советской власти этих «людишек» наделили полномочиями. И они рьяно принялись за дело. Две лошади и плуги были забраны в колхоз. Одна из лошадей, вспоминал дед, очень не хотела покидать хозяев, сильно сопротивлялась, но ее силком увели. Учитывая характер этих животных, смею предположить, что особой пользы она колхозу не принесла. Как и конфискованные плуги, которые сгнили под открытым воздухом. Искали излишки так усердно, что не забыли заглянуть под подушку спящей малышки (сестры Марьям), резко стащив ее. Что может спрятать борющаяся за выживание многодетная крестьянская семья  под подушкой младенца? Из дома семью переселили в баню, сам дом разобрали на бревна и «унесли». Семеро в бане. Там же ели, там же спали, спали, там же мылись. Именно про таких активистов, как эти устроители колхоза в Старой Муште Сталин писал в труде «Головокружение от успехов»: «Что может быть общего между этой "политикой" унтера  Пришибеева и политикой партии, опирающейся на добровольность и учёт местных особенностей в деле колхозного строительства? Ясно, что между ними нет и не может быть ничего общего. Кому нужны эти искривления, это чиновничье декретирование колхозного движения, эти недостойные угрозы по отношению к крестьянам? Никому, кроме наших врагов!»
Однако, могло кончиться и хуже. Семье грозила депортация. Но, к счастью, нашлось кому отстоять Мирхади и его семью. Мир не без добрых людей.

24 октября 1940 года  призывной комиссией при Октябрьском районном военном комиссариате Свердловской области Фаат был признан годным к строевой службе, призван на действующую военную службу и направлен в военную часть, расположенную на Дальнем востоке.
Наименование части – 16 отдельный Стрелковый батальон.
Наименование – подразделения – саперный взвод.
Воинское звание на момент демобилизации – ефрейтор.
Должность на момент демобилизации – сапер, командир отделения. 
Согласно Красноармейской книжке, участвовал в боях с японскими империалистами в составе 16-й армии 2-го Дальневосточного фронта в должности командира отделения.
Согласно военному билету, участие в боях и походах датируется с 9 августа по 3 сентября 1945 года.
Правительственная награда: медаль «За победу над Японией» 1946 года.   
        Удостоен ордена Великой отечественной войны II степени. На сей счет хранится следующая информация на сайтае «Память народа».
«Мирхадиев Фаат Мирхадиевич.
Дата рождения __.__.1920.
Место рождения Башкирская АССР, Калтасинский р-н, с. СтараяМушта. Наименование награды - Орден Отечественной войны II степени
Архив - ЦАМО
Картотека  - Юбилейная картотека награждений
Расположение документа - шкаф 38, ящик 24
Номер документа - 84
Дата документа - 06.04.1985
Автор документа - Министр обороны СССР».
Ссылка на источник: https://pamyat-naroda.ru/.
Аналогичная информация имеется на сайте «Подвиг народа». Ссылка на источник: Награжден следующими медалями:  «Участнику войны. 30 лет победы в великой отечественной войне 1941-1945 гг.», «Участнику войны. 40 лет победы в великой отечественной войне 1941-1945 гг.», «70 лет вооруженных сил СССР 1918-1988».
Демобилизован 5 мая 1946 года Указом президиума верховного совета СССР от 20.03.1946 года.
Время военной службы он нередко вспоминал. Например, как им поставили задачу найти диверсанта. Они искали, но нашли другие. Как называли японцев «Тояма Токанава». Как выручали друг друга. Про так называемую дедовщину он узнал с удивлением и категорически не приветствовал. Он не понимал, как можно унижать вновь поступивших солдат и взваливать на них всю тяжесть несения службы. Он рассказывал, что во время одного из маршей одному из «молодых» стало плохо и пришлось нести товарища на себе. И никто не считал это постыдным. Взаимовыручка была превыше всего в те времена, когда он служил и воевал. Про подробности боевых действий с его участием ничего не известно.
Навыки, полученные в армии, пригодились и в мирной жизни. Например, он владел приемами рукопашного боя. Рассказывал, что на него в селе напали двое с лопатами. Причина нападения не известна. В результате оба противника были брошены на землю крест накрест, а сверху были положены лопаты тоже крест накрест.

Теперь затронем трудовую биографию после демобилизации.
Трудовой стаж исчисляется с 1937 года.
Первая запись – с 10.06.1949 по 18.03.1950 работал шофером в Янаульской инкубаторской станции.
С 6.06.1950 по 19.05.1952 работал в тресте «Алтайсвинецстрой» Усть-Каменогорской транспортной конторе грузчиком, диспетчером колонны, шофером (в Казахской ССР).
Примечание автора. В апреле 1951 года в городах Усть-Каменогорск, Лениногорск (ныне – это город Риддер) и Зыряновске произошли события, обозначенные в Википедии как Чеченский погром 1951 года. Стороны конфликта – чеченская диаспора из депортированных в 1944 году и завербованные (нанятые) горняки из числа амнистированных граждан, прибывших из «мест, не столь отдаленных». В итоге резонансных событий погибло десятки человек, милиция не смогла самостоятельно разрешить конфликт и пришлось привлекать солдат из армейской части. Десятки человек были осуждены. Был наказан (уволен) за нерешительность секретарь Лениногорского горкома. Представителям чеченской диаспоры предоставили право вернуться на свою малую родину. Беспорядки вспыхнули 10 апреля 1951 года. В Усть-Каменогорске смута продолжалась 3–4 дня, шла взаимная охота. Местные жители боялись выходить из дома. Мой дед, бабушка и дядя Рим (родившийся 12 января 1951 года) оказались в эпицентре событий. Про них они при мне вспоминать не любили. Дед говорил, правда, о том, что бывшие уголовники требовали от него возить водку на зону. Услышав отказ, грозились зарезать. Впрочем, это скорее всего к вышеуказанным событиям не относится. После них семья еще год прожила в Усть-Каменогорске. Кстати, в апреле 1951 года дед перевелся с должности диспетчера колонны  на должность шофера. Совпадение?
Продолжаем обзор Трудовой книжки.
С 17.06.1952 по 17.06.1953 работал в Стройуправлении разнорабочим, плотником, шофером (в Украинской ССР).
С 29.07.1953 по 30.07.1954 работал в Молотовстрой МНП шофером, электромонтером 6 и 7 разряда (в г.Молотов, ныне – г.Пермь).
С 15.07.1954  по 22.08.1963 работал в ММУ «Союзпроммонтаж» - реорганизовано в ВНЗМ (Стерлитамакском монтажном управлении, Уфимском монтажном управлении) электромонтером 7 разряда, сл-строителем 4 разряда.
С 27.08.1963 по 05.10.1967 работал в НИИ Химических производств слесарем 7 разряда.
С 05.10.1967 по 15.02.1971 работал в 1 и 3 уфимских монтажных управлениях ВНЗМ (Востокнефтезаводмонтаж) электромонтером 5 и 6 разряда.
С 20.02.1971 по 18.06.1974 работал в СУ-10 (СУ-20) «Нефтепроводмонтаж» (Новый Уренгой) электромонтером 6 разряда, дизелистом 6 разряда, электросварщиком 5 и 6 разряда, п/автоматчиком 5 разряда.
С 27.06.1974 по 01.01.1976 работал электриком 6 разряда. Уволен в связи с переходом на пенсию.
Сведения о поощрениях и награждениях:
- Благодарность – 5 раз;
- Почетная грамота – 6 раз;
- Денежное премирование за достигнутые высокие производственные показатели и успехи в соцсоревновании – 10 раз;
- Поощрение за рацпредложение – 3 раза;
- Занесение на доску почета – 1 раз;
- Занесение в книгу почета – 1 раз.

Мне довелось пообщаться с ним, когда ему шел уже седьмой десяток.
Ростом был выше среднего, примерно 180 см. В молодости – плотного телосложения. В старости худощав. На задней поверхности бедра имел рыжее родимое пятно. На горле у него ниже кадыка выступал зоб. Волос имел черный. Голос – обычный мужской. Речь – неторопливую, вдумчивую. Характер имел спокойный. На помощь был отзывчив.
Много любил порассуждать, до конца жизни был в здравом уме.
Одно из его излюбленных выражений: «Было бы здоровье». А еще: «Лишь бы не было войны». Также любил повторять: «Что посеешь, то и пожнешь». И порой подробно растолковывал данное выражение, разбавляя примерами.
Когда я его называл «дедушкой», он мне отвечал: «дедушка на остановке сидит, автобуса ждет, а я картатай». После этого я обычно выглядывал в окно и пытался найти того самого дедушку, но не находил. Поскольку я картавил и не владел татарским языком, то мне очень тяжело давался его «титул». Как я ни пытался называть его попроще, ответ был неизменен.
Со мной обращался очень и очень корректно, с любовью. Помогал, чем мог, когда того требовалось.
Когда мой велосипед «Уралец» сломался, разделившись надвое, он откуда-то призвал сварщика и возле подъезда специалист воссоединил велосипед на радость мне. По-моему, я его об этом и не просил. Я просто рассказал о проблеме. Он сказал: «Привози, наладим».
На мое детское возмущение о том, что приходится уступать старшим и пожелание пореже садиться на транспорт, он ответил примерно следующее: «Я уже пожилой человек и даже стою через силу. Особенно после долгого ожидания на остановке. Желать надо не того, чтобы старики реже садились в автобусы, а чтобы транспорт ходил чаще. Тогда и уставать люди будут меньше и мест всем хватит». Надо ли добавлять, что он меня переубедил?
Всегда убеждал аргументами, никогда не говорил в духе: так надо, потому что я так сказал. Один раз услышал припев в песне «Сердцу не прикажешь» Дослушал и сказал: «Давай разберем это «сердцу не прикажешь». Логически доказал мне, что сердце это эмоции, а главным в человеке должен быть разум. А значит, сердцу приказать можно.
В этой связи вспоминается еще один рассказанный им случай. Когда он работал на Севере, они ждали на вокзале поезда. Северяне с получкой уезжают. Как известно, они получали в разы больше, чем на «большой земле», где нет больших районных коэффициентов и полярных надбавок. Поэтому возвращающиеся к семьям северяне были желанной добычей для разного рода воров, шулеров и разбойников. Это я уже по своему опыту знаю: наивные, подвыпившие, развязавшие языки работяги рисковали вернуться домой «на легке» или не вернуться совсем. И вот, один из карточных игроков затеял партию. Товарищ деда загорелся провести остаток времени за увлекательной игрой. Дед ему настоятельно посоветовал не подходить к игрокам – обманут. Но товарищ не послушал. Подсел. Просто так, сказали, не играют. Стали играть.  Товарищ выиграл. Точнее, ему дали выиграть. Партию, другую. А потом немного проигрался и понял, что дальше будет только хуже. Но было уже поздно. Он хотел встать и уйти. Их было больше. Они его удержали. Тогда он предложил им вернуть выигранные деньги. Но они же не для того потратили на него время, чтобы отпустить просто так. Заставили продолжить и пока он им не проигрался вчистую, не выпустили. Такой вот товарищ получил урок. Зато жив остался.
Дорогу переходил строго на зеленый свет, даже если вокруг не было машин. Мы вместе стояли на улице Конституции и ждали зеленого света. Он крепко держал меня за руку. Это я помню, как будто было вчера.
Бережно относился к природе. В детстве мы имели такую забаву: набивали рот пшеном или рябиной и «стреляли» друг в друга из трубочек. Когда мы шли с ним по улице, я попросил разрешения сорвать гроздь рябины. Он не сказал категорично ни да, ни нет. Ответ его был таков: «Если ты сорвешь, за тобой еще один. И так – тридцать человек. От рябины ничего не останется».
Уникальной способностью его было приходить сухим после дождя. Секрет был прост – при появлении первых капель он находил крышу и под ней пережидал стихию. Как-то мне довелось возвращаться домой вместе с ним. Когда на нас посыпались первые капли, он зашел под козырек одного из подъездов и там мы простояли до тех пор, пока дождь не закончился. Причем дом тот находился с соседнем квартале от дома, где жил дед.
Одной из любимых его передач, была «Международная панорама». Причем телевизор он включал за 15 минут до начала передачи.
С интересом также смотрел новости, комментировал их. Когда узнал о том, что Виктор Цой погиб за рулем от усталости, очень удивился, почему тот не остановился и не поспал. Вспоминал, что в свою бытность водителем, всегда останавливался на обочине и почивал, когда понимал, что засыпает за рулем.
Спортивные единоборства он не понимал, называя поединки дракой. А когда увидел сюжет про петушиные бои, сказал про организаторов так: «Жизнь прожили, а ума не нажили».
Один раз, когда я смотрел футбол и услышав комментарий о том, что игрок потерял мяч потому, что задумался, дед очень удивился, сказав: «Что тут думать? Бей и все».
Среди родственников пользовался непререкаемым авторитетом, был невероятно щедр и гостеприимен. Всех гостей встречал с неподдельной радостью и с распростертыми объятиями в буквальном смысле этого слова. Иные и вовсе не являлись родственниками. Иные приходили поздно и без предупреждения. Ко всем проявлялось страннолюбивое радушие.
При жизни своего отца Мирхади, всегда отсылал ему деньги. Родные называли его «жирэк абзыкай» (далекий дядюшка). Это объясняется удаленностью его от многих родных. Почти все они жили в Краснокамском районе, а его семья – в Уфе.
А уж как он любил своих сестер! Стоило одной из них заикнуться про то, что у нее сломался пылесос, так он соскочил с места и достал из-под шкафа свой новый пылесос и отдал его ей.
Более того, еще давно, когда они выселялись из коммуналки и получали жилье, он добровольно отказался от трехкомнатной квартиры в пользу другой семьи, так как посчитал, что их больше. Сам же выбрал двухкомнатную квартиру. Хотя в комнате квартиры по улице Кремлевская их жило шестеро. Сейчас наверно таких людей уже нет. Да и коммунизм никто уже не строит.
Руки у него были на все способные. Как видно из биографии, профессий перепробовал много. Дома вся мебель была сделана его руками. Выглядела не очень эстетично, но качество было «на века». Часть этой мебели служит до сих пор. Даже спортинвентарь для «кача» (штангу, диски и прочее) сделал сам.
Бытовые приборы ремонтировал сам.
Любил также вышивать на машинке.
За время своей работы и пенсии обзавелся массой инструментов, многие из которых служат нам до сих пор и лежат в чемоданчике. Большинство этих инструментов и чемоданчик дед изготовил сам.
Вместе с тем, это не был отрешенный от жизни старец, монотонно вещающий о высоких материях. Он был живым чувствительным человеком, любящим своих родных и близких. И это выражалось в его эмоциях.
Один раз какой-то шайтан дернул за язык сказать ему такую гадость: «Интересно, а где я буду жить, если ты не умрешь, когда вырасту?» Он, конечно, сильно удивился, услышав такое от внука. Но не рассердился на меня. Понимал, что это было по глупости. Я сразу же осознал всю глубину низости и попросил прощения. Он же в ответ сказал, что нужно все в жизни добывать своими руками, тогда и результат будет. Что эту квартиру, где он живет, он заработал своими руками. Но сказал это без тени поучения. Я снова  попросил прощения и обнял его. Он обнял меня в ответ и едва не прослезился. Я предложил попить чаю и мы еще долго о чем-то беседовали…

Он чувствовал окончание своей жизни и не раз мне признавался в том, что иной раз не знал, доживет ли до утра. А бабушке летом признавался в том, что до зимы не доживет. Мне было 12 лет и я не придавал значения этим словам.
У него были проблемы с сердцем и с желудком. Один раз он, видя, как я ем пельмени с соусом, с улыбкой назвал меня счастливчиком и я понял, как мало надо для счастья…
С «сердцем» он не раз лежал в больнице и я даже приезжал с бабушкой сопровождать его при выписке. При последней выписке я с трудом узнал его. Он сильно похудел. Но он, увидев меня, так улыбнулся, что я забыл про его недуги и взошло солнце в моей душе…
Представился он действительно ночью, как и предчувствовал, скорее всего даже во сне. Это было в ночь с воскресения на понедельник. Ничего не подозревая о грядущем, я приехал тогда в пятницу как обычно на выходные к бабушке с дедом. Это были первые выходные в начале нового учебного года. Я поступил в 7 класс. Ездил я к бабушке с дедушкой на выходные самостоятельно с 3 класса. Так что это были далеко не первые выходные нового учебного года. Ничто не предвещало такого исхода. Стояла теплая осень. Она только начиналась. В воскресение 8 сентября мы с Маратом ходили на стадион «Строитель» смотреть футбольный матч «Гастелло»-«Волга» Тверь. Игра завершилась нулевой ничьей. Вечером как обычно поужинали и разошлись по углам. Нас было трое тогда: я, бабушка и дед. Поскольку я по понедельникам вставал рано и отправлялся в школу, то обычно пробуждался самый первый. Но за заре сквозь сон я услышал какую-то возню и понял, что что-то не ладно. Однако, не хотел верить в неотвратимое. Но бабушка развеяла все сомнения: «Вадик, вставай, дедушка умер». Она проснулась под утро, вышла в залу. Он лежал без движения, ноги были на полу. На ощупь был холоден. Насколько помню, прибывший врач констатировал инфаркт.
Согласно Свидетельству о смерти №IV-АР №264867, дата смерти: 09.09.1991; возрасти 71 год; причина смерти: постинфарктный кардиосклероз.
Проводить в последний путь деда приехало неимоверное количество народа. Что удивительно, было много родных и близких по бабушкиной стороне, которым дед совсем не был родственником. Они все отправились в будний день с районов и вся квартира была полна народа, оставшегося. Не только мне пришлось ночевать у Марата, но и еще парочке взрослых.
Это событие навсегда изменило мое мировоззрение. Я понял, что потерять близкого человека это реально. И первое ощущение, что я больше не увижу в живых, болезненно вошло в мое сознание. И породило первые ростки смирения.
После этого бабушка настолько сильно заболела, что едва не отправилась вслед за дедом, но к счастью, выкарабкалась и часто видела его во сне. Она каялась в том, в чем считала себя виноватой перед ним. Жалела его. О чем они говорили в ее снах, так и осталось тайной…

С позиций чистого прагматизма некоторые его поступки поражают своей наивностью и жертвенностью, нестяжательством. Но он был свят в своей простоте и такие люди не могут быть поняты большинством. Высота его духа доступна не каждому и вряд ли я смогу ее постичь. Его уход был самым первым уроком в моей жизни и напоминанием о том, что все мы не вечны и общение ограничено во времени. Но моя к нему любовь не имеет границ.
Он продолжает жить в наших сердцах.

Изложил: Вадим Мирхадиев, внук по линии Фаат – Ильдар – Вадим

05.12.2019


Рецензии