Поездки на север Тюменской области

В 2008 году я ушел на пенсию по достижению 60-ти лет, и часть нашей семьи переехала на юг Тюменской области из города Нефтеюганска. Этот город расположен в Ханты-Мансийском автономном округе, но как второй, Ямало-Ненецкий автономный округ, входит в состав Тюменской области. Входит формально, ведь в автономных округах есть свои  губернаторы, Тюменская область имеет своего, округа отчисляют часть своих доходов в бюджет Тюменской области согласно заключенному между ними договору о сотрудничестве.  И это резонно, ведь на севере добывается львиная доля нефти и газа не только области, но и всей России.  А существующий налог на добычу полезных ископаемых  - НДПИ, частично платится в региональные бюджеты, вот им и делились округа с югом Тюменской области.

За полгода до переезда мне сделали операцию, поставили протез правого тазобедренного сустава.  Одно время я вообще передвигался на костылях, потом с палочкой, но и через полгода, когда мне закрыли больничный лист, я старался не очень сильно нагружать сустав.  В Нефтеюганске это было возможно, а вот после переезда в Тюмень, где надо было много двигаться, такая нагрузка могла сказаться негативно. Поэтому уже в скором времени мы купили небольшой японский паркетный джип -  RAV-4, с правым расположением руля, короткобазный, трехдверный.  Высокий, компактный автомобиль, с большими колесами очень подошел мне, садиться в него было очень удобно именно с правой стороны.  С тех пор все передвижения по городу были на этом автомобиле.  И не только по городу.  Пока сыновья и дочь оставались в Нефтеюганске, мы совершили несколько поездок на север, в Нефтеюганск и Сургут.  Вот об этих поездках, вернее, от впечатлений от них, я и хочу рассказать.

Впервые трассу Тюмень-Нефтеюганск мне довелось увидеть с пассажирского сиденья грузового автомобиля, который называется «Бычок». Предназначенный для дальних поездок, он имеет два спальных места в кабине.  Учитывая, что это была поездка с грузом, мы перевозили на этом автомобиле домашние вещи из квартиры в Нефтеюганске в Тюмень,  то проехать за один день не смогли. Пока грузились, прошло время, так что выехали мы уже около полудня, грузовой автомобиль не гоночная машина, так что  до позднего вечера ехали, а потом заночевали на одной из многочисленных стоянок для дальнобойщиков.  Но зато я во всех деталях увидел трассу, по которой мне потом пришлось ездить.

В те годы она было весьма в плачевном состоянии, особенно в первые летние месяцы.  За зиму и долгую весну покрытие трассы разбивали большегрузные автомобили, особенно на тех участках, где дорога шла не по федеральной трассе, а по бетонке нефтяных компаний, мимо многочисленных качалок, установленных на природных или искусственных островках суши среди многочисленных болот.  Это позже, когда мне уже не приходилось ездить на север Тюменской области, сделали хорошее асфальтированное покрытие, спрямили некоторые участки трассы, и ездить по ней стало не только удобнее, но и безопаснее, особенно в зимний период.

Мои постоянные читатели знают, что я большой любитель автомобильных поездок в соседние регионы. Началось это увлечение еще на Дальнем Востоке, где я родился и долгие годы жил в Хабаровском крае.  Приобретя во время командировки в Японию подержанный японский автомобиль, как тогда говорили,  класса «Волги», «Ниссан Скайлайн», я с 1994 года каждый год совершал поездки на нем в Приморский край, на побережье Японского моря. И так продолжалось до отъезда в Сибирь в 2003 году.  Я сменил несколько автомобилей за это время,  все они были заднеприводные с автоматической коробкой передач и правым расположением руля.  Кроме Приморья, я много ездил и в соседние города Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан и районные центры Хабаровского края.  И по делам, но чаще просто, чтобы прокатиться. Мне это занятие очень нравилось. За рулем, особенно за городом, я отдыхал.

Поэтому, когда потребовалось отвезти старшего внук Валеру  из Тюмени к родителям в Нефтеюганск, я решил поехать на своем автомобиле, дорогу знал, да и дорожных знаков хватало, чтобы не заблудиться.  И месяца через полтора после переезда в Тюмень мы поехали с внуком в Нефтеюганск.  Выехали пораньше, пока поток автомобилей в городе не такой плотный, тем более нам пришлось пересекать город с юга на север.

Известно, что когда человек за рулем, все внимание  уделяется ситуации на дороге, по сторонам некогда смотреть. Так что я увидел все, что вокруг трассы от Тюмени до Нефтеюганска, именно во время поездки в качестве пассажира.  Правда, не увидеть основные вехи на пути, например, старинный город Тобольск и современный автомобильный мост через реку Тобол около этого города, я не мог.  Нужно сразу сказать, что за то время, что я ездил, трасса на север постепенно приобретала более ухоженный, если так можно высказаться, обжитой вид. Все больше становилось придорожных кафе и даже кемпингов, автозаправок, особенно до границ на севере Тюменской области, города Уват, где был построен современный биатлонный центр. Между городами Тобольском и Уватом шли горы разной величины, а в основном трасса пролегала по равнинной местности, с обилием болот и хиленьких деревьев по обочинам. Но встречались и участки настоящей сибирской тайги.

На некоторых участках трассы были длинные прямые с хорошим асфальтом.  А вот в горах особо не разгонишься.  К тому же там стоят знаки «Обгон запрещен», вот и приходилось тащиться за каким-нибудь большегрузным автомобилем с прицепом, чаще всего бензовозом, к тому же чадившим своим дизельным мотором, особенно на подъемах.  Вот тогда я увидел, как собирают в гармошку асфальт многочисленные колеса бензовоза при торможении. Погода была жаркой, асфальт нагрелся, плавился на солнце, и такие большегрузные автомобили  портили дорожное покрытие.

Два или три раза автострада пересекала железнодорожные пути, и это были виадуки. Иначе приходилось бы долго стоять на переездах, так как грузовые составы шли довольно часто.  Не Транссиб, конечно, но нефти и мазута везли с севера очень много.  И в тот год я обратил внимание на еще одно интересное обстоятельство, связанное с автомобилями.

Нефтяники народ при деньгах, поэтому почти в каждой семье есть личный автомобиль.  Когда я приехал на север, в Нефтеюганск, это были преимущественно  наши автомобили – «Жигули» и «Лады».  Иномарок было мало. Но со временем импортные автомобили перестали быть дефицитом, и на север гуськом пошли автовозы с прицепами, уставленными импортными легковушками – французскими «Рено», корейскими «Хундай», реже -японскими «Тойотами» и «Ниссан». А вот на юг эти автовозы везли наши переднеприводные «Лады», которые на юге Тюменской области стали менять заднеприводные «Жигули» первых моделей у местных селян.  Так мне пояснил один из водителей автовоза, с которым мы разговорились в кафе у дороги.

Примерно посредине между Тюменью и Нефтеюганском есть железнодорожная станция Демьяновка и поселок Демьянское. Обычно многие автомобилисты здесь перекусывают в очень приличном кафе, заправляют бензином свои авто, отдыхают. Остановились здесь и мы с Валерой. Походили, ноги размяли, побывали в приличных туалетах, покушали, и двинулись дальше.

Еще в предыдущую поездку водитель «Бычка», который постоянно ездит по этой трассе, показал мне, где можно вкусно поесть и не отравиться некачественной пищей. Вот так мы с Валерой и перекусывали, пока добирались до знакомых мест. Они начались между железнодорожной станцией Пять-Ях и Нефтеюганском, куда уже не шла железная дорога. По этой трассе я много раз ездил, и каждый поворот мне был знаком. К тому же на этом участке лежал новый асфальт, и можно было ехать с высокой скоростью.  Что мы и делали.

Еще в то время, когда мы жили в Нефтеюганске, начали строить второй автомобильный мост через Юганскую Обь, неширокую речку, на берегу которой  и стоит Нефтеюганск.  Далее автодорога идет  мимо города в сторону Сургута, расположенного в 40 километрах от Нефтеюганска.  Если железная дорога до Сургута идет прямо, через мари и болота, то автотрасса делает большой крюк к Нефтеюганску. Когда мы приехали в этот город в 2003 году, то ездили в Сургут по очень плохой, извилистой трассе, с участками бетонки мимо  нефтяных качалок.  Но затем дорожники проложили новую трассу, в четыре полосы почти на всем протяжении, с отличным асфальтом. Однажды, когда я ездил в дождливую погоду  по делам в Сургут на персональном автомобиле «Тойота Лэнд Крузер», обратил внимание, что из-под колес впереди идущего автомобиля нет мелких брызг, как на обычном асфальте. Оказалось, дорожники положили какой-то новый, сделанный по зарубежным технологиям асфальт с примесью резины, и вот такой неожиданный эффект.

Недалеко от Сургута есть еще два моста уже через Обь. Один очень старый, железнодорожный, а второй автомобильный, часть моста держится на вантах. Конечно, его длина далеко не такая, как у мостов во Владивостоке, но все равно приличная.  Перед этим мостом высокая насыпь, и мост проходит намного выше, чем железнодорожный.  Сколько раз я проезжал по этому мосту, не сосчитать, потому что и в Сургут часто ездил, и далее, в Нижневартовск. И всегда этот мост производил на меня впечатление. Представляю, как ездят по вантовым мостам во Владивостоке, на высоте свыше 300 метров над уровнем моря.

Имеющие в каждой семье автомобиль, жители ХМАО и ЯНАО предпочитают ездить на автомобилях в отпуска.  Обычно это происходит летом, когда караваны автомобилей  с цифрами на номерах 86 (ХМАО) и 89 (ЯНАО) едут в сторону южных районов России.  У гаишников, начиная с Тюменской области и далее, что расположены ближе к югу, начинается  «чес» - они нещадно за малейшее нарушение и без оного останавливают автомобили с такими номерами и стараются «выбить» (естественно, в переносном смысле)  деньги с водителей.  Об этом мне не раз говорили соседи по дому в Нефтеюганске. Поэтому я, даже еще без постоянной прописки, постарался получить номера с указание региона 72 (Тюменская область). К этим машинам гаишники меньше придираются. 

Я не помню, сколько раз ездил из Тюмени в Нефтеюганск и обратно. Запомнились две поездки. Одна в начале осени с двумя сотрудниками фирмы «Тяньши» для семинара в Нефтеюганске.  Выехали из города, когда светило солнце, была плюсовая температура.  Помню, обедали в придорожном кафе, куда можно было зайти, не одевая верхней одежды.  Но постепенно небо хмурилось, темные тучи стали закрывать все пространство над головой, и наконец, пошел снег.  Когда мы через пару часов въехали  в горы, все дорожное покрытие  было усыпано снегом, который колесами автомобилей укатывался, и становилось очень скользко.  Хотя мой автомобиль полноприводной, но я имел опыт вождения таких автомобилей по накатанной или ледяной дороге, и знал, что 4 WD не спасет, если занесет, поэтому сбавил скорость, и ехал осторожно.

А через какое-то время мы попали в затор. Оказалось, что впереди были  подъемы и спуски, на которых не могли устоять большегрузные автомобили с летними шинами. Они перегородили всю дорогу, «раскарячась» поперек дороги.  Их уже пытались растолкать гаишники, но сдвинуть с места огромный автомобиль, которые "галимует" на снежном накате, практически невозможно.  Простояв около часа и поняв, что затор сам не рассосется, я решил осторожно поехать дальше по обочине дороги.  Маневрируя, объезжая бензовозы и фуры, я добрался до спуска, где и был самый центр затора. Переговорив с гаишником и получив от него разрешение, я стал спускаться, причем очень осторожно, чтобы не съехать в кювет.  Достиг дна этого спуска вполне благополучно, и начал подниматься вверх, стараясь попадать на места, где нет наката. Вообще подъем вверх не сам по себе труден.  Хотя автомобиль полноприводной, но крутящий момент больше дается на передние колеса, а при подъеме  вес приходится на задние, поэтому сцепление с дорогой уменьшается.  Так что пришлось ехать с умом, учитывая дорожное покрытие. И вдруг услышал голос своего попутчика:
- Он что, с ума сошел?
Я поднял глаза от дороги и увидел, как на нас  надвигается огромная, практически неуправляемая машина, прицеп которой обогнал автомобиль, и превратившись в огромную букву Г, эта махина движется на нас.  Думаю, её водила уже пожалел, что стал спускаться навстречу легковому автомобилю.  Мы разъехались в полуметре,  мой автомобиль почти съехал в кювет.  Испугаться я не успел, мне надо было мгновенно принимать решение, чтобы не произошло ДТП.

Разъехавшись с этим сумасшедшим автомобилем, я поспешил наверх, туда, где стояли другие автомобили, и бегал гаишник с палочкой и фонарем.  На севере быстро темнеет, так что без фонаря не обойтись.  Заехав на вершину, я выдохнул, как и мои спутники, среди которых было одна молодая женщина. Гаишник помахал нам жезлом, давая свободный проезд мимо стоящих на обочине большегрузных автомобилей, и мы поехали дальше в сторону Нефтеюганска. 

Прежде чем мы доехали до Пять-Яха по дороге, где вообще не было фонарей, прошло изрядно количество времени. Я не обращал внимание ни на что, кроме дороги, и на встречные автомобили. Есть не хотелось, да и моим спутникам тоже, хотя с обеда прошло много часов.  Решили нигде не останавливаться, кроме АЗС, чтобы быстрее добраться до места. Я собирался остановиться у старшего сына, а мои попутчики у своего знакомого в Нефтеюганске

От Пять-Яха до Нефтеюганска и дорога была более знакомая, и почти на всем протяжении стояли столбы с фонарями, освещающими дорожное полотно. Сам Нефтеюганск мы заметили издали, так как над городом было яркое  свечение от множества фонарей  вдоль улиц и подсветки многих домов, как административных, так и жилых.  Такое явление я впервые заметил именно в этом городе, где, кроме этого, еще были раскрашены разноцветной краской  стены  многочисленных «хрущевок».  Куда ехать в хорошо знакомом городе, я знал. Отвез попутчиков по нужному адресу, и приехал на квартиру к сыну, который знал о моем приезде.  Обратно мы добрались без приключений через пару дней. Обстановка на дороге нормализовалась.

А примерно через пару месяцев мне снова пришлось ехать на север. В это время я работал дистрибьютером в китайской компании «Тяньши», занимающейся распространением своей продукции по принципу сетевого маркетинга.  Среди них особой популярностью пользовались медицинские добавки, изготовленные по древнетибетским рецептурам.  Такой способ распространения был выбран потому, что в России до 30% лекарств – подделки, а фирма не хочет, чтобы её обвиняли в некачественной продукции.  Вот в одном из филиалов этой компании в Тюмени я и работал в это время, стал уже дистрибьютером 5 звезд.  В Сургуте тамошний филиал фирмы собрался провести семинар с участием лидера компании из Свердловска, и пригласили сотрудников компании из Тюмени на этот интересный семинар.   Мы с еще одним пенсионером, чьи дети жили в Сургуте, решили поехать, и нам компании решила составить моя жена Людмила, которая не прочь была навестить сыновей, старшего внука, оставшихся в Нефтеюганске.

Была морозная погода, как это обычно бывает в Сибири зимой. Мой автомобиль был оборудован системой предпускового обогрева Webasto, так что проблем с запуском двигателя зимой у меня не было.  Да и масло в двигатель было залито синтетическое зимнее, и аккумулятор заряжен как надо  Обязательно менял резину на зимнюю, предпочитая без шипов,  так называемую «липучку». Дороги зимой обычно чистят до асфальта,  и такая резина более мягкая и дает хорошее сцепление с дорогой. Да и по снежному накату вполне годится. .  Я всегда с осени тщательно готовил свой автомобиль к эксплуатации в зимних условиях. И он никогда меня не подводил. Не подвел и в эту поездку, хотя условия были неординарные, был снегопад и всю дорогу, пока ехали, и на следующий день тоже.  Трассу кое-где расчищали. Часть снега с дорожного полотна сдувал ветер и машины, а вот в Сургуте мы столкнулись с заносами на улицах и,  особенно, во дворах.  Высадив нашего попутчика в городе, мы стали возвращаться по трассе до Нефтеюганска. Как я уже писал, трасса была сделана великолепная,  в четыре, и местами и в шесть полос. Вот на таком участке нас поджидал сюрприз.  Вдруг я увидел перед собой на дороге сквозь снегопад  много огней через все дорожное полотно.
- Кто, что за НЛО перед нами? - мелькнула мысль, и я решил от греха съехать на обочину и почти остановиться. И тут мимо нашей машины пронеслись  едущие в один рад два большегрузных автомобиля.  Четыре фары на каждом автомобиле, несколько фар на крыше кабины и создали впечатление, что нам навстречу движется стена огня.

Когда мы приехали в Нефтеюганск и зашли в квартиру сына, жена не преминула рассказать, что нам встретилось в пути.  Сын, который работал в Сургуте и каждый день ездил туда на своей «Хонде Цивик», сказал, что на этом участке дальнобойщики частенько устраивают соревнования между собой, пользуясь тем, что на середине трассы между городами гаишников не бывает.

На следующий день мы съездили в семинар в Сургут, еще раз переночевали в Нефтеюганске, перед этим посетили семью второго сына.  И только тогда поехали в Тюмень. Наш попутчик оказался в один конец, он решил погостить у своей родни в Сургуте, так что возвращались мы налегке.  Не знаю, по каким причинам мы не стали ужинать в кафе, но помню, но уже на переезде между Тобольском и Тюменью мне так захотелось есть, что я купил на АЗС, где мы в очередной раз заправлялись, пачку «сникерса» и бутылку «кока-колы», и с большим аппетитом съел.  Никогда ни до, ни после я не ел сникерс и не пил кока-колу, но тогда на АЗС ничего другого не было.  Эта была моя последняя поездка на своем автомобиле на север Тюменской области.

Позже эту трассу на север, до границы с Ямалом, построили как надо, это ведь федеральная трасса. Протянули отдельную дорогу и до Ханты-Мансийска, раньше ездили через  поселок Пойковский в Нефтеюганском районе.  Автотранспортом на север везут очень много грузов, особенно сезонных – овощей, фруктов, движение по этой дороге напряженное. Север в нашей стране живет полнокровной жизнью.


Рецензии