Сон с пробуждением

Множество людей на улице в каком-то незнакомом месте: с одной стороны как бы в дымке высятся стены, с другой большой водоём, непонятно - море или, может, озеро...
И вообще ничего непонятно! Люди вокруг очень разные, они встревожены до крайности, но никто ничего не говорит, молчат все.
Неожиданно ярко вспоминаю, что у меня должна быть сумка, а в ней кошелёк с деньгами, ключи от машины, да и сама машина, она тоже где-то стоит; и там ещё какие-то вещи, но где эта сумка, машина и всё остальное - невозможно вспомнить, искать тоже бессмысленно. Понимаю, что у окружающих похожие затруднения: одни люди сидят на лавках, другие прогуливаются, третьи пытаются что-то разглядеть в туманной дали, а на самом деле каждый просто до крайности растерян и не понимает что происходит. И все молчат.
Тоже молчу, но в какой-то момент, далеко не сразу, мне становится до конца понятно почему - причина в том, что я не только сумку забыл, а не знаю языка! У меня есть мыслеобразы, в основном зрительные, а вот языки я совсем забыл, даже не помню какие они бывают, какой мой родной...
Зато теперь во мне просыпается что-то вроде телепатии и я начинаю слышать мыслеобразы окружающих: судя по всему, с ними происходит примерно то же, что и со мной, только большинство растеряно или даже напугано значительно сильнее, многие вертят головами, смотрят то вверх, то по сторонам, словно чего-то ожидая. Но долгое время ничего не происходит...
Внезапно появляется высокая женщина в длинной одежде, в руке у неё компактный предмет, который трудно разглядеть на отдалении, женщина движется решительно и без суеты, совершая какие-то действия. Вот она подходит ко мне и проводит по моему рту чем-то, отдалённо напоминающим то ли эстрадный микрофон, то ли тюбик губной помады, после этого рот мой раскрывается и я начинаю говорить. В тот же момент она что-то быстро чиркает выше головы, и я знаю - где-то высветилась надпись: Russia, Советы.
Незнакомка уже далеко, а я вспоминаю русский язык - сразу весь, всю литературу, все цитаты, которые знал наизусть, всю историю... В этот момент окружающий ландшафт мгновенно меняется, и вместо призрачной толпы перепуганных людей в неизвестном месте я оказываюсь на Красной площади: стена оказывается Кремлёвской стеной, а там, где было море или озеро, теперь здание ГУМа. Никогда не любил ГУМ, но сейчас он меня больше не раздражает, сейчас всё в порядке, всё отлично.
Солнце горит в рубиновых звёздах!


Рецензии
Да-а, красиво!
Аллюзии, конечно, усиливают впечатление. Их много, они размыты, цепляют одна другую, перетекают друг в друга.
Допустим, можно потянуть за "хвостик" любой сказки о ком-нибудь заколдованном спящем, - а на другом конце нити всплывёт, скажем, богослужебное: "Отверзну уста мои ... И слово изреку Царице-Матери... " (Итд).

В любой учебник по культурологии можно помещать этот текст - прямо в самое начало, в качестве преамбулы в разговоре о том, что культуры без речи не бывает.

Достойно присоединится этот к Вашим прежним лучшим текстам-снам.

Григорий Лыков   13.01.2020 10:58     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Григорий, очень рад встрече! Ну, это сон был, я там стараюсь ничего не придумывать по мере сил.
Думаю же я, что Сталин в своей работе о языкознании кажется был неправ в том отношении, что человек всё-таки мыслит не словами, без слов. Мысль шахматиста, музыканта, автомобилиста, охотника, живописца и тд слов никаких не требует, наоборот, если он скатывается к проговариванию (даже мысленному) - значит что-то идёт не так, значит затруднение.
Я предполагаю, что язык был первым изобретением людей в этом мире. Сначала язык (а он может быть любой, вот что характерно), затем алфавит и так далее. То есть человечество изобретает некие коды для коммуникации. Но разум и дух предшествуют всякой коммуникации и в идеале вообще слов не требуют, на что указывает, как мне кажется, например, рублевская Троица.
Я здесь отвечал на разные отзывы и где-то вспомнил и написал про Родину-мать и блоковскую Незнакомку. Но что интересно: сами-то они молчат! Незнакомка точно молчит. Впрочем, и женщина в этом сне тоже молчит, значит её можно считать неким символом культуры в целом, если угодно.
У меня самомнение делает прямо-таки блошиные скачки, и иногда я даже осмеливаюсь считать себя отчасти продолжателем Даниила Андреева! Хотя понимаю как мне до него далеко.
По

Капитан Медуза   13.01.2020 15:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.