Вологодский вор и мошенник Тимоха. Гл. 10

Глава 10. ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС КУПЦА МИКЛАФА

     Царский указ предписывал всем купцам собирать за рубежом слухи о самозванце и в июле 1652 г. новгородские купцы, прибывшие из Колывани, объявили, будто бы Анкудинов задержан в датском городе Зунте. Пока готовили посла Силу Зерцалова к датскому королю Фридерику III пришло новое известие на этот раз из Архангельска. Тамошние купцы слышали, что самозванец в мае 1652 г. жил в Амстердаме, получил там солидную поддержку от духовенства, намекнув на свои связи с папой, «учал быти их евангелицкие веры» и был неплохо финансирован, так как разгуливал по Амстердаму в сопровождении многочисленной свиты «стройным обычаем». В настоящее время он якобы отправился в Данию, куда за ним поехал голландский купец Иоган Гебдон, желающий выслужиться перед русским царем.
     В Москве порешили, что Сила Зерцалов с толмачом Олферьевым поедут в Данию, а если в Дании Анкудинова не окажется, переедут в Голландию. В октябре Зерцалов  передал королю Фридерику царскую грамоту с просьбой о выдаче самозванца и оказании русским гонцам помощи, если придется его искать. Через два дня Зерцалову было сообщено, что самозванца в Дании нет. Пришлось ехать в Голландию. Но когда гонцы прибыли в Гамбург, то «тайным обычаем» разузнали, что Анкудинов задержан в Голштинии, да не кем-нибудь, а поляком Миклафом, и теперь оба сидят в тюрьме в Нейштадте. Спешно выехали в Голштинию и там узнали подробности. Миклаф, обнаружив в гостинице Анкудинова без Конюховского и других сопровождающих и будучи силы непомерной, решил, не обращаясь к властям, самостоятельно оглушить его и скрутить, а заодно кулаками хорошо посчитаться за нанесенную когда-то обиду. Однако и Анкудинов оказался не хилым – завязалась драка, да еще с поножовщиной. Хозяин заведения послал за полицейскими, те скрутили обоих и, не обращая внимание на их протесты, доставили в тюрьму, где рассадили по разным камерам.
     2 ноября Зерцалов прибыл в резиденцию эрцгерцога Фридриха и потребовал освобождения Миклафа и выдачи самозванца. Купца освободили, но Анкудинова отказались выдать под предлогом отсутствия у Зерцалова полномочий для переговоров с Фридрихом. На самом деле Фридрих просто тянул время, чтобы выработать план действий. Выдача самозванца могла поссорить его с католической церковью и самим папой, делавшим определенную ставку на «Джованни» и требовавшим от всех католиков ему помогать. С другой стороны, выдача Анкудинова могла бы снять массу проблем, связанных с голшинской торговлей, и по этой причине он был для Голштинии просто находкой. Если кто прочитает, что алчный голштинец просто продал Анкудинова царю за 100000 ефимков* (о чем, кстати, написано в некоторых статьях википедии), то может весело и от души посмеяться, ибо оказалось, что Анкудинов стоил на порядок, а то и на два порядка больше. Однако чтобы в этом разобраться, нужно вспомнить кое-что из времен царствования Михаила Федоровича.
____________________
**Ефи'мок – русское название серебряного талера с изображением св. Иоакима (у русских – Ефима).

Глава 11.  —  http://www.proza.ru/2020/01/08/724


Рецензии