Неизвестное существо

Река, где я не один год ловил лещей в начале лета, втекает в большое водохранилище. Весной из водохранилища в реку на нерест заходят стаи лещей и другой рыбы, которая нерестится в верховьях на поливах. После нереста стаи лещей скатываются обратно в водохранилище. Там, где стая находит в реке корм, она задерживается на несколько дней, и если удастся найти такое место, то можно рассчитывать на хороший улов.

Когда я собирался на рыбалку, то планировал порыбачить на вечерней заре и ночью, нравится мне такая рыбалка. Сейчас время, подходящее для ловли леща. Нерест прошел, и стаи лещей, которые нерестились в верховьях реки, плывут обратно в водохранилище.

На эту красивую реку я приехал, чтобы порыбачить и отдохнуть от городской суеты. Машину оставил на высоком краю речной поймы в лесочке, там же поставил палатку, сделал кострище, установил походный столик, получилось, что надо.
Чтобы выбрать место для ночной рыбалки, я пошел на берег реки. Ширина её метров тридцать – сорок. По берегам кое-где кусты ивняка, а в прибрежной полосе – высокие травы, осока и рогоз. Вижу, что река живет: неспешно плавают на мелководье у берега стайки мальков, они часто останавливаются, хватают ртом со дна частицы корма и маленькие камушки, которые сразу выплевывают. Под берегом там, где над рекой нависают ветви кустов, на воде видны многочисленные всплески. Это рыба хватает упавших с веток в воду насекомых, - хорошая примета: к клеву.
Место я выбрал на повороте реки у крутого берега, где не было кустов, и ничто не мешало забрасывать снасти. Под берегом на дне в этом месте должна быть глубокая яма. Обычно ямы на дне образуется на поворотах рек с быстрым течением. Эта особенность наших равнинных рек.

Солнце высоко, скоро полдень. Даже у реки становится жарко. Прозрачная вода манит прохладой. Что ж, можно искупаться, а заодно проверить, нет ли в том месте, где будут снасти, каких-либо коряг, камней и других мешающих ловле предметов.
Вода не холодная. Я подплыл к выбранному месту и оступился: вода скрывала плечи, «по шейку», потом проплыл метров двадцать и опять оступился на середине реки, глубина была такой же. Под крутым берегом глубина была больше, «с ручками» - омут, как я и предполагал. У противоположного берега было неглубоко, «по грудь».
Через полчаса я довольно хорошо знал дно реки: на повороте яма, потом русловая протока, а у другого берега неглубокий залив, в котором растут водоросли, белые лилии и желтые кубышки. Дно твердое, местами с донной травой и ракушечником, на том берегу в заливе – илистое, коряг и больших камней нет. Это место вполне подходило для ловли донными снастями.

После купанья я пришел в лагерь, где стал готовиться к ночному ужению. Подготовиться следовало основательно, ночь строгий экзаменатор, все надо учесть, ничего не забыть, иначе рыбалка не будет в радость; пошел в лес, собрал сухие сучья деревьев и нарубил дров для костра, который намеревался сделать на берегу ночью. Дрова отнес на берег и оставил на облюбованном месте. Нравится мне сидеть у костра и смотреть на живой огонь, хотя есть у меня фонари, и фонарики, огонь костра они не заменят. Костер – волшебное создание, для души! Затем я проверил то, что необходимо для ловли ночью, от снастей до крючков, включая приманки, прикормочную смесь и ароматные добавки. Все было подготовлено. Не зря накануне дома собирался целый вечер. Кому сборы в тягость, тому не ведома радость!

Приближается вечер: солнце склоняется к горизонту и пригревает все вокруг своими теплыми вечерними лучами, удлинились тени деревьев и вылетели из своих дневных убежищ полчища комаров, — пора собираться, — река зовёт!
На костре в котелке я вскипятил воду, заварил чай, в котором оказались десятка два комаров, обычное блюдо на рыбалке – вечерний чай с комарами.
Нагруженный снастями и необходимой утварью я спустился к реке и обосновался на выбранном месте. Рыбалка началась!
Ароматную прикормку я приготовил по своему рецепту и слепил из неё дюжину шаров размером, как крупное яблоко.

Удилища двух донных удочек я оснастил катушками, прочной леской и указателями поклевки – со светящимися сигнализаторами и маленькими колокольчиками. К концу лески каждой удочки с помощью застежки пристегнул оснастку с утяжелённой грузом решетчатой кормушкой, тонким длинным поводком и крючком. Удилища я установил в специальные державки, которые воткнул в землю рядом с моим стульчиком, так, чтобы можно было быстро взять удилище рукой и вовремя сделать подсечку. Заполнив кормушки прикормочной смесью и насадив на крючки наживки: червей и опарышей, я закинул снасти в реку. Одну туда, где на дне находилась яма, а другую ближе к противоположному берегу, где был мелководный залив.

После того, как заброшены снасти, надо было, для привлечения рыбы, в те же места в реке забросить прикормку. Когда прикормка размывается течением, в воде образуется ароматная струя. Аромат этой струи привлекает рыбу к тому месту, где находится крючок с наживкой. Возьмет ли рыба наживку в рот, то есть клюнет, или не возьмет, это во многом зависит от её состояния и искусства рыболова.

Прикормка была заброшена, но прежде чем, её закинуть я в каждом шаре сделал углубление, положил туда щепотку опарышей и заделал небольшим кусочком прикормки. Личинки оказались внутри прикормочных шаров. Это сделано для того, чтобы удержать рыбу около наживки с крючком и побудить её к поклевке. Когда течение размоет прикормочные шары, личинки окажутся на дне, рыба начнет их искать и заглатывать. Если при этом встретится похожая наживка, то рыба без опаски её заглотит, клюнет. В этом состоит секрет моего приема.

Обычно поклевки случаются не сразу, пройдет не менее получаса прежде, чем рыба найдет наживку, и тогда могут быть поклевки. Оставалось терпеливо ждать.
Вот, наконец, долгожданная поклевка! Подсечка и … В прозрачной воде у берега забился, сверкая серебром небольшой подлещик. Это удача! Первая рыба всегда самая желанная. Это значит, что есть надежда на хороший улов. Подхватываю подлещика подсаком и отправляю в садок.

Вскоре последовала ещё одна поклёвка, очень резкая. Сигнализатор донки задергался на леске, зазвонил от частых и сильных рывков. На крючок попался крупный подъязок, почти язь. Он неохотно выходил на поверхность, метался из стороны в сторону, яростно и сильно бил хвостом в каскаде брызг. Мне не повезло, подъязок сорвался у самого берега. Эх! Невезуха! Жалко, но что поделаешь, такое иногда бывает. Утешаю себя поговоркой: «не срывается рыба у того, у кого нет удочки».

Вечереет. Оранжевое солнце коснулось нижним краем верхушек дальнего леса. На небе редкие облака окрасились золотистыми и оранжевыми красками. Эти краски постепенно меняются, появляются темные фиолетовые тона. Солнце опускается всё ниже и скрывается за лесом. А в небе, там, где скрылось солнце, продолжает светиться разноцветная заря. Наступают сумерки – время вечернего клева.

В это время рыбьи стаи выходят из глубоких дневных укрытий на мелководье и начинают искать корм. Подтверждая это, звякнул и задергался колокольчик донки, поклевка! Попалась красноглазая плотвичка. Раз за разом случились ещё две поклевки, и два подлещика оказались в моем садке. От такой удачи, невольно в душе просыпается азарт и возникает сильное волнение. Кажется вот, вот она, удача! Лови её! Но удача отвернулась, поклевки прекратились, их долго не было.

Темнеет быстро, погасли разноцветные краски дня. Вода реки, прибрежные кусты, травы, небо, облака и дальний лес видятся серыми, неприветливыми. Только костер на берегу радует. Ярким живым светом он освещает ближнее пространство. Видно, как вьются в веселом хороводе вокруг костра ночные мотыльки. Свет костра рыбу не пугает, иногда даже привлекает. Костер – маленький кусочек прошедшего солнечного дня завораживает и веселит.

Наступает летняя ночь. На небе светятся яркие звезды, пролетают бесчисленные метеоры. Из-за темного облака появляется золотой серп луны. Луна в последней четверти, хорошее время для рыбалки. Лунный свет отражается в темной воде и освещает высокие облака, от этого они светятся ярким золотистым внутренним сиянием. Отступает ночная темнота. В сером сумраке видна река, прибрежные кусты и дальний лес на горизонте. Река не спит: плещется рыба, урчат лягушки, под берегом возятся проворные выдры, скрипит в лугах неугомонный коростель и звенят вокруг многочисленные комариные рои, предвещая погожий день.

Поклёвка случилась за полночь. Попалась самая большая рыба, когда я выводил её на поверхность, казалось, что тащу что-то очень большое. Этот был лещ, крючок зацепил его за спину у верхнего плавника, поэтому он сильно сопротивлялся. Как это получилось? Для меня загадка. Была же классическая поклевка! Отправив леща в садок, я вытер припасенным полотенцем руки, подложил в костер приготовленные днем дрова, сел на складной стул и наблюдаю за донками.

На исходе ночи, внезапно на одной из них случилась сильнейшая потяжка. Поднимаю удилище, подсекаю. Есть! Чувствую рукой рывки и тяжесть рыбы. Подвожу её к берегу, рыба не оказывает сильного сопротивления. В ночном сумраке не очень ясно вижу, что под берегом у уреза воды извивается, какая-то белесая лента. Невольно спрашиваю себя: «Что это? Неужели налим?». Обычно я ловил налимов весной или осенью, когда бывает холодной вода, но сейчас, летом?! Подхватываю эту «неизвестность» подсаком и вытаскиваю на берег. Наклоняюсь, чтобы лучше видеть пойманную рыбу и … Ё-моё! Батюшки Светы! Что это?! На траве извивается большая черная змея! Освещенная не ярким светом костра змея кажется каким-то сказочным водяным чудовищем, настоящее «чудо-юдо». Никогда я ничего подобного не видел! А, как это взять - то? Рукой боязно, вдруг укусит?! Интересно, однако, узнать, что это за «диковина». И хотя по спине пробежал противный холодок, беру леску в руку, осторожно поднимаю «диковину» над землей и при свете костра пытаюсь рассмотреть.
На леске висит большой, размером больше чем два кулака, черный клубок. Где голова не разобрать, и только длинный черный хвост пилит леску сверху, ритмично двигаясь из стороны в сторону. Это продолжалось не больше минуты, не успел я, как следует рассмотреть это необыкновенное создание, леска оборвалась. Чёрный клубок упал на землю, но не развернулся, а просто скатился с крутого склона в воду и пропал в темноте. Всё, приплыли! Хотя, точнее сказать: «уплыли».

Сижу, размышляю: что делать дальше? Ловить или не ловить? Это вопрос не праздный, а что если еще такая змея клюнет. Эх, где наша не пропадала! Буду ловить.
Включаю налобный фонарик и оснащаю снасть: заменяю оборванный поводок, привязываю крючок и заправляю кормушку прикормкой, насаживаю наживку на крючок. Готово! Забрасываю снасть, в то место, где, по моему представлению, на дне реки должен был находиться выход из ямы. Поклевок долго нет, но я терпеливо жду и надеюсь. Авось клюнет!

Светает. Июнь – кроткие ночи. Светлой узкой полосой обозначился восток. Над дальним лесом постепенно светлеет, наливается золотистым светом край неба, Заря искусно расписывает небо и все вокруг разноцветными красками: сиреневым кажется дальний лес, розовеют облака, ярче становится зелень лугов, а далекие тучи остаются темными, как будто в них спряталась ночная темнота. Небо отражается в реке, от этого вода становится такой же, как небо, разноцветной и красивой. Солнце еще не видно, лишь узкая яркая почти белая полоска показывается над лесом. Это уже рассвет – радостное время надежды и утреннего клева рыбы. Скоро взойдет солнце.

В то время, когда я любовался утренней зарей, случилась необыкновенная поклевка на ту донку, которую я забросил ближе к краю подводной ямы. Звонко зазвенел колокольчик. Удилище от вершины до комля согнулось и стало отвешивать низкие поклоны в сторону реки.
Хватаю удилище и чувствую, что попалась сильная рыба. Она сопротивляется: рывки следуют часто один за другим, леска сильно натянута, удилище рвется из рук. Вот это рыбка!

Снасть у меня надежная, леска прочная. Медленно, спешить нельзя, наматываю леску на катушку донки, подвожу рыбу к берегу. Она сопротивляется, дергает снасть, пытается освободиться от крючка, но не тут-то было. Вытягиваю рыбу из глубины на поверхность, при свете зари вижу золотой бок и красные перья крупной рыбины. Это же язь - настоящий красавец! Золотая рыбка! Такое помнится долго. Без затей подхватываю язя подсаком и отправляю в садок. Сегодня удачная рыбалка. Повезло! В моем садке дюжина крупных рыбин.
 
Когда взошло солнце, я умылся чистой прохладной водой реки, собрал снасти и пошёл в лагерь. После бессонной ночи, хотелось отдохнуть, но на то и комары, чтобы рыболов не дремал. Эти кровопийцы не дадут отдохнуть на свежем воздухе. Я забрался в палатку, с удовольствием лег на свою постель, и долго не мог уснуть, так как пытался разгадать: «кого это я поймал ночью?». Только позже я узнал, что в этой реке водятся настоящие угри! Эх! Жаль! Если бы знал это раньше, то не упустил бы завидную добычу!

Москва. 2016 г.


Рецензии
Рыбалка

+

А у меня года в три-четыре была иная "рыбалка". Приехали в гости к родственникам. Мой дядя Саша, ему от силы лет двадцать пять было, живший под Можайском, взял меня на речку. Речка-ручей... Сам ловил рыбу и пойманных складывал в сетку, на берегу. Увидев пойманных им нескольких рыбок, у меня возникло только одно желание: пока он стоит спиной и ловит, всех пойманных бедняг, мучившихся без воды, ловивших ртом воздух, срочно выпустить обратно в речку!

Более в моей жизни "рыбалок" не было.

Лиза Обителева   30.05.2020 14:29     Заявить о нарушении