Калика перехожий

-Расскажи! Расскажи историю! - Заголосили дети, усевшись вокруг старика. Старик же несколько опешил от такого внимания, он был не любитель рассказывать истории, да и не сильно он умел это делать. Но ведь детей надо учить, детей надо воспитывать, и потому он стал думать, что рассказать? Думал-думал старик, но в голову ничего так и не приходило, одни из детей, не дождавшись, убежали, а другие же стали голосить громче.
- Ладно, расскажу я вам историю, может и не совсем хорошую, но, думается, правдивую... Встретил я как-то одного калику перехожего, когда мне было столько же, сколько и вам. Пас я тогда коров, за тем лесом на поляне, солнце шло к полудню, припекало, ну я и схоронился под деревцем. И вижу, человек идет, одежда старая заношенная, да лапти все истоптаны. Я к нему и обратился со словами:
- Ты почто дед под полуденным солнцем ходишь, неужто не боишься, что оно тебя по голове кулаком ударит?
Огляделся дед по сторонам, увидел кто говорит и ответил:
- Так шапка ж на голове, авось и смягчит удар-то.
- Так душно в шапке-то!
- Ну, душно, зато не припекает! - Ответил он.
- А что ж ты не здороваешься то малой? А сразу с ходу кулаком по голове стращаешь? - Добавил он, подойдя ко мне.
- Прости, дед, здравствуй! - Вскочил я тогда и поклонился ему, приветствуя его.
- И ты здравствуй. - Поклонился он мне в ответ.
- Коров что ли пасешь? - Спросил он, устроившись в тени рядом со мной.
- Да.
- Это дело хорошее.
- А куда ты путь держишь? - Спросил я его.
-  Я-то? Иду почтить память одного человека.
- Наверное хороший это был человек, коли решил ты с насиженного места сойти. - Сказал я.
Вздохнул старик и ответил:
- Этот человек жил много-много лет назад. Он старался помогать людям, лечил их, воспитывал, поучая их доброму, взращивая в них любовь и сострадание. Но не всем то нравилось, ведь народ объединялся, а ученье его хоть и было миролюбиво, но все ж шло против устоев  того общества, ведь имел он свое мнение, не зависящее ни от кого. Хотя, надо признать, что он не имел цели разрушить старые устои, думается, он хотел улучшить старое, привнеся новое, но злые люди увидели в нем угрозу. - Произнес он это, замолчав и уставившись в небо.
- И что же они сделали?  - Спросил я его.
- Они поносили его, оскорбляли и унижали. Но он, настолько уверился в истинности своих слов, что не убоялся их и  шел до конца, не устрашившись даже смерти, отстаивая свою правду. Они же, озлобившись на него, придали его суду, мучили его, побивали, а после и умертвили, распяв.
- Не про Иисуса ли ты мне говоришь?
- Да, про него. - Кивнул старик.
- Но он ведь был Богом, он творил чудеса! А ты называешь его человеком!
Улыбнулся старик, потрепав меня по голове и сказав:
- Люди всегда искали в первую очередь чудеса, но они как ширма скрывают от них истинную суть, а что касается Бога... Считать или не считать его Богом решалось спустя столетья, до того же момента каждый был при своем мнении. Сам же он не ставил себя выше других, провозглашая, что все мы равны перед Господом, что все мы дети его. За что и был побиваем, не все хотят равенства в народе.
- Но ведь он воскрешал из мертвых!
Рассмеялся старик и произнес:
- Лекари тоже бывает с того света людей вытаскивают, что же ты их Богами не кличешь?
Смутился я тогда, а он продолжил:
- Вся эта история произошла много столетий назад, и истиной правды уже не знает никто, история же та приукрашивалась, да изменялась, но суть оставалась неизменной. И уж точно известно, что он сам себя не ставил выше других, Богом провозгласили его сами люди. И за что? Зато что он был чуточку смелее и добрее их, что учил любви, раскаянью и состраданию, учил о бессмертии души? Насколько же они были скудны сердцем, что решили так превознести его над собой? Провозгласив его Богом, и став поклоняться ему?
- Хочешь сказать, что мы зря молимся ему? - Спросил я.
- Что ты... - Удивился старик, добавив: - Он же всех нас людей считал одной семьей, братьями и сестрами, так почему же нам не попросить помощи у брата нашего старшего?
- Но коли ты говоришь, что мы все равны, то получается, что он нам не ответит и не поможет, ведь люди умирают и впредь безмолвствуют!
- Это так, ежели не верить в бессмертие души, и что прибывают умершие незримо с нами, помогая нам в нашей жизни. Хотя и вправду такое безверие нынче бытует, может от того люди и злы, что не верят, что после смерти их свои же и осудят? Грустно, парень, осознавать тот факт, что спустя многие столетия, люди все также продолжают поносить и распинать его, и за что, за то, что он был достойным человеком, достойным уважения и любви? За то, что помогал людям и имел свою веру, свое мнение и убеждение? За то, что не убоялся смерти, отстаивая их? Но люди жестоки и бессердечны, а некоторые дошли даже до того, что прикрываясь именем его, чинили столько зла, пролили столько крови, принеся столько боли людям, хотя учил он ведь другому... Будто бы не удовлетворившись его муками, они решили исковеркать и саму суть его учения, тем самым убив и память о нем ... - Вздохнул он и замолчал. Я тоже сидел молча, осознавая сказанное.
- Ладно, засиделся я, пойду дальше. - Произнес он, встав со своего места.
- Счастливого тебе пути, старик! – Произнес я, встав, провожая его.
- И тебе доброй жизни, парень. - Попрощался он, и больше я его не видел.
Так закончил старик свою историю детям. Дети же стали возмущаться, начав голосить:
- Мы думали, ты расскажешь сказку про героев, про их подвиги, про их приключения, волшебство и чудеса.
Нахмурился старик и сказал:
- Правда, какая бы она ни была, всегда лучше вымысла!
Дети обидевшись, разбежались.
А старик ещё некоторое время сидел, бурча себе под нос:
- Да, в их возрасте мне про чудеса тоже слушать больше нравилось... Надо что-нибудь придумать, а то ведь не отстанут... - Сказал он, почесав свой затылок.


Рецензии