На постройках - 2

картотека конкурсов. конкурс "играючи на духовых". провал. конкурс "духовное размышленье". проигрыш. конкурс "блюдо в духовке". поражение. загубленный инструмент. штраф. лишенье запасной обуви. конкурсы "дух воина", "дух садоводства", "дух ликерно-водочного производства". провал, проигрыш, поражение. конкурс литературного мастерства.
дорогие участники, дорогие жители нашего города. и его гости. сегодня мы проводим конкурс литературного мастерства. мы рады видеть всех вас собравшимися здесь сегодня. как приятно сознавать (сегодня), что интеллектуальные конкурсы, конкурсы, дающие проявиться вашим знаниям! интеллекту! литературному мастерству! всё еще востребованы, востребованы в этот век - я не побоюсь своих слов - век гаджетов, всяческой всячины, всяких гаджетов, всякого мракобесия, разных гаджетов, уймы всего, век кучи разного, век смеси напастей всяких, горестей разных и гаджетов - так вот, в этот век такие конкурсы (литературного мастерства, интеллекта) все еще востребованы. продолжу. я, мне уже 50 лет, я смотрю в ваши лица, кто помоложе, а кто постарше, но во всех вас я вижу одно - инвариантно - свет его. я вижу лучение его. я кожей чувствую импульсы его. ИН-ТЕ-ЛЛЕКТ. вот почему мы здесь с вами собрались, господа. мы интеллигенция. не то что те, которые сейчас на диване лежат телевизор смотрят. ну впрочем это их дело, пусть лежат. так вот. в этот солнечный (сегодняшний) день позвольте объявить сей правильный, нужный, безусловно нашему родному городу, краю необходимый конкурс открытым. состязайтесь, братья и сестры мои, товарищи мои. да услышьте вы шепот музы. да отдайтесь вы во власть вдохновенья. порадуйте нас, горожан, хорошими, ладными, складными, выражающими, пробирающими, острыми как ваш интеллект, злободневными как гаджеты и чувственными как всякое мастерство рифмами или уж что вам ваш литературный гений на душу положит. что положит, то и берите, я вам так скажу. мы к средствам, я просто в порядке напоминания это говорю, положительно нейтрально относимся. к любым. все. начинайте. час времени. опишите закат. вперед.

моя работа.

некогда пристанище десяти дюжин крепких, дружных семейств, горой стоящих друг за друга, единое дело свершающих, этот остров ныне пуст и необитаем. жизнью, судьбами в прошлом богатый, сегодня привлекает он лишь туристов да браконьеров. для них остров - не среда обитания. быть на острове для туриста - развлечение, досуг, времяпровождение, для браконьера - работа, долг, заработок. мимолетность, легкость их встречи с островом - тяжелая ноша для последнего. он хочет давать кров, пищу, простор. быть родиной, вспоминаемой в разлуке, быть тем, о чем тоскуют и слагают песни, местом, куда спешат вернуться и какое благоустроить. темными своими ночами вспоминает этот остров о гряде прочных домов, о возделанности полей, о плодоносных древах и речи, несущейся над ним от рассвета до заката. о рождении и взрослении, о любви и предательстве, о мечтах и о быте, о старении и об умирании. этот остров каждой пядью земли своей тоскует о временах, когда неугомонный человек, встречая горести и ненастья, преодолевая и борясь, день ото дня шел вперед, охотился и строил, добывал и хранил - во имя себя, своей семьи, своих соседей и своего острова. покинутый, заросший, превратился он в одинокого отшельника, вздымающегося своей бездушностью на обочине океана, словно старый отец, коему не дают ни жить, ни умереть. с тревогой смотрит он в будущее, не веря в дары века, порвавшего со своей историей

почетное третье место присуждается пауза автору эскиза об острове!
аплодисменты
пригласим автора на сцену?
аплодисменты
господин автор! милости просим
аплодисменты
проходите. поднимайтесь. ну, как ваше настроенье? отлично! ну, а теперь позвольте мне представить ваше сочинение уважаемой публике
аплодисменты
я бы предпочел, чтобы вы не зачитывали - сказал я
ведущий поверх очков посмотрел на меня. опустил взгляд и продолжил читать.
я бы попросил вас перестать зачитывать - сказал я
ведущий снял очки, дужкой зацепил за внутренний карман. поднёс текст к глазам, отыскал место, где остановился, и возобновил чтение
я настаиваю на том, чтобы мой текст перестал бродить сквозь ваше нутро! - сказал я. не физичьте мой текст! - добавил я
... порвавшего со своей историей.
ведущий снял пиджак. приязненно посмотрел на меня
аплодисменты
почетное жюри высоко оценило вашу работу, хотя она и не без шероховатостей! уважаемая публика, комментарий жюри
аплодисменты
мне бы не хотелось это слышать - сказал я
ведущий расстегнул пуговку. посмотрел на нее, потом на мою пуговку, потом мне в глаза и снова в лист
жюри отмечает, что работа вполне могла выпасть из конкурса, потому как имелся в виду закат, конечно же! в обычном смысле. в том, который про движение планет. иначе жюри не может! оценить вашу работу. потому как она про другое! не сравнима с прочими. благо, наше! жюри может всё. мы простили вам! первый блин. это же ваш первый! блин?
мне бы не хотелось, чтобы все это продолжалось - сказал я
ведущий наклонился и развязал шнурки. правой рукой, той же, что держал лист. лист помят. без приязни посмотрел на меня, скулы его напряглись
далее, жюри без восторга отнеслось к вашей навязчивости в составлении списков и! перечислении. где другие приемы? где их богатство, которое мы закладываем в вас! еще в школьные годы?
аплодисменты
прекратите делать все то, что вы делаете - сказал я
ведущий присел, чтобы снять ботинки. лист в его руке неловко сжался. ведущий заметил порчу и засуетился глазами. поднялся
юноша, помогите мне снять ботинки
ведущий сел на сцену. я подошёл к нему и стянул с него ботинки
это всё, что у нас есть для третьего места – сказал ведущий
аплодисменты
42-й, но для запасных в самый раз, решил я. отошёл на свое место. ведущий встал
теперь вопросы от дорогой публики. кто желает? так, вот вы. давайте
основан ли ваш текст на реальных событиях? - вопрос от женщины средних лет
не могу отвечать за текст - сказал я
какое настроенье передает ваш текст? - вопрос от мужчины с вьющимися усами
я не волен решать за текст - сказал я
какое понимание утраты вырисовывает текст? - вопрос задала девушка в круглых очках с тонкой оправой
это известно только тексту - сказал я
что известно вам? - сказала она
многое - сказал я
касательно текста? -сказала она
нет - сказал я
касательно чего? - сказала она
только себя - сказал я
ну, поделитесь - сказала она
не буду - сказал я. вы не задаете вопросы - добавил я
о чем вы думали, когда писали текст? - вопрос от женщины в шляпе
я думал только о нем - сказал я
о чем вы думали, когда сдали текст и ждали результаты? - вопрос от нее же
я думал о тексте - сказал я
может ли текст быть улучшен? - вопрос от мужчины в голубом свитере
нет - сказал я
тогда почему вы заняли всего третье место? - он же
таков этот текст - сказал я
где границы текста? - вопрос от молодого человека с шевелюрой
я не могу судить об этом - сказал я
почему? - сказал он
у нас разный субстрат - сказал я
но вы же взаимодействуете - сказал он
вот именно – сказал я. я не знаю, где его границы - сказал я
вы внутри текста или вне его? - вопрос от старика в плаще
я не могу знать наверняка - сказал я
как вы считаете? - старик
я бы осмелился предположить, что текст внутри меня - сказал я
как нам зафиксировать текст? - вопрос с дальних рядов
никак - сказал я
тогда каков наш модус коммуникации с текстом? - с дальних рядов
вера - сказал я. извините, я утомился - добавил
аплодисменты
ведущий: что же что же что же! поздравляем! третье место для начала неплохо! держите ваш текст. ждем в следующем году!
уходя со своим текстом и новыми запасными ботинками
направляясь на выход
что ж, третье место. для начала неплохо, верно сказал ведущий. уж в чём-чём, а в этом он должен разбираться. он сказал, что для начала третье место это совсем не плохо, а значит так оно и есть. возможно, у меня есть литературное будущее. возможно, не вполне оно отсутствует. по-моему, идеальный расклад. между теми, чья звезда, сверкнув, гаснет и теми, кто десятилетиями остается без читательского внимания, интереса. без всякого отзыва критики. без публичных выступлений. ведущий сказал, что третье место для начала годится. я думаю, он знает, о чем говорит. вполне может статься, он что-то во мне разглядел. и его команда жюри. учитывая мой трюк с переносным смыслом, они могли бы избавиться от моей работы, могли бы ни абзаца ни прочесть. ан нет, не только это не сделали, но и отметили мою работу наградой. почетным третьим местом. как сказал ведущий, это хороший старт в карьере. нет оснований сомневаться в его мнении, а также в мнении почетного жюри. они таких, как я, повидали тысячи. и потратили на меня, мою работу силы, отметили ее, дали мне критику, отзыв, наставленье. неужели стали бы они, будь я бесталанным? оно того бы не стоило. зачем стараться ради лит. ничтожества? сотни других на конкурсе. не заняв третьего места, весьма почетного, как сказал ведущий, не выйдя на сцену, не получив в подарок запасные ботинки. зачем приходили? знали же, что есть и получше в нашем городе, крае творцы. тот, с шевелюрой, я же помню, как в школе он не мог ни одного определения дать. не мог назвать характерные признаки. не мог выделить существенные. пустая трата времени для них, я считаю, для многих из них. не стоило им и рассчитывать занять такое высокое место, как мое, третье, о котором ведущий сказал, что для крепкого, надежного старта - лучшее место. что с таким начинать писательство сподручнее всего. кому знать, как не ему? сколько он уже таких конкурсов провел? мириады. у него глаз наметан. и у его команды жюри. не разгляди они во мне основу, почву для дальнейшего лит. роста, никогда бы я не оказался на том месте, на котором сейчас стою и на том, какое занял. пожалуй, лучше второго и не столь вызывающее, как первое. ко мне и вопросов меньше, и соблазны не так велики. того, который на первом, тут же обступили. редакции, издательства, магазины бумаги, представители фабрики, книжные ряды, букинисты. мне пока такое внимание ни к чему. пока не нужно. отсижусь на спинами первых двух, наращу свое мастерство. как сказал ведущий, перечисления не единственное средство. я должен узнать, какие есть еще, прежде чем смогу держать позиции в общении с издательствами. иначе придется уступить свои книги за бесценок. в этом смысле третье место очень удачное. мотивирует работать, повышать мастерство. вот почему ведущий сказал, что для начала неплохо. он наверное это имел в виду. а как же, он с этой кухней хорошо знаком. он всякого повидал. поэтому и сказал, что третье место - достойное для меня. в моем текущем состоянии это самое ожидаемое. есть, на что опереться, и есть, куда двигаться. в этом смысле куда двигаться первому месту? а наслажденья миг краток. пусть его. я даже рад, что он искупается сейчас в славе, признанье, успехе. радует, когда человеку приятно. меньше страданий в мире. и будет что в старости вспомнить. тогда я уже с моим трудолюбием и нынешним третьим местом и наставленьем от жюри буду весьма мастеровит, не менее, чем тот, который на первом, а то и более. и поскольку меньше соблазнов, меньше внимания публики, я не стану ни наркоманом, ни алкоголиком. а значит, ясность ума и трезвость мысли. а значит лучше тексты. со многими средствами и на разные темы. тогда я буду продуктивным и буду писать о важных проблемах. сейчас, с моим третьим местом, которое так расхвалил ведущий, мне лучше больше читать и практиковаться в написании эскизов. эскизы в моем нынешнем положенье это лучший выбор. они научат меня многому и я буду стараться. я буду развиваться как автор. нужно много стараться, чтобы с моим текущим третьим местом, которое ведущий вообще-то назвал весьма приличным, стать навроде как известным творцом

привет! - сказала она.
я посмотрел на ее очки. по-моему, такие слишком  прямо выражают свою идею. глядя на такие очки, мне кажется, нельзя подумать ни о чем, кроме как о том, о чем должен
мне понравился твой эскиз - сказала она. как будто очень душевно - добавила
я посмотрел ей за спину, туда, где публика разбилась на кучки столь разные, что больше о них ничего и не скажешь. я почему-то вспомнил, что у коллективов, согласно некоторым представлениям, есть собственный разум, и гадаю, что бы сообразил таковой в данном случае
привет! - сказал я. спасибо тебе, но мне ещё расти и расти - добавил
она посмотрела на сцену, где ведущий фотографировался с участниками конкурса и другими гостями. она позавидовала тому, как легко им получить удовлетворенье, а потом она посмотрела на меня
скажи, а ты когда-нибудь был на настоящем, то есть довольно малолюдном, острове? - спросила она
я посмотрел на участников конкурса, фотографировавшихся с ведущим, и побеспокоился о том, чтобы их мельканье не поспособствовало его забытью меня и моей истории. мне был необходим проводник в мир литературы и я хотел, чтобы им стал тот ведущий
нет – сказал я
она посмотрела на женщину с рыжими волосами
а хотелось бы? - уточняющий вопрос
я посмотрел на фотографировавшегося ведущего и стал томиться в ожидании его освобожденья от этой повинности. интересно, подумал я, какого он обо мнения?
вполне – сказал я
она посмотрела на мои руки и подумала о том, на что они намекали менее явно, чем ее очки намекали на свое. она прельщается менее явным, и не это ли нас объединит – подумал я
а какие три вещи ты бы взял на необитаемый остров? – спросила она
я посмотрел на длинные ряды парт и подумал о том, как, должно быть, затруднительно было их все перетаскать. столько крепких рук несли их сюда. где они сейчас? – подумал я
я слишком часто отвечал на этот вопрос и устал. извини – сказал я
она посмотрела на микрофон, закрепленный на кафедре, и подумала о том, что хотела бы прожить этот вечер, воплотившись таким вот ведущим
чем в жизни занимаешься? – спросила она
я посмотрел на проектор, уползавший в свое логово - на потолок - и подумал о лисах, которые чуть было не покусали меня однажды
многим всяким – сказал я. преимущественно пишу - добавил. а ты?
и я многим - ответила она. я люблю талантливых людей - добавила она
я посмотрел на закат и подумал о том, как тяжело описать подобное. следующие фразы пришли мне на ум: "пастель, переходящая в пастель", "неуловимость перехода", "пастельность самой этой неуловимости". я вдохновился
ну да – сказал я
она посмотрела на мужчину в бежевом пиджаке. как тот управлялся с хот-догом. ей бы хотелось точной такой же. она не ела с самого утра и поэтому очень захотела такой хот-дог
не хочешь дойти до того ларька с хот-догами? – сказала она
я посмотрел на мужчину в бежевом пиджаке и на ее очки. неудивительно, что она так явно говорит о процессах своего организма – подумал я
нет, я сейчас должен постоять здесь какое-то время, а потом мне надо собираться в дорогу – сказал я
я посмотрел в сторону дороги, которая ведёт к школе и подумал, что во многом благодаря ей занял третье место, какое ведущий счел идеальным для меня исходом. я подумал о том, что покидать эти места – довольно скоропалительное решение
а куда ты направляешься? – сказала она
я посмотрел на медленно пустеющую сцену и людей, разряжавших свои улыбки в объективы фотоаппаратов. я вспомнил случай из детства, когда бабушка моего лучшего друга продала фотоаппарат, чтобы подарить мне на день рождения мяч. все знали, что я люблю футбол намного больше, чем мой друг что-либо еще, и чем они все тоже что-нибудь свое
мне нужно встретиться с одним консультантом – сказал я. он в области – добавил
она посмотрела на мои ноги, которые не столь явно, как она привыкла, дают понять, что скоро будут заняты тем, что умеют делать лучше всего. я посмотрел на ее ноги и подумал, что смог бы занять и их
мне на каникулах особо нечем заняться – сказала она. если хочешь, могу составить компанию – добавила
я посмотрел ей в лицо и подумал о том, что нос широковат и излишне вздымается. я бы не смог с этим ничего сделать, равно как и не брать это во внимание


Рецензии