Под знаком медведя
Введение
В данном очерке речь пойдет о моем династическом родепоотцовской линиибабушки Асии, матери моего отца Ильдара.
Цепочка предков выглядит следующим образом: Макай–АмангулМакаев –Манликай Амангулов–Фаттахитдин Манликаев – Низамутдин Фаттахетдинов, где Макай – самый древний предок.
Далее, до меня включительно, цепочка следующая: Низамутдин Фаттахетдинов–Мирзагит Низамов – Асия Мирзагитова – Ильдар Мирхадиев – Вадим Мирхадиев.
Место проживания – Илишевский район нынешней Республики Башкортостан (РБ) Российской Федерации (РФ).
Рассматриваемый временной промежуток – 18-20 века нашей эры.
Имена предков были установлены следующим образом.
От моей бабушки по отцовской линии мне было известно, что прадеда звали Мирзагит Низамов, а прапрадеда – Низамутдин. И что Мирзагитжил в деревне НовомедведевоИлишевского района РБ.
В материалах всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 года по Бирскому уезду Илишеской волости деревни Ново-Медведево (Хлебная пристань Плеханова) в карточке №44 (позиция №118) значится хозяин двора НизамутдинФаттахетдинов в возрасте 56 лет (примерно 1861 года рождения). В семье старшему сыну 26 лет, значит он 1890 или 1891 года рождения. Мирзагит Низамов родился в 1890 году, а значит, вероятнее всего,НизамутдинФаттахетдинов его отец.
В материалах 10-й всероссийской переписи 1859 года (Х Ревизии) по деревне Новомедведевойзначится семья №12 МинликаяАмангулова, у которого записан второй сын – ФаттахитдинМанликаев26 лет (1833 года рождения). В 1861 году ФаттахитдинуМанликаеву исполнилось 28 лет, а значит он и есть отец НизамутдинаФаттахетдинова.
В материалах 8-й всероссийской переписи 1834 года (VIII Ревизии)по деревне Медведевой значится семья №22 АмангулаМакаева. Сам он на тот момент уже ушел из жизни. При этом,записан его сын МанликайАмангулов37 лет. Сын МинликаяАмангулова–ФаттахитдинМанликаев 1 год.
В материалах 7-й всероссийской переписи 1816 года (VII Ревизии) по деревне Медведевой значится семья №23 АмангулаМакаева 54 года (1762 года рождения), у которого записан сын МинликайАмангулов 19 лет (1797 года рождения).
Родоначальником являетсяМакай, родившийся до 1742 года.
Места проживания
Район проживания предков находится на северо-западе РеспубликиБашкортостан: Илишевский. Данный район входил в ареал башкирских племенКыргызи Гирей (Киргизской волости) на территории так называемой Казанской дороги.
Родовые населенные пункты – деревня Старомедведево (изначально – деревня Медведева или Аю) и деревня Новомедведево (изначально – деревня Новая Медведева или Яна Аю).
Надо сказать, что на территории Илишевского района были обнаружены находки еще со времен неолита (5-3 тысячелетия до нашей эры). Возле деревни Новомедведево найдены стоянки племен, живших во 2 тысячелетии до нашей эры.
Сам топоним «Аю» («Медведь»), возможно, связан с культом медведя, которому могли поклоняться первые жители Аю или их соседи, отголоски которого до 19 века сохранялись у соседствующих с татарами и башкирами народов: удмуртов и коми.
Родовая деревня Медведева в одно время была поделена между вотчинниками Киргизской и Гарейской волостей.
По имеющимся сведениям известен промежуток времени переселения предков из деревни Медведевой в деревню Новую Медведеву. Это произошло между 1834 и 1844 годами. Глава семьи, перебравшейся на новое место – МинликайАмангулов
Деревня Медведева впервые упоминается документах в 1643 году. В научном справочнике «Башкиры Илишевского района Республики Башкортостан», читаем:«Деревня Аюбыла центром одноименной тюбы и входила в 1798–1865 гг. в 9-ю юрту Х башкирского кантона. В официальных бумагах с конца XVIII в. ее название употреблялось в переводе на русский язык как Медведево, с начала XIX в. – Старомедведево. В 1722 г. упоминается д. Аю, куда был послан сыскной отряд «для взятья и высылки из разных волостей беглецов» из Казанской дороги – чувашей (ясачных татар), марийцев и др. В эту деревню прибыл поручик Милкович, но «той деревни башкирцы пришед к нему бранили и поносили его всячески», «само- вольно отбив у него сходцев» (беглых)6. По V ревизии (1795 г.) к Кыргызской волости относилась лишь половина д. Верхнемедведево, вторая половина входила в состав Гарейской волости. Здесь жили вотчинники. Тептяри были припущены не башкирами-кыргызцами, а вотчинниками Гарейской волости. Это произошло в 7151 (1643) г.».
В настоящее время данный населенный пункт существует в качестве деревниСтаромедведевосельского поселения Новомедведевский сельсовет Илишевскогорайона Республики Башкортостан Российской Федерации (деревня без жителей).
Деревня Новая Медведева впервые основана в 1731 году. В настоящее время данный населенный пункт существует в качестве деревниНовомедведевосельского поселения Новомедведевский сельсовет Илишевского района Республики Башкортостан Российской Федерации.
Привожу материалы про Медведево (Аю) и Новомедведево (Яна Аю) из двух научных источников.
1. Деревня Аю была центром одноименной тюбы и входила в 1798–1865 гг. в 9-ю юрту Х башкирского кантона. В официальных бумагах с конца XVIII в. ее название употреблялось в переводе на русский язык как Медведево, с начала XIX в. – Старомедведево. В 1722 г. упоминается д. Аю, куда был послан сыскной отряд «для взятья и вы- сылки из разных волостей беглецов» из Казанской дороги – чувашей (ясачных татар), марийцев и др. В эту деревню прибыл поручик Милкович, но «той деревни башкирцы пришед к нему бранили и поносили его всячески», «само- вольно отбив у него сходцев» (беглых)6. По V ревизии (1795 г.) к Кыргызской волости относилась лишь половина д. Верхнемедведево, вторая половина входила в состав Гарейской волости. Здесь жили вотчинники. Тептяри были припущены не башкирами-кыргызцами, а вотчинниками Гарейской волости. Это произошло в 7151 (1643) г.7По VII ревизии (1816 г.) в д. Медведевой было взято на учет 143 башкира при 26 дворах8 и 67 тептярей при 12 дворах9. Между указанной и следующей VIII ревизией (1834 г.) произошло выделение д. Новомедведевой, в которой было учтено 27 дворов и 127 жителей-башкир10. В коренном поселении осталось 10 дворов с 66 жителями-башкирами11. Также в коренном поселении остались тептяри – 98 душ обоего пола при 11 дворах12. По материалам последней X ревизии населения (1859 г.), в Старой Медведевой проживало 115 башкир при 19 дворах и 150 тептярей при 13 дворах13, в Новой Медведевой – 245 башкир при 13 дворах14. По Учету 1870 г. в 63-дворной д. Старая Медведе- ва числилось 287 душ жителей обоего пола15, в 47-дворной д. Новая Медведева – 265 душ жителей обоего пола16. В обоих деревнях имелись мечети и водяные мельницы. Переписи начала XX в. подтвердили результаты ревизских сказок предыдущего столетия по этническому составу указанных сел. Так, подворная перепись 1912–1913 гг. показала в Ново-Медведевой (Аю) Илишевской волости при 103 хозяйствах 513 башкир-вотчинников (264 души м. п. и 249 душ ж. п.)17. Старо-Медведево в начале XX в. относилось к Ново-Каинлыковской волости, по указанной переписи здесь зафиксированы две группы населения: в первой проживали 275 башкир-вотчинников (146 душ м. п. и 129 душ ж. п.) при 47 хозяйствах, во второй – 226 теп- тярей-припущенников (117 душ м. п. и 109 душ ж. п.) при 47 хозяйствах18. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 1917 г. учла в Ново-Медведево при 116 хозяйствах 600 жителей-башкир, а также 2 татарские и 1 русскую семьи19. В д. Старо-Медведево насчитывалось 121 хозяйство, где проживало 612 жителей, в карточках которых в графе «сословие» указано «башкиры-вотчинники», однако в графе «национальность» большинство указаны как татары (здесь проживали башкиры-вотчинники и тептяри). Всесоюзная перепись населения 1989 г. обнаружила в Новомед- ведевском сельсовете д. Аю с 36 жителями-башкирами и д. Яны-Аю с 379 жителями-башкирами. По ВПН-2002 г. в д. Старомедведево проживало 16 башкир, в Ново-Медведево – 325 башкир; по ВПН-2010 г. в Старо-Медведево уже не было жителей, а в Ново-Медведево числилось 259 жителей.
Источник: «Башкиры Илишевского района Республики Башкортостан» (научный справочник)Уфа 2021
2.Деревня Аю была центром одноименной тюбы и входила в 1798—1865 гг. в 9-ю юрту 10-го башкирского кантона. В официальных бумагах с конца XVIII в. она называлась в переводе на русский язык Медведево, с начала XIX в. — Старомедведево. В 1722 г. упоминается д. Аю, куда был послан сыскной отряд «для взятья и высылки из разных волостей беглецов» из Казанской дороги — татар, марийцев и других. В эту деревню прибыл поручик Милкович, но «той деревни башкирцыпришед к нему бранили и поносили его всячески», «самовольно отбив у него сходцев» (беглых)53.
А теперь приводим таблицу о количестве жителей и дворов по сведениям ревизий и переписей.
Таблица 137
В 1795 г. к Киргизской волости относилась лишь половина д. Верхнемедведево, вторая половина относилась к Гарейской волости. Здесь жили вотчинники. Тептяри были припущены не киргизцами, а вотчинниками Гарейской волости. Это произошло в 7151 (1643) г.54 После VIII ревизии (1834 г.) в Новомедведево перешли 122 вотчинника. В коренном поселении оставалось 66 вотчинников при 10 дворах.
При мечети имелось «училище». Была водяная мельница.
В 1843 г. на каждого из 66 башкир было засеяно по 2,5 пуда (всего 168) хлеба.
Следующая таблица о развитии д. Новомедведево.
Таблица 138
Время выделения жителей из коренного поселения в новую нам не известно. Но предположительно можно указать рубеж XVIII—XIX вв.
В 1843 г. на каждого из жителей приходилось по 3 пуда засеянного хлеба. Двум сельчанам принадлежало 2 мельницы.
Новомедведево — центр Илишевской волости.
Источник: «История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий». Асфандияров А. 3.
Сословная принадлежность
До реформы 1754 года башкирское общество разделялось на следующие сословия: феодалы (бии, князья, тарханы, старосты, старшины, сотники, ахуны, муллы), ясачные башкиры (асаба), тептяри (припущенные по письменно оформленным условиям пользователи земли), бобыли (припущенные по устным условиям пользователи земли). Были также туснаки (попавшие в кабалу ясачники) и рабы (военнопленные).При этом, нахождение в башкирском сословии не еще означало принадлежность к башкирскому этносу.
Есть предположение, что Макай относился к сословию ясачных башкир. Данное сословие было установлено со времени добровольного присоединения исторической Башкирии к Российскому государству во время Правления Иоанна 4-го.В середине 18 векаясак составлял в среднем 25 копеек с одного двора.В самом начале правления Екатерины II за пятикопеечную монету можно было купить четверть пуда гречки, полпуда ржи или гороха, полтора десятка селёдок (из расчёта 1000 штук за три рубля). Пятак – это более килограмма сомовины или говядины.
Ясачные башкиры имели право на землю, которой владела община (в данном случае башкирское племя Кыргыз или Гирей). Ясачники имели вотчину, платили налог (ясак) в казну государства, подчинялись старостам (агалар), а с 1736 года – старшинам, отвечающим за сбор окладного ясака. В обязанность ясачных башкир не входила призывная военная служба, за исключением полной или частичной мобилизации в особых случаях.
В 1754 году ясак был заменен воинской повинностью, а ясачные башкиры переведены в сословие служилых башкир. В 1798 году было образовано Башкиро-Мещеряцкое войско, переименованное в 1855 году в Башкирское войско. Военное сословие служилых башкир было идентично сословию казаков, но своими особенностями. Так, земельное владение общины было сохранено, но при этом обеспечение воинов в большинстве случаев также осуществлялось за счет общины. Призыв на военную службу стал обязательным. По сути, башкирское общество было решено интегрировать в существующую сословную иерархию. Феодальная верхушка вошла в состав дворянства. Ясачные башкиры и мишари (потомки служилых татар) вошли в военное сословие служилых башкир(в воинских списках они значатся в казачьих званиях). Тептяри и бобыли – в сословие, идентичное крестьянскому.
Таким образом, Макай перешел из сословия ясачных башкир в сословие служилых башкир.
В данном сословии состояли и его потомки: АмангулМакаев, МинликайАмангулов, ФаттахитдинМанликаев.
Воинская повинность Башкиро-мещерякского войска заключалась в несении кордонной службы Оренбургской и Сибирской пограничных линиях. На Оренбургской линии башкирские и мещерякские кантоны несли летнююслужбу (с 15 мая по 16 ноября) на 1-й – 4-й дистанциях. Команда 10-го башкирского кантона, в который и входила деревня Медведева, служила на 1-й дистанции в крепостях Троицк (ныне – город Троицк Челябинской области), Степная (ныне – поселок Степное Челябинской области), Петропавловская (ныне – город Петропавловск государства Казахстан или поселок Петропавловский Челябинской области), Карагайская (ныне не существует, возле поселка Карагайский Челябинской области).Кроме того, башкиры несли годовую этапную службу на Сибирском тракте – конвоировали ссыльных в Сибирь. Они также привлекались к полицейской службе в крупных городах. На линейную и этапную службу командировались призывники, как правило,в возрасте от 20 до 50 лет. Каждый призывник командировался в порядке очереди по одному человеку на 4-5 дворов, снабжался вооружением, лошадьми, одеждой, продовольствием.
С утратой Башкирией окраинного положения начался перевод башкир и мишарей из служилого в податное состояние. С конца 40-х гг. XIX в. линейную службу несли уже лишь 14% башкир и мишарей. В 1848 г. Башкиро-мещерякское войско было разделено на две части: 200 тысяч душ вместо военной службы облагалось денежным сбором, 101 тысяча душ осталась в «военном устройстве».
В 1863-1865 гг. Башкирское войско было упразднено. По «Положению о башкирах» от 14 мая 1863 г. башкиры получили права свободных сельских жителей. 2 июля 1865 г. был принят Закон «О передаче управления башкирами из военного в гражданское ведомство», кантонная система упразднялась, башкиры перешли в подчинение общих губернских и уездных по крестьянским делам присутствий и мировых посредников. Натуральные повинности служащих Оренбургского и Верхнеуральского кантонов были заменены денежными.В 1865 году в царствование Императора Александра ІІ все башкирское население было передано в ведение гражданского начальства, обращено в крестьян-собственников, что совершилось без затруднений.
В 1865 году после упразднения Башкирского войска служилые башкиры стали сельскими обывателями. ФаттахитдинМанликаев, как и все остальные предки, перешел из военного сословия служилых башкир в крестьянское сословие крестьян-вотчинников. Его сын, НизамутдинФаттахетдинов, в данном сословии состоял с рождения вплоть до его упразднения в 1917 году.
Известно, что при проведении первых четырех переписей (I-IV ревизий), башкирцы отказывались добровольно вставать на учет и прогоняли переписчиков. Они считали, что налог должен браться с общины (племени, рода), а не подушно.
Этническая принадлежность
На основании имеющихся документов, выявлено следующее.
В VII ревизии 1816 года предки записаны в сословие «башкирцы».
В VIII ревизии 1834 года предки записаны в сословие «башкирцы».
В Х ревизии 1859 года предки записаны в сословие «башкирцы».
В переписи 1870 года этническая принадлежность жителей деревни Новая Медвева определена как мещеряки (мишари).
В переписи 1917 года ФаттахетдиновНизамутдин в графе «сословие домохозяина» указан как «вотчинник», в графе «национальность домохозяина» указан как «баш» (по всей видимости, башкир – примечание автора).
В переписи 1920 года жители деревни Ново-Медведево полностью записаны как татары.
В переписи 1926 года преобладающая национальность жителей деревни Ново-Медведево– башкиры.
Есть основания полагать, что поскольку после отмены башкирского сословия предки в 1870 году записались в мишари, то они ведут происхождение от воинского сословия служилых татар и вошли в башкирское сословие ясачных башкир для того, чтобы воспользоваться их привилегиями. А затем, при переводе в сословие служилых башкир, они без труда адаптировались в нем, так как имели военные навыки.
Потомки данного рода в настоящее время относят себя к татарскому этносу.
Вероисповедание
Никаких сомнений не вызывает принадлежность предков данного рода к исламу. Об этом говорит и наличие мечети в Новомедведево, и арабское происхождение имен, и метрические книги Оренбургского магометанского духовного собрания.
Биографии (эпохи)
Эпоха Макая (до 1742-до 1812)
Самым древним представителем данного рода считается предок Макай.Макай родился до 1740 года вероятнее всего в деревне Медведевой.
Что в точности означает имя Макай, я затрудняюсь определить. Похожее по звучанию имя Макей означает «подарок Бога».
В 1744 году была учреждена Оренбургская губерния, в состав которой вошла и деревня Медведево.
В 1755-1756 годах вспыхнуло башкирское восстание в Зауральских волостях и онотакже, скорее всего, на жизни предков существенно не повлияло.
Не позднее 1759 года Макай женился. В браке родилось трое сыновей: Ахшигул (1760-1825), Амангул (1762-1830), Юзый (1775-1817). Мой предок – Амангул.
В 1762-1763 годах была проведена 3-я всероссийская перепись(IIIревизия). Башкирцы в ней учтены не были. В команде старшины Мухамметрахима Юсупова по деревне Аюной значится 1 семья ясашных татар.
В 1773 году началась так называемая Пугачевщина. Это восстание коснулось района проживания предков. В частности, войска под предводительством Караная Муратова, проплыв по реке Белой до впадения в Каму, осадили уездный город Мензелинск. Они не могли проплыть мимо деревне Медведевой, при которой находилась пристань. Это говорит о том, что, скорее всего, жители деревни Медведевой оказали поддержку повстанцам.
В 1782 году была проведена 4-я всероссийская перепись(IVревизия). Башкирцы в ней учтены не были. В команде сотни ИбетуллыАлкеева по деревне Аю значатся 9 семей тептярей.
В 1795 году была проведена 5-я всероссийская перепись(Vревизия). Башкирцы деревни Медведвевой впервые были взяты на учет. В деревне учтено: 8 дворов с 49 башкирцами и 10 дворов с 61 тептярями из татар – из Кыргызской волости; 5 дворов с 35 башкирцами и 7 дворов с 32 тептярями – из Гарейской волости.
В 1812 году Макая уже не было в живых. Упокоен, предположительно, в деревне Медведевой (Старомедведево).
На этом набиографииМакая можно было бы поставить точку. Однако, в списках гирейских башкир, участвовавших в походе Русской армии в Восточную Пруссию в 1857 году и в Польском походе (1771-1773) значится некий казак Макай Чачанов (Чеченев).
В 1757 году казакМакай Чачановпринял участие в походе Русской армии в Восточную Пруссию. Имел при себе 1 копье и 2 лошади.
В 1771-1773 гг. казакМакайЧачанов принял участие в Польском походе. Имел при себе 1 лошадь, 1 саблю, 1 копье.
Правда,родной населенный пункт Макая Чачанова указан Тохта-Алачик (ныне – деревня ТакталачукТакталачукского сельского поселенияАктанышского района Республики Татарстан). Прямых упоминаний того, что Макай Чачанов – отец АмангулаМакаева, не обнаружено. Однако, вероятность того, что Макай Чачанов наш предок, есть. Он мог переселиться из деревни Такталачук в деревню Медведево. К тому же Макаевых в Ревизской сказке по деревне Такталачук за 1816 год не выявлено. Так что, не исключено, что наш дальний предок Макай носил фамилию-отчество Чачанов.
Эпоха АмангулаМакаева (1762-1830)
АмангулМакаев, родился в 1762 году в деревне Медведевой в семье военнослужащего Макая.
Имя Амангулпроисходит от арабских слов «аман» и «гали». В переводе с арабского «Аман» означает «безопасность», «пощада», «спокойствие», «мир», «здоровый», «невредимый», «Гали» - «дорогой», «возвышенный».Амангул – Божий мир.
В 1773 году началась так называемая Пугачевщина. На тот момент Амангул был еще подростком. Участвовать в боевых действиях еще не мог и знать про события в округе мог только со слов взрослых.
Не позднее1794 годаАмангул женился на Хазиле (1771-после 1834). В браке родилосьдесять сыновей: Юзюкай Амангулов1795-1825), Минликай Амангулов(1797-после 1859), МавлюкайАмангулов(1804-1820), ЗайнекайАмангулов (1806-после 1859), Габдулхабир Амангулов(1809- 1854), ИхалхабирАмангулов (1811-1812), Абдулвахит Амангулов(1813-1827), Абдулвали Амангулов(1815-после 1859), Абдулхалик Амангулов(1820- после 1859), Абдрафик Амангулов(1829-до 1850). Мой предок – Манликай.
Жена Амангула, Хазиля, - настоящая мать-героиня, родившая десятерых детей. Первого в 24 года, десятого – аж в 58 лет.В наше время за это дают звание мать-героиня.
В 1812 году была проведена 6-я всероссийская перепись(VIревизия). В деревне Медведвевой учтена семья башкирцаАмангулаМакаева и его сыновей.
В 1812 году началась Военная кампания 1812-1814 годов, включавшая Отечественную войну 1812 года. В 1812 году АмангулуМакаеву был уже 51 год, а его старшему сыну – еще 17 лет. В воинских списках Башкиро-мещеряцкого войска указаны казаки от 17 до 54 лет включительно. Поэтому номинально АнмангулМакаев со своим сыном вполне могли участвовать в кампании.
Башкирцы 10-го кантона, в которых входила деревня Медведева, были призваны в 10-й Башкирский казачий полк, сформированный в сентябре 1812 года в деревне Измайлово Бирского уезда Оренбургской губернии.Командиром полка был назначен капитан М.К. Масцепанов.
11 октября 1812 г. полк выступил в поход в Нижний Новгород, по прибытии в который поступил под команду начальника ополчения III округа генерал-лейтенанта графа П.А. Толстого.
20 декабря 1812 г. полк был отправлен в г. Пензу в ведение пензенского гражданского губернатора и принял участие в подавлении волнений ратников Пензенского ополчения, а затем нёс полицейскую службу в городах Пензе и Саранске.
В 1813-1814 гг. полк числился в составе корпуса графа П.А. Толстого Резервной армии, а с мая 1813 г. в Польской армии генерала от кавалерии барона Л.Л. Беннигсена и считался откомандированным в г. Пензу.
1814 г. в декабре полк был расформирован, воины возвратились в свои селения.
В 1816 году была проведена 7-я всероссийская перепись(VIIревизия). В деревне Медведвевой учтена семья №23 башкирцаАмангулаМакаева и его сыновей.
При жизни Амангулу пришлось похоронить четверых сыновей: Юзюкая, Мавлюкая, Ихалхабира, Абдулвахита.
Амангул ушел из жизни в 1830 году в возрасте 68 лет. Упокоен, предположительно, в деревне Медведевой (Старомедведево).
Эпоха МинликаяАмангулова (1797-1852)
МинликайАмангулов родился в 1797 году в деревне Медведевой в семье военнослужащегоАмангулаМакаева.
Что означает имя Минликай, однозначно сказать затрудняюсь. Могу лишь предположить две версии происхождения имени.
Первая – тюркская от слова «минлекей», буквально – «малыш с родинкой». «Мин» - родинка, «Минле» – прилгательное, означающее «имеющий родинку». «Кей» - уменьшительно-ласкательный суффикс.
В старинубылоповерье, чтородинкаприноситсчастье. Еслиребенокрождался с родинкой, емудавалиимя с компонентомминле. Еслиродинкуобнаруживали по прошествиизначительноговремени с моментарожденияребенка, емудавалиновоеимя, в составкотороговходилословоминле (минне). Словамин (родинка), минле (с родинкой) использовалисьтакжедляобозначениякрасоты, миловидности, обаяния(источник: https://sanstv.ru/dict/).
Вторая версия – мужское имя Минликай может быть аналогом имени Малик, имеющим, в свою очередь, арабские корни и означающим «Царь».
В переписях и списках его имя указано по-разному: Менникай, Минликай, Минликей. Последнее написание более всего подходит под первую версию и она мне кажется наиболее вероятной.
Фамилия Маликая записывалась то Аманулов, то Ямангулов.
В 1814 году Минликайбыл взят на воинский учет в Башкиро-мещеряцкое войско. Он входит в Именной список 10-го Башкирскаго Кантона служащихжителей за 1844 год в позиции 1. На линейной службе или внутренней службе состоял с 1839 года. По состоянию на 1844 год был на службе 5 раз. Все разы он призывался в пределах своей губернии на внутренней или линейной службе.
Не позднее 1823 годаМинликай женился на Шамсунисе Идрисовой (1804-после 1859).
Есть основания полагать, что Шамсуниса Идрисова – односельчанка Минликая и относится к роду Магазовых. В таком случае, ее родителей звали Идрис Магазов (1762-1824) и Фарида (1771-после 1834), у нее был брат Аднагул Идрисов (1800 -после 1859) и сестра Мавлиха Идрисова (1811-после 1834). Ее родного дядю звали Абдулмезит Магазов (1775-до 1850), а деда – Магаз.
Магазовы в ревизских сказках упоминаются рядом с Макаевыми, что дает основания предполагать соседство их дворов. И, кроме того, Магазовы, как и Макаевы, переселились из деревни Медведевой в деревню Нововмедведево.
В браке Минликая и Шамсунисы родились: дочь Бадриниса Минликаева (1824-после 1834), сын Менлиер Минликаев (1828-после 1859), Минлифахриниса Минликаева (1830-после 1834), сыновьяФаттахитдин Минликаев (1833-после 1861), Гималетдин Минликаев (1835-после 1859), Гилязетдин Минликаев (1838-после 1859) . Мой предок – Фаттахитдин.
В 1834 году была проведена 8-я всероссийская перепись(VIIIревизия). В деревне Медведвевой учтена семья №22 башкирцаАмангулаМакаева и его сыновей. Сам АмангулМакаев на тот момент уже умер (1830 году). Манликай, остался во главе большой семьи, включавшей его жену Шамсунису, дочь Минлифахриниса, двух сыновей (Менлиера и Фаттахитдина)и оставшихся в живых пятерых младших братьев: Зайнекая, Габдулхабира, Абдулвали, Абдулхалика и Абдрафика. Четверых остальных братьев (Юзюкая, Мавлюкая, Ихалхабира, Абдулвахита) на тот момент семья уже лишилась.
Даже если учесть то, что землевладельцы могли записаться несколькими семьями в один двор для уменьшения государственной повинности на душу, такое понятие, как взаимопомощь никто не отменял. После смерти отца, в 1830 году на руках Манликая остались три малолетних брата: Абдулвали (15 лет), Абдулхалик (6 лет), Абдрафик (1 год).
Именно МинликайАмангулов перевез свою семью из деревни Медведевой в деревню Новая Медведева, где его потомки живут и поныне. Это произошло в промежутке между 1834 и 1844 годами. Почему именно этот промежуток? Потому что МинликайАмангулов в 1834 году согласно 8-й всероссийской переписи являлся жителем деревни Медведевой, а уже в 1844 году входит в вышеуказанный Именной список 10-го Башкирскаго Кантона служащихжителей за 1844 год в ряду казаков Новой Аюевой. Компанию ему там составляют и другие родственники.
В 1850 году была проведена 9-я всероссийская перепись(IXревизия). В деревне Новой Медведвевой учтена семья №12 МинликаяАмангулова из башкир.И снова Минликай во главе гигантской семьи со своей женой, четырьмя сыновьями, четырьмя братьями и их потомством. На тот момент из братьев остались: Зайнекай, Габдулхабир, Абдулвали, Абдулхалик.Про самого младшего брата, Абдрафика, после 1834 года информации нет.
Минликай ушел из жизни в 1852 году, прожив 55 лет. Упокоен, предположительно, в деревне Новой Медведевой(Новомедведево).
Эпоха ФаттахетдинаМанликаева (1833-после 1874)
ФаттахетдинМанликаев родился в 1833 году в деревне Медведевой в семье военнослужащего МанликаяАмангулова.
Имя Фаттахетдин происходит от арабского выражения «Фаттах-ат-Дин», и означает «Вера, открывающая двери к счастью».
Фаттахетдин родился и вырос в очень большой семье, в которой проживало не только несколько поколений, но и несколько ветвей. То есть он делил кров не только с родителями и родными братьями, но и с двоюродными братьями и их родителями.
Когда Фаттахетдин вырос, не позднее 1855 года женился на МухадисеГайнуллиной (1834-после 1874), которую и привел в свой дом. Брак выдался многодетным, в нем родились: дочь ГильмихамтаФаттахетдинова (1856-после 1859), ХашафутдинФаттахетдинов (1858-до 1917), НизамутдинФаттахетдинов (1861-после 1917), МухаметшакирФаттахетдинов (1862-после 1917), МухаматдинФаттахетдинов (1874-после 1917).Низамутдин – мой предок.
В 1859 году была проведена 10-я всероссийская перепись(Xревизия). В деревне Новой Медведвевой учтена семья №12 МанликаяЯмангулова из башкир. На тот момент его уже семь лет как не было в живых. Фаттахетдину во время проведения переписи было 26 лет, его жене 25 лет, дочери Гильмихамте 3 года, сыну Хашафутдину 1 год.
В 1865 году все башкирское население было обращено в крестьян-собственников и Фаттахетдин со своими домочадцами перешел в разряд сельских обывателей.
Фаттахетдин ушел из жизни после 1874года, прожив более 41 года. Упокоен, предположительно, в деревне Новой Медведевой (Новомедведево).
Эпоха НизамутдинаФаттахетдинова (1861-после 1917)
НизамутдинФаттахетдиновродился в 1861 году в деревне Медведевой в семье военнослужающегоФаттахитдинаМанликаева, обращенного затем в крестьянина-собственника.
Имя Низамутдинпроисходит от арабского выражения «Низам ат-Дин», и означает «Закон Веры».
В промежутке между 1881 и 1888 годами Низамутдин женился. В браке родились: дочь Мунавара, сын Зинатулла (1888-после 1917), сын Мирзагит (1890-1935), сын Сабир (Сабирзян) (1894-1937), дочь Нажиба (1900-после 1917), дочь Василя.Мирзагит – мой прадед.
В 1917 году в Российской Империи произвелась Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная перепись 1917 года. Семья Низамутдина была взята на учет (семья №118).
Результаты переписи таковы.Карточка для сплошной переписи сельских хозяев №44. Ф.И.О. домохозяина – Фаттахетдинов Низамутдин. Приписной.Сословие – вотчинник.Хозяину –56лет. Сыну –25 лет. Сыну – 26 лет (Мирзагиту Низамову – примечание автора).Снохе – 22 года.Снохе – 24 года. Жене – 40 лет. Лошади старше 4 лет – 4 головы.Лошади от 1 года до рабочего возраста – 2 головы. Жеребята от 1 года – 1 голова Коровы – 3 голы. Телята до 1 года – 3 головы.Овцы и бараны взрослые – 10 голов.Ягнята – 5 голов.Под посевами хлебов и прочих полевых растений – 1600 кв.сажен: озимая рожь; овес. Аренда пашни: озимые 0,5 десятин; яровые 0,5 десятин (1 квадратная сажень - 4,55 м2, 1 десятина – 2400 квадратных саженей или 109,25 соток или 1,09 гектар – примечание автора).
Низамутдин ушел из жизни после 1917 года, прожив более 56 лет. Упокоен, предположительно, в деревне Новомедведево.
Эпоха Низамова Мирзагита Низамовича (1890-1935)
Мирзагит Низамов родился 1890 году в деревне Ново-Медведево Бирского уезда Илишевской волости Уфимской губернии (Хлебная пристань Плеханова) в семье крестьянина-собственника Низамутдина Фаттахетдинова.
Имя «Мирзагит» означает «Святой правитель».
Мирзагит женился первый раз примерно в 1915 году. От первой жены родились двое детей: Зайтуна и Мирхалим.
Второй раз прадед женился примерно в 1926-м году. В браке у них родились еще двое детей, Асия в 1927-м (по документам в 1928-м) и Дания в 1932-м.
После Октябрьской революции 1917 года числился как крестьянин-середняк.В период коллективизации отказался вступать в колхоз, за что подвергался преследованиям со стороны местных властей.
Поддерживал связь с родным братом, Сабиром Низамовым, противником советской власти, скрывавшимся от правоохранительных органов.
Сам Мирзагит в антисоветской деятельности не участвовал.
Длительное время вплоть до самой кончины, он тяжело болел, лежа время у печки (что косвенно свидетельствует о лихорадке).
О нем мало что известно. Говорили, что он был добр, ласков к детям. Выращивал табак в огороде, набивал им трубку.
Представился прадед в середине мая 1935 года в возрасте 45 лет после продолжительной болезни. Его упокоили в деревне Аю Илишевского района Республики Башкортостан Российской Федерации.
Выдержки из источников
Ревизская сказка
1816-го года августа дня Оренбургской губернии Бирского уезда 10-го Башкирского кантона 3 отделения команды старшины Мухаметьдияра Иркина деревни Медведевой о состоящих в оной мужеского и женского пола башкирцах
Башкирцы
Семья №22
АхшигулМакаев – 56 лет
Жена АхшигулаМакаева:Закхира– 50 лет
АхшигулаМакаевасын:Мавлигул – 31 год
Мавлигула жена: Башира – 30 лет
Мавлигулов сын: Биктемир – 1 год
АхшигулаМакаева 2-й сын:Гайнулла – 19 лет
Гайнуллы жена: Муллаха – 20 лет
Гайнуллы дочь: Бабазашаха – 1 год
АхшигулаМакаевадочери:
Галхира– 12 лет
Мигуфара– 10 лет
Мухубяхшаха – 4 года
Семья №23
АмангулМакаев – 54 года
Жена АмангулаМакаева: Хазиля – 45 лет.
АмангулаМакаева сыновья:
Юзюкай– 21 год
Манликай– 19 лет
Мавлюкай – 12 лет
Зайнекай – 10 лет
Габдулхабир– 7 лет
Ихалхабир – умер в 1812
Абдулвахит – 3 года
Абдулвали – 1 год
Семья №24
ЮзыйМакаев – 41 год
ЮзыяМакаева 1-я жена: Силяха – 35 лет
ЮзыяМакаева от 1-й жены сыновья:
Габдулла– 11 лет
Зейнулла– 5 лет
Зейнибашир– 1 год
ЮзыяМакаева 2-я жена: Гилияра – 25 лет
ЮзыяМакаева от 2-й жены сын: Габдулнасыр – 1 год
Ревизская сказка
1834 года марта двадцатого дня Оренбургской Губернии Бирского уезда 10-го Башкирского кантона 9 юрта команды старшины КудайметаАбутаева деревни Медевдевой о состоящих в оной мужеского и женского пола башкирцах, оказавшихся по 8 ревизии мужеска 89 женска 99 душ
Башкирцы
Семья №21
АхшигулМакаев – умер 1825 года
АхшигулаМакаевасын:Мавлигул – 49 лет
Мавлигула жена: Башира – 48 лет
Мавлигула сыновья:
Биктемир – 19 лет
Биктаир – 13 лет
АхшигулаМакаева 2-й сын:Гайнулла – 37 лет
Гайнуллы жена: Гульзябига – 20 лет
Гайнуллы сын: Хуснутдин – 1 месяц
Гайнуллы дочери:
Хуршизиган– 16 лет
Сахибзиган– 13 лет
Сахибямал– 6 лет
Бамгулямал– 4 года
Махуба – 2 года
Семья №22
АмангулМакаев – умер 1830 года
Жена АмангулаМакаева: Хазиля – 63 года
АмангулаМакаева сыновья:
Юзюкай– умер 1825 года
Манликай– 37 лет
МанликаяАмангулова жена: Шамсуниса – 30 лет
Манликая сыновья:
Менлиер – 6 лет
Фаттахитдин – 1 год
Манликая дочери:
Бадриниса – 10 лет
Минлифахриниса – 4 года
Амангула третий сын: Мавлюкай – умер 1820 года
Амангула четвертый сын: Зайнекай – 28 лет
ЗейнекаяАмангулова жена: Шамсизиган – 25 лет
Зейнекая дочь: Шамсабану – 6 лет
Амангула 5-й сын: Габдулхабир– 25 лет
ГабдулхабираАмангулова жена: Минсули – 25 лет
Габдулхабира сын: Габдулхабир – 1 год
Амангуловы сыновья:
Габдулвахит – умер 1827 года
Габдулвали – 19 лет
Габдулхалик – 10 лет
Абдрафик – 5 лет
Семья №23
ЮзыйМакаев – умер 1817 года
Его 1-й жены сыновья:
Габдулла–умер 1830 года
ГабдуллыЮзеева дочь Хуснузиган - 6 лет
Зейнулла– умер 1819 года
Зейнибашир– 19 лет
ЗейнибашираЮзееваженаХайриниса – 20 лет
Юзея2-й жены сын: Габдулнасыр – умер 1822 года
История башкирских родов
Кыргыз
Том 10
Документы о состоянии X, XI, XII кантонов башкирского войска
Ведомость о состоянии юрт 10-го Башкирского кантона, расположенных в Оренбургской губернии вБирском уезде за 1844 год
9 юрта
Юртовый старшина зауряд есаул Хисметулла Мустафин
Оная юрта состоит из деревень:
Новой Медведевой
Число дворов – 28
Число мечетей – 0
Число чиновников:
Служащих – 0
Отставных – 0
Урядников:
Служащих – 0
Отставных – 0
Башкирцев
Служащих – 37
Отставных – 3
Малолетков – 39
Духовного звания – 0
Итого людей – 79
Расположение деревень – на той же речке (Минлигише) 70 верст (от кантонной квартиры)
Именной список 10-го Башкирскаго Кантона служащихжителей за 1844 год
Казаки
1. МанликайЯмангулов
Сколько от роду лет – 47
Время вступления в службу – 1814
Время последней командировки:
На линейной или внутренней службе – 1839
Вне губернии или в армии – 0
Сколько всего раз был на службе – 5
10. ЗейнигабдинЯмунгулов
Сколько от роду лет – 35
Время вступления в службу – 1826
Время последней командировки:
На линейной или внутренней службе – 1833
Вне губернии или в армии – 0
Сколько всего раз был на службе – 3
АбдлхабирЯмангулов
Сколько от роду лет – 35
Время вступления в службу – 1826
Время последней командировки:
На линейной или внутренней службе – 1839
Вне губернии или в армии – 0
Сколько всего раз был на службе – 2
20. АбдулвалиЯмангулов
Сколько от роду лет – 29
Время вступления в службу – 1832
Время последней командировки:
На линейной или внутренней службе – 1835
Вне губернии или в армии –
Сколько всего раз был на службе – 1
ЗейнильбаширЮзеев
Сколько от роду лет – 29
Время вступления в службу – 1832
Время последней командировки:
На линейной или внутренней службе – 1837
Вне губернии или в армии – 0
Сколько всего раз был на службе – 2
БиктагирМавлюгулов
Сколько от роду лет – 29
Время вступления в службу – 1832
Время последней командировки:
На линейной или внутренней службе – 1837
Вне губернии или в армии – 0
Сколько всего раз был на службе – 1
БиктаирМавлюгулов
Сколько от роду лет – 25
Время вступления в службу – 1836
Время последней командировки:
На линейной или внутренней службе – 1840
Вне губернии или в армии – 0
Сколько всего раз был на службе – 1
АбдулхаликЯмангулов
Сколько от роду лет – 24
Время вступления в службу – 1838
30. МинлиярМанликаев
Сколько от роду лет – 18
Время вступления в службу – 1843
Ревизская сказка
1859 года июля 25 дня Оренбургской губернии Бирского уезда 16 Башкирского кантона 4 юрты Новой Медведевой деревни
О состоящих мужеского и женского пола башкирцах
Семья №11
БиктимирМалюгулов из башкир – 44 года
БиктимираМалюгуловажена:ФаразиганаФазуллина – 41 год
БиктимираМалюгулова 2-я жена:ХусникамалаТохветбердина – 35 лет
Его сыновья:
Ибрагим – 8 лет
Фаррахитдин – 5 лет
Гильмутдин – 0,5 года
Его дочери:
Дина – 13 лет
Вукура – 11 лет
Гильмихамхия – 7 лет
Хайрильбаната – 1 год
БиктимираМалигулова родной брат Биатагир – 38 лет
БиктагирМавлюева жена: МахубямалаМухамедьярова – 35 лет
Его сыновья:
Габдулгалим – 13 лет
Мухаметсадык – умер 1851 года
Хабибрахман – 4 года
Его дочь: Гильмикамала – 2 года
БиктимираМавлюгулова дядя: ГайнуллаЯкшигулов – 64 года
Его сын Мухаметшариф – 16 лет
Семья №12
МанликейЯмангулов из башкир –умер 1852 года
МинликаяЯмангулова жена: Шамсиниса Идрисова – 55 лет
Его сын Минлияр – 31 год
МинлияраМинликеева жена МухибгамалаАбдунасырова – 30 лет
Его сын: Мухаметхан – 1 год
Его дочь ЛихапИмала – 4 года
МинликаяЯмангулова 2-й сын: Фаттахитдин – 26 лет
ФаттахитдинаМинликеева жена МухадисаГайнуллина – 25 лет
Его сын Хашафутдин – 1 год
Его дочь Гильмихамта – 3 года
МинликаяЯмангулова 3-й сын: Гималетдин – умер 1852 года
МинликаяЯмангулова 4-й сын: Гилязетдин – 21 год
ГилязетдинаМинликеева жена ШамсибанатаШангареева – 18 лет
МинликаяЯмангулова родной брат 1-й: Зейнигабуин – 53 года
ЗейнигабуинаЯмангулова жена ХуснизиганХисамутдинова – 31 год
Его сын Биктимир – 20 лет
Его дочери:
Гильмизигана – 10 лет
Фахризигана – 4 года
МинликаяЯмангулова родной брат2-й: Габдулхабир – умер 1854 года
ГабдулхабираЯмангулова жена МинсулаАбдусалямова – 50 лет
Его дочери:
Маруба – 15 лет
Фарахиниса – 13 лет
Его сын: Габдулкадыр – 26 лет
ГабдулкадыраГабдулхабирова жена Хуснуямала Шамсутдинова – 25 лет
МинликаяЯмангулова родной брат 3-й: Габдулваний – 44 года
МинликаяЯмангулова жена ЗулейхаМинлибаева – 34 года
Его сыновья:
Габдулгани – 7 лет
Габдулгалим – 1 месяц
МинликаяЯмангулова родной брат 3-й: Габдулхалик – 35 лет
ГабдулхаликаЯмангулова жена Шамсизаман Сейфуллина – 34 года
Его сын: Фаррахетдин – 11 лет
Его дочери:
Шамсурузга – 15 лет
Магисурузга – 8 лет
Фархизуруза – 4 года
Шамситалага – 1 год
Семья №13
ЗейнибаширЮзеев из башкир – 44 года
ЗейнибашираЮзеева жена:
1-я ЗямиляГибадуллина – 69 лет
2-я ШамсусмалаАиткулова – 31 год
3-я МахубземалаКарагулова – 35 лет
Его сыновья:
Зейнулла – 8 лет
Загидулла – 3 года
Габдулла – 1 год
Его дочери:
Мадыхиземала – 6 лет
Хубземала - 3 года
Хугисямала - 2 года
Хабибземала - 6 месяцев
Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел
Выпуск 45: Уфимская губерния: ... по сведениям 1870 года
№1494
Название населенных мест – Новая Медведева, деревня
Положение – при речке Минлиште
В верстах:
От уездного города – 100
От станов.кварт. – 60
Число дворов – 47
Число жителей:
Мужского пола – 127
Женского пола – 138
Этнографический состав населения, молитвенные здания, учреждения, виды промышленности кроме земледелия и скотоводства – Мщ. (мещеряки – примечание автора), мельниц водяных – 2 шт.
Полный список населенных мест Уфимской губернии
Уфа, 1896
Бирский уезд – стан V (стр.170)
Название населенных мест – Новая Медведева, деревня
Положение – при реке Белой иречкеМиниште
К какой волости принадлежат поселения на крестьянских землях – Илишевской
№ участка земского начальника - 12
Число дворов – 87
Число жителей:
Мужского пола – 233
Женского пола – 235
Молитвенные здания, учреждения административные, учебные и благотворительные, промышленные заведения, ярмарки и базары – Мечеть1, хлебозапасный магазин 1
Полный алфавитный список всех населенных мест Уфимской губернии
Уфа, 1906
14.Илишевская волость
№10 (стр.139).
Ново-Медведева, деревня, при реке Белой, на проселочной дороге, мечеть, бакалейная лавка, 2 мельницы
Расстояние в верстах:
От уездного города – 90
От волостного правления – 10
Число дворов – 88
Число жителей:
Мужского пола – 259
Женского пола – 263
Род занятий населения – земледелие
Национальный Архив РБ -Материалы поземельной переписи 1917 года по: д. Ново-Медведево (хлебная пристань Пешеходова Плеханова), Бирский уезд, Илишевская волость; фонд Р-473, опись 1, дело 2209
Подворовые карточки Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 года по Бирскому уезду Илишевской волости деревни Ново-Медведево (Хлебная пристань Плеханова)
№66 Фатхетдинов Мухаматдин
Хозяин –43, сын-17, сын-0, жена-18, дочь-0
№86. ГалязетдиновАхметдин
Хозяин –54, сын - 24, сын – 7, раб. – 28, раб. – 60, жена - 35, дочь – 4, дочь – 2
№96. НизамутдиновЗинатулла
Хозяин –29, сын - 6, жена – 27, дочь – 4
№114. ФадтахутдиновМухамметшакир
Хозяин –55, сын – 10, жена – 55, дочь – 17, дочь – 14, дочь – 6
№118. ФаттахетдиновНизамутдин
Хозяин –56, сын – 26, сын – 25, жена – 40, дочь – 17, сноха – 24, сноха – 22
№119. ГимазетдиновАхмедвалий
Хозяин – 47, сын – 21, сын – 15, сын – 8, жена – 19, дочь – 6
Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН М.И. Роднов
НАСЕЛЕНИЕ УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ ПО ПЕРЕПИСИ 1920 ГОДА: ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ (Бирский, Златоустовский и другие уезды)
Москва 2014
15. Илишевская183 волость (ЦИА РБ. Ф. Р-473. Оп. 1. Д. 790–793, 798, 929)
№17 (стр. 56).
Селение –Ново-Медведево
Национальность – татары
Число хозяйств – 129
Число жителей – 657
СписокНаселенных пунктов Башреспублики
Уфа – 1926 год
Бирский кантон (стр. 52)
№ 22
Название волостей и населенных пунктов –Ново-Медведева(Аю)
Род населенного пункта – деревня
Преобладающая национальность – б. (башкиры – примечание автора)
Число верст до ВИКа – 0
Число дворов - 123
Число душ М. – 285, Ж. – 315, обоего пола – 600
Число хозяйств в 1925 году – 137
Связь поколений
1. Родоначальник,Макай женился.
В браке родилось трое сыновей:
- Ахшигул Макаев(1760-1825),
- Амангул Макаев(1762-1830) – прямой предок,
- ЮзыйМакаев (1775-1817).
2. Судьба детей Макая, сложилась следующим образом.
2.1. Старший сын Макая, АхшигулМакаев (1760-1825), не позднее 1785 года женился на Закхире (1766-до 1834).
В браке родились:
- сын МавлигулАхтигулов (1785-после 1834),
- сын ГайнуллаАхтигулов (1797-после 1834),
- дочь ГалхираАхтигулова(1804-после 1816),
- дочь МигуфараАхтигулова (1806-после 1816),
- дочь МухубяхшахаАхтигулова (1812-после 1816).
2.1.1. МавлигулАхтигуловженился на Башире (1786-после 1834).
В браке родились сыновья:
- БиктемирМавлигулов (1815-после 1859),
- БиктагирМавлигулов (1820-после 1859).
2.1.1.1. Биктемир Малигулов женился дважды: на Фаразигане Фазуллиной (1818-после 1859) и Хусникамале Тохветбердиной (1824-после 1859).
В браках родились:
- сын Ибрагим Биктемиров (1851-после 1859),
- сын Фаррахитдин Биктемиров (1854-после 1859),
- сын ГильмутдинБиктемиров (1859-после 1859),
- дочь Дина Биктемирова (1846-после 1859),
- дочь Вукура Биктемирова (1849-после 1859),
- дочь ГильмихамхияБиктемирова(1852-после 1859),
- дочь Хайрильбаната Биктемирова(1858-после 1859).
2.1.1.2. Биктагир Мавлигулов женился на Махубямале Мухамедьяровой (1824-после 1859).
В браке родились:
- сын Габдулгалим Биктагиров (1846-после 1859),
- сын Мухаметсадык Биктагиров (1850-1851),
- сын ХабибрахманБиктагиров(1855-после 1859),
- дочь Гильмикамала Биктагирова (1857-после 1859).
2.1.2. Гайнулла Ахтигулов женился дважды.
Первым браком - на Муллахе (1796-до 1834).
В браке родилась:
- дочь Бабазашаха Гайнуллина (1815-после 1816).
Вторым браком – на Гульзябиге (1804-после 1834).
В браке родились:
- дочь Хуршизиган Гайнуллина (1818-после 1834),
- дочь Сахибзиган Гайнуллина (1821-после 1834),
- дочь Сахибямал Гайнуллина (1828-после 1834),
- дочь Бамгулямал Гайнуллина (1830-после 1834),
- дочь Махуба Гайнуллина (1832-после 1834),
- сын Хуснутдин Гайнуллин (1834-после 1834),
- сын Мухаметшариф Гайнуллин (1843-после 1859).
2.2. Амангул Макаев женился на Хазиле (1771-после 1834).
В браке родилось десять сыновей:
- Юзюкай Амангулов(1795-1825),
- МинликайАмангулов (1797- 1852) - прямой предок,
- МавлюкайАмангулов (1804-1820),
- Зайнекай (Зейнегабдин)Амангулов (1806-после 1859),
- ГабдулхабирАмангулов (1809- 1854),
- Ихалхабир Амангулов (1811-1812),
- АбдулвахитАмангулов(1813-1827),
- Абдулвали Амангулов (1815-после 1859),
- АбдулхаликАмангулов (1820- после 1859),
- Абдрафик Амангулов (1829-до 1850).
2.3. Младший сын Макая, Юзый Макаев(1775-1817), женился дважды.
От первой жены, Силяхи (1781-до 1834), родились сыновья:
- Габдулла Юзыев (1805-1830),
- ЗейнуллаЮзыев (1811-1819),
- Зейнибашир Юзыев (1815-после 1859).
От второй жены, Гилияры (1791-до 1834), родился
- сын Габдулнасыр Юзыев (1815-1822).
Из четырех сыновей Юзыя Макаева лишь Зейнибашир смог дожить до 1859 года. Двое (Зейнулла и Габдулнасыр) ушли из жизни еще детьми, аГабдулла – в 25 лет.
2.3.1. Габдулла Юзыев женился и рано овдовел.
В браке родилась:
- дочь Хуснузиган Габдуллина (1828-после 1834).
2.3.2. Зейнибашир Юзыев, в свою очередь, женился четырежды.
В первый раз не позднее 1834 года на Хайринисе (1814-до 1859). По состоянию на 1859 год за 15 лет у Зейнибашира Юзыева образовалась семья из трех жен, трех сыновей и четырех дочерей. Жены: Зямиля Гибадуллина (1790-после 1859), ШамсусмалаАиткулова (1828-после 1859), Махубземала Карагулова (1824-после 1859).
Сыновья:
- Зейнулла Зейнибаширов (1851-после 1859),
- Загидулла Зейнибаширов (1856-после 1859),
- Габдулла Зейнибаширов (1858-после 1859).
Дочери:
- Мадыхиземала Зейнибаширова (1853-после 1859),
- Хубземала Зейнибаширова (1856-после 1859),
- Хугисъямала Зейнибаширова (1857-после 1859),
- Хабибземала (Хабибкамал) Зейнибаширова (1859-после 1859).
Как видно, Зейнибашир Юзыев, рано овдовев, как и его старший брат, не опустил рук и обзавелся богатым потомством, позволив роду по своей линии продолжиться. К тому же именно Зейнибашир Юзыев стал воспитывать племянницу Хуснузиган Габдуллину в 1830 году после смерти ее отца и его брата ГабдуллыЮзыева. Кроме того, Зейнибашир Юзыев стал тестем моего прапрадеда по прямой мужской линии, Хуббутдина Хисамутдинова.
3. Судьба детей Амангула Макаева, сложилась следующим образом.
3.1. Первый сын, Юзюкай Амангулов (1795-1825),ушел в расцвете сил, примерно в 30 лет.
3.2. Второй сын, Минликай Амангулов, женился на Шамсунисе Идрисовой (1804-после 1859).
В браке родились:
- дочь Бадриниса Минликаева (1824-после 1834),
- сын Менлиер Минликаев (1828-после 1859),
- дочь Минлифахриниса Минликаева (1830-после 1834),
- сын Фаттахитдин Минликаев (1833-после 1861) – прямой предок,
- сын Гималетдин Минликаев (1835- 1852),
- сын Гилязетдин Минликаев (1838-после 1870) .
3.3. Третий сын, Мавлюкай Амангулов (1804-1820), ушел из жизни в юных годах.
3.4. Четвертый сын, Зайнекай (Зейнигабдин) Амангулов (1806-после 1859), женился сначала на Шамсизиган (1809-до 1859).
В первом браке родилась
- дочь Шамсабану Зайнекаева(1829-после 1834),
- сын БиктимирЗайнекаев(1838-после 1859).
Затем он женился на Хуснизиган Хисамутдиновой (1828-после 1859).
Во втором браке родились дочери:
- Гильмизиган Зайнекаева(1849-после 1859),
- Фахризиган Зайнекаева(1855-после 1859).
3.5. Пятый сын Амангула, Габдулхабир Амангулов (1809-1854), женился не позднее 1832 года на Минсуле Абдусалямовой (1809-после 1859).
В браке родились дети:
- сын Габдулкадыр Габдулхабиров (1833-после 1859);
- дочь Маргуба Габдулхабирова(1844-после 1859);
- дочь Фархиниса Габдулхабирова (1846-после 1859).
3.5.1. Габдулкадыр Габдулхабиров женился на Хуснуямале Шамсутдиновой.
3.6. Шестой сын, Ихалхабир Амангулов (1811-1812), ушел из жизни во младенчестве.
3.7. Седьмой сын, Абдулвахит Амангулов (1813-1827), ушел из жизни в юных годах.
3.8. Восьмой сын Амангула, Абдулвали Амангулов (1815-после 1859), женился на Зулейхе Минлибаевой (1825-после 1859).
В браке родились сыновья:
- Габдулгани Абдулвалиев (1852-после 1859),
- Габдулгалим Абдулвалиев (1859-после 1859).
3.9. Девятый сын, Абдулхалик Амангулов (1824-после 1859), женился на Шамсизаман Сейфуллиной (1825-после 1859).
В браке родились:
- дочь Шамсурузга Абдулхаликова(1844-после 1859),
- сын Фаррахетдин Абдулхаликова (1848-после 1859),
- дочь Магисурузга Абдулхаликова(1850-после 1859),
- дочь Фархизуруза Абдулхаликова(1855-после 1859),
- дочь Шамситалага Абдулхаликова(1858-после 1859).
3.10. Десятый сын Амангула, Абдрафик Амангулов (1829-до 1850) скорее всего прожил не более 20 лет.
4. Судьба детей Минликая Амангулова, сложилась следующим образом.
4.1. Первый сын Манликая, Менлиер Манликаев (1828-после 1859), женился на Мухибгамале Абдулнасыровой (1829-после 1859).
В браке родились:
- дочь Лихап Имала Менлиерова (1855-после 1859),
- сын Мухаметхан Менлиеров (1858-после 1859).
4.2. Второй сын, Фаттахитдин Манликаев (1833-после 1874), женился на Мухадисе Гайнуллиной (1834-после 1874).
В браке родились:
- дочь Гильмихамта Фаттахетдинова (1856-после 1859),
- сын Хашафутдин Фаттахетдинов (1858-до 1917),
- сын Низамутдин Фаттахетдинов (1861-после 1917) – прямой предок,
- сын Мухаметшакир Фаттахетдинов (1862-после 1917),
- сын Мухаматдин Фаттахетдинов (1874-после 1917).
4.3. Третий сын, Гималетдин Манликаев (1835-1852), ушел из жизни в юном возрасте в один год с отцом, а может даже и одновременно.
4.4. Четвертый сын, Гилязетдин Манликаев (1838-после 1870), женился на Шамсибанат Шангареевой (1841-после 1870).
В браке родились сыновья:
- Ахметдин Гилязетдинов (1863-после 1917),
- Ахмедвалий Гилязетдинов (1870-после 1917).
4.4.1. Ахметдин Гилязетдинов женился. В браке родилось двое сыновей и две дочери.
4.4.1. Ахмедвалий Гимазетдинов женился. В браке родилось трое сыновей и дочь.
5. Судьба детей Фаттахетдина Манликаева сложилась следующим образом.
5.1. Низамутдин Фаттахетдинов (1861-после 1917) женился.
В браке родились:
- дочь Мунавара Низамова,
- сын Зинатулла Низамов (1888-после 1917),
- сын Мирзагит Низамов (1890-1935) - прямой предок,
- сын Сабир (Сабирьян) Низамов (1894-1937),
- дочь Нажиба Низамова (1900-после 1917),
- дочь Василя Низамова.
5.2. Мухаметшакир Фаттахетдинов (1862-после 1917) женился.
В браке родился сын и три дочери.
5.3. Мухаматдин Фаттахетдинов (1874-после 1917) , женился.
В браке родились 2 сына и 1 дочь, причем младшие сын и дочь – двойняшки.
Судьбы Гильмихамты Фаттахетдиновой (1856-после 1859) и Хашафутдина Фаттахетдинова (1858-до 1917), не известны.
6. Судьба детей Низамутдина Фаттахетдинова сложилась следующим образом.
6.1. Старшая дочь Низамутдина, МунавараНизамова, вышла замуж,
В браке родились дети:
- сын Зангит,
- дочь Газима,
- сын Ниязхан,
- сын Салават.
6.2. Старший сын Низамутдина, ЗинатуллаНизамутдинов (1888-после 1917), женился.
В браке родились дети:
- дочь Халима (1913-после 1917),
- сын Тамирьян,
- сын Хаммат,
- сын Нигматулла,
- сын Амирхан.
6.3. Средний сын Низамутдина,Мирзагит Низамов (1890-1935), женился дважды. Сначала на Шарафенисе (имя предположительное), затем, овдовев, на КамариеНизамовой (Тимергазиевой).
От Шарафенисы родились дети:
- дочь ЗайтунаГарифуллина (Мирзагитова) (16.10.1916-19.06.2001),
- сын Мирхалим Мирзагитов (1919(?)-1937).
От Камарии родились дочери:
- АсияМирзагитова – моя бабушка,
- ДинияФайзуллина (Мирзагитова).
6.4. Младший сын Низамутдина,Сабир Низамов (1894-1937),женился.
В браке родились дети:
- Гоффан Низамов (?),
- Галимьян Низамов (1918-1973),
- Галима Низамова (?),
- Газизян Низамов (?),
- Нажип Низамов (?).
Сабир Низамов был арестован 6 августа 1937 года, обвинен по статье 58 (58-8 (терроризм) и 58-10 (антисоветская агитация и пропаганда)УК РСФСР, расстрелян 19 ноября 1937 года, но реабилитирован 16 мая 1989 года.
6.5. Средняя дочьНизамутдина,Нажиба (1900-после 1917), вышла замуж.
В браке родились дети:
- сын Бари,
- сын Мархам,
- дочь Халиса,
- сын Равис,
- дочь Расима.
6.6. Младшая дочь Низамутдина, Василя, покинула наш мир во младенчестве.
7 Судьба детей Низамовой Камарии сложилась следующим образом.
7.1. Зайтуна вышла замуж за Гафиатуллу Гарифуллина.
В браке родились дети:
- дочь Данифа Гарифуллина,
- сын Рашит Гарифуллин,
- дочь Гульзайнап Гарифуллина,
- сын Рузиль Гарифуллин,
- дочь Сабира Гарифуллина.
7.2. Мирхалим погиб от болезни во время учебы в Бирске (скорее всего, вБирском татарском педагогическом училище) в 1937 году.
Мирзагитова Асия Мирзагитовна (1927-2009) вышла замуж за Мирхадиева Фааата Мирхадиевича (1920-1991).
В браке родились сыновья:
- Мирхадиев Рим Фаатович (1951-1914),
- Мирхадиев Ильдар Фаатович (1956) - мой отец.
7.2. Файзуллина (Мирзагитова) Диния Мирзагитовна (1932-2020) вышла замуж за Файзуллина Закарею Фаткулловича (1932-1983).
В браке родился:
- сын Файзуллин Марат Закареевич (1976).
8. Судьба детей Мирзагитовой Асии Мирзагитовной сложилась следующим образом.
8.1. Мирхадиев Рим Фаатович (1951-1914) женился.
8.2. Мирхадиев Ильдар Фаатович (1956) женился на Мирхадиевой (Чечневой) Галине Евгеньевне (1958).
В браке родились:
- сын Мирхадиев Вадим Ильдарович (1979),
- дочь Мирхадиева Наталья Ильдаровна (1988).
9. Судьба детей Мирхадиева Ильдара Фаатовича сложилась следующим образом.
9.1. Мирхадиев Вадим Ильдарович (1979) женился дважды.
Первый брак – на Карюк Юлие Владимировне (1976).
Второй брак - на Мирхадиевой (Миндибаевой) Ирине Акзяновне (1979).
В браке родились дети:
- дочь Мирхадиева Милана Вадимовна (2009).
- сын Мирхадиева Дмитрий Вадимович (2020).
9.2. Мирхадиева Наталья Ильдаровна (1988) по состоянию на 2022 год не замужем. Детей не имеет.
10. Дети Мирхадиева Вадима Ильдаровича, Милана и Дмитрий, в настоящее время несовершеннолетние.
Свидетельство о публикации №220010501610