Легенда о беззаветной дружбе

     Случилось так, что Идрик подрался с Каменным Крокодилом. Драчка вышла нешуточная и к ней вот-вот должны были подключиться соседи из других племен. Чтобы остановить побоище, Верховный открыл хляби небесные и уже вторую неделю шел ливень. Реки вышли из берегов. Низины превратились в болота. Везде была сырость и холод. Даже Небесный Костер не мог согреть Землю.Тепло не пробивалось через стену дождя. От холода страдали даже те животные у которых была теплая шуба. Ведь мокрая шерсть не держит тепла.
     Старый Рик, предводитель племени людей из поймы река Сан, уводил своих соплеменников в горы, на возвышенность. Река Сан, на которой из покон веков жило племя, всегда отличалась спокойным нравом и исправно кормило людей. Но за одну ночь она забурлила, разлилась и затопила все стойбище. Вода испортила или унесла течением вещи, запасы продовольствия и даже одного старика. Но самое главное она залила очаг, где жил лучший друг племени и спаситель – огонь. Без огня нельзя приготовить пищу, невозможно побороть холод, не получится отогнать хищных зверей. Если очаг с огнем умер, значит этот народ обречен.
     Поднявшись в горы племя поселилось в большой пещере. Вода на голову не капала, но стужа и сырость казалось поселились во всех уголках каменного укрытия. Люди замерзали от холода и дрожало от голода.  Рик отправил мужчин на охоту, но они плохо знали эти места и ждать от них богатой добычи не приходилось. Но даже если она будет, без огня мясо придется рвать сырым, глотая целые куски с кровью. Непропеченный на углях батат тоже был жестким и невкусным. К тому же, от постоянного холода, промозглости, плохой воды люди стали болеть. Кашель и хрипы раздавались почти из всех углов пещеры. Женщины, дети, старики жались друг к другу в надежде согреться, а для хвори именно это и надо было. Простуда быстро переползала от одного к другому.
     Батык почувствовал себя совсем плохо три дня назад. Сейчас его била лихоманка. Мальчика бросало то в жар, то в холод. Горло опухло и болело так, что он мог с большим трудом глотать воду и почти перестал говорить, только шептал. Родители уже больше не верили что он выживет и чтобы он не заразил других сородичей, отселили его в дальний темный угол пещеры. Изредка ему приносили немного еды и воды. На холодных камнях мальчик быстро угасал. Единственный кто его не бросил был Серко. Верный друг Серко. Его родителей еще молодыми волчатами люди взяли в свою семью. Их научили помогать на охоте, охранять жилище от других зверей. Серко прижился в семье Батыка. Они сразу подружились. Мальчик и волчонок вместе играли, делились едой, росли. Серко не раз выручал Батыка из беды. Они были вместе как одно целое. Но у животных своя длина жизни и если мальчик взрослел, то волчонок через несколько лет стал стареть. Он потерял свои клыки, хромал на заднюю лапу, глаза его слезились и уже не был таким задорным. Только он согревал мальчика своим телом, оберегал его, не давал другим украсть его пищу. Но вылечить друга он не мог. Помочь Батыку и остальным могло только тепло. Тепло дает огонь, а его как раз и не было.
     Старый Рик уже договорился с родителями Батыка, что когда мальчик умрет, староста заберет себе шкуру Серко. Волчья шкура хорошо помогает больной спине. За это он пообещал сородичам столько батата, сколько пальцев на двух руках.
     В один из дней дозорные заметили незнакомых людей. Это была семья кочевого племени сельдов. Они жили не племенами, а семьями. Долго не задерживались на одном месте, потому что отличались очень неуживчивым нравом по отношению к соседям. Сельды попросили пустить их переночевать в пещере, а утром они отправятся дальше. Дождь к ночи только усилился.
- Хорошо, ночуйте, - согласился принять нежданных гостей Рик. – Только у нас нет огня, чтобы согреться и едой я с вами поделиться не могу, так как сами голодаем. Ждем когда вернутся охотники.
     Семья сельдов обосновалась в дальнем углу, где за камнями лежал Батык со своим верным другом. Чужаки не заметили мальчика, а он видел все. Сельды сели в кружок, прикрыв спинами своего вожака. Вождь неторопясь разложил какие то веточки, щепочки, потом достал две палочки. Самый крепкий из мужчин стал быстро тереть их друг о друга. Батык из опыта знал, что сколько дерево не три, огонь все равно не появится.. Дерево нагреется, но огня не будет. И тут мальчик увидел, что вождь достал из поясного мешочка щепотку порошка и стал посыпать палочки. Тут же между деревяшками вспыхнул огонь. Он быстро перекинулся на аккуратно сложенную сухую траву и веточки. Это было чудо. Батык первый раз увидел как зарождается огонь.
     Скоро, почуяв запах дыма, к чужакам подошел старый Рик. Он попросил по соседски поделиться огнем.
- Нет, вождь, огонь мы тебе дать не можем, - заявил старший из сельдов. -  Для нас огонь священен. Пламя это наш бог. Мы поклоняемся огню, возносим ему молитвы, ублажаем его жертвами. Вы же, дикие люди, используете его только для своих нужд. Готовите на нем еду, бросаете в него кости, сушите на нем свои грязные шкуры, сжигаете мусор. По нашим понятиям вы оскорбляете святыню. Мы не дадим тебе священного огня. Не проси, старик.
     Рик страшно обиделся и даже затопал ногами.
- Тогда мы отберем его силой. Мое племя замерзает и голодает. Ради своего рода, я готов нарушить закон гостеприимства.
- Твои люди истощены и ослаблены, - ответил незнакомец. – Ты сам сказал, что самые сильные ушли на охоту. Мы же за за своего бога готовы биться и умереть, но он вам не достанется. Ты хочешь смертоубийства, вождь?
- Тогда убирайтесь отсюда, иначе, - Рик со значением покачал увесистой сучковатой палкой. Сельды быстро собрались и направились к выходу. Они собрали с собой даже самые маленькие угольки. Последним шел вождь.
     Серко понимал мальчика без слов. Поэтому  Батык только кивнул ему и указал пальцем на пояс чужака. Волк кинулся и вцепился зубами в мешочек с заветным порошком. Мешочек затрещал и часть зелья высыпалось на землю. Чужак палкой стал отгонять зверя. Но дело было сделано и Батрак подозвал друга к себе. Сельды скрылись в тумане.
     У мальчика заканчивались силы. Сильный кашель выворачивал его до желудка. Из горла пошла кровь. Собрав последние силы, он жестами попросил старосту принести две сухие палки. Батык показал что надо потереть их друг о друга. Видя, что болезнь вот-вот заберет мальчика, Рик огласился выполнить его последнюю волю. Он стал тереть деревяшки между собой. Последним усилием мальчик соскреб щепотку зелья с пола и посыпал деревяшки. Ярко вспыхнул огонь.
- Траву! – громко закричал Рик, - Быстро несите сюда сухую траву, ветки, шишки, мох, все что может гореть. Быстрее!
     Он яростно стал раздувать угольки. Костер разгорался. Вместе с ним разгоралась надежда,  что  племя не умрет от холода, голода и болезней. Первые глотки горячего отвара из трав по праву достались Батыку. Ему стало легче. Нестолько от  отвара, сколько от  того, что он оказался полезным своему племени, своей семье.
     К утру мальчик умер. Серко горестно выл на его могиле и не хотел уходить. Горе от потери единственного друга разрывало его сердце. Его холодный труп утром нашли на могиле Батыка. Когда с Серко хотели содрать шкуру, вождь запретил это делать и велел похоронить волка рядом с мальчиком.
- Как жаль, что у меня нет такого верного друга, - пробормотал вождь и горько вздохнул.      


Рецензии