Таежная загадка

1

Владимира   Петровича   Лагина    я  знал  давно,  обстоятельства  знакомства   были  совершенно  банальны.  С  его  сыном  Александром   я  учился  в  одной  группе  в  Институте  Востоковедения.  Более  близко  отца  Саши  я  узнал  во  время  летних  каникул  после  второго  курса, когда  с  несколькими   ребятами  и  девчатами  с  нашего  факультета   сплавлялись   на  байдарках  по  реке Белой.  Владимир  Петрович  в  этой  экспедиции   тоже  принимал  участие.      Во  время   похода  Петрович, так  мы  стали  называть      Сашиного  отца  через  несколько  дней,    многому  нас  научил  и  много  помог  в  сложных   различных    ситуациях,   которые  неизменно     возникали   в  походе.      Были  у  него  профессиональные  навыки  и  природная   мужицкая   хватка,   это  и  неудивительно ,от  Саши  мы  знали,  что  его  отец  геолог,с       геологическими партиями   объездил всю страну  вдоль  и  поперек, бывал  и       за  границей. После  той  памятной  экспедиции   сблизило   меня  с  отцом  Саши   еще  одно  увлечениеи- филателия. Так  я  стал  вхож   в  семью Лагиных.После  окончания  института,   я  стал  реже  бывать  в  гостях   у  Лагиных,   много      времени  занимала   семья, работа, хотя  с  Владимиром  Петровичем   я  изредка    встречался   в  филателистическом  клубе.   
В  один  из  свободных  дней,  это  было  в  марте  месяце  197…  года,  я  решил  позвонить  Лагиным, справиться  о  здоровье, услышать  новости  о  Саше, который  с  семьей  находился  в  командировке  за  рубежом.  Ответила  мне  Надежда  Алексеевна,  жена  Владимира  Петровича,  очень  обрадовалась  моему  звонку, и,  не  смотря  на  мои  отговорки,  сказала,  что  они  меня  ждут  в  гости. Дверь  мне  открыл  сам  Владимир Петрович. Я  зашел  в  прихожую,  и  мы  с  ним  крепко  обнялись,  несмотря  на  возраст   у  Петровича  еще  был  порох  в  пороховницах.  Из  раскрытой  гостиной  доносился  аромат  пирогов. Я  снял  плащ  и  прошел  с  Владимиром  Петровичем  в  гостиную, Надежда  Алексеевна  стояла  у  накрытого  стола  и  нарезала  пирог.  Увидав  меня  она  всплеснула  руками :   
-  Ой,   Костик!   Давно  ты  не  радовал  нас  своим  посещением. 
 Я  подошел  к  Надежде  Алексеевне   обнял  ее  и  вручил  букет  белых  хризантем .
-  Спасибо  -  поблагодарила  меня  Надежда  Алексеевна  - ты  помнишь,  что   это  мои  любимые  цветы.  Да  что  мы  стоим, давайте  за  стол,  а  то  все   остынет. Мы  присели  к  столу,  за   чаем  с  пирогом  потекла  неторопливая  беседа. Владимир  Петрович  и  Надежда  Алексеевна  интересовались  всем,  конечно  больше   всего  вопросов  задавала Надежда   Алексеевна,  спрашивая  меня  о  здоровье  жены  и  детей, о  делах  на работе, много  ли я                времени  провожу в  командировках и  о  многом  другом. Вопросы  следовали                один  за  другим, но я  знал,что  мои   собеседники не  просто  выполняют      вежливую  формальность,  а  искренне радуются   душой  за  мои  успехи  и       огорчаются  за  мои   промахи  и  неудачи. Мы  еще  долго  разговаривали  сидя     за  столом,а  потом  Владимир  Петрович  обратился  ко  мне:   
-  Костик,если  ты  непротив,   может,   пройдем  в  мой  кабинет, как  раз  я     с  тобой бы обсудил  подобранный  материал  к  филателистической  выставке. 
Поблагодарив  Надежду  Алексеевну  за  вкусный  пирог  и  чай,  я  с  Владимиром  Петровичем направились  в  кабинет..
-  Понравилось  Костик?- спросил  меня,  Владимир  Петрович   закрывая  очередной  альбом  с  марками.
- Конечно, особенно цельные  вещи  Иранского  Азербайджана.   
- Это  меня   Сашок  порадовал,  он  и  тебе   кое-что  передал,  вот  посмотри   - и   Владимир  Петрович  протянул  мне  кляссер. Я   взял  кляссер  раскрыл     его, и  через  увеличительное  стекло  стал  рассматривать  марки.
-  Владимир  Петрович, вы  видели,какую   оригинальную  серию  отпечатали     Мальдивы,  " Тайны  Земли  и  Вселенной " о  разных  человеческих  суевериях  и  байках, на  счет " Снежного  человека", НЛО, "Лох -   Несского  чудовища".         
- Не  знаю  как  на  счет  суеверий  и  баек,но  в  мире  ещё  очень  много     загадочного - произнес  Владимир  Петрович,  а  потом,  перейдя  почти  на  шёпот, сказал:
 -  Костик,  верь,  не  верь, а  я  небольшие   куски  обшивки  НЛО  не  то      что  видел,  но  и  трогал.
- О  чем  это  вы?- спросил  я  его.
- Сейчас  я  расскажу  тебе  об  одной  загадочной  истории  - произнес     Владимир  Петрович и  начал  свой   рассказ. 




2

Это  было  лет  двадцать  назад,   я  уже  преподавал  в  институте,   в  дальние  командировки  не  ездил  за  исключением  полевых  со  студентами.  Однажды  позвонили  мне  из  Мингеологии,   и  попросили  помочь  с  наладкой  нового  оборудования   в  одной  экспедиции, которая  проводила  изыскательские  работы  с  редкоземельными  металлами  в  одном  из  районов  Красноярского  края. Я  согласился.  С  небольшой  группой  сотрудников  мы  прилетели  в  Красноярск,  уже  оттуда  нас  на  вертолете  перебросили  в  одно  таёжное  село,   где  располагался  базовый  лагерь  экспедиции. Хлопоты,  связанные  с  подготовкой  нового  оборудования  к  работе  полностью  легла  на  мои  плечи, по  просьбе  начальника  экспедиции,  я  занимался  и  вопросом  найма  на  работу  проводников  и  подсобных  рабочих  из  числа  местных  жителей.
 В  один  из  дней  подходит  ко  мне  бухгалтер  из  сельсовета  и  просит:  " Владимир  Петрович   не  откажи  в  просьбе,  прими  на  работу  подсобным  рабочим  Осипа  Крупенникова,  мужик  он  работящий,  правда, одна  загвоздочка,    в  психушке  он  побывал,  но  он  смирный  не  подумайте  что. Постоянной  работы  в  совхозе  у  него  нет,  перебивается  временной,  кому  дрова  наколет,  кому  огород  вскопает,   да  и   что  люди  дадут,  вот  тем  и   живет. Возьми  Владимир  Петрович,   человека  жалко,   а  он  у  вас  хоть  деньжат  заработает".  Конечно,  такое  предложение  поставило  меня  в  тупик,  подсобные  рабочие  нам  были     нужны,   но  брать  на  работу  человека,  который  был  в  психиатрической  лечебнице,  это  случай   из  ряда  вон  выходящий. В  дальнейшем  разговоре  с бухгалтером  выяснилось  история  Осипа.  Была  у  него  семья,  но  трагический  случай  перевернул  всю  его  жизнь,   во  время родов  умерла  его  молодая  жена,  ребенка,  первенца  тоже  не  удалось  спасти.  Подкосило  все  это  Осипа, стал  попивать,  в  одиночку  стал  хаживать  в  тайгу,  людей  сторонился. Промышлял  охотой  и  рыбалкой.  В  тайге  у  него  была  пара  заимок, там  он  и  жил,  в  селе  показывался  редко, лишь  для  того,  что бы  сдать  шкурки  и  рыбу  в  заготконтору, а  на  вырученные  деньги  купить  необходимые  продукты. После  одной  из  таких  ходок  в  тайгу,  пришел  он  к  председателю  сельсовета  и  говорит,   что  видел  в  тайге  какие-то  неизвестные  аппараты,  которые  быстро  летают  и  посторонних  людей,  которые  что-то  ищут. Председатель  об  этом  разговоре  сообщил  участковому,  тот  тоже  переговорил  с  Осипом,   после  чего  сообщил  в  райцентр,  куда  положено.  Вскоре  из  райцентра  приехали  люди  в  штатском,  и  увезли  Осипа,  через  некоторое  время  председателя   известили,  что  Осип  находится  в  психиатрической  клинике. Все  подумали,  что душевный   надлом  у  Крупенникова   произошел  из - за  личной  трагедии,  да  и  водка  дала  о  себе  знать. 
Где - то    через  год,  Осип  объявился  в  селе,  несколько  дней  не  показывался  из  своего  дома,  а  после  ушел  в  тайгу,  долго  его  не  видели,  думали,  сгинул  мужик,  но  он  объявился  на  селе и стал  вести  замкнутый  образ  жизни,  перебиваясь  временной  работой  да  рыбалкой. Подумав,  я  на  свой  страх  и  риск  согласился,  сказав,  что  жду  Осипа  на  следующее  утро в  доме,  где  я  снимал  комнату. Утром  после  завтрака, когда  я  просматривал  некоторые  документы  по  экспедиции, в  горницу  вошла  хозяйка  дома  с  незнакомым  мне  мужчиной  и,  обращаясь  ко  мне,  сказала:  "  Владимир  Петрович  к  вам  Осип ".  Рядом  с  хозяйкой  дома  стоял  невысокого  роста   коренастый  мужчина,  на  вид  ему  было   лет  тридцать,  темно—русые  волосы  были  аккуратно  зачесаны,  на  скуластом  загорелом   лице, словно  подпалина  выделялась  рыжая  борода,  через  прищур  своих  глаз  он  внимательно  смотрел  на  меня. Мы  поздоровались,   рукопожатие   его  было  крепким,   чувствовалась  его  природная  сила.       
-  Чаю  будете?-  спросил  я  у  него.
-  Благодарствуйте,  я  уже  поел.
Его  ответ  немного  удивил  меня,   так  как  я  знал,  что  сибиряки  любят  почаевничать  и  ни  когда  не  отказываются  от  таких  предложений.  В  последующем  разговоре  я  объяснил  Осипу,  что  принимаю  его  на  работу   подсобным   рабочим.  После  этого  собравшись,  я  вместе,  с  ним  пошёл  в  полевой  лагерь,   чтобы  представить  его  Иванычу,  нашему  завхозу.

3


Потекли  рабочие  будни. Со  своими  обязанностями  Осип  справлялся  хорошо, работы  не  чурался,  нареканий  на  него  не  было. Потом  я   ближе  познакомился  с  Осипом,  он  был  отличный  рыбак,  я  рыбалку  тоже  любил,  и  в  свободное  время  мы  ходили  на  ловлю,   чтобы  пойманной  рыбой  разнообразить  наш  пищевой  рацион. Сезонная  часть  работы   экспедиции  подходила  к  концу  и  Осип  предложил  мне  съездить  на  большую  рыбалку  ему  все   равно  скоро  надо  было  заготавливать  рыбу  на  сезон. Он  знал  отличное  место  в  километрах  двадцати  вверх  по  реке,   там  же  недалеко  находилась  его  заимка,   где  в  случае  непогоды  мы  могли  остановиться. После  окончания  рыбалки,   мы   бы   сплавились  на  лодке  вниз  по  течению   до  нашего  лагеря. Неотложных   дел  у  меня  не  было,  и  я  отпросился   у  начальника  партии,   выпросив  при  этом  вездеход  который  довез  бы  нас  до  места.
 Собрались  мы  быстро,  взяли    с     собой  самые  необходимые   вещи:               провиант,  снасти, палатку,резиновую   лодку.  Приехав  к  месту рыбалки,              выгрузили  свой  нехитрый  скарб,поставили  палатку.  Сказав  водителю,что       здесь  мы  пробудем  дня  четыре,а  потом  самостоятельно  сплавимся  на лодке       вниз  по  реке  до  лагеря  экспедиции,  я  отправил  вездеход  обратно. Рыбалка  была  отличной, как  и  обещал  Осип,   большую  часть  рыбы  мы  завялили  и  засолили.  Потом   я  помог   Осипу   перенести  готовую   рыбу  в  заимку,  которая   находилась   неподалеку.  Время  пролетело  незаметно, и  надо  было   собираться  в  обратный  путь.  Утро  в  день   отъезда  выдалось  солнечное,  мы  погрузили  свои  пожитки  в  лодку   и  начали  сплав. В  середине  дня  погода  стала  портиться, подул  ветер,  набежавшие  тучи  стали  закрывать  небо,   оно  потемнело  и  нахмурилось,  и  вот  первые  тяжелые  капли  дождя  ударили  по  поверхности  реки, оставляя  после  себя  расходившиеся  в  разные  стороны  круги. Осип  сказал,  что  надо  причаливать  к  берегу,  чтобы  переждать  дождь. Я  в  это  время  был  на  веслах  и  резкими  гребками  стал  править  лодку  к  берегу. Что  произошло, потом  трудно  объяснить,наверное,я        слишком  резко  стал  загребать  на  один  борт  лодки,и  она неожиданно           перевернулась. Мы с  Осипом  оказались  в  холодной  воде.Хорошо,  что  это     случилось  недалеко  от  берега  и  нам  чудом   удалось  спасти   часть  припасов.  Лодку,  конечно,  упустили, и  она  перевернутая   уплыла  вниз  по  течению.  Не  успели   мы  отдышаться  и  прийти  в  себя  на  берегу,  как   хлынул  ливень,  да  ещё  какой,   вода  стояла  сплошной  стеной,  молнии  разрывали  темноту,  создавая  зловещую   картину,  грохот  от  грома  стоял  такой,  словно  рядом  стреляли  десяток  орудий.  Казалось,  что  небеса  сошли  с  ума.  Об  обратной  дороге  в  лагерь  не было  и  речи.  Осип    быстро    сориентировался   и   сказал, что  мы  близко  находимся  от  его  заимки,   мы  взяли  вещи  и  пошли.  Усталые,  мокрые  и  грязные,  мы,  наконец,  дошли  до  небольшого  домика. Когда  вошли  во  внутрь,     первым  делом Осип развел  огонь  в  очаге,  сняли  с  себя  мокрую  одежду  и  повесили  её сушиться. А  у  самих  зуб  на    зуб  не  попадает,  Осип  вскипятил  в  котелке  воду, добавил  туда  какой-то  сушеной  травы,   какие-то  корешки,  у  меня,  кстати,  была  фляжка  спирта,  Осип  и  его  добавил  немного, и   этот  отвар  мы  выпили - "  чтобы  лихоманка  нас  не  взяла"-     как   выразился  Осип.  После  этой  процедуры  ноги  и  руки  у  меня  стали,   словно  свинцовыми  веки   слипались,  я  присел  на  топчан  и  не  помню  сам,  как  провалился  в  глубокий  сон. Сколько  я  проспал,  не  помню,  проснулся,   дождь  за   стенами  домика  не  переставал  лить.  Я  огляделся,  на  столе  горела  керосиновая  лампа, очаг  еле  теплился,  сухая  одежда  была  аккуратно   сложена,  на  соседнем  топчане  спал  Осип. Я  не  стал  его  будить,  он  больше  меня  вымотался  за  этот  день,  спасая  меня  и  добро  из  воды.
 Очень  хотелось,  есть,  и я  решил  на  скорую  руку  приготовить  еду,   открыл  пару  банок   тушенки  и  банку  каши,  выложил  все  это  в  котелок, и  повесил  над  очагом  разогревать,  в  маленьком  чайнике  начал  кипятить  воду,  чтобы  заварить  чай. Вода  в  чайнике  закипела,  и я  уже  собирался  заварить  чай,  слышу,  Осип   стал  что-то  бормотать  во  сне,  я  не  стал  обращать  на  это  внимание, занимаюсь  своим  делом, и  вдруг  слышу у  себя  за спиной                четкий  голос  Осипа,  который,  не  поверишь  Костик,  произносит  фразу  на  чистейшем  немецком  языке:"  Der  Genosse,  glaube  mir  de  Helden  sterber       nict, sie  gehen  in  die  Ewigkeit  weg".  Услышав  это,  я  чуть  чайник  с  кипятком   не  выронил   из  рук,  мурашки  по  коже  побежали,  я  обернулся, спящий  Осип  лежал  на  топчане,  широко  раскинув  руки,  его  лицо  не  выражало  никаких  эмоций. Не  успел  я  прийти  в  себя,  а  Осип  продолжил: "Hinter min   die  Helden Rheines!   Die Freunde nicht  zuruckzubleiben!  Ihnen  werde  den  Wegdureh     die  Armee …" - его  голос  после  этой  фразы       стал  стихать  перейдя на  непонятное бормотание  потом   Осип  глубоко     вздохнул  и  затих. Я  оторопел,   ноги,  словно  приросли  к  полу,ты       понимаешь,  моё  состояние  Костик,  в    забытом  Богом   уголке, я  слышу  фразу из  "Песни  о  Нибелунгах" на  немецком  языке. Я  сам  себе  не        поверил,ущипнул  руку,нет,  не  сон   маленький  дом, за  стенами  шумит       дождь,в  очаге  огонь  весело  поблескивает,Осип  спит,  словно  ничего  не      было. Присел  на  табурет, взял  сигарету,  закурил,  начал  приводить  мысли  в  порядок,  но  не  мог  найти  разумного  ответа  на  то,  что  произошло. Разбудил  я  Осипа,  он  проснулся,  словно  ничего  и  не  было,  поужинали,  за  чаем,  я  начал   осторожно   задавать  ему  наводящие  вопросы,  а  он  ни  сном, ни  духом.    
          
4

-  Что   было  потом?-  спросил  я  у  Владимира  Петровича.
-   Я  вот  Костик  и  подхожу  к  самому   главному.
Дождь   прекратился,  и  надо  было  выбираться  из  этого  медвежьего  угла,  по  времени мы  уже  давно   должны  были  быть  в  лагере. Оставив   не  нужные  нам  вещи  в  домике,  мы  налегке  отправились  в  обратный  путь. То  о  чем  я  хочу  рассказать,  произошло  на  второй  день  пути.  Вечером  мы  остановились   на  ночлег,  Осип  соорудил  небольшой  шалаш,  я  разжег  костер,  и  стал  готовить  нехитрый  ужин  из  мясных  консервов  и  крупы.  Поужинали, выпили  немного спирта  за  здоровье  и  быстрейшее  возвращение. Ночь  тихо  вошла  в тайгу, щедро  рассыпав  бусинки  звезд  по  небу. Лежим  возле    костра,  разговариваем,  Осип   расспрашивает      меня  о  Москве,  о  моей  работе,  я  отвечаю,  смотрю  на  звездное  небо,  и  вдруг  вижу,  что  по  небосводу  движется  звезда.  С начало  я  подумал,  что  это  метеор,  но  когда  пригляделся,  то  понял,   что  это не  метеор,  а  что-то  совсем  другое.  Об   увиденном явлении я     сказал  Осипу,  показав  на  звездное  небо. Осип  неожиданно   резко  поднялся  на  ноги  и  остолбенел,  смотря  на  звездное  небо,  потом  он  закрыл  лицо  ладонями  и  стал   раскачиваться  из  стороны  в  сторону,  что-то  невнятно  бормоча.    
- Ты  что  приятель? -   я  тихонько   коснулся  своей  ладонью  его  руки.   
Осип  убрал  ладони  от  своего  лица  и  посмотрел  на  меня,  его  глаза  источали  страх. 
-  Опять  они,  это  они  Петрович.
Он опять закрыл  лицо  ладонями  и  задрожал. Я  сам  не  на  шутку  перепугался,  сначала  случай  в  домике,  теперь  непонятная   реакция  на  "   летящую   звезду",  что  происходило  с  Осипом,  не  поддавалось  логическому  объяснению.      
-  Ты   о  ком  говоришь?   
-  Да   это  те,  кто  тогда  прилетал,   я  председателю  говорил,  следаку,  а они  меня  сволочи. Над  озером   видел я их, потом   разбился  эта  штуковина.  Ты  мне  веришь?    
Речь   Осипа  была    несвязной,  запутанной,  я  ничего  не  мог  понять   в  этой  абракадабре.  Потом  словно  через  рассевающий  туман,  мои  мысли,    стали   проясняться. Я  понял,  что  хотел  сказать  мне  Осип, ведь  об  этом  мне   рассказывал  бухгалтер  из  сельсовета.   
-  Успокойся  Осип,   все  нормально.
-  Не  веришь  ты  мне.  А когда  на  заимку  шли,  воронку  помнишь,  видели,  и  деревья  поваленные—продолжил  Осип.
- Конечно.   
Я  вспомнил,  как  мы   мокрые  и  уставшие,  пробирались   к  заимке  Осипа,  и  наткнулись  на  необычную  большую   воронку,  которая  имела  эллипсоидную  форму.  Она  наполовину  была  заполнена   дождевой  водой, края  воронки  были  обуглены,  рядом  с  воронкой,  я  заметил,  аккуратные  отвалы  спекшейся  красно-черной  земли. Много  деревьев  вокруг  было  повалено,  а  которые  остались  стоять,  были  покорежены, словно  их могучие  стволы  скрутила  неведомая  сила.       
- Вот  там  они  грохнулись. Я  потом   обломок  нашел.
Слова  Осипа  снова  вернули  меня  в  действительность.
-  Что  нашел?-  спросил  я.
-Сейчас  покажу. 
Осип  отошел  от  костра  к  шалашу,  потом  вернулся, неся  в  руках  свой  потрепанный  рюкзачок. Присев  у  костра,  он  начал  лихорадочно  доставать  из  рюкзака  какой-то  сверток,   осмотревшись  вокруг,     протянул  его  мне. Я  развернул  грязную  тряпку  и  увидел  кусок  серебристого  металла.  По  весу  металл  был  легким,   по  обломанным  краям  имел  пористую  структуру.  Я  тряпицей  начал  счищать  с  металла  засохшую  землю.  Очистив  его,  я  в  свете  костра  заметил  какой-то  рисунок  на  металле,  приблизившись  ближе  к  костру,  я  стал  рассматривать  его. От всего  увиденного  волосы  на  моей  голове  встали  дыбом. На  небольшом  клейме,  я  увидел  стилизованную  свастику,  чуть  ниже  её, готическим  шрифтом  шла  неполная  надпись  "   NFSK.   NEUE  SHWABIE "   

5
 -Что  было  дальше  Владимир  Петрович?- спросил  я  его.  Лагин  посмотрел  на  меня  и  улыбнулся.
-  А  дальше  -  начал  он -  вышли  мы  с  Осипом  к  нашему  лагерю,  нас  там  уже  обыскались, думали  о  самом  худшем.  Рыбаки,  вниз  по  течению,  нашли  нашу  перевернутую   лодку,  все  подумали,  что  мы  утонули.  Нагоняй  от  начальника  геологической  партии я   получил  хороший. Осип  рассчитался  с  работы,  получил  деньги  и  исчез,   я  его  больше  не  видел. После  окончания  работ  я  уехал  домой,  про  тот  случай  в  тайге  не  кому  не  рассказывал,  да  и  кто  бы  мне  поверил.  Через  несколько  лет,  мои   знакомые  ребята  уезжали  в  экспедицию,  в те самые   края,  я  попросил  их  узнать  об  Осипе,  если  встретят  его,  то  передать  от  меня  привет.  Позднее  от  них  я  узнал,   что  Осипа  Крупенникова  редко  видели  в  селе  после  отъезда  нашей  экспедиции,  а  потом  он  и  вовсе  пропал.
- Вот  такие  дела - с  усталостью  в  голосе  произнес  Владимир  Петрович.  Вечерело.  В небе   над  Москвой  розовели  облака,  неяркие    солнечные  лучи,  проникавшие  в  комнату  через   окно,  освещали  предметы,  находившиеся  в  комнате  переливчатым  светом,   создавая  сюрреалистическую  картину  происходящего.

Примечание:
1. Der  Genosse,  glaub  mir,  die  Helden   sterben  nicht,  sie  gehen  in  die 
   Ewigkeit  weg — Товарищ,поверь  мне,герои  не  умирают  они  уходят  в    
   вечность.
2. Hinter,  mir  die  Helden  Rheines!   Die  Freunde  nicht  zruckzubieiben!
   Ihnen  werde  den  Wegdurch  die  Armee   der  Feinde  ich  durchhauen ! - 
   За  мной  герои  Рейна!  Не  отставать  друзья!
   Вам  прорублю  дорогу  сквозь  вражье  войско  я!(" Песня о Нибелунгах"      
   Авантюр 4. 195)   
3.  NSFK.  NEUE SCWABIE - Национал—социалистический авиационный корпус.  Новая  Швабия.


Рецензии