Страх Божий. 6 глава. Наследие или участь

     «Премудрому Соломону, осуетившемуся подобно всем смертным, дано было познать, в какую непрестанную суету погружены все человеки, и он громко возвестил миру людскому: «Суета сует… все – суета» (Еккл.12:8), суетны все сыны человеческие естественно.

     Он познал под конец следующую истину: «Бога бойся и заповеди Его храни, ибо в этом все для человека» (Еккл.12:13), вся задача жизни, все благо его» (преподобный Иоанн Кронштадский).

     Нам следует всегда хранить в памяти это наставление, как и никогда не забывать, что «Господь никому не дает креста (искушений) неподъемного, ибо по испытанию каждого, ниспосылает и дары Свои, наибольший из которых – жизнь вечная во Царствии Небесном» (инок Никодим).

     «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин.8:51).

     «Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня. Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.

     И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.

     Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.

     Ибо Я говорил не от Себя, но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю как сказал Мне Отец» (Ин.12:44-50).

     «Приидите, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34).

     Развитие науки, семимильными шагами открывающее новые знания в генетике, физике, математике, астрономии и прочих фундаментальных науках, принося свои революционные плоды в техническом прогрессе, несомненно открывает и новые горизонты в познании мироздания.

     Однако это отнюдь не ослабляет нашего интереса к потустороннему, и никак не сокращает числа попыток приподнять занавес неизвестности.

     Неизвестности чего?

     Ну конечно же будущего в части личного благоденствия и благополучия близких, да ещё попутно, в модном тренде общественного интереса:
- когда чья-либо злодейская рука доберется-таки до ядерной кнопки и начнет третью Мировую;
- или когда Земля окажется на пути одного из группы залетных гостей нашей солнечной системы, своими габаритами несоразмерных с челябинским карликом.

     Но если оба варианта всемирных катастроф с большой долей вероятности должны повлечь за собой гибель всего человечества, то значит ли это что мы реально верим в неизбежность наступления Судного Дня о котором проповедует христианская религия?

     Скорее нет, чем да, хотя, однозначный ответ тут вряд ли возможен, поскольку в различных сердцах и сила веры различна, и кроме того, у христианского вероисповедания нет ничего общего с религией.

     Однажды сочинив фразу, набившую затем изрядную оскому на всем постсоветском пространстве: «Религия – это опиум для народа!», Карл Маркс даже не подозревал насколько был прав, хотя вкладывал совсем иной смысл в своё выражение.

     Потому как приверженность религии не является вероисповеданием.

     Ибо религия корнями исходит из язычества и складывается из крайне шатких представлений и мировоззрений людей, тогда как вероисповедание зиждется на непоколебимом Слове Божием.

     По Марку Туллию Цицерону, ставшему основоположником этого понятия, религия есть лишь наиболее полное знание, почитание и исполнение обрядов, чему ревностно следовали ещё ветхозаветные фарисеи, и чью показную набожность с негодованием обличил Иисус Христос.

     В современной же расширенной интерпретации, религия - это определенная система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в соответствующие религиозные общины.

     Вследствие того, что нынешняя религиозная, - но никак не христианская! - мораль претерпевает весьма серьезное купирование множественными поправками снисхождения страстям и порокам, трансформирующим веру и отчуждающим ее от любви к Богу и ближнему, а так называемой сверхъестественности находятся всё новые ученые толкования, облекающие призраки истины в действительность, то собственно религии как раз и остаются только обряды, культовые действия да посещения по случаю соответствующих собраний, или то, что сформулировано язычником Цицероном.

     Тогда как Церковь Христова, связывала, связывает и до конца веков будет связывать людей как братьев и сестер, единых не родством плоти и не какими-либо пристрастиями, но духом веры в Господа, и именем Его творящих волю Отца нашего Небесного (Мф.12:47-50; Мк.3:32-35).

     А если где-то не так, то это уже совсем не Церковь, а самая что ни на есть заурядная религиозная община, уподобившаяся расплодившемуся множеству, безрассудно трактующему веру Божию сквозь призму житейских взглядов и нравов определенных сообществ или того хуже - отдельных неадекватных личностей.

     «Когда слышишь о вере, то думай о вере не безрассудной, но несомненной, истинной» назидает святитель Феофилакт Болгарский, ибо Сам Господь учит: «имейте веру Божию» (Мк.11:23).

     А апостол Павел, наставляя коринфских христиан, пишет им: «бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (1Кор.16:13-14).

     Этому поучению необходимо неукоснительно следовать и нам, ибо каждый обязан как зеницу ока беречь в себе веру христианскую, поскольку именно твердости в вере недостает верующим людям нашего суетного, духовно смутного времени.

     Иначе, будет неотвратим тот день, когда «омраченное своим плотским мудрованием человечество и вовсе не будет верить второму пришествию Господа» (святитель Игнатий Брянчанинов).

     Как впрочем, должно будет исполниться и пророчество апостола Петра:

     «В последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его?
     Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (2Пет.3:3-4).

     Но как быть, когда пробьёт последний час существования нашего бренного мира?

     Неужто не будет какого-либо предварительного предупреждения свыше, позволящего вовремя образумиться и успеть наспех покаявшись, встретить Апокалипсис?

     Нет, не будет.

     «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.

     Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили» (Лк.17:26–28).

     «В патриархальный период богооткровенное знание было несложно, в период подзаконный оно стало сложнее и подробнее, в наш, христианский период, оно еще подробнее и возвышеннее, но конец ли?

     На земле высшего не ожидай, а на том свете будет.

     Два святых апостола удостоверяют нас в этом - Иоанн и Павел: «и когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе», «ныне видим все, как сквозь тусклое стекло, а тогда все увидим ясно» (Ин.12:32; 1Кор.13:12).

     Но и там будут степени умственного просветления, ибо область ведения Божия беспредельна.

     На земле же Откровение Божие уже завершено, нечего и мечтать о высшем, все имеем, что нужно, усвой и живи тем.

     Христианское откровение впереди не обещает нового откровения, но только то, что Евангелие будет узнано во всем мире и что эта повсеместность и всеобщность ведения Евангелия есть предел бытию настоящего порядка вещей.

     Тогда вера ослабеет, любовь иссякнет, жизнь станет скорбью - и благость Божия положит конец миру» (святитель Феофан Затворник).

     «Человек по-настоящему рождается не тогда, когда мать его рождает на свет, но когда он поверит в воскресшего Господа Христа, ведь только тогда он рождается для жизни бессмертной и вечной, а мать рождает ребенка для смерти, для гроба.

     Но чтобы с Господом Христом воскреснуть, прежде человек должен с Ним пострадать и Его жизнь прожить, как свою.
     Совершив это, на Пасху человек сможет сказать вместе со святым Григорием Богословом: «Вчера я распинался со Христом, ныне прославляюсь с Ним, вчера умирал с Ним, ныне оживаю, вчера спогребался, ныне совоскресаю».

     Всего в четырех словах собраны четыре Христовых Евангелия. Это слова: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!»…
     В каждом слове по Евангелию, а в четырех Евангелиях - весь смысл всех миров Божиих, видимых и невидимых.
     И когда все ощущения человека, и все мысли собираются в гром воскресного приветствия «Христос воскресе!», тогда радость бессмертия потрясает все существа, и они восхищенно отзываются грохотом чудесного пасхального ответа: «Воистину воскресе!» (преподобный Иустин Попович).

     «Христос - Посланник Божий и Творец Вселенной Сам приходил на Землю именно для того, чтобы оставить нам Учение, как можно очиститься и опять обрести утраченную Райскую жизнь, жизнь в Боге или то, что Он называл Царствием Небесным.

     На этом основано все Евангелие. Царства Небесного достигали (и достигают) люди очистившие свои души от греха заповедями Божиими.

     Именно этой духовной метлой выметается всякая мерзость и нечисть из внутреннего человека, коим является дух наш.

     Наследуют Царство Небесное души, безропотно покорившие свою волю воле Божией, чем избежали повсюду расставленных для них сетей дьявольских…

     И нам, дорогие друзья, очень нужно постараться обрести Его (Царство Небесное) еще при жизни здесь, а именно бесстрастие души, чтобы не сожалеть вечно «там» об упущенном (кратком) времени, отпущенным нам Промыслом Божиим для обучения (искушениями) и определения направления нашей воли (при дарованной свободе), к чему она более склонна, к добру или ко злу, результатом чего и будет являться наша участь в Вечности» (инок Никодим).

     «Для нас, христиан, эта жизнь на земле - школа, в которой мы учимся, как можно обеспечить себе жизнь вечную и бессмертие.
     Ибо, какая нам польза от этой жизни, если мы не можем ею приобрести жизнь вечную?» (преподобный Иустин Попович).

     Оттого было и «надобно придти соблазнам» (Мф.18:7) в этот мир, чтобы в своем кратком земном бытии, мы сами, следуя заповедям Божиим, не только научились отличать добро от зла, но верой и любовью осилив искушения и одолев страсти, подобно детям отвратились от неприязни, злобы, вражды и ненависти (Мф.18:3), и обрели в себе немеркнущий свет Божественной любви, преграждающей путь в Царство Небесное малейшей пагубе.

     Ибо «В Царстве Божием... нет древа познания добра и зла, но только древо жизни» (святитель Иоанн Златоуст).

     И если дерево добра и зла в Раю стало невольным источником страстей, то Царство Небесное бесстрастно (но не бесчувственно!), ибо в Нем царствует Любовь, потому как «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин.4:16)».

     «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:4-8).

     «Более всего приобретайте чистую любовь, которая есть союз совершенства.
     И как невозможно есть хлеб без соли, так невозможно управить добродетель без любви, ибо всякая добродетель оказывается крепкой и постоянной — любовью и смирением: смирение возносит радеющего о нем на высоту добродетелей, а любовь крепко держит и не допускает с высоты той упасть вниз: ибо «любовь никогда не перестает» (1Кор.13:8), и что любовь выше смирения, — это ясно из примера Самого Господа нашего, ибо, ради Своей любви к нам, Он добровольно смирился и стал человеком, как и мы» (святитель Евфимий Великий).

     «Когда придет Царствие Божие, тогда все, обладающее нами теперь, обратится в ничто, потому что тьма не терпит присутствия света, не останется болезни после возвращения здоровья, не действуют страсти при появлении бесстрастия, бездейственна смерть, исчезает тление, когда воцаряется в нас жизнь.

     Душа, намеревающаяся воспарить к Богу и прилепиться ко Христу, должна изгнать из себя всякий грех и все виды прегрешений – как явных, так и тайных» (святитель Григорий Нисский).

     А посему, пока «не испытаешь на себе действий злых козней духа злого, не узнаешь и не почтишь как должно благодеяний, даруемых тебе Духом благим, не узнав духа убивающего, не узнаешь и Духа Животворящего.

     Только по причине прямых противоположностей добра и зла, жизни и смерти мы узнаем ясно ту и другую, не подвергаясь бедам и опасностям смерти телесной или духовной, не узнаешь сердечно и Спасителя, Жизнодавца, избавляющего от этих бед и от духовной смерти.

     Слава Богу Премудрому и Всеблагому, что Он попускает духу злобы и смерти искушать и мучить нас!
     Иначе как бы мы стали ценить утешения благодати, утешения Духа Утешительного, Животворящего!» (преподобный Иоанн Кронштадский).

     «Любящий душу свою погубит ее, а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.
     Кто Мне служит, Мне да последует и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Ин.12:25-26).

     А «кто возлюбил зло, а не добро, тот сам уготовал себе вечные мучения в жизни вечной» (святитель Лука Крымский).

     «Миролюбцы же и ослушники повелений Божиих понесут заслуженное наказание, как неблагодарные за дарованную жизнь» (инок Никодим).

     «На самом деле зло проникает в нас по нашей собственной вине и действию диавола чрез нашу невнимательность к самим себе.
     Так как мы обладаем свободою воли, то можем по собственному хотению выбирать или доброе, или злое.

     Настоящая жизнь скоропреходяща и так непостоянна и неверна, что даже люди, привязанные к ней, теряют в нее веру.

     От самого начала мира она погубляла всех надеющихся на нее, желавших ее обманула, над всеми, гордящимися ею, насмеялась, всем солгала, никого не оставила в надежде твердым и в уповании непосрамленным, и оказалась весьма лживою.

     О, если бы эта ложь была только в мечте, а на самом деле не вводила бы в горькие заблуждения!

     Но еще хуже то, что сия временная жизнь приводит своих приверженцев ко всякому беззаконию: чревоугодников услаждает объядением и пьянством, сластолюбивых вовлекает в любодеяния и во всякие скверны, вора научает красть, раздражительного сердиться, лжеца обманывать;

     она разлучает мужа с женой, сеет вражду между друзьями, ссору между кроткими, неправду между справедливыми, соблазн посреди монашествующих;

     она отнимает правосудие у судей, целомудрие у чистых, искусство у художников, и у всех добрые нравы.

     Вспомним и самые лютые деяния, в которые она вводит своих приверженцев: когда брат убивает брата, или сын отца, или друг умерщвляет друга - кто научает этому?

     На что надеются, когда совершают такие беззакония?
     Не ради ли сей, так много любимой жизни, ненавидят люди друг друга, стараясь каждый устроить себе лучшее существование?

     Зачем разбойник убивает путника, богатый притесняет бедного, гордый обижает смиренного и виноватый преследует невинного?

     Поистине, всё сие зло делают те, кто работает настоящей жизни и желает долгое время пребывать в любви к ней и наслаждаться ею.

     Она же, научая злу своих приверженцев и служителей, предает их дщери своей - вечной смерти, в которую были ввергнуты и первые люди, потому что, хотя и были созданы для получения вечной жизни, но прельстились жизнью временной и работали чревоугодию, сластолюбию и похоти очей (1Иоан.2:16), отсюда же они ниспали во ад, ничего не взявши с собой из благ земных» (святитель Димитрий Ростовский).

     «В вечном мучении тяжких грешников нельзя, конечно, винить Бога и представлять Его бесконечно мстительным, карающим вечной мукой за грехи кратковременной жизни.

     Как черные тучи затемняют и поглощают свет солнца, так злые акты ума, воли и чувства при постоянном их повторении и преобладании постоянно затемняют свет Христов в душе злого человека, и его сознание все более и более определяется воздействием духа диавола» (святитель Лука Крымский).

     «Каждое дело, слово и помышление, как благое, так и злое, непременно кладет на нас соответствующую себе печать. Надо это знать и знать» (святитель Игнатий Брянчанинов).

     Следовательно, «вид души - это отображение внутреннего человека, и потому он различен у разных людей» (святой Ириней Лионский).

     «Между телом и духом существует постоянная связь и взаимодействие. Все то, что происходит в душе человека в течение его жизни, имеет значение и необходимо только потому, что всякая жизнь нашего тела и души, все мысли, чувства, волевые акты, имеющие начало в сенсорных восприятиях, теснейшим образом связаны с жизнью духа.

     В духе отпечатлеваются, его формируют, в нем сохраняются все акты души и тела.
     Под их формирующим влиянием развивается жизнь духа и его направленность в сторону добра или зла.

     Жизнь мозга и сердца и необходимая для них совокупная, чудно скоординированная жизнь всех органов тела нужны только для формирования духа и прекращаются, когда его формирование закончено, или вполне определилось его направление» (святитель Лука Крымский).

     «Душа наша есть, так сказать, отражение лица Божия; чем яснее, больше это отражение, тем она светлее, покойнее, чем меньше – тем темнее, беспокойнее» (преподобный Иоанн Кронштадский).

     «Душевную красоту не может разрушить ни время, ни болезнь, ни старость, ни смерть и ничто подобное, но она постоянно остается цветущей» (святитель Иоанн Златоуст).

     «Высшую ценность нравственной красоты и мерзость безобразия являет природа в кротких и чистых глазах добрых людей, в отталкивающем виде злодеев и бесчестных.

     Совершенно несомненно, что весь растительный и животный мир обладает, по крайней мере, низшим из даров Святого Духа – духом жизни.

     Поэтому примитивная душа животных смертна, как смертны и те элементы самосознания человека, которые исходят из умершего тела (органические и чувственные восприятия).

     Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Бессмертен дух, который может существовать без связи с телом и душой.

     Привыкших к мысли о бессмертии души пусть не смущают наши слова о бессмертии духа.
     Это не новшество, ибо в большинстве мест Священного Писания, где речь идет о смерти, говорится именно об оставлении тела духом, а не душой.
     «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:26).
     «Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх и дух животных сходит ли вниз, в землю?» (Еккл.3:21).
     «Находящимся в темнице духам (а не душам!)... проповедал» (1Пет.3:19).
     «К духам (не душам) праведников, достигших совершенства» (Евр.12:23).
     «И возвратился дух ее» (дочери Иаира) (Лк.8:55).
     «В Твою руку предаю дух мой» (Пс.30:6; Лк.23:46).
     «Господе Иисусе! приими дух мой» (Деян.7:59).
     «Изыдет дух его, и (он) возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его» (Пс.145:4).
     «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7).

     Эти два последних текста особенно важны для обоснования нашего мнения, что смертны те элементы душевной деятельности, которые связаны с жизнью тела: чувства и мыслительные процессы, неразрывно связанные с деятельностью мозга.

     «В тот день погибнут все помышления его», то есть прекратится деятельность сознания, для которой необходимы все восприятия живого мозга.

     Изыдет не душа, а дух, и возвратится в землю свою, то есть в вечность. «Возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» (святитель Лука Крымский).

     Адам и его потомки до Арфаксада (внука Ноя), прожили каждый без малого под тысячу лет, но разве не пронеслись ли для них годы как одно мгновение?

     И если кто из наших современников живущий гораздо меньше, но хотя бы и сто лет, когда настанет последний день, не покажется ли ему, что всех прошедших годов и всех житейских удовольствий как будто бы никогда и не было?

     Не остается ли от сего только некоторое воспоминание, как бы следы странника, пробывшего с нами один день?

     Как ни прискорбно это звучит, но «человек по телу подобен зажженной свече. Свеча должна сгореть, так и он должен умереть» (преподобный Серафим Саровский), о чем прямо свидетельствует и апостол Павел (Евр.9:27), для тех, кто тщит себя сумасбродством чаяния земного бессмертия.

     Ничто видимое не вечно: «видимое временно, а невидимое вечно» (2Кор.4:18).

     «Один и тот же конец для всякого, как для счастливца, так и для страдальца, чтобы скорбящими не овладевало отчаяние, и чтобы в радости люди не предавались самомнению.

     Одно море, на котором пускаются в путь челны жизней наших, и с единым Кормчим души наши совершают свое плавание» (святитель Димитрий Ростовский).

     А значит до скончания века всегда будет так, что «наше тело - только временная одежда души.

     Когда оно состарится и умрет, и его зароют в могилу, душа обнажится и увидит сама себя какая она есть, или чиста, или нечиста и полна скверны неисцеленных грехов и страстей, которым служила на земле.

     Душа по смерти тела, вместе с ним теряет и волю, и там покаяться и очиститься уже не сможет, а получает воздаяние, которое заслужила земной жизнью» (инок Никодим).

     «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести» (1Тим.6:7), но вот какими мы покинем этот мир, и какими предстанем Господу, зависит только от нас.

     Поскольку никакая скверна - ни грех, ни страсть, ни порок, - не очищенная покаянием, не исчезнет сама по себе, но оставит свой след в нашей бессмертной душе.

     И тогда «каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим.14:12), и «каждый будет умирать за свое собственное беззаконие» (Иер.31:30), «ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Екл.12:14).

     «Когда все из рода человеческого, способные покоряться Богу, покорятся Ему, тогда Он снова придет, как принявший Царство.

     Первым делом Его будет рассудить рабов, кто что приобрел на данное благодатью, а потом последует Суд и над теми, которые не захотели иметь Его Царем, то есть или не веровали, или отпали от веры.

    Запечатлей эти истины в уме своем и не отводи от них внимания, ибо тогда будет решение, которому уже не жди перемены.

     Избегай неверия, но и веруй не праздно, а приноси плоды веры.
     Найдя тебя верным в малом, Господь и над многим тебя поставит» (святитель Феофан Затворник).

     «Жизнь тела и души можно сравнить с полной красоты и прелести жизнью виноградной грозди.

     Прекращается питание ее соками лозы, росой небесной, окропляющей нежный пушок сочных ягод, и остаются лишь выжимки, обреченные на гниение; но жизнь виноградных гроздьев продолжается в полученном из них вине.

     В него переходит все то ценное, прекрасное и благоуханное, что было выработано в живых ягодах под благотворным действием света и солнечного тепла.

     И подобно тому, как вино не портится, а продолжает жить своей собственной жизнью после смерти винограда, становясь тем лучше и драгоценнее, чем дольше оно живет, и в бессмертном духе человеческом продолжается вечная жизнь и бесконечное развитие в направлении добра или зла после смерти тела, мозга и сердца и прекращения деятельности души.

     Вечное блаженство праведников и вечную муку грешников надо понимать так, что бессмертный дух первых, просветленный и могущественно усиленный после освобождения от тела, получает возможность беспредельного развития в направлении добра и Божественной любви, в постоянном общении с Богом и всеми бесплотными силами.

     А мрачный дух злодеев и богоборцев в постоянном общении с диаволом и ангелами его будет вечно мучиться своим отчуждением от Бога, святость Которого познает, наконец, и той невыносимой отравой, которую таит в себе зло и ненависть, беспредельно возрастающие в непрестанном общении с центром и источником зла, сатаной» (святитель Лука Крымский).


Рецензии