Последнее Рождество

Последнее Рождество
(из сборника "Школа выживания или Ещё не всё потеряно", 1994-2003)

Жила-была одна старая учительница из породы чудаков. Скорей даже не учительница, а воспитательница, так как в течение своей более чем сорокалетней педагогической деятельности она больше работала не учительницей, а пионервожатой и детсадовским воспитателем. История её очень интересна и во многом удивительна.
В тридцатые годы, в разгар репрессий, она лишилась родителей. Много лет ушло на скитания и безуспешные поиски матери, находившейся в ГУЛАГе. То, что она выжила в тяжелейшие годы войны, казалось ей чудом, и сама собой пришла к ней вера в Бога. Впрочем, в дальнейшем жизнь её складывалась вполне благополучно.
Живя в Иркутске у родни, окончила среднюю школу. Но ещё будучи ученицей, начала работать пионервожатой. Работа эта нашей героине пришлась по душе, и на неё пришёлся значительный и по времени, и по результатам кусок жизни. Без отрыва от работы получила она педагогическое образование, но и став дипломированным педагогом, не спешила она, как другие, поменять свой по всем меркам непрестижный профиль работы. Пожалуй, я не ошибусь, если назову её лучшей пионервожатой Иркутска своего времени. И это несмотря на особо не скрываемую (хотя и не афишируемую) веру в Бога, которая вполне мирно сочеталась в ней с советским патриотизмом. Да, она, как и многие, видела явную фальшь в словах руководителей, расхождение слов и дел. Не принимала она, разумеется, и воинствующего атеизма. Однако в целом вера в Коммунизм и вера в Бога уживались в ней очень долго...
Чем она занималась как вожатая? Организовывала спортивную работу, при-том не на бумаге, для отчета или показателей, а фактически. Она могла научить всю школу ходить на лыжах и бегать на коньках и только после этого выставляла команду на городские соревнования. Команды её занимали как правило первые места, и молодая вожатая стала известна среди комсомольских руководителей города. Её стали избирать на всякие конференции и включать в состав райкомов и горкомов комсомола. Впрочем, уже в те годы случались у неё не-приятности.
Однажды была она вызвана к первому секретарю горкома комсомола. Он случайно узнал о посещениях церкви и устроил ей разнос. Получился крупный разговор. Наша героиня не только отказалась отречься от веры, но и пыталась обратить в неё своего шефа. Тогда он стал грозить всевозможными карами, и не шуточными, ведь в разгаре была хрущевская антирелигиозная кампания. Она со смирением соглашалась со всеми наказаниями, но не отрекалась от своей веры. Через несколько часов шеф, сильно утомившись, сменил гнев на милость и, взяв слово, что она не будет афишировать свою веру (чего никогда не было), отпустил её со словами: «Иди работай». У него хватило ума не выгонять её с работы и не делать ей никаких неприятностей. В дальнейшем он успешно про-двигался по служебной лестнице и в меру сил оказывал покровительство нашей героине, предлагал ей неоднократно вступить в партию и сделать карьеру. «А надо будет писать в бумагах о том, что я верующая?» – спрашивала она каждый раз. И слышала она в ответ: «Ты что, дура?»
А жизнь шла своим чередом. Туризм, школьное самоуправление, работа с трудными подростками, помощь сильных учеников слабым, общественно-полезный труд, спорт... Всё это было поставлено на высочайшем уровне. Прав-да, она не любила и не умела писать отчёты о своей работе, планы и прочие бумаги, что часто ставилось ей в вину. С годами она так и не сумела преодолеть этот недостаток, что сильно сказывалось на отношениях с руководством...
Но время шло. Так случилось, что к старости она осталась одна. Многочисленные друзья и знакомые сами больше нуждались в помощи и поддержке. Любимая работа составляла главную часть жизни, её смысл. Ей отдавались последние силы и здоровье, всё нажитое за многие годы имущество. Последние годы посвящены воспитанию дошколят. На это у нашей героини сложилась своя, отличная от официальной, точка зрения, как, впрочем, и на всё остальное.
С чего начинается день в детском саду? С завтрака, приёма пищи, то есть дети, как и в большинстве семей, находятся на всём готовом. Но разве мы хотим воспитать иждивенцев и белоручек? В её дошкольной группе, которую уда-лось всякими правдами и неправдами открыть в нашей школе, день начинался с приготовления завтрака!
Кому бы ещё пришло в голову давать дошколятам в руки ножи, пилы, молотки, стамески и даже топоры? А разве каждый нормальный человек не дол-жен уметь с ними обращаться?!
По её разумению, дети должны работать в саду и огороде для того, чтобы любить и понимать природу. Что, в школе нет огорода? Не беда, поедем ко мне на дачу! И группа с весны до осени работает на её даче, а потом, зимой, готовя обеды из выращенных и собранных своими руками овощей, вспоминают дети лето красное...
Как это можно жить рядом с Байкалом и регулярно не бывать на нём?! Дети должны постоянно общаться со Священным Морем...
Очень гармонично вошло в её систему и православие с русскими народны-ми традициями... Причём это было поставлено так, что своими, а не чужими чувствовали себя и дети из неправославных и нерусских семей, и их родители. Празднование Рождества Христова, Масленицы, Пасхи и других праздников стало традицией. К каждому празднику готовился спектакль. Все праздники проходили при участии родителей. На них собиралось много народа, приходили бывшие воспитанники с семьями. И вообще все чувствовали себя одной большой семьёй...
Что,  вы спрашиваете, почему всё это в прошедшем времени? Да разве не понятно, что рано или поздно должен был произойти конфликт с официальной системой?
Как это дети сами готовят еду? Запретить, не положено! Пищу должны готовить специально обученные повара, прошедшие медкомиссию, согласно утверждённому положению! Да и вообще в группе нет условий для приготовления пищи, соответствующих утвержденным ГОСТам нормативам!
Работа на даче? Кто это позволил?! Дача-то личная…
Религия в школе? Долой, у нас светское государство!
Почему неправильно заполняется документация? Наказать!..
Два года шла борьба, но исход её был предрешён. Да и вообще, выяснилось, что группа была открыта неправильно, и детсадовскую группу в школе иметь не положено. Нельзя не сказать, что и героиня наша построила линию защиты не-умно с военной точки зрения, не признавая никаких приемов, кроме прямой атаки без всяких хитростей и обороны по принципу «ни шагу назад!» Компромиссы в любом виде чужды большинству чудаков. В этом их слабость, но в этом и их сила.
Вот и всё. Что можно сказать в осуждение чиновников? Ничего, они действовали согласно законодательству и инструкциям. Для того чтобы спасти группу, они должны были бы эти инструкции и законы нарушать. А за это можно и получить наказание (хотя и не обязательно!) от вышестоящего начальства, да и должности лишиться! Уж лучше пусть нормальные дети ходят в нормальные детские сады!..
Уже после закрытия группа отмечала Рождество. Все, в том числе и дети, знали, что это их последнее совместное Рождество, хотя об этом никто не говорил. В глубине души каждый на что-то надеялся. Да и в Библии сказано, что уныние – тяжкий грех.
Вот такая печальная история.


Рецензии
Как можно в голове смешиватся вера и атеизм?

Юрий Власовец   07.01.2020 21:21     Заявить о нарушении
Смешиваться у кого?

Григорий Рейнгольд   08.01.2020 04:51   Заявить о нарушении
У главной героини.

Юрий Власовец   08.01.2020 08:53   Заявить о нарушении
Но героиня всю жизнь верила в Бога, ходила в церковь, никогда не была атеисткой.

Григорий Рейнгольд   08.01.2020 08:58   Заявить о нарушении
А коммунизм?

Юрий Власовец   08.01.2020 09:27   Заявить о нарушении
Как заметили еще Маркс и Энгельс ("К истории первоначального христианства"), первоначальное христианство и первоначальный коммунизм - имеют очень много общего. А первые коммунисты вполне могли быть и верующими.
И Христианство, и Коммунизм имеют своей стратегической целью построение идеального человеческого общества. И те, и другие (истинные) готовы для этой великой цели пожертвовать своей жизнью. И не только своей.
И та, и другая идея при попытках претворения в жизнь были искажены так, что ничего не осталось от первоначальной задумки. В обоих случаях произошла дискредитация. Пролились моря человеческой крови. В том числе одни христиане убивали других христиан, одни коммунисты - других. И прочим мало не показалось.
Что касается моей героини, она соединила общественное начало коммунизма с верой в Бога очень естественно.

Григорий Рейнгольд   08.01.2020 09:41   Заявить о нарушении
А сколько было разрушено храмов и повешено священников?

Юрий Власовец   08.01.2020 09:44   Заявить о нарушении
Я об этом писал. В том числе и при внутренних разборках христиан. Было время и старообрядцы считались преступниками и были вынуждены бежать.
Как сложилась судьба служителей языческого культа на Руси - история умалчивает. Но не думаю, что хорошо.
Но одно дело Высокая Идея, совсем другое - её дискредитация на практике.

Григорий Рейнгольд   08.01.2020 09:54   Заявить о нарушении
Парадокс Московии: тот слой, который хотел реформ в Европе, в Московии хотел заморозить всё.

Юрий Власовец   08.01.2020 09:59   Заявить о нарушении
И вообще, какое отношение имеет Иркутск к Руси?

Юрий Власовец   08.01.2020 12:02   Заявить о нарушении
Иркутск - часть России. Современная Россия - преемница СССР (РСФСР), СССР - произошёл от Российской империи. Та, в свою очередь, из Русского царства. А оно - из Московского княжества. А Московское княжество доказывало (и на практике осуществило), что оно правопреемник Киевской Руси.

Вот, какое Иркутск имеет отношение к Руси. Так большинство иркутян думает.

Григорий Рейнгольд   08.01.2020 12:13   Заявить о нарушении
Не было русского царства! Было московское царство. Царь Москвы не был русским.

Юрий Власовец   08.01.2020 12:21   Заявить о нарушении
Было русское княжество и было русское королевство. А Москвы там не было.

Юрий Власовец   08.01.2020 12:23   Заявить о нарушении
Прошу прощения, что завёл такую тему, не связанное с темой и задачей произведения. Но одна ошибка приводит к куче несоответствий.

Юрий Власовец   08.01.2020 17:24   Заявить о нарушении
Интересная история Иркутска.

Юрий Власовец   09.01.2020 22:00   Заявить о нарушении