Загадки Сфинкса. От Т. Карлейля к Ф. Достоевскому!

                Загадки Сфинкса. От Т.Карлейля к Ф.Достоевскому!
 
                "Неимоверное изобилие научно "объясненных" фактов,
                которыми последние нас награждают, не может
                помочь нам, так как эти факты принципиально создают,
                вместе с науками в их целом, НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
                ЗАГАДОК, разрешение которых является для нас
                ЖИЗНЕННЫМ Вопросом. Естественные науки
                не разгадали для нас ни в одном отдельном пункте
                ЗАГАДОЧНОСТЬ актуальной действительности,
                той действительности, в которой мы живем,
                действуем и существуем...
                Говоря словами Лотце: "Учесть ход мировой жизни
                не значит понять его". И не больше получаем мы
                в этом отношении и со стороны наук о духе.
                Несомненно, "уразумение" духовной жизни чело-
                вечества - великое и прекрасное дело. Но,
                к сожалению, это уразумение тоже не в силах
                помочь нам и не должно быть смешиваемо
                с философским уразумением, которое обязано
                разрешить для нас ЗАГАДКУ мира и жизни"
                (Эдмунд Гуссерль "Философия как строгая наука") 

                ***

                ЗАГАДОЧНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ.

           Именно, Томас Карлейль - Такой загадочный мыслитель, "загадки"-мысли которого так "роднят" его с такими мыслителями, как своеобразный, частный и одинокий, мыслитель Лев Шестов и как своеобразный писатель Василий Розанов. А, возможно, кто-то увидит, что основные темы мысли Т.Карлейля пересекаются в сопоставлении с темами размышлений такого писателя, как Джек Лондон, или такого мыслителя и писателя, как Альбер Камю, исходя из его философской интерпретации "Мифа о Сизифе". С поверхностного взгляда, как кому-то может показаться, Томаса Карлейля может "роднить" с загадочными мыслителями и писателями только некоей "тривиальностью",  т.е. банальными сопоставлениями, исходящими из точки пересечения трех дорог, остановка внимания на которые может привести лишь к пустому и поверхностному разговору. Но Такое "поверхностное" может казаться или кажется постоянно тогда, когда кому-то угодно и именно так угодно, чтоб казалось именно так, а не иначе. Ведь, мол, как Такое возможно, чтоб Т.Карлейль, да оказался, вдруг, "на одной ноге" с загадочными мыслителями и "в теме" пересечений мысли, например, Л.Шестова и В.Розанова, или Дж.Лондона и А.Камю, а тут еще и Достоевского "к делу" привязали. Мол, нет, это уж слишком, понимаете ли; словом, тривиальность и всё тут. Но те, кто причисляет себя к общему мнению и судит от имени "общего", бывает попадают впросак, когда тривиальность, "простые разговоры" неожиданно превращаются с помощью фантастического "оказывается" и "вдруг" в какое-то открытие и даже глубокомыслие. Именно, тут фантастическое в виде "вдруг" и "оказывается" срабатывает при постижении и вдумчивом внимании к мысли Томаса Карлейля, того самого Т.Карлейля, в котором мне открылся Загадочный Мыслитель. Мало того, у того самого загадочного мыслителя есть точки пересечения с, казалось бы "параллельными", мыслями Ф.М.Достоевского. Но ведь это именно так, мысли Т.Карлейля и Достоевского автономны, т.е. одиноки в своеобразии, а потому как бы параллельны относительно пространства и времени. В Таком, пересечении параллельных, и состоит "фантастичность" сопоставления мысли Т.Карлейля и мысли Ф.Достоевского. О, любители философии, как в виде философского глубокомыслия, и художественной литературы даже, пока еще, не представляют себе сколько неожиданных открытий таят в себе одинокие и загадочные мыслители, мысли которых фантастически пересекаются в загадочной Точке, в которой совершается искривление всего того, что нам кажется банальным и обычным, как наша действительность, заключенная в клетку "времен и пространств".

                ***

                Дерзновения в противовес покорности.

           Ну, например, покорности "общепринятому мнению". Спрашивается, "а почему бы и нет?". И, действительно, почему бы не увидеть в Т.Карлейле загадочного мыслителя, мысли-загадки которого не менее, а кому-то может и более, интересны "загадок Зигмунда Фрейда". Того самого З.Фрейда, который из своей однобокой интерпретации, а для кого-то и пошлой, мифа об Эдипе, создал целое учение о "внутреннем человеке", которое в некоторых сообществах признают "научным", т.е. претендующим на "исчерпывающее объяснение" каких-то явлений и фактов из жизни отдельных людей. Случай с З.Фрейдом, это когда концепция ученого погоняет явлениями и фактами, а когда появляются ученики и последователи, то концепция превращается в научное учение, в "общепринятое мнение". И про Такое "Превращение" в разное время интересно размышляли Лев Шестов и Эрих Фромм с капелькой Иронии, что добавлена к развенчанию "общепринятого".
            И, действительно, "а почему бы и нет", раз Фрейду не запрещено, как ему угодно или как угодно его капризу, "капризу" его концепции или его разума, интерпретировать "миф об Эдипе", то неужели никто не увидит философского глубокомыслия в интерпретации Т.Карлейля, как он сам выражает, "басни о Сфинксе". Вопрос. Ведь, "миф об Эдипе" и "басня о Сфинксе" есть одна Загадка, как загадка о человеке. А потому, разве не убедительно будет прислушаться к интерпретации Т.Карлейля и увидеть в Таком истолковании тО, ради чего Федор Михайлович посвятил всю свою жизнь, т.е. в разрешении Вопроса о человеке: "в чем сокрыта Загадка человека?"               

           Вот так, Т.Карлейль интерпретирует "басню о Сфинксе":

          "Сколько правды в старинной басне о сфинксе, что лежал на большой дороге, задавал путникам загадку и разрывал их на части, если они не могли её решить. Таким сфинксом является наша жизнь для всех людей, для всех обществ людских. Природа как сфинкс, божественна, мила и нежна. У неё лицо и грудь богини, но в то же время когти и тело львицы. В ней что-то небесно-прекрасное - порядок и мудрость - и темная роковая жестокость - порождение ада. Она - богиня, но богиня, лишь наполовину освобожденная из темницы, наполовину еще заточенная в тюрьме, - отчетливое, милое переплетено еще с невысказанным, хаотическим.
          Как это верно! И разве не предлагает нам жизнь загадок? Каждого человека она ежедневно вопрошает ласковым тоном, но страшно многозначительно: "Знаешь ли ты назначение сегодняшнего дня? Стараешься ли ты разумно сделать то, что ты в состоянии сделать сегодня?"
          Природа, вселенная, судьба, существование или как вы там называете великую неизъяснимую действительность, среди которой мы живем и боремся, разве не представляется она как божественная невеста или как клад человеку мудрому и храброму, способному понять и исполнить её законы, и как губительный демон для тех, кто на это не способен? Разреши ее загадку - и будет благо тебе. Не разрешишь ее, пройдешь мимо, оставив ее без внимания, и она сама ответит тебе на свой вопрос, но ответит зубами и когтями, потому что природа - немая львица и яростно растерзает тебя, не внемля твоим мольбам. Ты уже не победоносный жених ее, а изуродованная низвергнутая в пропасть жертва, как это неминуемо и должно случиться с уличенным в измене рабом.
          С народами дело обстоит точно так же, как с отдельными лицами. Сумеют ли они разрешить предложенную им загадку или нет?..
          В этом, в сущности, тайна всех несчастных людей, всех несчастных народов. Они забыли настоящую, внутреннюю правду, променяли ее на внешний блеск. Они НЕВЕРНО отвечают на вопрос сфинкса. Неразумные люди НЕ МОГУТ правильно решить его вопроса! Неразумные люди принимают внешний, преходящий успех за вечную суть и запутываются все больше и больше..." (Т.Карлейль "Этика жизни"). 

                ***

          Некоторым читателям, у которых привычка покорятся "общепринятым мнениям", может показаться странным, мол, "и причем тут учение Фрейда и такой писатель-мыслитель, как Достоевский". И, действительно, Такое сопоставление окажется странным для тех, кто не читал роман "Братья Карамазовы" и кто не увидел в романе попытку Автора решить Загадку о человеке, а самый роман "прочитать" как Опыт решения Загадки о человеке.

         А вот теперь, исходя из Опыта Достоевского и из интерпретации Т.Карлейля "басни о сфинксе", мне пришла Такая "крамольная" мысль: а что если представить нам ученого Фрейда в виде мифологического героя, как Эдип, который как бы разрешил Загадку Сфинкса, т.е. загадку "Природы человека". Но, в отличие от мифа или трагедии Софокла, в которых ключом в жизни героя оказывается Судьба, ученый Фрейд как бы умышленно подводит свое решение Загадки в ранг "научного учения" для того, чтобы оправдать отцеубийство, как нечто само собой разумеющееся, как учение, исходящее из самого "закона природы", что, однажды, так "гениально" открылся ученому Фрейду, ведь, для Фрейда "Бог" и "Отец" всего лишь и только иллюзия, которой нет места в Будущем. А что если учение Фрейда о человеке есть умышленное отцеубийство, завуалированное в красивую обертку, как "научное учение" в виде оправдания-объяснения такового убийства, возведенного в ранг "закона природы"?

         Никому еще не приходила такая "крамольная" мысль, раскрывающая "тайну Фрейда"? А вот и не угадали! Конечно же, "тайну Фрейда" предвосхитил-разгадал Федор Михайлович в романе "Братья Карамазовы", разрешая Загадку Ивана Карамазова.

         Но еще далече от романа "Карамазовых", аж еще в 1861 году Достоевский в "Ряде статей о русской литературе" написал Такое:

        "Для Европы Россия - одна из загадок Сфинкса. Скорее изобретется perpetuum mobile ("вечный двигатель" - лат.) или жизненный эликсир, чем постигнется Западом русская истина, русский дух, характер и направление. В этом отношении даже Луна теперь исследована гораздо подробнее, чем Россия. По крайней мере, положительно известно, что там никто не живет; а про Россию знают, что в ней живут люди и даже русские люди, но какие люди? Это до сих пор загадка... Где ж было им разгадать нас, русских, когда мы и сами-то для себя загадка, по крайней мере постоянно задавали друг другу о себе загадки. Разве славянофилы не задавали загадок западникам, а западники славянофилам? У нас до сих пор любят ребусы..."
                (Ф.М.Достоевский "Дневник писателя")

        А вот так Достоевский выразил в романе:
        "Ведь русские мальчики как до сих пор орудуют? Иные то есть?.. Всю жизнь прежде не знали друг друга, а выйдут из трактира, сорок лет опять не будут знать друг друга, ну и что ж, о чем они будут рассуждать, пока поймали минутку в трактире-то? О мировых вопросах, не иначе: есть ли бог, есть ли бессмертие? А которые в бога не веруют, ну, те о социализме и об анархизме заговорят, о переделке всего человечества по новому штату, так ведь это один же черт выйдет, все те же вопросы, только с другого конца..."
                (Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы")

                ***

            Но разве таким сопоставлением исчерпывается наше Открытие мысли-загадок Томаса Карлейля и Ф.М.Достоевского? Как говорил Федор Михайлович, "всё еще только начинается", т.е. нам еще только предстоит приблизиться к раскрытию мысли о Загадке человека, к раскрытию мысли у таких "автономных" мыслителей, как Т.Карлейль и Ф.Достоевский.         




 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.