Отторжение кровей. часть 8-9

ОТТОРЖЕНИЕ КРОВЕЙ. Часть 8-9.

                8.

       - Ириша, вставай, позавтракай и собирайся в школу! – войдя в комнату дочери, пролепетала Надежда Николаевна.
     Ира уже не спала. Она лежала в постельке, наслаждаясь рассветом и думами о тех впечатлениях, которые принес ей прошедший день.
     - Ах, ты не спишь!?
     - Не сплю, мама… Папа  уехал?..
     - Уехал, Ирочка, и уехал очень рано. Вставай, доченька, будем завтракать. Кстати, в каком наряде ты пойдешь в школу? – раздвигая оконные шторы и пропуская поток утренних, ласковых солнечных лучей, спросила заботливая мать.
     - Как, в каком?.. В обычном, школьном! Это же не выпускной вечер!? Экзамен и последний классный час, час напутствий нашей Раисы Прокофьевны.
     - Да, доченька, - подойдя к кровати и погладив её по оголенному плечу,  неприкрытому простыней, сказала ласковая мать. - Заканчивается твое детство и юность и через какие-то два месяца начнется у тебя самостоятельная взрослая жизнь!.. А нам с отцом останутся только тоска и только думы о твоём будущем. А так хочется, чтобы тебе, доченька, улыбнулась удача и счастье!
     - Не волнуйся, мама!.. Всё будет хорошо!.. – выскакивая из-под простыни, прощебетала Ира, убегая в ванную комнату.
      Не мешкая, она быстро привела себя в порядок, позавтракала и, поцеловав маму, выскочила на лестничную площадку. Не оглядываясь, Ира, как всегда, вприпрыжку, поскакала вниз, издавая каблучками симфонию, спешащего человека на простор и свободу. 
     Надежда Николаевна, уже повзрослевшую дочь, провожала всегда до лестницы. Вот и сейчас она стояла на площадке, прислушиваясь к затихающим звукам, издаваемых, туфельками  Ирочки.
    

     Выйдя из подъезда, Ириша встретила соседку, которая выгуливала свою собаку.
     - Доброе утро, Матрена Филипповна! Барсика выгуливаете? – ласково поздоровалась с соседкой девушка.
     - Доброе утро, Ирочка, - ответила женщина. - А что делать одинокому человеку, пенсионерке?.. Собака моё утешение, моя забота, моя радость! А ты в школу бежишь?..
     - В школу, Матрена Филипповна! Сегодня последний экзамен и я свободна!
     - Желаю тебе, Ирочка, удачи! Чтобы была обязательно пятерка!
     - Спасибо!.. Спасибо!.. Пятерка будет и обязательно! – уверенно ответила Ириша и побежала навстречу своей подруги Рите, которая ждала её у соседнего подъезда.
      Подружки были веселы. Веселы от того, что заканчивается их первый трудовой жизненный этап. Они не думали о том, что этот этап чуть, чуть подготовил их к преодолению трудностей, ждущих девушек впереди. Они думали, что  свобода и самостоятельность принесут им - только радость и только счастье.
      Девушки шагали в школу, беседуя не о предстоящем экзамене, к которому они были готовы, а о сокровенных девичьих тайнах и думах, которые они пережили в последние дни. Их обгоняли одноклассники, спешащие на последний школьный поединок с учительницей по литературе и русскому языку.
     - Привет, девчонки! Почему медленно топаете в школу?
     - Привет, Вася! – дружно ответили Ира и Рита. – Ты шпаргалки свои не забыл случайно дома?
      - Не забыл! Они все в моём шарабане! Во!.. 
     Услышали подруги  ответ,  увидели ехидную рожицу парня и его смешное похлопывания ладонью по голове.
      - Васёк, а из твоего шарабана раздается звук, как из перезревшего арбуза! – Хихикая, парировала Рита.
       - Васёк, смотри  не урони его и целеньким подари  Ираиде Петровне! – поддержала подругу Ириша.
      Паренёк обхватил свою головушку двумя ладонями и, покачиваясь из стороны в сторону, засеменил в сторону школы.
     Задорный, веселый смех прозвучал с их стороны.
     Такими любезностями подруги обменивались с другими мальчишками их класса. Одноклассницы же Иры и Риты не обладали боевитостью и смелостью. Они были серьезны, предстоящий экзамен наложил на их нервную систему свой отпечаток – им было не до шуток и смеха.
     На ступеньках школы встречала своих птенцов, классная руководительница, Раиса Прокофьевна. Трудно представить и передать те душевные чувства женщины,  которая, в течение пяти лет для каждого  была  мамой и папой, воспитательницей и наставницей. На её глазах и при непосредственном участии формировались личности. Она знала характер, увлечения и способность каждого. Она посвятила им часть своей жизни и хотела, чтобы каждый ученик нашел свое место в жизни, был успешным и счастливым.
     - Ребятки, поспешайте, Ираида Петровна в классе и ждет вас! – ласково приглашала классная руководительница своих питомцев не задерживаться, не опаздывать на экзамен!
     Преподаватель стояла у доски, мило, по-доброму улыбалась входящим, этим снимая с них  нервную напряженность и мобилизуя  на успешную сдачу экзамена. На  столе были разложены экзаменационные билеты, лежал классный журнал и  стопочка классической литературы.
     Имея глубокие педагогические знания и большой опыт, Ираида Петровна, преподаватель русского языка и литературы, хорошо знала свой предмет, цитировала наизусть поэму «Герой нашего времени» А.С.Пушкина, сказку о Царе Солтане,  много других цитат и высказываний классиков. Она была в авторитете не только у преподавателей, но и у всех учащихся. Дети боготворили, уважали  её, считали, что плохо выученный урок будет унижением и оскорблением преподавателя. Для них она была примером для подражания, примером в поведении, общении и культуре. Никто, никогда не слышал от неё грубых, оскорбительных слов и унижений.
      Последний выпускной экзамен прошел быстро и без всяких проволочек. Дети покидали класс, вежливо прощаясь с Ираидой Петровной. Все были удовлетворены итогом последнего экзамена.
     С радостными лицами,  сияющими глазками, они, веселой гурьбой  ввалились в свой класс. Это был час прощания Раисы Прокофьевны со своими питомцами, на котором она давала последние напутствия и пожелания. Это был час душевной боли, о неизбежном расставании.
     После классного часа дети разбредались по домам, спешили уведомить своих родителей об успехе на последнем экзамене. Такими же чувствами горели души наших героинь. Их поглотили радостные мысли: «Всё!.. Книжки, учебники, дневники, портфели и рюкзаки им больше не нужны!..  Не нужна школьная форма!.. Не нужны косички и бантики!.. Свобода!.. Да здравствует СВОБОДА!..» – кричали их сердца.
     - Ира! Что ты будешь делать со своими косичками? – спросила Рита.
     - Как что?.. Завтра же пойду в парикмахерскую и подстригусь! Не поеду же я в Ленинград, как чучело гороховое! Чтобы я там была посмешищем?! Ну, уж нет!.. Если хочешь, то пойдем в парикмахерскую вместе!
     - Пойдём, - согласилась Рита.
     - Рита, как мне хочется, чтобы о результате экзамена узнал…
     - Знаю!.. Знаю!.. – перебила Рита. - У тебя, подруга, на лбу написано, кому ты бы хотела похвастать своими успехами!..
     На этом подруги расстались, спеша порадовать родителей своими успехами.
     Вбежав в свою квартиру, второпях,  сбрасывая со своих ножек туфельки, Ириша громко крикнула: «Мамочка, звони папе – пятерка!.. Я свободна!..»
     Девушка, вальсируя, устремилась навстречу своей маме, выкрикивая: «Я свободна!.. Ура!.. Мамочка!.. Я свободна!..»
     Мать и дочь обнялись. Это был поток радостных чувств, которые сваливаются на человека, покорившего какую-либо вершину. А тут была покоренная первая вершина школьных наук, вооружившая девушку знаниями для дальнейшей борьбы и покорения других вершин.
     Наобнимавшись, мать и дочь подбежали к телефону и, перебивая друг друга, начали накручивать его диск.
     - Алло!.. Коммутатор?.. Коммутатор?.. Соедините, пожалуйста, с полковником Федюкиным!
     Проходит несколько секунд, показавшихся,  Надежде Николаевне и Ирише, очень долгими.
     - Алло!.. Алло!.. Папочка, - пятерка!.. Ура!.. Я свободна!..
     - Ириша, доченька! – послышался в трубку радостный голос родителя. - Поздравляю тебя с окончанием школы! Желаю тебе удачи и счастья в жизни! Желаю, чтобы ты всегда могла преодолеть все трудности, которые возникнут на твоем пути! Будь умница!.. Я горжусь тобой!
     - Спасибо!.. Спасибо, папочка! – радостно ответила Ириша отцу и передала трубку маме.
     - Спасибо!.. Спасибо, родной!  - отвечала Надежда Николаевна. - У меня от радости текут слезы! Да!.. Да!.. Выросла наша доченька!.. Да, только счастья!.. Да, только счастья и успехов нашей ласточке! Согласна!.. Согласна с тобой, милый!
     - Я скоро приеду, приготовь, Наденька, что-либо к столу. По этому случаю обязательно надо пропустить рюмочку!
     - Для этого случая у меня всё есть и всё готово!.. Приезжай!.. Ждём тебя!.. – ответила Надежда Николаевна, положила трубку и побежала на кухню.
     Через два часа к подъезду подкатил УАЗик, из него вышел полковник Федюкин, в руках у него был большой букет белых роз.  Он поздоровался с соседками, отдыхающими у подъезда на лавочке, и быстро скрылся в подъезде.
      - Матрена! Что это с ним?..  – спросила соседка с первого этажа. - Всегда остановится!..  Всегда пошутит, что-то скажет?!.. А тут, как угорелый, помчался к своей Наденьке!.. А, какой букет белых роз!.. Какой букет!.. У Надежды, что – день рождения?..
     - Да!.. Да!.. Что это с ним?.. – первую, задавшую вопрос, поддержала  другая пожилая женщина.
     - Нет, девочки!.. У них сегодня очень большой праздник!.. Ирочка сдала последний экзамен и на пятерку.
     - Надо же!.. Какая умненькая, способная девочка!.. – хором было восклицание и восхищение пожилых женщин.
      Долго ещё судачили пенсионерки об увиденном, рассказывая друг другу подробности о жизни и быте этой дружной семьи Федюкиных.
     В центре внимания пожилых женщин всегда была Матрена Филипповна. Она обо всех и  обо всем знала, имела своё неоспоримое мнение, с которым считались все пенсионеры дома. Чувствуя своё превосходство над остальными, она важно сидела на лавочке, помахивая веточкой, сорванной с какого-то кустика, отгоняя им мух от себя и верного ей Барсика.
      Неожиданно, к этой женской компании приблизился подвыпивший, пожилой мужчина из соседнего подъезда.
     - О чём шепчетесь, девчата-а-а?.. – прогундосил он, пытаясь присесть на лавочку рядом с Матреной Филипповной.
     Барсик предупредительно встал, злобно зарычал и громко гавкнул. Это желание подвыпившего  мужика не понравилось и Матрене Филиповне.
     - Костюша, выпил, так иди домой, проспись, порадуй свою Григорьевну!.. Иди!.. Иди, дружок!.. Не смущай Барсика!.. И не мешай нашим бабьим разговорам!
     Костюша встал, хотел было погладить Барсика по голове, но тот злобно зарычал и был готов схватить мужика за протянутую руку. Не ощутив понимание собаки, приветливость к его персоне женщин, почувствовав обиду и унижение, мужчина погрозил пальцем собаке и всей женской компании, ковыляя,  поплелся домой, мурлыча себе что-то под нос.
     - Ой!.. Ее!.. Ее!.. Что делает эта водка с людьми!?.. – вслед уходящему Костюше, простонала одна из подруг Матрены Филипповны.
     - И откуда только на нашу голову свалилось это горе?!..- поддержала её другая.
     Пенсионерки дружно переключились на эту тему, вспомнили приключения их родных и знакомых, пострадавших от чрезмерной страсти к этой гадости.
     Вдруг, из открытых окон квартиры Федюкиных, эфир заполнили проникновенные слова и мелодия «Школьного вальса» Михаила Матусовского на музыку Исаака Дунаевского:
                Давно, друзья веселые,
                Простились мы со школою,
                Но каждый год мы в свой приходим класс.
                В саду березки с кленами
                Встречают нас поклонами,
                И школьный вальс опять звучит для нас.

                Сюда мы ребятишками
                С пеналами и книжками
                Входили и садились по рядам,
                Здесь десять классов пройдено,
                И здесь мы слово – РОДИНА
                Впервые прочитали по складам. 
                ………………………………………………………………
     Услышав эти слова и мелодию, женщины дружно замолчали, их тут же перестал интересовать вопрос пьянства, они, как по команде, достали носовые платочки и начали вытирать слёзы, катившиеся из глаз. Каждая  испытала эти мгновения: детства и юности, школьные годы – годы  свободы, веселья, радости и счастья.
     Перед их глазами, как будто, был прокручен короткометражный фильм, фильм-сказка, о прекрасном, радостном времени, которое было, и которое кануло в вечность.
     - Ой, девочки! Как расходились мои нервы от этого вальса!.. – дрожащим голосом сказала Матрена Филипповна. – Аж, в сердце закололо!.. Сколько было всего хорошего!.. Какое было время! – Какое время!..
     - Было, да сплыло! – вторила ей соседка и пропела: «А молодость не вернется, не вернется она!..»
     - Да, подруги, было время, да сплыло!.. Были живы родители!.. Была их ласка, забота и любовь!.. Была школа, были учителя, был выпускной вечер, были первые увлечения - было всё: и муж, и дети, и наши заботы, и наша любовь! Муж погиб, а дети разъехались, кто куда!.. А сейчас я одна – вот только телевизор, Барсик, да ВЫ - мои подружки!
     Женщины  заговорили о круговерти  в природе и о человеческих судьбах, об Ирочке, о её дальнейшей судьбе, о родителях, на плечи которых тут же ляжет грусть и тяжесть разлуки, новые заботы и новые переживания.

                9.

     Автобус плавно катил в сторону Севастополя. Галина Матвеевна сидела у окна и безотрывно  любовалась пейзажами, мелькающими перед её глазами. Дмитрий дремал. Эти пейзажи он видел уже и не один раз. В его голове проплывали мысли о прошедшем дне. Сладостные чувства согревали душу. Чувства, которые он испытал прошлым днём на море, окунаясь в его кристальную чистоту и прозрачность,  погружаясь на дно с нежным и милым созданием. Сегодня у неё последний экзамен: «Как она там?» - думал молодой человек и мысленно пожелал ей  успехов. Девушка нравилась ему, но был барьер, и он был явно не преодолим. Дмитрий ломал голову, рисовал в ней разные варианты, но все они не имели логического решения.
     - Ой, как красиво, какая природа!.. – восторженно прошептала Галина Матвеевна и дотронулась рукой до плеча сына.
     - Да, мамочка, очень красиво!.. – очнувшись от своих мечтаний, ответил Дмитрий. - Недаром англичане, французы, немцы зарились на эту красоту и хотели захватить её!.. Сколько здесь пролито крови! Вот мы и летаем над морем, чтобы эта трагедия не повторилась вновь.
     Автобус въехал в городскую черту Севастополя. Дмитрий, как профессиональный экскурсовод, рассказывал своей маме о достопримечательных, героических местах  города. Галина Матвеевна внимательно слушала, восхищалась и посылала в адрес агрессоров проклятья и свои возмущения.
     Наняв такси, они начали знакомство с городом. Посетив ПОНОРАМУ  – они окунулись, ввергли себя в атмосферу   тех далеких исторических событий, которые произошли в середине девятнадцатого столетия.
     В ПАНОРАМЕ экскурсовод - седовласая, средних лет женщина, рассказала о стойкости русских людей, обороняющих в период с 1853 по 1856 год город Севастополь  от нашествия коалиции Англии, Франции, Османской империи,  Сардинского королевства за преобладание на Черном море и в зоне Черноморских проливов. Героический Севастопольский 40-тысячный гарнизон сдерживал атаки 140-тысячной осадной армии.
     В этой героической борьбе были названы фамилии людей, которые проявили себя, как настоящие патриоты России, это: генерал Хрулев С.А., вице-адмирал Корнилов В.А., адмиралы ИстоминВ.И., Нахимов П.С., матрос Кошка П.М., хирург Пирогов Н.И., сестры милосердия: Даша Севастопольская,  Прасковья Графова и много, много других.
     Хорошо поставленным голосом, она, как гипнозом, увлекала слушателей в те далекие времена, когда улицы города были усыпаны осколками от разорвавшихся снарядов, когда пули градом сыпались на землю, когда рекой лилась кровь простых жителей города, матросов и солдат, генералов и адмиралов, когда на вершине человеческого величия господствовали: - честь, преданность государству и Отечеству, храбрость, бесстрашие, смекалка, неимоверное терпение и стойкость.
    Эта экскурсия растрогала нервную систему  Галины Матвеевной, она плакала, вытирая слезы, прошептала: «Сколько горя натерпелись люди от нашествия варваров!.. Сколько горя!.. Приеду домой, расскажу об увиденном всем своим подружкам.»
     Дмитрий молчал, хотя, и его душа была в плену двух ощущений: грустных - о гибели большого количества русских людей в борьбе за каждый клочок родной земли  и благодарных предкам, которые не щадя своих жизней Героически сражались с врагом, проявляя: мужество, смелость, верность присяге, Родине и долгу.
     Посещение ДИАРАМЫ всколыхнуло у посетителей представление о Героической 250- дневной обороне Севастополя с ненавистными полчищами фашистов с октября 1941, по июль 1942 года.
     Выставка военной техники противника, которая применялась фашистами против защитников Севастополя, произвела на Галину Матвеевну ещё более сильное впечатление. Она смотрела на эти орудия смерти, скрестив руки на груди, как бы сжимая разбушевавшееся там сердце,  выкрикнула: «Боже мой!.. Боже!.. Люди! Да, когда же вы, наконец, опомнитесь!.. Когда же вы будете жить в любви, мире и дружбе!.. Зачем войны?!.. Зачем смерти?!..»
     - Мамочка, успокойся!.. Не надо так волноваться!.. Ты что забыла, что добро и зло живут рядом – вот я и служу в авиации, чтобы не дать злу расползтись  по всей стране.
     - Сынок!.. Вот от такого чудовища погиб твой папочка, мой дорогой Ванечка! Как мне не плакать!?.. Как не печалиться!?..  – ответила Дмитрию Галина Матвеевна, продолжая влажным платком вытирать катившиеся слезы.
     Возвращаясь в город, Дмитрий попросил таксиста остановиться на площади у памятника адмиралу П.С.Нахимову.
     Величественный монумент Герою Крымской войны был усыпан живыми цветами от благодарных потомков, за  подвиг, который совершил этот человек во имя торжества жизни, свободы на этом клочке Крымской земли.
     Мать и сын, склонив головы, в молчании, несколько минут постояли у памятника, посылая в то далекое прошлое мысли душевной признательности и благодарности людям, которые ценой своих жизней дали возможность им насладиться красотой этого божественного уголка земли.
     Конечным итогом наших путешественников был маршрут к берегу моря, к памятнику затопленным кораблям. Найдя на берегу свободную лавочку, Галина Матвеевна и Дмитрий присели, чтобы отдохнуть и утихомирить свои  разбушевавшиеся нервы.
     День клонился к своему закату. Солнце приближалось к горизонту, море было спокойным. Изредка, набегающий ветерок, поднимал на воде зыбь, успокаивающе действуя на людей, как бы приглашая их задуматься о  БЫТИЕ, а бесконечная морская даль вызывала чувства пространства и философские размышления о МАТУШКЕ ЗЕМЛЕ и о законах ВСЕЛЕННОЙ. 
     На последнем автобусе мать и сын возвратились домой. Усталость и впечатления от прошедшего дня, забрали последние силы для разговоров, они оказались в плену желания поскорее оказаться в постельке, в объятиях отдыха и добрых сновидений.

               


Рецензии